Проект деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Мой город — Шахтерск, мой край — Донбасс


Проект: «Мой город - Шахтерск, мой край – Донбасс».
Характеристика проекта.
Продолжительность: кратковременный – три недели.
Количество участников: вся группа.
Характер контактов: взаимодействие с музеем ДОУ «Мир», библиотекой.
Характер деятельности: познавательно-исследовательский.
Участники: воспитанники старшей группы их родители, воспитатели группы.
Автор проекта: Немченко Елена Федоровна
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию дошкольников в духе патриотизма, приобщение детей к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи
Воспитывать любовь к родному городу, углубить знания детей о его истории.
Ознакомить воспитанников с гербом Шахтерка, воспитывать чувства уважения к городской геральдике.
Познакомить с выдающимися людьми Шахтерска, воспитывать уважительное отношение к ним.
Формировать у дошкольников гражданские чувства: независимости к родной земле, гордости к своему городу, к его истории.
Развивать желание делать свой город лучшим, заботиться о его эстетическом и экологическом состоянии.
Гипотеза.
Во время реализации проекта дети получают знания о истории родного города, символике, его примечательных местах; будут знать имена тех людей, что основали и прославили наш город.
Если дети начнут проявлять интерес к общественной жизни нашего города и отображать свое отношение в продуктивных видах деятельности, то можно сделать вывод, что цель проекта достигнута.
Задания.
Дать детям знания о родном городе Шахтерске, о его истории и символике.
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил наш город.
Познакомить с известными шахтёрцами.
Уточнить и расширить знания о флоре и фауне родного края.
Учить работать с картой Донецкой области, находить на ней города Шахтерск, Донецк, реки Северский Донец, Кальмиус, Крынка.
Познакомить с промышленными объектами города и области, учить определять их пользу и вред для экологии.
Воспитывать любовь к родному краю.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Мотивационный этап.
1-й день.
Задание. Создать ситуацию для заинтересованности детей своим городом, его историей, основателями, значение в окружающем мире; уточнить с детьми информацию о родном городе, какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что окружает детей. Развивать познавательный интерес, желание к активному познанию родного края, инициативу во время подбора заданий по этой теме. Создание «древа целей». Продиагностировать и выявить знания детей по данной теме. Вызвать желание работать над совместным проектом, переживать за общее дело.
І половина дня.
Беседа. Как вы провели выходной день. Куда ходили? Что видели интересного в городе?
Задание: выявить знания детей о родном городе, названии центральных улиц, их места жительства, место расположение детского сада.
Игровая деятельность.
Задание: провести диагностику знаний детей при помощи дидактических и подвижных игр.
Дидактические игры и упражнения
Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
Проблемная ситуация: Что означает слово Шахтерск? Почему город получил такое название? Что чаще всего можно встретить в нашем крае, чего не увидишь в других местах? (Выслушать ответы детей и подвести путем отгадывания загадки (Она глубокою бывает, а в ней уголь добывают? (шахта)) или складывания картинки (Игра: «Лимпопо»)) «Кто работает на шахтах?». «Ассоциации – город». «Словарик шахтера». «Ассоциации – угольные предприятия». «Что где находится» (схемы, карты).
Модель трех вопросов
Что знаем? Что хотим узнать? Где можно узнать?
1. Что это город 1. Почему так назван город? 1. В Интернете.
2. Называется Шахтерск 2. Какие еще есть достопримечательности? 2. Посещение музея.
3. Есть достопримечательности 3. История образования города? 3. Посмотреть в энциклопедии.
4. Есть красивые места 4. О растительном и животном мире? 4. Прочитать градостроительную летопись.
Сюжетно-ролевые игры
Задание: подумать вместе с детьми, в какие игры можно поиграть во время изучения этой темы, используя в них свои знания, например, «На дорогах города», «Машина времени (путешествие в прошлое и будущее)», «Шахта», Профилактический центр», «Супермаркет», «Путешествие в автобусе», «Спасатели 911», «Туристическое агентство».
ІІ половина дня
Художественный труд: «Изготовление древа целей»
Задание: воспитывать у детей желание работать в коллективе, развивать мелкую моторику пальцев рук, умение работать с шаблоном, вырезать по контуру.
Индивидуальная работа: закончить диагностику по данной теме.
Работа с родителями: познакомить родителей с темой проекта и его способами реализации. Подобрать интересный материал по родному краю, используя интернет, семейный архив.
Уважаемые родители!
Мы начинаем изучать тему “Мой город”.
Мы предлагаем вам познакомить ребенка с родным городом поподробнее. На занятиях мы все вместе обсудим то, что нового узнали ребята из совместных с родителями прогулок по городу, рассказов бабушек и дедушек и строительстве города.
1.Обсудите с ребенком название города, название улицы, на которой вы живете. Постарайтесь повторить несколько раз, чтобы ребенок запомнил свой адрес.
2.Гуляя по городу обратите внимание ребенка на название улиц, микрорайонов, обсудите, что есть в городе, кроме жилых домов (магазины, аптеки, почта…)
3.Нарисуйте вместе эмблему города и флаг.
4.Может быть, у ваших родителей сохранились старые фотографии, где видно, каким были улицы города раньше? Пусть ребенок принесет их в детский сад.
5.Если у вас есть открытки, календари, посвященные Шахтерску, то было бы хорошо, если бы вы поделились ими и другие ребята в детском саду смогли бы их посмотреть.
6.Если у вас есть (или была) возможность съездить в другие города — Донецк, Торез и т.п., обратите внимание ребенка, чем эти города отличаются от Шахтерска, какой городской транспорт ходит там, какие там строения, сколько народа и так далее.
