Урок самопознания Доброта — солнце, согревающее сердце человека (5 класс)
Школа: Аманкарагайская СШ им.Н.Островского Дата __________
Тема: Доброта – солнце, согревающее сердце человека
Ценность: любовь Качества: умение прощать, искренность, стремление проявлять заботу и внимание к окружающим и друг к другу, чуткость
Педагог Галлямова Г.Н. Класс 5 «В» Кол-во уч-ся_______
Цель: расширить представления учащихся о понятии «доброта», акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни.
Задачи:
углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
развитие способности и умения проявлять доброту и определить её как качество человека;
Воспитание чуткости, умения прощать, стремления проявлять заботу и внимание к окружающим и друг к другу.
Ресурсы: муз: «Мелодия для души», фонограмма песни «Если добрый ты» Савельев Б., Пляцковский М.,
в/р «Бумеранг добра», кадры из м/ф «Маша и медведь», «рыбки» из бумаги
Ход урока:
Орг.момент. Позитивный настрой.
Позитивный настрой «Концентрация на Свет»
Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что солнечный Свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами Света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что Свет начинает всё более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите Свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются Светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются Светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие добрые слова. Направьте Свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась Светом, и в вашей голове только добрые, Светлые мысли.
Свет становится всё интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Этот Свет несет с собой Добро. Направьте его всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите его и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть Доброта наполнит их сердца. Пусть Свет-Добро распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на всё живое, повсюду посылайте Добро во все уголки Вселенной.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом и Добром находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.
Анализ хода урока
Объявление темы и цели урока
- Сегодня наш урок я хочу начать со стихотворения Сергея Острового:
В жизни по-разному можно жить
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям.
- Тема нашего урока – «Доброта – солнце, согревающее сердце человека».
- Назовите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта» ? (Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим.)
- Продолжите фразу – «Добрый человек – это тот, кто» кто любит людей
готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
кто всегда доброжелателен к людям
кто думает не только о себе, но и о других.
- Ребята, кто для вас всех является самым добрым человеком? Кто первым в вашей жизни учил познавать вас добро? (мама)
- Скажите, зачем людям творить добро?
Позитивное высказывание.
"Во внутреннем мире человека доброта - это солнце"
В.Гюго.
- Как вы понимаете слова В.Гюго?
- Согласны ли вы с данным высказыванием?
Методика запоминания цитаты (записать в тетради, хоровое повторение 2 раза)
Подарок учителя. Притча
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили: кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съежился и зашагал быстрее.
Тогда за дело принялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру, - я буду действовать по-другому, ласково». И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его.Вот так солнце, действуя по-доброму, победило.
Беседа по содержанию:
- В чем смысл притчи?
- Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений?
(ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, )
Минутка тишины
Просмотр видеролика «Бумеранг добра»
Творческая деятельность, групповая работа.
1 гр. Выбери правильный ответ:
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
2 гр. Выбери правильный ответ:
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
3 гр. Перед вами разрезанные пословицы. Соберите и назовите их. Жизнь дана на добрые дела. Лучше потерять глаз, чем доброе имя. Людей сближает улыбка. Если хочешь иметь друзей, будь другом сам. Добро помни, а зло забывай.
4 гр. Перед вами разрезанные пословицы. Соберите и назовите их.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет
Красив тот, кто красиво поступает
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
А) Самостоятельная работа.
Б) Защита работ.
- У меня есть золотая рыбка, которая хотела бы наградить всех за доброту, выполнив желание каждого, давайте поможем ей. У вас на партах лежат маленькие золотые рыбки, напишите на них 1 самое заветное желание, которое вы бы хотели исполнить для людей.
- Давайте их выпустим в синее море.
Дети выставляют работы на полотно, образуя единый фон.
В это время идут кадры из мультфильма «Маша и медведь» и звучит песня Золотой рыбки «Не забудь желаньем с другом поделиться»
Групповое пение.
Песня «Если добрый ты» Савельев Б., Пляцковский М.
Домашнее задание.
Сделать доброе дело. Рассказать на следующем уроке о добром деле, которое сделали.
Заключительная минута тишины.
- Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите под звуки медленной музыки добрые мысли в свое сердце и живите с ними! А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу! Урок окончен.
Выбери правильный ответ:
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
Выбери правильный ответ:
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
Перед вами разрезанные пословицы.
Соберите и назовите их.
Жизнь дана на добрые дела.
Лучше потерять глаз, чем доброе имя.
Людей сближает улыбка.
Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.
Добро помни, а зло забывай.
Перед вами разрезанные пословицы.
Соберите и назовите их.
Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
Будешь учиться доброму, худое на ум не пойдет
Красив тот, кто красиво поступает
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
(ђЗаголовок 1(ђЗаголовок 2(ђЗаголовок 3(ђЗаголовок 4(ђЗаголовок 515