1 КЛАСС ОВЗ. МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (Календарно-тематический план для обучающихся с ОВЗ)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа
№ 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено:
на заседании МО
учителей
начальных классов
Протокол № _____
от «__»_______2016г.
_______М.А. Гущина Согласовано:
______заместитель
директора школы
Беличева М.В.
«__»_______2016г. Рассмотрено:
на заседании
педагогического
совета
Протокол №_____
от «__»_____2016г. Утверждено:
приказом МБОУ
«ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ»
№ ______
от «__»______2016г.
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Мир природы и человека»
1 класс
Составитель: Максимова Надежда Константиновна,
учитель
2016 -2017
учебный год
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование по учебному предмету «Мир природы и человека», 1 класс, разработано на основе рабочей программы по учебному курсу «Мир природы и человека», утверждённой приказом МБОУ «ОШ № 23 для обучающихся с ОВЗ» от 22 августа 2016 года № 300, с учётом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Название учебно-методического комплекта
Н.Б. Матвеева. «Живой мир» учебник 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, в 1 ч.- Москва, «Просвеще-ние», 2014 г., 95 с.
Количество учебных часов
Место учебного предмета «Мир природы и человека» в учебном плане – образовательная область «Естествознание». Согласно учебному плану общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучаю-щихся с ОВЗ на изучение предмета «Мир природы и человека» в 1 классе отводится 2 часа в неделю, 66 часов в год:
I четверть II четверть III четверть IV четверть Всего за год
17 часов 16 часов 18 часов 15 часов 66 часов
Цель изучения учебного предмета:
Формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи учебного предмета:
- формировать представления об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой;
- развивать способности к использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных климатических условиях.
Личностными результатами изучения предмета «Мир природы и человека» являются:
Готовность школьника к положительному отношению к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно - познавательные и внешние мотивы;
способность проявлять учебно-познавательный процесс к новому учебному материалу по предмету «Мир природы и человека»;
освоить роль ученика;
уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (хорошо и плохо);
формировать представления о здоровом образе жизни: знать элементарные гигиенические навыки, режимные моменты класса, в ом числе (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз и позвоночника, физ. минутка устная и музыкальная);
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, так и поступков окружающих людей.
Регулятивные учебные действия
организовывать своё рабочее место с помощью учителя;
уметь использовать в деятельности на уроках «Мир природы и человека» цветные карандаши, краски, фломастеры, дневник наблюдения за природой, различные линейки, развивающие игры, лото и домино с животными и растениями, другие развивающие игры по темам изучающего предмета;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей.
Познавательные учебные действия
узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях с помощью учителя;
относить изученные объекты к определённым группам (корова - домашнее животное) с помощью учителя;
называть объекты, отнесённые к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда);
знать основные правила личной гигиены;
иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и в обществе;
выполнять задания под контролем учителя;
владеть несложными санитарно - гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчёсывать волосы и т.д.);
составлять повествовательный план или описательный рассказ из 2-3 предложений об изученных объектах по предложенному плану с помощью учителя;
адекватно вести себя в школе, классе, столовой, коридоре школы, спортивном зале, музыкальном кабинете и актовом зале, игровой комнате и т.д.
Коммуникативные учебные действия
адекватно взаимодействовать со сверстниками, учителем и родителями;
понимать замечания и адекватно воспринимать похвалу;
выполнять доступные природоохранительные действия;
совершать действия с помощью учителя по соблюдению санитарно-гигиенических норм в классе.
проявлять интерес и активность на уроках и играх на переменах и пришкольном участке.
№
п/п Наименование
раздела и тем Вид деятельности Часы учеб-ного време-ни Плановые сроки прохож-денияПриме-
чаниеI четверть- 17 часов
«Неживая природа» — 10 часов 2016 г.
1 Введение. Экскурсия на при-школьном участке. Наблюде-ния за солнцем, небом, обла-ками, ветром, растениями и насекомыми. Экскурсия на при-школьный участок. 1 02.09 2 Объекты живой и неживой природы. Презентация. Рабо-та по учебнику. Беседа. Дидакти-ческие и развива-ющие игры, рас-крашивание дерева 1 06.09 3 Земля и солнце. Презентация. Рабо-та по учебнику. Беседа. Дидакти-ческие и развива-ющие игры, рас-крашивание земли и солнца. 1 09.09 4 Значение солнца. Презентация. Рабо-та по учебнику. Беседа. Дидакти-ческие и развива-ющие игры. 1 13.09 5 Солнце и жизнь растений. Повторение и закрепление полученных знаний. Презентация. Рабо-та по учебнику. Беседа. Дидакти-ческие игры. 1 16.09 6 День и ночь. Смена дня и ночи. Занятия людей днём и ночью. Презентация. Рабо-та по учебнику. Беседа. Развиваю-щие игры. 1 20.09 7 Небо днём и ночью. Закрепление материала. Работа по учебни-ку. Беседа. Игры в дневнике наблю-дений. 1 23.09 8 Сутки. Восход, закат. Формирование понятия «сутки». Презентация. Беседа. Дидакти-ческая игра с ча-сами (раздаточный материал) 1 27.09 9 Занятия людей в течение суток. Занятия людей утром, днём, вечером. Ночной сон. Режим дня. Презентация. Беседа. Сюжетно-ролевая игра: «Режим дня школьника» 1 30.09 10 Обобщение полученных знаний 1 04.10 «Сезонные изменения (времена года)» — 20 часов.
