Конспект урока игра по типу Своя игра на тему Знатоки истории Российской армии

Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Грязи Липецкой области
















План-конспект открытого мероприятия на тему :
«Знатоки истории Российской армии».


















Подготовил учитель технологии
Зайцев А.Н.





г. Грязи , 2014г
Открытое мероприятие на тему:
«Знатоки истории Российской армии».

Цель: воспитание патриотизма учащихся
Задачи:
1)познакомить с биографией известных исторических личностей;
2)воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
3) развивать познавательную, творческую активность.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип занятия: комбинированный.

Межпредметные связи:
Русский язык и литература – умение пользоваться терминами.
История – исторические события, связанные с историей Российской армии

План мероприятия:

I. Организационный момент:
- Проверка готовности учащихся к мероприятию

II. Актуализация знаний и умений, мотивация к мероприятию:
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить страницы истории России и поговорить о защитниках нашей Родины.(слайд 1)


III. Подведение к теме мероприятия:
- А кто из вас знает что-нибудь из истории нашей армии? Может кто-нибудь назовет события, людей прославивших нашу армию и вообще Россию на военном поприще?
Выслушиваем ответы учащихся, после организовываем для получения информации по теме.
- Чтож, что то вы знаете, что то нет. Сейчас я вам хочу сообщить небольшой доклад по теме «Из истории Российской Армии»


IV. Работа над темой урока:
Дальше идет изложение материала с мультимедийным сопровождением слайд – шоу. Начинаем читать доклад:

( Слайд 2) О первых защитниках нашей Родины мы с вами можем узнать из былин и сказах. Это Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Наша армия имеет древнюю и славную историю, хотя армией стала называться не так давно более двухсот лет назад. Руссы так в древности звали наших предков были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли.
Становление государства и его развитие связано с тесным его взаимодействием с соседними народами. И не всегда это взаимодействие бывает мирным. Это связано с защитой своих границ или походами на соседние территории, что, в свою очередь, требует наличия армии и флота. Так было и с Россией.
Первые военные походы русских связаны с именами русских князей, которые решали задачи по защите своих земель от набегов со стороны соседей, завоеванием новых территорий. И первые походы осуществлялись дружинами князей, использовалось народное ополчение. Как и любое государство, Киевская Русь испытывает период феодальной раздробленности, что ведет к ослаблению военной мощи государства. Для Киевской Руси это выразилось в том, что она не смогла дать отпора татаро-монгольским ордам и на долгие три столетия находилась под их властью, хотя русский народ и пытался сопротивляться.
(слайд 3)В это же время новгородским князьям приходится отражать нашествие немецко-шведской агрессии с северо-запада, проявляется военный талант Александра Невского.
Через полтора столетия после начала монгольского нашествия Русские земли, объединившиеся под властью Москвы в 1380 году, смогли нанести сокрушительное поражение татаро-монгольским войскам.(слайд 4) Русские войска в этой битве возглавлял Дмитрий Донской. Окончательное свержение монгольского ига произошло при Иване III в 1480 году. Причем Иван III вносит ряд изменений в военное дело, в частности, войска теперь возглавляет главный воевода, а не глава государства.
В результате Русь становится одним из сильнейших государств мира, хотя примерно до XVI века в России не было регулярной армии.
Регулярная армия начинает складываться при Иване IV.(слайд 5) Это проявляется в военных реформах Ивана IV, что выразилось в отмене местничеств на время походов, был определён единый порядок прохождения воинской службы, появляются полки нового строя (стрелецкие).
До конца XVII века в России не существовало регулярной армии, хотя были регулярные полки. Создание регулярной армии связано с именем Петра I. (Слайд 6) Все его реформы были направлены на превращение России в великую державу, на коренную реорганизацию вооруженных сил страны. Его «потешные» полки стали прообразом боевой подготовки для новых формирований. Стрелецкие полки распускаются с 1698 года и создаются регулярные полки. Была оформлена рекрутская система, в соответствии с которой солдатский состав набирается из крестьян и других сословий, офицерский корпус – из дворян.
Для обучения солдат и офицеров создаются различные наставления и уставы, школы, проводится стажировка молодых дворян за границей для обучения военному делу. Вместе с созданием регулярной армии строится военно-морской флот. Основные усилия были направлены на создание Балтийского флота, который начал формироваться в 1708 году, а через 20 лет становится флотом на Балтике. Для обучения морских офицеров составляются инструкции, в 1715 году создаётся Морская академия, с 1716 года – ведётся подготовка через гардемаринскую школу.
Основным событием правления Петра I можно считать Северную войну, которую Россия ведёт со Швецией за выход к Балтийскому морю. Самыми значительными победами были Полтавская битва (27 июня 1709 года) и морское сражение у мыса Гангут (Ханко, 27 июля 1714 года). Эти победы поставили Россию в число сильнейших государств XVIII века, что не удовлетворяло страны Европы. Это проявилось в ряде военных столкновений второй половины XVIII века (Семилетняя война 1755–1762 годов, Русско-турецкая война 1768–1774 годов, в столкновениях со Швецией, Францией). В этих войнах проявляется военный талант Потемкина, Румянцева, Ушакова, Суворова.
( Слайд 7). Помнит русский народ и великих полководцев России, которые принесли нимало побед в битвах за Родину. Александр Суворов родился мальчиком болезненным и слабым. Отец по желанию мальчика, записал его рядовым в лейб-гвардии Семеновский полк. В 1745 Александр поступил на действительную службу, закалившую его здоровье. В офицеры произведен в 1754 году. В 1761 командовал отдельными отрядами и отличился как отважный партизан и лихой кавалерист. Император Павел, по итогам войны с Францией, пожаловал ему титул князя Италийского и звание генералиссимуса и приказал поставить ему памятник в Санкт-Петербурге. В течение своего долголетнего военного поприща Суворов ни разу не был побежден.
( Слайд 8) Родился Михаил в семье сенатора Иллариона Голенищева-Кутузова. Первое обучение Михаила Кутузова проходило дома. Затем в 1759 году он поступил в Артиллерийскую и Инженерную шляхетскую школу. В 1811 году М. Кутузов разгромил турецкие войска и получил графское достоинство. Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов назначен главнокомандующим всех русских армий, а также получил титул светлейшего князя. Вначале отступив, Кутузов показал великолепную стратегию во время Бородинской, а также Тарутинской битвы. Армия Наполеона была уничтожена.
( Слайд 9) Жуков Георгий Константинович (1896-1974), советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). В Великую Отечественную войну проявил себя как талантливый полководец. Сыграл важнейшую роль в разгроме немецко-фашистских войск в Ленинградской и Московской битвах (1941-42), при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942-43), при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции (1943-44), в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944-45). С августа 1942 заместитель наркома обороны СССР и заместитель Верховного Главнокомандующего.
Но в конце не могу не сказать, что если бы не простые солдаты, матросы, танкисты, летчики, артилерристы, не встали грудью за свою Родину, русскому народу было бы не просто победить в Великой Отечественной Войне.
– Как вы думаете, каким должен быть солдат современной Российской Армии (листаем оставшиеся слайды, пока учащиеся отвечают)

