Проект по теме: «Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»





Проект по теме: «Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»






Выполнил(а):
Покида Ю.А., учитель
МКОУ школа «Надежда»
г.о. Коломна














Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому, современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Достоинства  компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI в., очевидна.
Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе умственно отсталых детей. Общественное воспитание этих детей в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации. В развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у умственно отсталых детей крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д.
В настоящее время очень часто учителя на уроках сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся, нежеланием работать самостоятельно. Среди причин того, что ученики теряют интерес к знаниям, безусловно, надо назвать однообразие уроков. Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием примеров, методов и форм могут обеспечить эффективность. В современных условиях использование средств информационных технологий позволит повысить степень активности школьников и привлечь их внимание, усилить мотивацию к обучению. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Заветная мечта каждого творчески работающего педагога – научить ребенка видеть необычное в обычном, чтобы вся дальнейшая жизнь каждого из них стала непрерывным открытием.
Цель проекта: рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках математики на повышение познавательного интереса обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить психолого-педагогические аспекты повышения познавательного интереса к учебной деятельности через использование современных информационных технологий
Раскрыть сущность информационно-коммуникационных технологий и их значение в образовательном процессе.
Активизировать познавательную деятельность умственно отсталых учащихся на уроках математики посредством использования ИКТ.
Гипотеза: систематическое использование презентаций на уроках математики это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.
Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие у них активности, самостоятельного творческого мышления становится важнейшей задачей школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.
Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.
Используя только традиционные методы обучения в школе сложно обеспечить следующие возможности:
( вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;(
( совместную работу и сотрудничество для решения разнообразных проблем;
( широкое общение со сверстниками из других школ, регионов, стран;(
( свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.(
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий. Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Педагогам, применяя новые информационные технологии, необходимо: знать дидактические возможности компьютера в организации обучения; уметь использовать компьютер для организации контроля и самоконтроля освоения школьниками пройденного материала; уметь оптимально сочетать компьютерные и традиционные технологии обучения; использовать новые информационные технологии для организации творческой деятельности учащихся. 
 Модели ИКТ:
выступление с опорой на мультимедиа презентацию;(
компьютерное тестирование;
использование электронных сборников-тренажёров;
работа с электронными энциклопедиями.
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;(
во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;(
большой объём информации может быть получен из интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;(
учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.(
Компьютерное тестирование.
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой– системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).
Компьютерное тестирование (с использованием индивидуальных пультов тестирования) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными энциклопедиями.
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Использование ИКТ позволяет сделать урок динамичнее, интереснее, эффективнее.
Задачи использования ИКТ на уроках:
создание банка учебных Программ, которые можно использовать на уроке;(
осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику;(
передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер;(
сведение к минимуму вероятности формирования у учащихся «комплекса неполноценности»;(
повышение качества обучения.
Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ. Они позволяют:
использовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;
многократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;
использовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения ученика с преподавателем, когда неверный выбор ответа на вопрос сопровождается разной реакцией;
автоматизировать контроль и оценивание уровня знаний, систематизацию ошибок по нескольким параметрам и т.д.
Если технологические возможности сопровождены соответствующей методикой использования, то это делает преподавание предмета более привлекательным как для учителей, так и для учеников, может облегчить труд учителя, освободить его от рутинной работы на всех трех этапах обучения.  Этап “объяснение”
Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением, придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.
Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)
3D рисунки и модели. Создание пространственного рисунка с возможностью изменения ракурса рассматривания, приближения и удаления объекта с эффектом увеличения заменяет собой серию рисунков, разрезов и выносок и позволяет учителю выбирать для комментария тот или иной фрагмент.
Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса, могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.
Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе. Этап “закрепление”
Задания с выбором ответа– компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки).
Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.
Тематические подборки заданий– реализуют техническую возможность сборки объектов по их характеристикам (атрибутам) и методическую возможность создания групп заданий, рассчитанных на достижение педагогических целей за счёт определённой последовательности их выполнения, привязки ко времени занятия, данной программе, выбранному учебнику.
 Этап “контроль”
На этапе контроля возможно использование тех же заданий, что и на этапе закрепления, например, тематические наборы тестовых заданий с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием фото, видео и анимации, интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки и выдачей протокола выполнения.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днем, важное значение для человека приобретает умение быстро находить нужную информацию. Главной задачей школы сегодня является не передача каких-то определенных знаний, а обучение учащихся умению добывать эти знания.
Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. (К.Д. Ушинский).
Использование ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям умственно отсталых детей и развивать их способности. В работе на компьютере важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, использовать мультимедийный способ подачи информации.