«Осень» - 5 часов
11 Осень Презентация. Беседа по учебни-ку. Рассматривание осенних картинок, раскрашивание осенних листьев. 1 07.10 12 Признаки осени. Изучение признаков осени. Растения осенью. Перелётные птицы. Беседа по учебнику
Рассматривание осенних картин русских художни-ков. Презентация «Перелётные птицы» 1 11.10 13 Признаки осени. Закреп-ление знаний о признаках осени. Деятельность солнца. Беседа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Рас-крашивание птиц. 1 14.10 14 Занятия и одежда детей осенью. Сезонная одежда. Беседа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Рас-крашивание детей в осенней одежде. 1 18.10 15 Обобщение знаний по теме «Осень». Наблюдения за погодой. Экскурсия на при-школьный участок. Наблюдения за природой, осенни-ми листьями, не-бом и солнцем. 1 21.10 «Зима» - 5 часов
16 Зима Презентация. Беседа по учебнику
Работа в дневни-ках наблюдений. Раскрашивание зимнего дерева. 1 25.10 17 Признаки зимы. Изучение признаков зимы. Растения зимой. Зимующие птицы, их питание, помощь человека зимующим птицам. Звери (медведь, заяц) зимой. Презентация. Работа по учебнику
Работа в дневни-ках наблюдений. Раскрашивание снегирей на ветке. 1 28.10 II четверть- 16 часов
18 Признаки зимы. Закрепление признаков зимы. Деятельность солнца. Морозы, земля покрыта снегом. Презентация. Беседа по учебнику
Работа в дневни-ках наблюдений. 1 08.11 19 Зимняя одежда и занятия детей зимой. Работа по учебни-ку. Работа в днев-никах наблюдений. Раскрашивание зимней одежды. Дидактические игры. 1 11.11 20 Обобщение знаний по теме «Зима». Наблюдения за погодой. Работа по учебнику
Дидактические и развивающие игры. 1 15.11 «Животные»- 10 часов
21 Животные Презентация. Беседа по картин-кам с лесными жи-вотными. Дидак-тические игры. 1 18.11 22 Строение и сходство живот-ныхРабота по учебнику
Работа в дневни-ках наблюдений. Раскрашивание 1 лесного животного на выбор. 1 22.11 23
24 Различие животных Работа по учебнику и в дневниках наблюдений. Прослушивание голоса животных. Развивающие игры 2 25.11
29.11 25 Детёныши животных Презентация. Работа по учебнику и в дневниках наб-людений. Аппли-кация 1 из детёны-шей в композии. 1 02.12 26 Домашние животные Презентация. Беседа по учебнику Рассматривание картинок. Дидакти-ческая игра «По-корми меня».Рас-крашивание 1 до-машнего живот-ного на выбор. 1 06.12 27 Дикие животные Презентация. Беседа по учебнику Рассматривание картинок. Дидакти-ческие игры. Рас-крашивание 1 жи-вотного на выбор. 1 09.12 28 Приспособление животных
к временам года Беседа по учебнику
Развивающие и дидактические игры на внимание. 1 13.12 29 Приспособление животных
к временам года. Беседа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Рас-крашивание небольших карто-чек с временами года. 1 16.12 30 Животные (обобщающий урок). Презентация. Прослушивание голосов птиц и животных. Разви-вающие игры. 1 20.12 «Человек» - 16 часов
31 Человек. Презентация. Работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Рас-крашивание чело-века. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» 1 23.12 32 Части тела человека. Работа по учебни-ку. Беседа. Сюжет-но-ролевая игра: «Это я». 1 27.12 33 Гигиенические навыки. Презентация «Будь здоров с Мойдо-дыром про гигие-нические навыки» 1 30.12 III четверть -18 часов 2017 г.