Далее подготавливаем учащихся к игре «своя игра», объясняя правила игры, пока они выбирают капитанов команд.

Зачитываем правила игры:
«Правила игры: команды выдвигают своих капитанов; капитаны садятся на первый ряд; на экран с помощью проектора выводится изображения табло с категорией и номерами вопросов; капитаны выбирают вопрос по очереди; ответ засчитывается только из уст капитана команд, выбравший вопрос; команда вправе подсказывать шепотом капитану; вопросы разделяются по сложности и побально соответственно; баллы за правильный вопрос суммируются; есть дополнительные вопросы – черный кот, вопрос-аукцион и тройной вопрос, которые выбираются ведущим наугад вначале игры и неизвестны играющим; выигрывает та команда, набравшая большее количество очков. Всем приятной и честной игры.»
Правила работы с презентацией: при открывании слайда «номер категории и вопроса» выбираем(щелкаем) на прямоугольник с цифрой балла, переходим автоматически на нужный нам слайд с вопросом, зачитываем вопрос участнику, отвечает он или нет на него кликаем на значок с домиком в правом верхнем углу, возвращаясь на слайд «номер категории и вопроса», при этом данный переход на выполненный слайд убирается. Продолжаете викторину дальше.
Вопросы и ответы:
Как называется «бронежилет» времен Александра Невского?
1.Комзол
2. Дубленка
3. Ряса
4. Кольчуга
Как воины Дмитрия Донского называли то, что мы зовём сегодня арбалетом?
1. Стрелолук
2. Самовыстрел 3. Самострел
4. Стрелосамовылет
Перед вами картина А.Бубнова «Утро на Куликово поле».Какой полководец возглавлял русское войско в этой битве:
1Александр Невский
2Дмитрий Донской
3Александр Суворов
4Петр I
Древнерусское орудие представлявшее собой ударный груз (костяную, металлическую или каменную [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ), соединённый подвесом (цепью, ремнём или крепкой верёвкой), с деревянной рукоятью – это?
1.Секира
2. Лапоть
3. Кистень
4. Просто меч на веревочке
Как в Древней Руси называли отважного, доблестного война, богатыря? (Витязь)

