Школьная библиотека-как воспитательный ресурс историко-патриотического сознания обучающихся»
« Школьная библиотека-как воспитательный ресурс
историко-патриотического сознания обучающихся»
« К патриотизму нельзя только призывать,
его нужно заботливо воспитывать».
Лихачев Д.С.
Слово «патриот» — греческое, означает земляк, соотечественник, человек, преданный своему Отечеству, служащий его интересам. Патриотизм – чувство любви к своей Родине, к Отечеству, готовность к его защите от врагов. Значит, патриотизм необходим при любой общественно-экономической формации, при любой власти.
Патриотизм закладывается в человеке с малых лет. Это процесс не одномоментный. Его нельзя вдруг приобрести или потерять. Это состояние души, это мировоззрение.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники - учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.
Вместе - мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины.
Патриотические качества не формируются сами по себе. Молодое поколение легко втягивается в неформальные политические движения. Деятельность некоторых из них небезопасна.
Большим воспитательным потенциалом обладает школьная библиотека, которая приобщает к родному слову, к чтению, истории и сегодняшней жизни страны. Патриотизм надо воспитывать с детства, когда слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум.
Перед школьными библиотеками стоит нелёгкая задача– развитие у подрастающего поколения через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своему Отечеству. Воспитание детей в духе патриотизма является частью всей воспитательной системы школы по формированию гражданина, который неразрывно связывает свою судьбу с будущим родного края.
Деятельность нашей школьной библиотеки в данном случае направлена на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно-библиотечных мероприятий.
Своей целью мы поставили - формирование патриотических чувств и гражданского самосознания детей и подростков через приобщение к чтению путем внедрения инновационных форм работы, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т. е. воспитание патриота.
Достижение данной цели осуществляется через решение следующих задач:
-формирование у подрастающего поколения чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России, особенно к Великой Победе над фашизмом;
- доведение до обучающихся боевых традиций вооружённых Сил, примеров мужества и героизма защитников отечества, проявленных нашими воинами в военные годы;
-сохранение памяти о великих полководцах, формирование у молодёжи готовности к достойному и самоотверженному служению Отечеству;
- воспитание у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии, формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своим отечеством, побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина;
-уважительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг, героизм, интернационализм, изучение истории и культуры Отечества и родного края;
- воспитание гордости за свою Землю. Привитие понятия, что лучше нашей Земли нет. Это знание и уважение Конституции РБ, её герба, флага, гимна;
- оказание информационно-методической поддержки учителям, классным руководителям, родителей в вопросах патриотического воспитания;
-пополнение фондов библиотеки литературой и информацией военной, исторической, экологической тематики, в т. ч. краеведческой (поисковые и исследовательские материалы, воспоминания участников событий военных лет, произведения башкирских авторов о войне, электронные презентации).
Понимая всю важность патриотического воспитания, деятельность нашей библиотеки мы неразрывно связываем с поиском и внедрением эффективных форм работы путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:
Духовно – нравственное воспитание, включающее в себя воспитание через книгу высокой гражданской активности, духовности, воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья
Историко-краеведческое воспитание, предполагающее воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям, формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий;
Историко – патриотическое и гражданско-правовое воспитание, направленные на получение знаний по истории государственной системы нашего государства, значении её Конституции, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России, его цель пропаганда и изучение российской военной истории, военных подвигов российских солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.
Военно – патриотическое воспитание , включающее в себя изучение военной истории России , знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны, сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, позитивного образа Вооружённых Сил России, готовности к выполнению воинского долга.
Формы и методы продвижения книги и чтения патриотического направлення в библиотеке самые разнообразные, начиная с книжной выставки до проведения массового мероприятия, главная цель которых – приобщение к чтению, к родному слову, к истории и современной жизни России и Башкортостана. В ходе подготовки и проведения уроков мужества, конференций по прочитанным книгам, литературных композиций и других мероприятий школьники знакомятся с историей подвига российского народа в годы ВОВ, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений обучающихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы положительные примеры служения Родине. В работе мы всегда учитываем психологические и индивидуальные особенности детей разных возрастных групп. Если работу с младшими школьниками мы ставим во главе – эмоциональное воздействие на ребенка, то по отношению к подросткам просматривается еще одна задача – помочь взрослеющему человеку сформировать понятия и представления, связанные с патриотизмом, помочь в осмыслении высших человеческих ценностей и идей. Формирование активной нравственной и гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.» Библиотека является побудительной силой этого процесса.С целью привлечения детей к чтению, к проявлению творческих способностей мы проводим литературные вечера, встречи, гостиные. На таких мероприятиях дети знакомятся с творчеством писателей, с интересными людьми. Одной из наиболее интересной формой массовой работы является литературно-музыкальная композиция. Литературно-музыкальная композиция развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.
