Конспект урока .ОРКСЭ. Добро и зло.4-5 класс


Предмет:
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ



ТЕМА:
«Добро и зло»

4-5 класс




Автор: Варегина Марина Юрьевна
МКОУ Заволжский лицей
учитель начальных классов












г.Заволжск, 2015 год
Тип урока
Урок открытия нового знания.

Цель
Формирование основ морали – осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Планируемые результаты
Регулятивные действия:
Обеспечение организации учебной деятельности обучающихся.
Поиск необходимой информации из справочной литературы.

Личностные УУД:
Доброжелательное отношение к окружающим.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Познавательные УУД:
Самостоятельноe формулирование темы урока.
Умение выделять главное и второстепенное, давать определение понятий, устанавливать причинно-следственные связи.
Извлечение необходимой информации из прослушанного.
Осуществление логической операции, обобщение понятий. Сравнение, классификация, объяснение явлений.
Усвоение новых понятий, умение ими пользоваться.

Коммуникативные УУД:
Использование речевых средств решения коммуникативных задач, построения высказываний.
Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Умение работать в паре, группе, высказывать собственное мнение.
Доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.


Основные понятия
Добро, зло.

Ресурсы
Компьютер, проектор, карточки-кирпичики, модель солнышка, лучики, презентация, конверты с разрезными пословицами, словари Ожегова.

Организация пространства
Групповая, парная , индивидуальная работа













ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить, вовремя делать гадости.
А можно так: на рассвете встать и, помышляя о чуде.
Рукой обнаженною солнце достать и подарить его людям.

Какие чувства вызывают у вас эти строки? Что можете сказать об услышанном?

Давайте улыбнемся друг другу и поместим в классе вот такое солнышко.
(на середине доски прикрепляется солнышко без лучиков)


Организуют свою деятельность Эмоциональный настрой на урок.

2.Актуализация знаний
Слайд 1
Кого вы видите на слайде?
Что вы о них можете сказать?
КАК ВЫ МОГЛИ БЫ ИЗ РАЗДЕЛИТЬ? ( на группы)
Что олицетворяют персонажи первой группы, 2 группы?









Называют литературных персонажей. Распределяют их на группы.
- 2 группы: одни олицетворяют добро, а другие зло.

3.Целеполагание

Слайд 2


Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
(о добре и зле)

Назовите качества, которые вы соотнесете с этими словами ( на каждую букву)

Д – добродушие, деятельность, добропорядочность и т.д.
О – организованность. опрятность, отзывчивость и т.д.
Б – благородство, благо и т.д.
Р – радость, работа, .
О – отзывчивость,

З – зависть,
Л- ложь, лесть,.
О – обман, ..

(обучающиеся называют слова, всё фиксируется на доске)

Какие задачи вы для себя поставите?
(что такое добро и зло, как они проявляются в жизни, как сделать мир добрее)
Формулируют тему урока. Постановка задач урока.

4.Работа над новым материалом




Слайд 3














































Игра «Добро или зло?»
Слайд 4
Что же такое добро? Зло?

Где можно найти информацию? (интернет, словарь, учебник, у взрослых)

Давайте заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И.Ожегова. (работа в парах)

А теперь давайте обратимся к учебнику. ( чтение статьи стр.12-13)
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Мы с вами живём на планете Земля. А раз существует добро и зло, значит люди могут творить какие дела? (добрые и злые)

Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?



А как вы думаете, добро и зло всегда существовало на Земле?
Знаете ли вы, когда было первое упоминание о зле?



















Давайте прочитаем материал на стр.14-15.
Как же менялись представления о добре и зле в ходе истории?
Почему же нужно стремиться к добру и избегать зла?






Демонстрирует иллюстрации.

Размышляют, отвечают на вопросы.
Чтение текстов.



Находят необходимую информацию в справочной литературе и зачитывают.


Добро-это все хорошие поступки, которые совершает человек, а зло - всё плохое.
Нужно делать больше добра, чтобы о тебе осталась хорошая память, чтобы жить было радостно и интересно. Нужно быть внимательным к другим людям, не совершать плохих поступков, совершать больше добрых дел.