Какой высший титул, согласно уставу 1716 года, мог принадлежать только царям и принцам?
1. Генералиссимус
2. Полковникус
3. Капитанус
4. Шеф
Левенгук показал Петру I зубной налёт под микроскопом. И царь приказал солдатам русской армии делать это каждый день под страхом палок. Что же?
1. Не есть после 6
2. Чистить зубы
3. Кушать только кашу
4. Полоскать рот соленой водой
Как назывался призывник царских времен?
1.Волонтер
2. Рекрут
3. Вектор
4. Ректор
Перед вами картина Д.Мартена «Полтавская битва». Какой полководец возглавлял русское войско в этом сражении: 1А.лександр Невский, 2Александр Суворов, 3Дмитрий Донской,
4Петр I
Кто из Российских царей был родоначальником Российского флота?
ПЕТР I

Кому принадлежат слова «Тяжело в учении – легко в бою?»
1. Суворову
2. Топтыгину
3. Кутузову
4. Народный фольклор(народное высказывание)
По уставу Русской Армии, если в помещение входил старший по званию, отдавалась команда «Господа офицеры!», и присутствующие вставали. А кто отдавал данную команду?
1.Сам входящий
2. Тот, кто первый заметил вошедшего
3. Старший по званию в помещении
4. Внутренний голос
Перед вами картина Василия Сурикова «Переход через Альпы». Какой русский полководец совершил опасный переход через Альпийские горы?
1.Михаил Кутзов
2.Петр I
3Александр Суворов
4 Барклай де Толли
В 1903 году поручик русской армии Турчинович на радость солдатам изобрел именно это. Что?
1.Сон
2.Носки
3. Полевая кухня
4. Прицел
При императоре Александре II срок службы солдата уменьшился на 19 лет и составил 72 месяца. Сколько же лет служили в армии до этого? (19+72/12)=(19+6)=25лет

Автомат какого конструктора был принят на вооружение армии в 1949г в Советском союзе? 1.Туполева
2.Жукова
3Калашникова 4.Захарченко
(Михаил Тимофеевич Калашников)
Эта граната, массово использовавшееся нашими бойцами в годы ВОВ имеет официальное названиеФ-1 и очень забавное народное название:
1.Апельсинка
2.Ананаска
3.Лимонка
4.Мандаринка
Как называлась Советская армия в период с 1918-1946г.г.?
1.Белая Армия
2.Красная Армия
3. Красная Гвардия
4. Белая Гвардия
(Рабочее-Крестьянская Красная Армия РККА)
Этого выдающегося русского полководца, героя Великой Отечественной войны, называли Маршалом Победы. В 1994 году в России в память о нём утверждён новый военный орден. Кто он? 1. Буденный
2. Жуков
3. Рокоссовский
3. Гагарин
(Георгий Константинович Жуков.)
В 1941 году во время смоленского сражения Российская Армия применила новое орудие.Германские офицеры описывали его так:«батарея с необычным залпом.Огневой налет подобен урагану.Потери значительны»Официальное название БМ-13.Как назвали его в народе?(Катюша)

На какой угол поворачивается российский солдат по команде «Кругом»?
1.360 градусов
2.240 градусов
3 180 градусов
4 120 грвадусов
Какой рукой отдают воинскую честь российские военослужищие?
1.Правой
2.не отдают никакую честь
3 Левой
4. может быть ногой?
Военослужищие каких войск называют себя голубыми беретами?
1.Моряки
2.Танкисты
3. Летчики
4.Десантники
Как в Российской армии называется рядовой медицинской службы без специального образования?
1. Лекарь
2. Медбрат
3. Недоврач
4. Санитар
Кто является верховным главнокомандующим вооруженных сил России?
Президент России


Дополнительные вопросы
Какое оружие НЕ изображено на картине Виктора Васнецова «Богатыри»?
1. Копье
2. Лук
3. Меч
4. Секира
Назовите имена трех русских былинных богатырей. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).
В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губернии вместо рекрутов направлять в армию именно их. За время войны их сильно поубавилось. Кто же они? (Лошади.)
Как при Петре I называли знаменосца?
1. Прапорщиком
2. Флагодержателем
3. Носильщик
4. Анунесисюда (Когда-то на Руси называли знамя прапором. А при Петре I прапорщиком стали называть знаменосца.)
Кто командовал легендарной Первой конной армией, которая во время Гражданской войны с боями прошла по всему югу России?
1. Рокоссовский
2. Буденный
3. Казаков
4. Жуков (Семён МихайловичБудённый.


V. Подведение итогов:
Подводятся итоги игры «своя игра», выигравшая команда получает приз.
У учащихся спрашивается что они сегодня узнали
Выслушиваем ответы учащихся

VI. Послесловие
Напоследок я вам хочу еще показать один небольшой видеоролик. Показывается социальный ролик «А кто твой супергерой?»

Прощаемся с учащимися
- Спасибо за внимание. До свидания.





15