Литературно-музыкальный вечер памяти , посвящённый 70-й годовщине Дня Победы «Войны священные страницы навеки в памяти людской» был подготовлен и проведён совместно с учащимися 6-10 классов. С замиранием сердца слушали дети стихи и песни военных лет. На такие мероприятия мы всегда ветеранов войны, ведь их так мало осталось - защитников, настоящих воинов, которые грудью защитили страну в страшные годы Великой Отечественной войны, чтобы они поделились своим прошлым, свои опытом. Гости, как и герои книг, рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов проявленных на фронтах ВОВ, свидетельствуют о появлении новых духовных качеств у российских людей. Так и в этот раз незабываемым событием стала встреча детей с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята поздравляли ветеранов с Великой датой, дарили цветы. Ветераны поделились своими воспоминаниями о событиях тех тяжелых лет. Минутой молчания почтили память павших героев. Сочетание слайдов подготовленной презентации с литературно-музыкальной композицией, позволило донести до учащихся не только историческую канву военной поры, но и дух времени. Мероприятие сопровождалось книжно-иллюстративной выставкой художественных произведений, созданных в годы войны, последующих десятилетий и современной российской прозой о Великой Отечественной войне. Так же были представлены книги, периодика, фотографии, военных лет, отражающие трудный путь, пройденный советским народом от начала войны до Победы. Мы каждый год еще и еще раз вспоминаем о тех событиях военных лет и о тех людях, которые завоевали для нас мир на земле. Этой знаменательной дате был посвящен ряд выставок организовынных в нашей библиотеке:« Читаем книги о войне», «Во имя мира ,помни о войне!», «Вечен подвиг в сердцах поколений» , «Минувших лет живая память», «Великая Отечественная война в стихах и прозе», «Подвигом славны твои земляки», «Войны священные полотна навеки в памяти родной», «Жизнь, посвященная отчизне», «Детство опаленное войной», «Имею честь служить тебе Россия», «Следов войны не заметут столетья», «Вспомним всех поименно»,«Нам 41-й не забыть, а 45-й помнить!», «Башкирские писатели-фронтовики», « Великие битвы Великой Отечественной» .Так же проведены беседы у выставок. Особое внимание в библиотеках всегда уделяется работе с художественной литературой данной тематики. Военная тема была всегда значима для русской литературы потому, что всегда помогала понять природу человека, выявить силы добра, которые могут противостоять злу. Художественное произведение не фиксирует правду или неправду, оно создает образ времени. Мы по-прежнему рекомендуем читателям, прошедшие проверку временем, ставшие современной классикой, произведения В. Астафьева ,Ю.Бондарева, В.Быкова, К.Воробьева, Б.Васильева ,К.Симонова, А.Иванова, П.Проскурина, Г.Бакланова, А.Адамовича, В.Богомолова, В. Кондратьева и др.
Книги о войне позволяют донести до сердца каждого человека память о тех героических событиях, дают уникальную возможность каждому лично соприкоснуться с великим подвигом старших поколений, наших отцов и дедов, прадедов.
В этом году была проведена читательская конференция с учащимися 3-х и 4-х классов по книге В. Катаева «Сын полка», приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Целью этого мероприятия было помочь ребятам представить грозные события войны, вместе с главным героем пережить все испытания. Познакомиться на страницах произведения с прекрасными людьми, прочувствовать горечь потерь и радость побед. Повесть «Сын полка» окунула юных читателей в героические события военных лет, о которых дети знают лишь по учебникам и рассказам старших. Ребята узнали о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцева, у которого война отняла все. Кроме того, что дети с удовольствием прочитали эту книгу, они подготовили рассказ о биографии писателя ,выучили и рассказали стихи о таких же сынах полка, как Ваня Солнцев. В ходе конференции ребята единодушно сделали вывод о том, что подвиг-это не просто смелость и героизм, а великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине. Исходя из того, как ребята активно делились своими впечатлениями о героях повести и их поступках, искренне радуясь и переживая за них, было видно , что написанная много лет тому назад книга не потеряла своей актуальности, она интересна и сегодняшнему читателю. После обсуждения произведения ребята написали отзывы о книге: нужно или не нужно читать эту книгу и почему, поделились мнением о прочитанном. Затем эти работы были представлены на выставке в библиотеке. Традиционная выставочная работа библиотек способствуют раскрытию книжного фонда, популяризации книг по данной тематике, расширению информационного пространства библиотек.