Задачи ИКТ в коррекционном обучении: – развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
– использование компьютера как средства познания.
На уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида могут использоваться следующие электронные средства учебного назначения: – клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы; – компьютерные раскраски и геометрические конструкторы; – компьютерные лабиринты для управления объектом; – компьютерные мозаики; – логические игры на компьютере; – компьютерные энциклопедии; – компьютерные топологические схемы; – компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями; – игры-кроссворды; – компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.
Использования ИКТ для формирования вычислительных навыков.
Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и порой скучная для учащихся работа, если не вносится разнообразие в ее организацию. В практике возможно использование CD дисков с компьютерными играми «Учимся считать» из серии «Несерьёзные уроки». Сборник игр, развивающих математические навыки, отличный способ увлекательно и с пользой провести время. «Игрок» научится быстро распознавать геометрические формы, выполнять арифметические действия и решать задачи. Работа по развитию внимания и памяти.
Упражнения на развитие памяти и внимания можно составить, используя презентацию. Например, предложить учащимся за 10-15 секунд запомнить изображение на экране геометрические фигуры (жёлтый треугольник, зелёный круг, красный прямоугольник, синий многоугольник). Количество, расположение и сложность фигур, определяются уровнем сформированности ВПФ. После чего изображение свернуть и задать учащимся вопросы. Затем для проверки учащимся снова показывается изображение. Работа по формированию и развитию логического мышления.
Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Различные логические упражнения чаще не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно - воспитательного процесса в специальной (коррекционной) школе.
Структура заданий: 1) загадки в числах; 2) ответы к загадкам и соответствующие им числа; 3) логические задачи.
Работу с предлагаемыми заданиями можно организовать по-разному, используя видеодисплейный терминал или распечатав материал на принтере.
Проверить знания учащихся, организовать повторение и закрепление учебного материала, можно также, используя авторские презентации (медиауроки). Использование ИКТ при подготовке к таким урокам очень экономит время учителя. Учитель имеет возможность в любой момент заменить слайд, что значительно экономит время на поиски нужной информации. Нет необходимости вести записи на доске, учитель во время объяснения всегда обращен лицом к детям, имеет возможность постоянно наблюдать за ними и удерживать их внимание. При необходимости можно вернуться в любой момент объяснения, так как «записи» не стираются. Учитель имеет возможность еще и еще раз объяснить новый материал индивидуально, сидя с ребенком за компьютером.
В медиауроки или отдельные слайды презентации могут быть включены обучающие, тренировочные и контролирующие задания. Контроль и проверка знаний.
Используя различные компьютерные программы (доступные контингенту класса), можно проводить различные тренинги и проверочные работы. Они выполняют тренировочную и контролирующую функции, а компьютер ведет подсчет баллов. Это нацеливает ребенка на внимательную работу и получение хорошего конечного результата. Значительно увеличивается объем выполненных заданий, так как нет необходимости записывать их в тетрадь, правильность выполнения «контролируется» компьютером, учащийся имеет возможность подумать и исправить ошибку. 
Мы должны в школе готовить детей к жизни, и задача взрослых – сделать их жизнь интересней. Все учебные предметы должны быть связаны с жизненным опытом ребёнка, такая информация для него актуальна, интересна и полезна. Использование в образовательном процессе качественных информационных продуктов, разработанных на основе мультимедиа, вызывают у детей устойчивый интерес. Дети при выполнении заданий не испытывают отрицательных эмоций, дискомфорта. Они не боятся допустить ошибку, так как всегда имеют возможность ее исправить, чувствуют свою успешность, сразу видят результат своей работы. Все это способствует повышению учебной мотивации, развивает познавательную активность.
Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий, обучающиеся в школах VIII вида могут достигнуть следующих результатов:
– дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
– глубже постигаются понятия числа и множества;
– быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
– тренируется внимание и память;
– дети раньше овладевают чтением и письмом;
– активно пополняется словарный запас;
– развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
– воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
– развиваются воображение и творческие способности;
– развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.
В специальной (коррекционной) школе до сих пор центральное место среди средств обучения и коррекции принадлежит учебникам, наглядным материала и т.д. В наши дни на смену традиционным средствам обучения приходят новые. Кино и видео продукцию все чаще сменяют компьютерные программы. Однако, если в массовых учебных заведениях уже давно используют компьютер как одно из средств обучения, то в системе специального образования процесс внедрения компьютерных технологий идет очень медленно. Одна из причин - отсутствие специализированных компьютерных программ. Тем не менее, использование компьютеров в специальных (коррекционных) школах желательно и возможно.
Цель внедрения мультимедиа технологии в специальное обучение - коррекция нарушений и общее развитие аномального ребенка. Применение компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях как одной из форм коррекционной работы– один из путей поддержки у умственно отсталых учащихся положительной мотивации к получению знаний. Это одно из эффективных средств закрепления изученного материала. Проговаривание, чтение учащимися информации не только развивает его речь, но и активизирует мыслительную деятельность.
К числу достоинств использования компьютера на уроках, коррекционно-развивающих занятиях в специальном (коррекционном) образовательном учреждении относится и возможность дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, гибкого адаптированного объема информации с учетом интеллектуального уровня умственно отсталых детей.
Сегодня использование ИКТ очень актуально. ИКТ – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, ИКТ стимулирует и развивает мышление, память. Использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя.
Работая над проблемой внедрения ИКТ в образовательный процесс, можно прийти к выводу, что нет причин, препятствующих внедрению компьютера. Главное: не перегрузить машинной технологией, что может привести к утрате школьниками эмоционально – личностного отношения к природе.

Литература.
1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)
2. Сергеева Т.К. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование. М., - 2008.
3. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.; Педагогика, 2007. 211 с.
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]