Cовременная школьная библиотека как ресурс модернизации образования


Современная школьная библиотека как ресурс модернизации образования
Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться. Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове. Хочу – каких перемен?
Модернизация и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации – и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и скрываемом за ними смысле.
Сегодня много говорится о необходимости модернизации отечественного образования. При всякой модернизации образования возникает несколько проблем.
Первая - сохранить то положительное, что имеется в существующей системе.
Вторая - если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это.
Третья - основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества.
Глобальная информатизация требует создания в России конкурентоспособной образовательной системы, что позволит избежать отрыва качества образования от современных требований жизни в информационном обществе.
Главная цель образования - формирование готовности учащегося к жизни в быстро меняющемся глобальном мире, поликультурном обществе и развивающемся обществе знаний.
Сегодня самообразование и саморазвитие личности становятся приоритетными направлениями в образовании. Образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний.
Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на
-развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности;
-умение быстро ориентироваться в информационном пространстве;
-способность находить, анализировать и обобщать информацию.
Стремительное развитие новых информационных технологий актуализировала проблему повышения качества библиотечно-информационного обслуживания учащихся и педагогических работников, от уровня которого во многом зависит достижение нового качества образования. Актуальным является решение задачи взаимодействия школы с библиотекой. Это подкрепляется педагогическим потенциалом библиотеки образовательного учреждения.
Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивая влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на повышение уровня учебных достижений школьников.
На новом этапе развития информационного общества, называемом обществом знаний, значение школьной библиотеки и библиотекаря-педагога очень велико и постоянно возрастает. Это связано с повышением роли школьных библиотекарей как специалистов по работе с информацией с одной стороны , а с другой стороны, консультантов и педагогов, обучающих работе с информацией.
Изменение традиционного представления о социокультурной роли библиотек общеобразовательных учреждений, о содержании их деятельности, безусловно, связано и с реформированием сферы образования.
Отличительной чертой большинства передовых школ России, независимо от их статуса, специализации, технической оснащенности, является изменение места и роли библиотеки в учебном процессе по сравнению с традиционным. Пришло понимание того, что школьная библиотека уже не может быть только местом для выдачи книг. Современное библиотековедение в качестве главной из насущных задач учебной библиотеки выдвигает обучение учащихся читательской и информационной культуре. Поскольку приобщение детей и подростков к чтению, формирование информационной культуры учащихся позволяет школьной библиотеке воспитать грамотную, интеллектуальную, творческую, нравственную личность, способную жить в информационном обществе и обществе знаний.
Сейчас наметилось три ведущих подхода, три взгляда педагогической науки и практики на роль школьных библиотек и деятельность школьного библиотекаря:
первый подход - создание на базе школьных библиотек нового подразделения - медиатеки, или школьного библиотечного медиацентра, дополнения функции библиотекаря обязанностями медиаспециалиста;
второй состоит в том, что библиотека должна стать информационным центром школы, а библиотекарю придется взять на себя функции информатора;
третий - в рассмотрении школьных библиотек как педагогического структурного подразделения образовательных учреждений своими специфическими функциями.
И образовательное учреждение, и библиотека преследует единую цель: способствовать формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.
Библиотека - информационно-библиотечная среда:
-систематизирует имеющиеся информационные ресурсы, ориентированные на учебные потребности;
-обеспечивает открытый доступ к информации;
-формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;
-предоставляет комфортные условия для самостоятельной работы учащихся.
Под современной школьной библиотекой мы понимаем структурное подразделение общеобразовательного учреждения, участвующее в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
В основе концепции развития библиотеки образовательного учреждения лежит изменение качества обучения в школе, ориентируемое на новые педагогические идеи и информационные технологии.
Сегодня складываются различные формы моделирования школьных библиотек. На выбор модели влияет, в первую очередь, миссия библиотеки. Одним из перспективных направлений развития библиотек образовательных учреждений является создание медиатеки.
Библиотечное обслуживание детей и подростков должно стать одним из важнейших приоритетов для органов власти и управления всех уровней, государственных и негосударственных организаций.
Библиотеку, обслуживающую подрастающее поколение, правомерно рассматривать как социальный институт, который должен и может быть гарантом реализации прав граждан на свободный доступ к информации, к печатным источникам; как фактор обеспечения и поддержки детского чтения; как площадку, где возможно осуществление взаимовыгодного сотрудничества и гармоничного партнерства всех участников издательского рынка.