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа и была афганская война. Воспоминания о войне, несмотря на то, что уже минуло четверть века с той поры, когда последний советский солдат покинул афганскую землю, до сих пор откликаются болью в сердцах воинов-интернационалистов и родственников погибших. Вечер памяти, посвященный 25-й годовщине вывода войск из Афганистана «Афганистан. Живая память» был подготовлен совместно с учащимися 10-х классов. Был собран материал и подготовлен рассказ о войне в Афганистане, о наших земляках – участниках войны. Перед ребятами выступил и поделился своими воспоминаниями воин-интернационалист-Аминев Фаниль Амирович, который прошел Афганскую войну и стал прямым свидетелем тех событий. Затаив дыхание, со слезами на глазах, все присутствующие в зале слушали рассказ мамы одного из бывших учеников школы Ирика Муратова, Фатимы Ахметовны, которая мужественно перенесла личную трагедию-гибель своего сына в 1986 году, выполнявшего интернациональный долг. В память о нем в школе установлена мемориальная доска. Учащиеся задавали вопросы гостям вечера. Ни один из вопросов не остался без ответа. На вечере прозвучали стихи и песни об Афганистане, передающие всю боль, эмоции, переживания этой войны. Минутой молчания собравшиеся почтили память погибших воинов. Мероприятие сопровождалось электронной презентацией и видеофрагментами документальной хроники Афганской войны. А так же участники вечера ознакомились с книжной выставкой «Души опаленные афганом» .В организации работы по формированию историко- патриотического самосознания значительную роль играет краеведение. Мероприятия по краеведению позволяют учащимся увидеть свой край в общем ходе исторических событий, расширяют кругозор, развивают у них интеллектуальный и творческий потенциал. Особое место в библиотеке отводим воспитанию любви к малой родине, уважению к ее истории, традициям, культуре, землякам. Знакомство с литературным творчеством местных поэтов и писателей, встречи с ними способствуют проявлению интереса к литературе о родном крае, о творчестве земляков, способствует формированию у учащихся патриотических чувств. С этой целью были проведены литературные гостиные, на которые были приглашены А. Генатуллин, Б. Я. Янбулатов. Встреча с писательницей Ш.Н. Зулькарнаевой и обсуждение рассказа «Любовь Черныша» вызвала огромный интерес у учащихся 6-х классов. Писательница пришла на встречу со своим питомцем - котом, о котором она написала повесть «Барон». Ш. Н. Зулькарнаева познакомила ребят со своим творчеством, ответила на вопросы. Доброй традицией таких литературных встреч стало то, что гости дарят библиотеке книги с автографами. В результате у нас собралась целая коллекция книг, более 40 экземпляров. Школьная библиотека знакомит детей с бытом и культурой народов Башкортостана, с важнейшими событиями истории нашего района, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков. Для привлечения читателей к чтению краеведческой литературы, изучению истории родного края мы оформляем выставки-стенды: « Мой город - моя судьба», «Любимый сердцу город», «Учалинскому району-80 лет», «Учалы-шаг в будущее» и др.на которых представлены книги по истории нашего города и района, об Учалинском ГОКе. Выставки дополняют фотографии города, комбината.
В 2014 году отпраздновало 60-летний юбилей наше градообразующее предприятие Учалинский горно-обогатительный комбинат. Этой дате была посвящена научно-практическая конференция. Вниманию участников был представлен материал об истории и развитии УГОКа, о людях, которые посвятили свои трудовые годы этому предприятию и получили высокие награды за свой труд. Со цены актового зала прозвучали стихи и песни учалинских поэтов.
Через книги мы призываем читателей не забывать о государственных символах. Помогаем в подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литератур, Выставка «Республика моя-Башкортостан» организованная в читальном зале интересна тем, что на ней была представлена информация о гербах и флагах городов и районов Башкортостана. Понравилась читателям и выставка-стенд «12 чудес Башкортостана». Так же были представлены выставки «День республики Башкортостан», «День Конституции республики Башкортостан» «Славься наш Башкортостан! Судьбой народу ты для счастья дан!» и др.