7.Предложите ребенку придумать свой город, нарисовать, сконструировать из бумаги, придумать ему название. Это очень увлекательное дело для всей семьи, ведь и вы и другие члены семьи могут принять участие в создании города.
Все это обогатит ребенка новыми знаниями и укрепит отношения в вашей семье.
Информационный этап
2-й день
Задачи на предстоящую неделю.
расширять представления детей об истории появления и развития нашего города;
знакомить детей с государственной символикой города, края (герб, флаг);
систематизировать знания детей о достопримечательностях города, края;
знакомить детей с картой Шахтерска;
дать представление о городах, входящих в состав области (Макеевка, Зугресс и др.);
поддерживать интерес к событиям, происходящим в городе, крае;
воспитывать любовь к родному городу, краю.
І половина дня
Беседа «Донбасс – мой край, Шахтерск – мой город» используя дидактическую игру.
Задание: расширить знания детей символах Донбасса и города Шахтерска; формировать представление о Родине, как месте, где человек родился; воспитывать любовь к родному краю и людям, проживающим в нем.
Занятия.
Ознакомление с окружающим «Край, в котором я живу».
Задачи: углубить знания детей о родном крае, истории, символике, достопримечательностях; промышленных объектах, их пользе и вреде для окружающих; воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное и гордиться им и людьми, прославившими наш край.
Лепка «Барельеф «Герб».
Задачи: продолжать обучать детей работать с пластилином; обучать технике барельефной лепки (полуобъём) создавать изображение герба города, путем налепа и размазывания небольших кусочков пластилина, используя стеку для отделки формы; развивать эстетическое восприятие, наблюдательность, внимание, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Физкультура.
Наблюдение во время прогулки «За солнцем».
Задание: продолжать знакомить детей с природой, развивать познавательный интерес к ней, закрепить понятие о пользе и вреде для окружающего; закреплять умения детей строить связные предложения во время словесной игры: «Где можно увидеть солнце?» (Связь с гербами)
Словесная игра «Солнечный зайчик»
Задание: упражнять детей в соотнесении слов в предложении в роде, числе, падеже отвечая на вопрос «Где сейчас солнечный зайчик?»
Подвижная игра «Гори-гори ясно»
Задание: приучать детей выполнять движения проговаривая текст, выполнять движения по сигналу; развивать быстроту реакции; умения бегать на перегонки не мешая товарищу.
Подвижная игра «Попади в цель»
Задание: отрабатывать умения детей метать мешочки, в горизонтальную и вертикальную цели, поочередно левой и правой руками.
Индивидуальная работа: «Сложи картинку». Развивать умения составлять из частей целое (гербы городов Донбасса, Шахтерска). Находить сходства и различия.
Трудовые поручения: сбор выносного материала, игрушек.
ІІ половина дня
Художественная литература.
Заучивание стихотворения о родном крае.
На этой большой планетеВ огромной такой стране, Есть город один на свете, Который так дорог мне.
Он маленький, но чудесный. В тенистой дали копров Шахтерск наш родной, как невеста, В цветущих садах весной.
А где-то дымят заводы, И поезд бежит по степи. Ах, как это всё знакомо, Знакомо с рожденья мне.
И синее небо в мае, А в августе – золотое, Над милым для сердца краем, Любимое и родное.
И если вдали от дома Я буду когда-то где-то, То поздней весною вспомню, В мой город приходит лето.                  Н. РоссохинаБеседа о прошедшем дне.
Задачи: выявить знания детей о полученных сведениях в течении дня.
Работа с родителями. Словотворчество. Сочинить или найти частушку, стихотворение о родном крае.
Цель: приобщать родителей к работе.
3-й день
І половина дня
Беседа «Чем славиться Шахтерск?»
Задачи: Формирование любви к родному городу и интерес к промышленным предприятиям и людям Шахтерска.
Работа с книгой – альбомом «Шахтерск – родина моя».
Задачи: познакомить с городом и людьми, которые составляют его славу, достопримечательностями г. Шахтерска.
Занятия.
Интегрированная деятельность «Шахтерск любимый город»
Задачи: Уточнить с детьми информацию о родном городе, какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе, их названиях и роде деятельности. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, бережное отношение ко всему, что их окружает. Пополнить знания детей о городе Шахтерске (в котором мы живем); развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народностей, которые населяют наш город и край; воспитывать у детей любовь к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Аппликация «Дом, в котором я живу»
Задачи: продолжать обучать детей выполнять аппликацию; воспитывать любовь к родному городу, привлекать детей к активному участию в создании его нового облика; помочь создать интересные архитектурные сооружения, дома-символы, дома-образцы; поддерживать интерес к изобретательству; обеспечить личностное ориентирование в творческом процессе, поощрять оригинальные работы.
Музыкальное.
Разучивание песни «Мой край».
Целевая прогулка к центральной улице Ленина города Шахтерска.
Задачи: формировать правила безопасного поведения на проезжей части; уточнить представления о правилах дорожного движения для пешеходов; рассмотреть предупреждающие и запрещающие знаки; пополнить словарный запас детей, проговаривая с ними слова: тротуар, дорожные знаки, проезжая часть, перекресток, регулировщик; уточнить знания детьми правил поведения пешеходов при движении по тротуару; прививать культуру поведения по отношению к пешеходам и к водителям транспорта. Наблюдение за улицей.
Задачи: познакомить детей с улицей, с ее особенностями; закрепить знания о ом, что транспорт движется по дороге, а пешеходы по тротуару.
Переход на детскую площадку.
