Урок по ОРКСЭ на тему Добро и зло (4 класс)


Урок «Добро и зло»
- В сказках всегда присутствуют добрые и злые персонажи. Какие сказочные герои всегда олицетворяют зло?
(Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Леший.)
Какие герои всегда добры?
(Феи, эльфы).
Некоторые сказочные герои бывают в одних сказках злыми, а в других добрыми, например, Баба-яга.
Учитель иллюстрирует сказанное отрывками из сказок, во время которых дети определяют добрые или злые их героини.
Звучит отрывок из сказки «Василиса Прекрасная» под музыку П.Мусоргского «Картинки с выставки»:
«…Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-яга—в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
---Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?
Василиса подошла к старухе со страхом и, низко поклонясь, сказала:
---Это я, бабушка! Мачехины дочери прислали меня за огнем к тебе.
---Хорошо,--сказала Баба-яга,--знаю я их, поживи ты наперед да поработай у меня, тогда и дам тебе огня, а коли нет, так я тебя съем!..»
Следующий отрывок из сказки «Перышко Финиста Ясна-Сокола» звучит под музыку П.И.Чайковского «Детский альбом»:
«---Фу, фу, фу!—говорит Баба-яга.—Прежде тут русского духу видом было не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух по вольному свету шатается, воочию является, в нос бросается! Куда, красна девица, путь держишь? Долю пытаешь аль от дела лытаешь?
---Был у меня, бабушка, жених, Финист Ясен-сокол, цветные перышки, сестры мои зло ему сделали. Вот ищу теперь Финиста Ясна-сокола.
---Далеко ж тебе идти, девица! Финист Ясен-сокол, цветные перышки, живет у синего моря в тридевятом царстве, в тридесятом государстве и уже сосватан на царевне. Ну да я тебе помогу…»
После обсуждения учитель продолжает:
«Жили-были старик и старуха…
Любишь ты сказки? Так слушай, молчи.
Добрая сказка, что хлеба краюха
Только что вынутая из печи»
---Детский поэт Овсей Дриз сравнил добро с теплым хлебом, а с чем бы вы могли сравнить добро и зло?
Учитель предлагает ученикам нарисовать рисунки добра и зла под музыку П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик»
Ученики демонстрируют и поясняют свои работы. Затем учитель обращается к классу:
---Народная пословица гласит: «Худо тому, кто добра не делает никому». Давайте послушаем сказку «Про воробья, который делал в жизни все, что мог» (Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 1990).
«…Молодой воробей услышал, как поет соловей, как все им восхищаются, потом увидел красавца павлина, которых всех приводил в восторг. Грустный прилетел воробей домой и пожаловался матери, что нет у него ни хорошего голоса, ни красоты, ни привлекательности. И ответила молодому воробью мать: «Внешность и голос не в нашей власти, но всякий может, если хочет, делать окружающим добро и тогда все будут его любить».
Улетел воробей и увидел бедную девушку-швею, которая грустно задумалась о своей жизни и плачет. Молодой воробей сел на подоконник, стал весело чирикать. Швея взглянула, улыбнулась сквозь слезы, утерла глаза, стала слушать и забыла о своем горе. Так молодой воробей и стал жить, и везде, где только мог, делал всем добро: выкармливал выпавших из гнезда птенцов, носил еду больным птицам, пел песни обездоленным.
Когда воробей умер, все птицы хоронили его. И сам соловей, гордый, великолепный соловей, говорил над могилою речь: «Воробей не выделялся красотой, не было у него звонкого голоса, но он был лучше и достойнее всех нас, у него было то, что дороже и красоты и всяких талантов. Он был добр, он был полезен. Делал в жизни все, что мог».
---Чем вы можете быть полезными?
(Сказать добрые слова, успокоить, поддержать в трудную минуту, помочь).
Учитель предлагает найти решение предложенных ситуаций (по Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 2. М., 1998.):Мама пришла с работы уставшая, и я…
Когда тяжело заболел мой одноклассник, то я…
Во дворе плакала маленькая девочка, и я…
Ответы обсуждаются.