«Школьная библиотека как воспитательный ресурс историко – патриотического сознания обучающихся»
«Школьная библиотека как воспитательный ресурс
историко – патриотического сознания обучающихся»
В соответствии с планом воспитательной работы школы, библиотека имеет свой план работы, в котором предусматривается непосредственное участие в подготовке классных часов, внеклассных мероприятий, родительских собраний. Мы работаем в тесном сотрудничестве с классными руководителями и заместителем директора по воспитательной работе.
Одна из целей деятельности библиотеки – формирование патриотических чувств и гражданского сознания, приобщение детей к чтению, воспитание любви к книге, к родному слову, к культуре родной страны, т. е. воспитание патриота. Для решения этой задачи школьная библиотека располагает необходимым фондом литературы. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Вместе - мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм - наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.
Как уже сказано, нужно прививать любовь и уважение к своей малой родине. И с этой целью ко дню республики Башкортостан были оформлены книжные выставки «Республикам минен, Башкортостан», «Алтын бишегем-Учалы»( «Золотая колыбель-Учалы»), «Халык батыры-халык йорэгендэ» (260-летию Салавата Юлаева).
С целью расширения знаний учащихся о родном крае и воспитания чувство патриотизма и любви к Отечеству в 4 классах проводила викторину «Знаешь ли ты свой край?», а в 3 классе проводила звездный час «Башкортостан». В работе были использованы презентации. Все проводилось в торжественной обстановке. Дети с интересом отвечали на вопросы, победители получили призы.
Ко дню Народного единства была оформлена выставка «Я, ты, он, она Вместе целая страна, Вместе дружная семья». Наша школа многонациональная. Патриотизм начинается с любви и уважения к культуре своего народа и к культуре других национальностей.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, и все мы должны растить чувство патриотизма, целью которого является: становление ребёнка как гражданина родной земли; развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества; сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Близкие и простые примеры, доступность и образность формы, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность. Покой отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники - учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны.
Любовь к Матери как и любовь к Родине важна для воспитания патриотических чувств ребенка.
Выставка, посвященная к дню матери «Пусть всегда будет мама!» и презентация «Мама первое слово» были актуальны для маленьких читателей. Во вторых классах была проведена беседа по рассказу В. Осеевой «Сыновья». Ученики размышляли, каким сыном (дочерью) они являются для своей матери. Что есть для человека мама? За что ее ценят? Приводили свои жизненные примеры. Беседа прошла в доверительной теплой обстановке. Ученики заинтересовались и другими рассказами писательницы. После беседы, обучающиеся попросили взять книги на дом и почитать их с родителями.
20 октября 2014 года вся республика отметила юбилей народного поэта Башкортостана Мустая Карима. В целях патриотического воспитания, любви к своему народу, уважения к его прошлому, чувства национального достоинства и гордости в библиотеке начальной школы к 95-летию народного поэта Башкортостана Мустая Карима было проведено мероприятие под названием «Страна Мустая». Я познакомила учащихся с творческой деятельностью и жизнью писателя с помощью подготовленной презентации «Страна Мустая», детям показали видеофильм о приезде в наш район народного поэта, где он задумал и написал одно из известных своих произведений для детей «Таганок». Провела бенефис книги «Таганок», который всех заинтересовал. Результатом бенефиса стало массовое желание детей прочитать эту книгу. Ученики слушали его стихи, которые прочитали с большим талантом Сырлыбаев Баймурат и Губайдуллин Максим. Они поразили всех своим видением стихов М. Карима. Была оформлена книжная выставка, где выставлены материалы о жизни и творчестве, книги Мустая Карима. Учащиеся узнали о нем как о поэте, писателе, патриоте…
В этом году наша страна отметила 70-летие Великой победы. По случаю этой даты в библиотеке была проведена огромная работа. Задача библиотеки, используя фонды книг, аудио-, видео-документы рассказать читателям о мужестве наших дедов и отцов, о нашем прошлом, о нашей памяти и о нашем долге. Всё далее и далее годы отодвигают от нас войну и Победу. Подрастает уже третье поколение молодёжи, которое черпает сведения о Великой Отечественной войне исключительно из книг, журналов, газет, архивных источников, воспоминаний ветеранов, телепередач и кинофильмов. И сам подвиг нашего народа в ВОВ, и та литература, которая имеется по этому вопросу, содержат громадный воспитательный потенциал.