Подвижная игра «1,2,3 – к названому предмету подбеги»
Задачи: приучать детей ориентироваться в окружающем, реагируя на подаваемый сигнал воспитателем; развивать внимание, умение играть в коллективе.
Самостоятельная игровая деятельность
Катание на качелях.
Задачи: обучать детей договариваться между собой при выборе игрового объекта, развивать вестибулярный аппарат; воспитывать взаимоуважение к товарищам.
Сюжетно ролевая игра «Дорожное движение»
Задачи: учить детей переносить полученные знания в игровые действия; уточнить знания о видах транспорта (грузовой, легковой, пассажирский); воспитывать коммуникативные качества.
Возвращение в детский сад.
ІІ половина дня
Работа над макетом «Мой город»
41700456139180Задачи: приобщать детей к изготовлению макета для настольной игры состоящего из зданий, дорог, улиц, дорожных знаков, светофоров, зеленых насаждений; упражнять в изготовлении домов из бросового материала, работать с ножницами, цветной бумагой; развивать фантазию, творчество; воспитывать уважение к товарищам, умение работать слаженно в коллективе сверстников, желание создать свой неповторимый город.
Обыгрывание макета «Мой город»
Цель: продолжать обучение детей правильному поведению на дороге, знакомить с дорожными знаками, развивать наблюдательность.
Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый»
Цель: упражнять детей в выполнении действий по определенному сигналу (зрительному, звуковому, двигательному); развивать внимание, терпение, выдержку.
Индивидуальная работа: место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых.
Работа с родителями. Узелок на память «Генеалогическое дерево семьи».
Цель: пополнить знания детей о семейных традициях, членах семьи, роде их деятельности.
Уважаемые родители!
Мы очень часто сталкиваемся с тем, что дети дошкольники плохо ориентируются в своих родственниках. Также ребята плохо себе представляет, что у его мамы и папы тоже есть свои мама и папа, которых он называет бабушками и дедушками. Распечатайте такой симпатичный шаблон генеалогического древа и наклейте вместе с ребенком туда фотографии всей своей большой семьи. Расскажите ребенку, кто чья мама, и кто чей папа. Объясните, кем они работают или работали и чем увлекаются.
К этому дереву можно добавлять родственников по материнской и отцовской линии, можно наклеить рядом родных теть и дядей, объяснив, что они братья и сестры мамы или папы.Шаблон семейного древа - очень удобный материал по изучению своей родословной.
4-й день
І половина дня
Беседа «Генеалогическое дерево семьи».
Цель: дать детям понятие генеалогическое дерево — схематическое представление родственных связей в виде дерева, в котором у корня расположен родоначальник, а на ветвях дерева — различные линии его потомков. Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц.
Подвижная игра «Вдвоём одну верёвку (весёлое состязание)».
Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу, на расстоянии 2-3 м. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет. Бежать следует каждому в правую сторону. Во время бега до стульев дотрагиваться нельзя.
Сначала надо провести репетицию. Для того чтобы играющие не ошиблись и не схватили верёвку раньше времени, воспитатель вслух считает обороты: «Раз, два!». После счёта «Два» можно сесть на стул и попытаться вытянуть верёвку.
Экскурсия «Знакомство с историей города и людьми, прославившими его на основе материалов музеев (ЦБ или ДОУ № 14).»
Задачи: формирование целостной личности, приобщения детей к культурным ценностям и традициям; решение важнейших задач по формированию: - познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Рассказы заранее подготовленных детей (вместе с родителями) об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).
Целевая эстетическая прогулка «По дорогам нашего города, к образовательной школе № 19».
Цель: Расширить  познавательную сферу деятельности детей: развивать  кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города.
Игра малой подвижности «Пять имён».
Задание: Двое играющих, мальчик и девочка (представители двух команд), становятся перед двумя линиями. По сигналу они должны пройти вперёд (сначала один, потом другой), сделав пять шагов, и на каждый шаг без малейшей ошибки, запинки (не нарушая ритма) произнести какое-нибудь имя (мальчики – имена девочек, девочки – имена мальчиков). Это на первый взгляд простое задание, на самом деле выполнить не так-то просто. Побеждает тот, кто справится с этой задачей или сумеет назвать больше имён.
Можно назвать пять других слов (по темам: животные, растения, предметы труда, профессии и т.п.). Таких слов множество, а подобрать 5 слов и произнести их одно за другим без промедления в ритме шага сумеет не каждый.
ІІ половина дня
Рассматривание фотографий, отбор фото для создания фотоальбома «Мой край и любимый город шахтеров».
Цель: активизация детей для обогащения знаний о своем городе и его жителях, трудовых подвигах.
Работа с картой города и области. Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов, детского сада.
Цель: обучать ориентировке на карте, познакомить с символами, обозначающими населенные пункты, здания, реки, природное окружение.
Составление схемы (дорога из дома в детский сад).
Цель: приучать детей самостоятельно наносить на самодельные карты индивидуальные маршруты похода в детский сад и места, которые посещаем вместе.
Работа с родителями. Составить маршрут дороги от дома в детский сад. Нанести на него объекты ближайшего окружения, встречающиеся по пути следования.
5-й день
І половина дня
Беседа «О маршрутных листах-картах, которые подготовили дети дома»
Цель: приобщать детей к совместному составлению и изучению карт, подвести к дальнейшему виду деятельности. Предложить определить на основной карте новый маршрут нашего путешествия на сегодня.