34 Лицо человека. Презентация. Работа по учебнику
Беседа. Работа в дневниках наблю-дений. Раскраши-вание лица мамы или папы. 1 17.01 35
36 Глаза. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначение каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. Презентация. Беседа по учебнику
Раскрашивание частей лица (поэ-тапное рисование) Дидактическая игра: «Угадай-ка» 2 20.01
24.01 37
38 Уши. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. Презентация. Беседа по учебнику
Раскрашивание частей лица (поэ-тапное рисование) Дидактические игры. 2 27.01
31.01 39
40 Нос. Значение этого органа. Профилактика простудных заболеваний. Презентация. Беседа по учебнику
Дидактические игры. 2 03.02
07.02 41
42 Рот. Язык - орган, помога-ющий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Презентация. Беседа по учебнику
Дидактические и развивающие игры на внимание, мышление и сооб-разительность. 2 10.02
21.02 43
44 Кожа. Значение этого чув-ства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиеничес-кие навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов. Презентация. Беседа по учебнику
Дидактические и развивающие игры. 2 24.02
28.02 45 Осанка. Скелет и мышцы человека. Презентация. Беседа по учебнику Работа в дневниках наблюдений. 1 03.03 46 Обобщение и закрепление знаний по теме. Беседа по учебнику
Развивающие игры 1 07.03 «Растения» - 10 часов «Растения» - 10 часов
47 Растения. Экскурсия на природу, наблюдения за растениями. Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы. Экскурсия. Наблюдение за живой и неживой природой. Работа в дневниках наблю-дений. 1 10.03 48 Строение и сходство расте-ний. Сходство растений, наличие у каждого из них стебля, корня, листьев, цветов. Презентация. Работа по учебнику
Беседа. Работа в дневниках наблю-дений. Раскраши-вание цветка. 1 14.03 49 Различие растений. Отличи-тельные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист. Беседа. Работа в дневниках наблю-дений. Дидакти-ческие игры. 1 17.03 50 Разнообразие цветов. Презентация. Работа по учебнику и в дневниках наб-людений. Раскрашивание любого цветка. 1 21.03 51 Семена. Знакомство с разными видами семян. Условия для прорастания семян. Беседа по учебнику
Рассматривание картинок с цвета-ми. Рассматрива-ние семян. Посадка семян в классе. 1 24.03 IV четверть – 15 часов
52
53 Плоды растений. Овощи и фрукты. Разнообразие плодов, первичное знакомство с понятиями «овощи», «фрукты». Использование человеком плодов растений. Презентация. Работа по учебнику и в дневниках наб-людений. Дидакти-ческие и развива-ющие игры с пред-метными картин-ками. Сюжетно-ролевая игра «Магазин». 2 04.04
07.04 54 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Беседа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Раз-вивающие игры. 1 11.04 55 Приспособление растений к разным условиям жизни. Знакомство к условиям жизни растений в разных климатических условиях. Работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. 1 14.04 56 Растения (обобщающий урок). Работа по учебнику
Развивающие и дидактические игры с предмет-ными картинками. 18.04 «Весна» - 5 часов
57 Весна Презентация. Работа по учебнику Беседа и работа в дневниках наблю-дений. 1 21.04 58 Признаки весны. Изучение признаков весны. Таяние снега (сосульки, ручьи). Появление листьев, первых цветов. Появление насекомых, возвращение перелётных птиц. Звери весной. Презентация. Беседа. Работа по учебнику. Работа в дневниках наблю-дений. Раскраши-вание перелётных птиц и весеннего дерева. 1 25.04 59 Признаки весны. Закрепление признаков весны. Деятельность солнца. Жизнь растений, птиц, зверей. Презентация. Работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Прослушивание голосов птиц. 1 28.04 60 Сезонная одежда, игры и занятия детей весной. Презентация. Работа по учебни-ку. Работа в днев-никах наблюдений Раскрашивание и аппликация ребён-ка в весенней одежде. 1 02.05 61 Обобщение знаний по теме «Весна». Наблюдения за погодой. Работа по учебнику Работа в дневниках наблюдений. Развивающие и дидактические игры. 1 05.05 «Лето» - 5 часов
62 Лето Презентация. Беседа по учебнику
Работа в дневни-ках наблюдений. Раскрашивание летнего дерева. 1 12.05 63 Признаки лета. Изучение признаков лета. Экскурсия на при-школьный участок. Работа в дневниках наблюдений. Наблюдение за живой и неживой природой летом. 1 12.05 64 Признаки лета. Закрепление изученных признаков лета. Деятельность солнца. Растения, птицы, насекомые, звери летом Работа по учебнику Беседа. Дидакти-ческие и развиваю-щие игры с пред-метными картин-ками. 1 16.05 65 Летняя одежда, занятия и игры детей. Презентация. Работа по учебнику
Работа в дневниках наблюдений. Раскрашивание летней одежды для детей. 1 19.05 66 Обобщение знаний по теме «Лето». Наблюдения за погодой. Экскурсия.
Наблюдения за природой и пого-дой летом: солн-цем, облаками, листьями деревьев, растительностью. 1 23.05 Итого: 66 ч. Формы и средства контроля
Рабочая программа учебного курса «Мир природы и человека» в 1 классе не предусматривает проведение контрольных работ. Основные формы текущего контроля: устный опрос.
Критерии оценивания
В соответствиями с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребёнка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
В 1 классе система оценивания- безотметочная. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: рисунков, изготовления поделок своими руками, уровня формирования учебных навыков, устной и письменной речи.