Главной формой работы с книгой остаются: книжные выставки, обзоры, обсуждения, беседы, они помогают учащимся сделать правильный выбор. Также постоянно оформляются и обновляются тематические папки, посвященные знаменательным датам.
Были оформлены такие книжные выставки: «70 лет Великой Победы» «Я помню! Я горжусь!», « Дети – герои войны», по ним были проведены книжные обзоры для обучающихся 3- 4 классов.
Ежегодно в МБОУ лицей №1 в апреле проводится День науки. К этому важному дню тщательно готовятся и учащиеся начальных классов.
В этом учебном году этот день был посвящен 70- летнему юбилею Великой Победы. Библиотека не осталась в стороне. Учащаяся 2 д класса Абдрахманова Динара в течение года под моим руководством вела поисковую работу и мы с ней подготовили проектно - исследовательскую работу. В итоге Абдрахманова Д. получила 1 место в районном конкурсе. Подрастающее поколение должно хорошо знать историю своей страны и это невозможно изучить, не зная историю своей семьи. Она отразила в своей работе именно историю своей семьи.
Ученики в течение года регулярно посещали школьную библиотеку и с интересом читали книги о войне. Проводилась акция «Читаем книги о войне». Особенно активно читали ученики 2д, 3а, 4г,4а классов. Из рук в руки переходили книги М.Карима «Радость нашего дома», Л.Кассиля «Главное войско», В. Воскобойникова «Девятьсот дней блокады», А.Иванова «Как Андрейка бегал на фронт» , серия книг о войне С.Алексеева, В.Катаева «Сын полка».
Чтобы лучше узнать о детях в годы войны, мы с классными руководителями 2А и 2Д классов пригласили на встречу членов организации «Память сердца, дети погибших защитников Отечества». Все семеро гостей сидели с фотографиями своих отцов. Зоя Григорьевна Магадеева подготовила сценарий в доступной форме для младших школьников. Она начала со слов: «Мы не участники войны, мы павших воинов дети. Победили наши отцы, и пока мы живы, мы будем свято хранить память о них…» и сразу все дети затихли. Она даже не помнит своего отца, ведь когда он ушел на фронт, ей было всего 3 года. В память об отце у Зои Григорьевны сохранилась только пожелтевшая похоронка, которую бережно хранит более 70 лет. Мария Ивановна Степанова рассказала о скудной школьной жизни в годы войны: не было тетрадей, чернил, еды, одежды. Мы не смогли сдержать слез, когда она под гитару исполнила песню собственного сочинения «Я помню отца руки сильные». С большим вниманием слушали Валентину Дмитриевну Зарубину, которая в 2010 году ездила на могилу отца в Курскую область. Её стихотворение «Из-за проклятой войны счастья в детстве мы не видали» проникло в сердца слушателей. Лысых Людмила Максимовна со слезами на глазах вспомнила трудное голодное детство, своего отца – председателя колхоза, как она сидела на плечах, крепко держась за волосы любимого человека, как ходила в лаптях, которые плела мама. Хрупкая, маленькая девочка с малых лет помогала ухаживать за телятами, ягнятами. Сохранилось в её памяти, что отец был строгим, ответственным человеком, но в то же время очень добрым.