Словесно-дидактическая игра «Волшебные слова»
Цель: обучать выражать словами свое уважение, любовь и нежность к людям, которые окружают нас; прививать навыки культурного общения, использовать в своей речи «волшебные слова» (Здравствуйте, Добрый день, Будьте здоровы, До свидания, Спокойной ночи и т. п.), добропорядочность во взаимоотношениях между сверстниками, воспитателями, взрослыми, гостями, окружающими людьми. Подвижная игра «На одной ножке по дорожке».
Цель: развивать координацию движений, умение прыгать на одной ноге, уважать сверстников.
Дети встают на краю площадки. Им предлагается допрыгать до средины площадки на правой ноге (3-4 м). Обратно дети бегут. Затем прыгают на левой ноге.
Интегрированная деятельность. «Олимпийские медали начинаются с детства»
Задачи. Создать у детей представление об Олимпийских играх как мирного соревнования в целях физического совершенствования людей, в котором участвуют народы всего мира. Дать понятие, что заниматься необходимо с детства, чтобы достичь результата в юности. Расширить  познавательную сферу деятельности детей: развивать  кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города. Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.
Прогулка.
«Веселые старты» соревнования между детьми старшего возраста, используя полосу препятствий на территории детского сада.
Игра малой подвижности «Что мы делали - мы не скажем, а мы лучше вам покажем»
Цель: продолжать обучат детей искусству пантомимы, показывать объекты при помощи движений тела; развивать творчество, внимание, координацию.
Индивидуальная работа. Назвать известные места города, чем они прославляют его.
ІІ половина дня
ИЗО творчество «Медаль для города».
Задачи: Приучать детей самостоятельно подбирать для работы необходимые материалы и технику (гуашь, акварель, карандаши) относительно своего замысла, отображать в рисунке свой замысел увиденного, созданного объекта. Развивать творчество, фантазию, создавая образы использовать известные приемы.
Работа с картой. Нанесение на карту нового объекта, который посетили. Выявить знания о нем у детей.
Разработка экскурсионно-туристических маршрутов по городу.
Изготовление схемы «Спорт в Шахтерске».
Подготовка к размещению выставочных работ по теме.
Подвижная игра «Салки на одной ноге».
Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.
Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.
6-й день
Задачи на предстоящую неделю:
формировать экологическую культуру детей;
расширять представления флоре и фауне Донбасса;
знакомить с наиболее характерными признаками времён года и сезонными явлениями;
уточнять и систематизировать знания детей об основных профессиях в городе (шахтеры);
учить детей группировать и объединять профессии людей по общему признаку;
воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
І половина дня
Беседа «Родной край осенью». Наблюдение на участке детского сада.
Задачи: Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами. Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
Дидактическая игра «Кто больше назовет деревьев (кустов, цветов)».
Цель: продолжать обучать детей распознавать и называть деревья, кусты за характерными признаками (кора, плоды, расположение ветвей); закрепить знания о лиственных и хвойных растениях произрастающих в нашей местности.
Дидактическая игра «Узнай по описанию».
Цель: развивать умения детей составлять мини описательные рассказы о растениях ближайшего окружения.
Подвижная игра «Разведчики на задании».
Цель: приучать детей находить в окружающем растения по характерным признакам (рост, цвет, плоды, семена, цветы, форма листьев).
Занятия.
Ознакомление с окружающим «Природа родного края»
Задачи. Расширять представление детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в воде и воздухе; закреплять и углублять представления о животном мире родного края; объяснить экологические зависимости; способствовать развитию современного экологического мышления; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. Учить правильному поведению в природной среде. Закрепить в речи детей названия птиц, зверей насекомых, рыб. Воспитывать у детей желание оберегать и охранять уникальные виды растений и животных на нашей планете.
Материал: карта; макеты: «Лес», «Водоём», «Муравейник»; фигурки животных; картинки с изображением животных; аромалампа; оборудование для дыхательных упражнений; магнитофон.
Лепка «Деревья родного края»
Задачи: продолжать обучать детей лепить деревья на цветном картоне, передавая их характерные признаки и придавая им художественную выразительность; развивать творчество, фантазию.
Музыкальное
Экскурсия в парк.
Задачи: продолжать учить детей замечать характерные изменения в природе, которые происходят осенью, различать деревья и кусты в осеннем наряде по форме листьев (каштан, тополь, дуб, белая акация), характерными признаками плодов (клен, липа, каштан, дуб); формировать представления о особенностях распространения растений (семена лопуха имеют крючочки, клена – крылья, одуванчика - парашютики); познакомить детей с лекарственными особенностями дуба, каштана, рябины, калины; воспитывать заботливое отношение к природе и желание заботиться о ней.
Игровая деятельность.
Дидактическая игра: «Цвета природы».
Цель: показать детям разноцветье природного края; обучать эстетичному восприятию природы; совершенствовать сенсорное и речевое развитие при помощи природного окружения.
Материал: объекты природы (на выбор воспитателя).
Игровые задания – вопросы:
Кто увидит больше цветов определенного цвета?
Кто увидит больше оттенков в лепестках одного цветка (листка, неба, земли, травы ит.д.)?
Подвижные игры: «Мы осенние листочки», «С островка на островок», «Горидуб».
Чтение стихов: И. Бунин «Следы осени», В. Лучук «Желудь».
Труд: сбор листьев, плодов, цветов, семян с деревьев и кустов.
Индивидуальная работа.
Цель: закрепить знания детей о лекарственных особенностях ореха, дуба, березы, калины, рябины.
ІІ половина дня
Экспериментальная деятельность: «В розовом ростке спрятался настоящий дуб»:
принести в группу жёлуди;
оставить их в тепле на неделю;
разломать желудь и рассмотреть росток.