Рассказы учеников:
«Библия говорит о том, что Бог создал сначала ангелов. Они были добрыми. Но один из ангелов позавидовал Богу, захотел быть равным ему. Он начал спорить с Богом и превратился в тёмного, злого духа – Сатану. Тогда против Сатаны выступил один из высших ангелов – архангел Михаил. Он сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!». И произошла на небе война. Небесная война закончилась победой святой истины. Зло вошло в мир людей в виде зависти и гордыни.

- Бог создал рай на Земле. В нём было всё прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила, установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога. Мир стал изменяться . На Земле появилось зло.





Анализируют иллюстрации.

5.Оздоровительная минутка.
(спокойная, легкая музыка

Слайд 5
Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.
Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
Расслабление, включение в образ.



6.Первичное закрепление.
Работа с притчей.

Слайд 6
А сейчас послушайте притчу. Притча о добре и зле « Какой волк победит?»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
-В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность. Сожаление, эгоизм, ложь, амбиции. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
-А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Как вы понимаете эту притчу?
Слушают притчу. Отвечают на вопросы.





















Эта притча о добре и зле. В человеке всегда борются две стороны: добрая и злая. Это значит, что человек сам решает, каким ему быть: добрым или злым.

Обсуждение проблемного задания.


Слайд 7
У вас на парте лежит карточка с вопросами. Обсудите в группах ответ на вопрос.










Как вы думаете, чего больше в мире: добра или зла?

Отвечают на вопросы.
Стараться держать себя в руках, контролировать своё поведение.
Сначала злость приводит в движение язык, потом – руки и ноги. Люди даже пускают в ход кулаки. В гневе человек теряет свой человеческий облик.
Нужно осознать ошибку, попросить прощения, сходить на исповедь.

Коллективная работа.


Слайд 8
Я предлагаю вам построить надёжный щит на пути зла. В помощь вам – слова – кирпичики, из которых вы сложите стену-щит.
Кирпичики: добро, любовь, терпение, зло, уважение, ласка, забота, гнев, сострадание, улыбка, зависть, послушание, честность, гордыня, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, радость, трудолюбие, спокойствие, скромность, тактичность, отмщение.

Какой же вывод можно сделать?

Логическое мышление, обобщение понятий. Сравнение, классификация, объяснение явлений.

На доске строят стену-щит.








-От зла можно укрыться только добром.


7.Закрепление.Работа с пословицами.
Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. У вас на партах лежат конвертики. Откройте их и составьте пословицы.

Какую бы из них вы взяли девизом нашего урока. Почему?
Дети работают в парах. Составляют из разрезных предложений пословицу. Зачитывают и объясняют смысл.

8.Рефлексия.
Все ли вопросы мы разобрали на уроке?
Что особенно запомнилось, понравилось? Над чем задумались на уроке?
Какие чувства испытываете от урока?
Что можете рассказать дома?

Отвечают на вопросы.

9.Итог урока.
Включение нового знания в систему имеющихся знаний.


В это время звучит песня «Дорога добра»















Слайд 10
Ребята, а что можете сделать вы, чтобы наш мир стал добрее?

Д.З – составить 2-3 правила доброты.

А сейчас возьмите солнечные лучики, напишите на них, какое доброе дело вы сделали в своей жизни, и прикрепите их к солнышку.





Посмотрите, каким огромным стало наше солнышко. Почувствуйте, как оно согревает вас. Пусть доброта и тепло ваших сердец согревает души другим людям, пусть от ваших добрых поступков людям станет радостней, а жизнь на земле-лучше!
Попробуйте – и вы увидите, какими тёплыми, радостными , спокойными станут ваши отношения с окружающими. Старайтесь ради себя самих не причинять вреда другому человеку.

Спешите делать добро!

На память дарю вашему классу вот такую игрушку – солнышко. Оно будет напоминать вам о том, что каждый день нужно делать добрые дела, чтобы добра в жизни стало больше.


Всем спасибо за работу.
Отвечают на вопрос.





Берут на партах солнечные лучики, записывают доброе дело, выходят к доске и прикрепляют лучики к солнышку.









Как можно управлять и побеждать зло? Что делать, когда вы чувствуете злость, гнев? Где у нас закипает? Куда злость движется дальше?