Аминев Амир Сунагатович и Газизов Альберт Хадиевич – активисты поисковой работы. Они помогают людям находить захоронения погибших воинов- земляков. Из их рассказов мы узнали об отваге, мужестве и стойкости детей в годы войны. «В 1945 году закончил 1 класс, одежды не было, босиком в ноябре- месяце бегал в школу. Было большое стремление получать знания. За хорошую учебу подарили тетрадь в 12 листов и полкарандаша. Какое было счастье – получать такой ценный подарок!» - вспоминает Альберт Хадиевич. Также он продемонстрировал дорогую ему вещь – документ, который подарили ему в Тверской области, где захоронен его отец.
Рассказ каждого из гостей заслуживал внимания и уважения к ним, все они призвали детей старательно учиться, слушаться своих родителей, учителей, быть настоящими людьми с добрым сердцем и душой. Детям было интересно всё: истории, документы, фотографии, стихи и песни. Слушали, затаив дыхание даже самые непоседы. Ветераны подарили школе книгу «Память сердца», которую обязательно будем применять в изучении истории родного края на классных часах. Эта встреча оставила в душах и сердцах детей глубокие впечатления. Также была оформлена книжная выставка «Дети - герои войны».
Такие встречи необходимы подрастающему поколению в воспитании патриотизма, чувства гордости и любви к соотечественникам, к Родине.
Именно обсуждение дает нам возможность всесторонне, с разных позиций рассмотреть конкретный рассказ или сказку для того, чтобы как можно глубже войти в ее подводное течение, в ее подтекст, в то, что прямо не изложено, в то, что автор имел в виду, когда взялся за написание этого произведения. Это вопрос о качестве процесса чтения, его продуктивности, его плодотворности.
Мы провели обсуждение по книге Мустая Карима «Радость нашего дома», которая имеет большую популярность среди учащихся 4-х классов. Обсуждение было проведено в читальном зале библиотеки. Я оформила книжную выставку о творчестве Мустая Карима, провела обзор литературы книжной выставки, использовала презентации. Участники обсуждения показывают глубокое понимание смысла произведения. Дети всей душой почувствовали ту идею, которую хотел передать автор – эта дружба помогла победить фашистов во время войны, эта дружба сохранила для маленькой украинской девочки Оксаны дом и семью.
При обсуждении каждый из ребят старался поделиться своим мнением о поступках героев, объяснить, чем понравился тот или иной персонаж повести. Много интересных ответов дали ребята на вопрос: «Как вы понимаете слова деда Мансура: «Людей роднят не язык, не богатство - людей роднит сердце». Особенно понравилось высказывание детей о том, что книги Мустая Карима являются радостью каждого дома. Дети изъявили желание прочитать и поговорить еще об одной повести писателя - «Таганок». В духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения огромная заслуга наших детских поэтов. Их стихи воспитываю в детях любовь к родине.
Совместно с классным руководителем и учениками 2д класса подготовили литературно-музыкальную композицию к 70-летию Победы и выступили перед родителями. Мероприятие прошло в очень теплой атмосфере, все мероприятие было проникнуто темой патриотизма. До глубины души тронуло родителей отношение детей к великой победе.
В 4-х классах была проведена беседа «Дети- герои войны». Дети были поражены героизмом почти своих ровесников, они высказывали свои мнения по поводу их поступков. Мнения были разные, в основном учащиеся говорили, что хотели бы быть похожими на маленьких героев, но были и те учащиеся, которые честно признавались, что не смогли бы так поступить.
Моя библиотека маленькая, и читатели мои – малыши: учащиеся 1-4 классов. Прозвенит звонок с урока – они спешат в библиотеку. И так каждую перемену, каждый день. Мои маленькие читатели очень любознательные. Они с удовольствием участвуют во всех моих мероприятиях. Воспитание патриотизма - одна из главных направлений моей работы. Патриотизм он спрятан в каждом ребенке, но его надо открыть, вырастить, воспитать.
В наше время особенно важна работа библиотекаря, которая совместно с учителями и родителями приобщает детей к культуре, любви к родной семье и Отечеству, уважение к труду.
Школьная библиотека – это особый мир, где мы ежедневно проводим работу по воспитанию настоящих граждан-патриотов своей родины, где дети чувствуют себя тепло и уютно.