Вывод: в розовом ростке спрятался целый дуб.
Желудь с трещиной посадить в ящик, полить, поставить в теплое и светлое место;
наблюдать, когда появиться росток с резными листьями.
Вывод: желудь – это семечко дуба, из него вырастет дерево.
Чтение рассказа В. Сухомлинского «Дуб под окном».
Цель: познакомить детей с новым произведением, обобщить знания детей по теме: «Природа родного края», развивать познавательный интерес к изучению природы, формировать навыки наблюдения в природе. Познакомить детей с рассказом В.А.Сухомлинского «Осенний клен». Опираясь на творческое наследие В.А.Сухомлинского воспитывать у детей любовь к природе, родному краю, Родине, эстетические чувства; развивать образное мышление, воображение, речь детей.
Индивидуальная работа.
Цель: закрепить знание стихотворений, навыки описания деревьев, кустов, цветов.
7-й день
І половина дня
Беседа «Птицы родного края».
Цель: продолжать формировать представления детей о птицах в родном крае; учить распознавать по внешним признакам (величина, форма тела, его покров, цвет покрова); подвести к пониманию, что зимующие птицы – те, которые остаются на зимовку, а перелетные – улетают на юг.
Дидактическая игра: «Расскажи о птице».
Цель: развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.
Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.
Подвижная игра «Птицы и гнезда».
Цель: упражнять детей в умении ориентироваться на звуковой сигнал, в окружающем; воспитывать уважительное отношение к игрокам.
Индивидуальная работа.
Цель: закрепить названия перелетных и зимующих птиц.
Интегрированная деятельность.
Речевое развитие + ознакомление с окружающим + конструирование
«Птицы родного края».
Цель: Закреплять представления о птицах родного края как об объектах живой природы.
Задачи: формировать интерес и любовь к природе родного края; замечать изменения в ней, уточнять и расширять представления о птицах, особенностях внешнего вида, образа жизни, среды обитания; развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику; упражнять в умении конструировать из природного материала; совершенствовать навыки сотрудничества и доброжелательности; воспитывать любовь и бережное отношение к природе и её обитателям. Физкультура
Наблюдение «Птицы на участке».
Цель: расширить представления о жизни птиц (ворона, галка, сорока) осенью, особенностях их внешнего вида, повадках, питания. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными.
Вопросы и задания.
Рассмотреть внешний вид птиц. Чем похожи?, Чем отличаются?
Ворона - крупная птица. Большая часть тела серая Голова, горло, крылья и хвост - чёрные.
Галка - меньше вороны. Верх головы и шея у неё серые, по бокам шеи - серые пятна. Остальное оперение чёрное
Сорока - ростом немного побольше галки. В народе её называют белобока. Голова, грудка и спина у сороки черные, грудь, бока и верх крыльев - белые. Низ крыльев и длинный хвост – зеленоватые. Это очень красивая птица.
Почему сороку называют «белобокой»?
В каком месте нашего участка чаще всего можно видеть этих птиц?
Чем питаются ворона, галка, сорока?
Собрать перья птиц дли коллекции.
Загадка: Трещала с самого утра
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
Такая с ней морока, когда трещит ... (сорока)
Последующая работа.
Составление коллекции перьев.
Рисование цветными мелками на асфальте «Сорока-белобока».
Цель: закрепление умений рисовать птиц мелками, учить передавать характерные особенности внешнего вида (окрас перьев, внешний вид).
Подвижная игра «Вороны и собаки».
Цель: продолжать учить детей соотносить действия с проговариванием текста, соблюдать правила игры, уважительно относиться к сверстниками во время бега с увертыванием.
Подвижная игра «Сова и мыши».
Цель: продолжать отрабатывать умения детей действовать по сигналу.
Опыт «летающие семена» (при помощи вентилятора).
Цель: показать детям зависимость распространения семян от направления движения воздуха.
ІІ половина дня
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по степи Донецкого края»
Цель: закрепить и обобщить полученные ранее знания о степях Донецкого края; продолжать знакомить детей с животным и растительным миром и его разнообразием; способствовать расширению активного словаря детей; продолжать обучать детей культуре поведения в природе, бережно относиться ко всему живому.
Материалы: карта края, плакаты природно-климатических зон Донецкого края, указка.
Игровые атрибуты: автомобильный руль, костюм кондуктора, билеты.
Подвижная игра: «1,2,3 – листочек возьми!».
Цель: закреплять умения бегать на перегонки в парах, не мешая товарищу, развивать внимание, выдержку, быстроту реакции.
Индивидуальная работа. «Узнай по описанию».
Цель: развивать память, речь, мышление детей во время описания внешнего вида птиц.
8-й день
І половина дня
Беседа «Почемучкины вопросы. Почему волки воют?  Волк воет — значит плачет?  А может быть, иначе?»
Цель: заинтересовать детей миром живой природы, вызвать желание узнать новую информацию и поделиться ею дома.
Действительно, часто встречаются изображения, на которых волки воют на луну. Но это только создаётся такое впечатление, потому что волки ведут ночной образ жизни и ближе к ночи собираются в стаи и выходят на охоту. Своим воем они оповещают соплеменников о начале охоты или о приближающейся угрозе. На самом деле вой имеет массу оттенков: фырканье и лай, рычание, щёлканье зубами, скуление, тявканье. Он может означать угрозу, тоску, отчаяние, печаль, сигнализировать о захваченной добыче, предупреждать об опасности.
Волчий вой может быть одиночным или групповым. Групповой вой стаи говорит о том, что данный участок занят и непрошеных гостей здесь не ждут.