Эффективными в нашей работе по патриотическому воспитанию являются выставки. Она является основой любого мероприятия. Практически каждую выставку стараемся сопровождать электронной презентацией. Читателей привлекает такая форма информации. Учащиеся с удовольствием просматривают и электронные выставки . Приведу примеры выставок, которые мы организовывали в своей библиотеке: «Родник мудрости Мустая Карима», «Цвети, мой край, Башкортостан», «Салават Юлаев-время на века», «Сыны Отечества-освободившие Россию», «Во славу русского оружия» (А.Суворов), «Советуясь с законом» и др.
Одной из форм работы, стимулирующей инициативу и предоставляющей возможность школьникам развивать свою творческую активность, является проведение различных конкурсов. Это могут быть конкурсы на лучшую иллюстрацию к книге, конкурс на лучшее стихотворение. Общение с книгой начинается с иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она повышает интерес к книге. Путем рисунка дети высказывают своё отношение к героям произведения. Ребята погружаются в мир фантазий, размышлений. Обсуждение результатов творческих работ, анализ выполненных иллюстраций способствует росту познавательной активности читателей. Очень часто такие конкурсы мы проводим в начальных классах. Таким образом был организован конкурс рисунков к прочитанным произведениям о Великой Отечественной войне. Главная цель обзора и беседы – привлечь внимание к книгам, заинтересовать читателя, сделать так, чтобы он захотел взять и прочитать книгу.
В подготовке многих мероприятий принимают участие библиотечный актив и читатели. В ходе которых ребята учатся ориентироваться в информационном пространстве, учатся образно представлять собранный материал, вырабатывается умение выступать перед любой аудиторией. И очень часто, однажды приняв участие в таких мероприятиях, читатели становятся постоянными и активными участниками различных вечеров, встреч. Происходит и опосредованное влияние на учащихся. После бесед, литературных вечеров обязательно кто-то из числа зрителей приходит в библиотеку.
В классах проходят уроки мужества, мы-педагоги-библиотекари оказываем помощь учителям и детям в подготовке этих уроков. Очень тесно мы сотрудничаем с библиотеками нашего города, которые помогают нам в проведении различных мероприятий. В этом году совместно с работниками городской библиотеки был проведен урок мужества к Дню воинской славы- «Мужество остается в веках», о людях повторивших подвиг Ивана Сусанина в годы Великой Отечественной войны. Дети с интересом слушали рассказ библиотекаря и рассматривали фотографии с изображением исторических фактов.
Большую работу проводит библиотека при проведении предметных недель по истории, правоведению, защите Отечества. В эти дни оформляются открытые просмотры литературы по теме, книжные выставки, беседы, презентации книг, готовятся подборки литературы для учителей и детей. Патриотическое и гражданское воспитание – сегодня самое активное и интересное направление в нашей работе. Несмотря на сегодняшнее неоднозначное отношение в нашем обществе к понятиям «честь», «долг», одной из своих задач библиотека видит в содействии воспитанию патриота и гражданина – будущего защитника Отечества.
В библиотеке оформлено большое количество папок самого различного содержания.
Вся система историко-патриотического воспитания, созданная в нашей библиотеке, реально помогает в процессе подготовки школьников к защите Отечества, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Важный аспект в работе библиотеки – содействие героико – патриотическому становлению молодежи - привлечение « живой памяти » тех, кто защищал Родину на полях сражений, кто помогал фронту, работая в тылу
Сегодня приобщение к чтению , конечно, сопряжено с рядом трудностей и, тем не менее, чтение у многих востребовано. Применительно к рассматриваемой теме – есть серьезная проблема – это низкий уровень интереса к военно-патриотической литературе. Если книги о Великой Отечественной войне еще находят своего читателя, то литература, отражающая более глубокие героические страницы истории нашей страны, востребованы очень малым количеством читателей. Библиотека стремиться работать с забытыми календарными датами и фактами из героического прошлого нашей страны.
Работа с темой «патриотизм» в библиотеках не ограничивается проведением праздничных мероприятий — она ведется в школьной библиотеке систематически, продуманно и целенаправленно. Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать».
В результате проведения всей работы мы должны вырастить человека, любящего свой народ, свой край и свою Родину. Уважающего и принимающего ценности семьи и общества, любознательного, готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, доброжелательного, умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Понимая всю важность патриотического воспитания, я считаю, что школа и библиотека должны принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Патриотическое сознание наших детей остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: « Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»