Школьная библиотека как центр по воспитательной и учебной работе с учащимися является неотъемлемой, органической частью системы образования. Она располагает большими возможностями по гармоническому всестороннему развитию учащихся; выступает как учреждение по нравственному воспитанию детей и подростков; имеет благоприятные условия для организации их активной творческой деятельности, организации досуга.
Уникальна роль библиотеки образовательного учреждения в формировании информационной культуры учащихся. Обучая школьников целостной системе универсальных знаний, умений и навыков, опыту самостоятельной деятельности, она формирует ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Школьная библиотека с учетом возрастных особенностей учащихся должна донести до них все богатство информационного потенциала, организовать понятную и полезную информационную среду, обучить пользоваться этой средой, создать условия, стимулирующие развитие индивидуальных способностей, общей культуры.
Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования.
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.
Основная концептуальная идея развития библиотеки общеобразовательного учреждения ставит следующие цели:
• повышение качества школьного образования;
• содействие развитию единой образовательной информационной среды;
• создание на базе библиотек библиотечно-информационных центров образовательных учреждений, функционирующих как традиционная библиотека с элементами медиатеки; предоставляющих всем участникам образовательного процесса информацию на разных видах носителей: бумажном, магнитном (аудио-видео кассеты), цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети);
• включение библиотек образовательного учреждения в локальные и корпоративные сети региона.
Современная школьная библиотека - информационный центр:
-обеспечивает общедоступность документально-информационных ресурсов;
-обслуживает потребителей в локальном и удаленном режимах с использованием новых информационных технологий;
-является генератором собственных баз данных и комплексов автоматизированных библиотечных услуг;
-существует как структурное подразделение образовательного учреждения, осуществляющее информационное обеспечение учебного процесса.
Школьные библиотеки, являясь одной из составляющих информационно-образовательной среды общества, оказывают значительное влияние на образование ребенка.
Информационно-образовательная деятельность школьных библиотек реализует право ребенка на информацию и образование и защищает его права в условиях глобальной информатизации общества, позволяет уберечь от недостоверной, вредной и агрессивной информации.
Приоритетным для школьной библиотеки, безусловно, является информационное сопровождение учебных программ.
В фондах библиотек наряду с традиционными печатными носителями информации должны быть включены аудио, видео и электронные издания: учебники, справочники, энциклопедии, обучающие и развивающие программы, электронные собрания художественной литературы по программам основного общего образования.
Одним из направлений деятельности в поддержку образования и самообразования является создание библиотеками собственных электронных продуктов: иллюстрированных каталогов и баз данных, текстов книг для детей в электронном виде и других.
Библиотеки образовательных учреждений рассматривают чтение, как инструмент познания и повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности личности.
Книга остается значимым источником информации, несмотря на интенсивное вхождение компьютерных технологий в жизнь подростка. Этот факт доказывает правильность выбранной библиотекой концепции своего развития в качестве библиотечно-информационного центра.
Общей для школьных библиотек является деятельность по формированию информационной культуры пользователя, обучению его навыкам эффективного использования не только печатной, но и электронной информации.
Следует заметить, что в России отсутствует целостная государственная концепция информационного образования и формирования у школьника информационной культуры. Чтобы компенсировать недостатки существующей системы образования, специалисты школьных библиотек разрабатывают собственные программы, где интегрируют основы развития у учащихся читательской и информационной культуры.
Но мы все знаем о серьезных проблемах, связанных со слабым комплектованием фондов, низким техническим оснащением, отсутствием читальных залов, недопониманием администрацией роли библиотеки в учебном процессе, нечетким статусом школьного библиотекаря и так далее.
Используя новые информационные технологии, обеспечивая максимальный доступ к информации, формируя у школьников привычку к постоянному чтению, развивая индивидуальные способности учащихся, библиотечно-информационный центр имеет большие возможности для развития личности растущего человека, его воспитания, формирования информационной культуры.
Таким образом, деятельность современных школьных библиотек имеет непосредственное отношение к процессу образования. И расширение этой деятельности формирует гармоничную информационно-образовательную среду, способствующую образованию ребенка.
Только при этих условиях школьная библиотека сможет стать центром, не только предоставляющим доступ к широкому ряду информационных ресурсов, но и обучающим осмысленно, критически и эффективно их использовать, местом, где они смогут приобретать положительный опыт коммуникации в современном обществе.
Современная школьная библиотека с богатыми фондами, квалифицированными специалистами и оснащенная современными технологиями оказывает бесспорное влияние на качество образования.