Дидактическая игра: «Кто где живет?»
Цель: продолжать закреплять знания детей о местах, где живу дикие животные; развивать умения согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже. (Где живёт медведь? …в берлоге, лиса…в норе, заяц…под кустом, белка…в дупле, а волчий дом называется….логово.)
Подвижная игра «Как-то мы в лесу гуляли».
Цель: вызвать у детей желание играть в игру соблюдая правила; четко проговаривать слова и выполнять соответствующие действия.
Занятия.
Ознакомление с окружающим «Дикие животные нашего края»
Задачи: познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы; закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их приспособлении к условиям жизни; упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных; в употреблении родительного и дательного падежа существительных, лексическая работа: «повадки»; развивать речь, мышление; воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.Аппликация «Дикие животные».
Задачи: продолжать знакомить детей с внешним видом диких животных; правильно называть все части тела; обращать внимание на постановку руки при обведении карандашом шаблона; правильное обращение с ножницами, клеем, салфеткой; воспитывать аккуратность, эстетичность в работе; стараться заканчивать работу одновременно со всеми детьми; развивать фантазию детей.
Материал: шаблоны диких животных: ёж, белка, заяц, волк. Картон, карандаш, клей, салфетка, кисточка, подставка, шерстяные нитки (разноцветные, цветная бумага). Музыкальное
Беседа «Дикие животные осенью».
Цель: конкретизировать и расширить представления детей о диких животных осенью, приспособленности их к изменениям в природе.
Дидактическое упражнение: «Подбери определение».
Цель: продолжать учить детей подбирать прилагательные к существительным, согласовывая их в роде, числе и падеже.
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …Ёж (какой?) – колючий, маленький, …Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми».
Цель: закреплять умения сравнивать и называть сходства и различия между человеком и животными.
У человека — рот, а у животных – пасть.У человека — лицо, а у животных – морда.У человека — зубы, а у животных – клыки.У человека — живот, а у животных – брюхо.У человека — ногти, а у животных – когти.У человека — руки, а у животных – лапы.
Подвижная игра «Волк во рву».
Цель: продолжать обучать детей играть в подвижные игры, выполняя правила; развивать умения перепрыгивать через «ров» с разбегу, убегать изворачиваясь от «волка».
Подвижная игра «Пятнашки».
Цель: нужно внимательно следить за сменой водящих; пятнашка не должен бегать только за одним играющим.
Сюжетно-ролевая игра «Лесное хозяйство».
Цель. На примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей, способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость). Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.
Индивидуальная работа.
Цель: закреплять знания, как звери готовятся к зиме.
ІІ половина дня
Словесная игра «Догадливый заяц».
Цель: обучить детей играть в новую игру, учить отгадывать задуманное воспитателем слово по началу используя палочку или мяч для передачи. (Подвести к слову уголь)
Домашнее задание. Узнать у родителей, что такое уголь, где его можно увидеть, для чего он необходим.
Настольная игра «Лесное домино».
Цель: продолжать развивать умения детей играть в настольно-печатные игры; быть внимательными, следить за ходом товарищей.
Подвижная игра «Найди и промолчи».
Цель: учить детей молча искать игрушку, найдя не выдавать секрет окружающим, а сообщить тихо водящему; развивать внимание, ориентировку на местности.
9-й день
І половина дня
Беседа про уголек.
Цель: выявить знания детей об угле, как полезном ископаемом нашего края; его происхождение и для чего он необходим.
Словесная игра «Уголек передай, где его видел - называй».
Цель: активизировать словарный запас детей, умение высказывать свои суждения и уметь их обосновывать.
Дидактическая игра «Придумай слово».
Цель: учить детей преобразовывать слова от родственных слов, например, шахта- шахтер, шахтерский, Шахтерск, шахтерцы, шахтарочка.
Подвижная игра «Третий лишний».
Цель: продолжать обучать детей бегать, не мешая товарищу, соблюдая правила игры.
Играющие распределяются по парам и взявшись за руки, идут по кругу. Дистанция между парами не менее четырёх шагов. Два игрока, назначенные воспитателем, бегают в любом направлении (разрешается пересекать круг). Один из них, убегающий, может пристроиться к любой паре. Для этого он должен подбежать к ней справа или слева и взять за руку крайнего. Игрок, оказавшийся третьим лишним (с другой стороны) убегает от водящего. Правилами предусматривается смена водящего, если он осалил убегающего.
Занятия.
Ознакомление с окружающим «Труд шахтёров».
Задачи: познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей (потребителей); обогащать словарный запас детей (карьер, забой, штреки, лава); воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
Словарная работа: шахта, карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер, машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер.Физкультура
Беседа: «Люди, которые добывают уголь».
Цель: продолжать знакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям.
Заучивание стихотворений:
Уголек
«Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!
Ты - вверху, я - в глубине.
Как ты спустишься ко мне?»
-        А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!
Я тебя добуду:
Шахту строить буду!»
Комбайн
«Машины на помощь шахтёру
Ползут, грохоча и пыля.
И словно под тяжестью танка
Дрожит под комбайном земля»
Летит высоко самолёт
Над нашею страною.
Работа на земле идет,
Идёт и под землёю.
Богатство есть у нас в стране
Невидимые взору.
Внизу в подземной глубине
Работают шахтёры.
Подвижная игра «Салки на одной ноге»
Цель: обучать играть детей в новую игру соблюдая правила.
Ход. Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий обходит их всех и незаметно одному в руки кладёт платочек. На счёт «Раз, два. Три! Смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?» Ребёнок с платком неожиданно поднимает его верх и говорит: «Я салка!» Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова «Я салка!» Игра повторяется.
Правила: можно прыгать поочерёдно на правой, левой ноге; Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги; салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге.
Подвижная игра «Менялки».
Цель: продолжать играть в подвижные игры соблюдая правила и уважительно относиться к товарищам.
Ход. Чертится круг из кругов (домиков). Число домиков — на один меньше, чем количество детей. Водящий — в центре большого круга. Все остальные сидят в домиках. По сигналу все дети должны поменяться домиками, а водящий в это время пытается успеть занять чужой дом. Оставшийся без дома ребенок — становится водящим.
ІІ половина дня
Художественная литература.
Заучивание пословиц о шахте и шахтёрах.
Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою!
Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь
Коллективный труд: изготовление макета: “Шахта”
Цель: договариваться о совместной работе, её содержании; работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать; планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения; радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.Обыгрывание макета «Шахта»
Сюжетно – ролевая игра «Мы шахтёры»
Цель: углубить представления детей о труде шахтёров. Подвести к пониманию значимости этого труда для других людей. Воспитывать уважение и гордость к людям, работающим в шахте. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать доброжелательное отношение детей в совместных играх, к друг другу.
Наблюдение за вечерним небом
Цель: познакомить с комплексом признаков, характеризующих вечернее небо; раскрыть зависимость погоды от наличия туч на небе; учить отличать облака от туч; развивать наблюдательность; воспитывать эстетическое чувство восприятия природы.
Подвижная игра «Чья команда быстрее?»
Цель: совершенствовать навыки бега не наталкиваясь друг на друга; воспитывать уважение к игрокам своей команды, организованность.
10-й день
І половина дня
Беседа: «По улицам нашего города»
Цель: продолжать знакомить детей с родным городом. Познакомить с названием близлежащих улиц, рассказать, почему их так назвали. Развивать умение внимательно слушать рассказ воспитателя. Воспитывать патриотические чувства
Дидактическая игра «Расскажи про свой город»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о предназначении объектов социальной и культурной сферы города. Используя картинки, закреплять умение составлять связный рассказ об объектах социальной и культурной сферы города. Воспитывать интерес к родному городу.
Оборудование: картинки с изображением кинотеатра, почты, музея, аптеки, школы, парикмахерской, ателье, вокзала, аэропорта, здания театра, суда, цирка, банка, ресторана, поликлиники, автовокзала, фотоателье, гастронома и др; картинки с изображением людей различных профессий.
Игровые действия: рассказ детей о профессиях.
Игровые правила: В игре могут принимать участие 10-12 детей. За правильный и полный ответ, а также дополнения к ответу товарища, ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Подвижная игра «Запретное движение»
Цель: воспитывать внимание, сообразительность, быстроту реакции.
Интегрированная деятельность «Профессии моих родителей» + Рисование
Цель: Формировать представления детей о трудовой деятельности - её цели, планировании, общественном значении; развивать у детей интерес к труду взрослых и уважение к человеку-труженику (на примерах из жизни близких людей); воспитывать старательность, добросовестность, привычку доводить начатое дело до конца и добиваться хороших результатов.
Материал:
Игра «Собери картинку» на каждого ребёнка; стихи, загадки, пословицы о труде; предметные картинки об орудиях труда; фотоматериал - профессии родителей.
Рисование «Профессии моих родителей»
Цель: учить детей сюжетному рисованию, рисованию человека.
Задачи: Продолжать учить рисовать людей в движении. Учить создавать композицию.
Продолжать закреплять знания детей о видах профессий. Развивать композиционные умения (рисовать по всему листу бумаги, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).
"Экскурсия в парикмахерскую"
Цель. Знакомить детей с парикмахерской, ее назначением; расширять знания о профессиях работников социальной сферы; воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественных местах.
Игра малой подвижности «Кто ушел?»
Ход игры: Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий открыв глаза, должен назвать его.
Индивидуальная работа: «Узнай по описанию».
Цель: развивать память, речь, мышление детей во время описания какой либо профессии.
ІІ половина дня
Вечер загадок и отгадок. Загадки о профессиях.
Цель: учить детей отгадывать загадку, анализируя все названные в ней признаки предмета, понимать смысл образных выражений.
Дидактическая игра «Что случится, если…»
Цель: учить детей понимать потребность и значимость любой профессии, развивать внимание, память, логическое мышление. Воспитывать уважение к труду взрослых.
БЖД Беседа: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»
Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего участка; напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Цель: учить детей самоорганизовываться, договариваться между собой.
Домашнее задание: подбор фотографий и иллюстраций по теме «Промышленные объекты и профессии нашего города» вместе с родителями.
11-й день
І половина дня
Беседа. Как вы провели выходные. Куда ходили с родителями? Какие промышленные объекты увидели?
Задание: выявить знания детей о родном городе, названии промышленных объектов, их места расположения, люди каких профессий там работают.
Дидактическая игра «Расскажи про свой город»
Цель: уточнить знания детей о родном городе; закрепить названия профессий людей, которые работают в городе (название, род деятельности); воспитывать уважение к труду взрослых, заботливое отношение к результатам человеческого труда, любовь к родному городу. Расширить знание о сфере производства товаров и услуг; вызывать у детей чувства достоинства увлечения за свой город.
Подвижная игра «Где мы были - мы не скажем, а мы лучше вам покажем»
Цель: продолжать обучат детей искусству пантомимы, показывать объекты при помощи движений тела; развивать творчество, внимание, координацию.
Индивидуальная работа. Назвать промышленные объекты города, их польза и вред для экологии.
Занятие. Ознакомление с окружающим
«Путешествие по родному городу» (виды транспорта)
Цель: конкретизировать знания детей о способах передвижения характерных для нашего города; по назначению – пассажирский, грузовой и специальный; обогатить словарь детей о разных видах транспорта; дать знания о том, что управляют машинами водители, машинисты, пилоты. Расширить знания о труде водителя, его трудовых действиях, инструментами какими он пользуется во время работы. Воспитывать уважение к труду разных профессий.
Лепка «Автобус»
Цель: Формирование умений лепки машины из раскатанных шаров. Продолжать учить детей, лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины. Развивать речь, внимание. Воспитывать чувство сострадания к окружающим.
Музыкальное занятие
Наблюдение за трудом водителя, который привозит продукты в детский сад.
Цель: рассказать детям, что шофер ухаживает за своей машиной, ремонтирует ее, умеет ею управлять. Объяснить детям, что шофер должен быть очень внимателен, знать правила дорожного движения.
Поисково-исследовательская деятельность за полётом самолёта (почему самолёт нам кажется таким маленьким?), за корабликом, пущенным в лужу (изготовленным из разного материала).
Дидактическая игра «На воде, в воздухе, на земле»
Цель: закрепить представление детей про разные виды транспорта, их предназначение и особенности передвижения; формировать привычку к взаимопомощи и взаимовыручку; воспитывать культуру общения.
Подвижная игра «Транспорт»
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на слуховой сигнал (название транспорта), зрительный (изображение транспортного средства); развивать внимание, умение согласовывать свои действия со сверстниками во время игры.
Подвижная игра «Перевези игрушки»
Цель: продолжать обучать детей играть в эстафетные игры; воспитывать дружеские отношения в коллективе сверстников.
ІІ половина дня
Сюжетно-ролевая игра «Автосервис»
Цель: продолжать знакомить детей с понятием автосервис и профессиями людей работающих в нём. Развивать творческое мышление при постройке объекта, умение правильно распределять обязанности и роли между сверстниками в процессе игровой деятельности. Воспитание культуры общения в коллективе детей.
Наблюдение за играми младших дошкольников.
Цель: приучать детей анализировать игровую деятельность младших детей, привлекать малышей в совместную игровую деятельность.
Игра «Гаражи и автомобили»
Цель: развивать умения детей в группе сверстников и умение действовать на зрительный сигнал данный воспитателем.
Домашнее задание: создание книжек – малышек по темам: «Транспорт», «Профессии», «Флора и фауна родного края».
Цель: закрепить и обобщить раннее полученные знания детей в домашних условиях; привлекать родителей оказывать посильную помощь при изучении данной темы.
12-й день
І половина дня.
Оформление зоны в группе «Мой родной край»
Цель: обобщение материала совместно собранного детьми, педагогами, родителями.
Оформление мини макета «Шахтёрск мой родной город»
Фото вернисаж
Мини библиотека самодельных книжек – малышек
Карта области и города
Дидактические, сюжетно-ролевые игры и пособия к ним.
Книги о Шахтёрске и родном крае.
Физкультура
Наблюдение: за изменениями в неживой природе (небо, солнце. Земля)Цель: чувствовать красоту и гармонию в природе, способность заботится о живых объектах природы. Вызвать желание любоваться окружающим миром, беречь природу.
Словесная игра «Назови ласково»
Цель: продолжать обогащать словарный запас детей преобразуя слова в уменьшительно-ласкательной форме (солнце – солнышко, луч – лучик, небо – небушко).
Спортивные игры «Кегли», «Городки»
Цель: развивать глазомер детей, умение попадать в цель.
Подвижная игра «Два, третий лишний»
Цель: развитие быстроты реакции.
Трудовая деятельность: ремонт книг в книжном уголке.
ІІ половина дня
Подготовка костюмов к празднику, украшение группы, зала; изготовление пригласительных к празднику.
Беседа: «О том, что полезного и хорошего сделали в этот день».
Цель: учить детей делать самоанализ своей деятельности.
Обобщающий этап
13-й день
Рассматривание карты Донбасса
Задание: выявить знания детей о родном городе, где находится на карте, какие города Донбасса знакомы, откуда дети про них знают, их местонахождение на карте.
Дидактическая игра «Я знаю 5 городов Донбасса»
Цель: уточнить знания детей о родном крае; о городах Донбасса, чес они знамениты.
Подвижная игра «Где мы были - мы не скажем, а мы лучше вам покажем»
Цель: продолжать обучат детей искусству пантомимы, показывать объекты при помощи движений тела; развивать творчество, внимание, координацию.
Индивидуальная работа. Назвать промышленные объекты города, их польза и вред для экологии.
Занятие – викторина «Что? Где? Когда?»
Выставка продуктов детской деятельности.
Творческий этап
14-й день
Тематический праздник «Славься наш край!»
План:
Литературно-музыкальный праздник
Экспозиция выставки «Мой любимый уголок города»
Чаепитие с караваем.
Оценивающий этап
15-й день
«День открытых дверей».
Подведение итогов по проекту «Мой город, мой край»
Цель: приобщение взрослых и детей своего детского сада для подведения результатов о проделанной работе. Поблагодарить родителей в оказании помощи по подбору материала к проекту. Продемонстрировать образец толерантного отношения к успехам и неудачам ровесников и возможность почувствовать удовольствие и наслаждение от результатов совместной деятельности.
Материал:
Материал, наработанный на протяжении всего проекта.
«Отличия за интересную информацию».
«За ответственное отношение к совместному труду».