методическая разработка урока ОРКСЭ по теме: Добро и зло в 3 классе
Муниципальное образовательное учреждение МБОУ
«СОШ№17» г. Нижневартовска
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
Добро и зло
Конспект урока
Составитель: Бавбекова Наталья Серверовна, учитель начальных классов
2014 год
Тема: Добро и зло
Цели: формирование представлений о добре и зле
Задачи: Образовательные: ознакомить с понятием добро и что входит в понятие добра; с понятием зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся.Развивающие: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;Воспитательные: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речиОборудование: Учебник 4 класс А.И.Шамшуриной, рабочая тетрадь. Интерактивная доска, ИКТ, документ – камера. Толковый словарь С.И.Ожегова
Технологическая карта урока
Этапы
занятия Деятельность педагога Деятельность
обучающихся Методические приемы Образовательный
результат
1 2 3 4 5
1. Подготовительный этап
1.1. Организационный момент
Приветствует учащихся.
- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
На доске эпиграф урока.
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»
(Л.Н.Толстой)
– Ребята, как вы понимаете эти слова?– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
1. Приветствуют учителя. Поворачиваются друг к другу, улыбаются. 2. Готовятся к занятию. Проверяют наличие учебника и рабочей тетради.
3. Концентрируют внимание, волю.
Читают эпиграф и объясняют, как они его понимают
-О добре и зле. Организационный диалог
проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.
Учебник 4 класс А.И.Шамшуриной, рабочая тетрадь. Толковый словарь С.И.Ожегова Интерактивная доска, ИКТ, документ – камера.
1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.. Ход урока 3. Постановка проблемы в ходе беседы: Введение понятия «добро» и «зло». - Понятны ли вам слова добро и зло? - Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми? - Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему? Проблема: Что такое добро и зло? Основополагающий вопрос: Какой я? Основные понятия: Добро Зло
Дискуссия: - Многих ли знакомых можно назвать однозначно-добрый человек, злой человек? - А что ты скажешь о себе? (поступки детей)
Обсуждение различных ситуаций из жизни детей:
Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
Мальчики бегут по коридору школы. Старшие ученики обижают младших. Ученики дарят цветы учительнице. Ребёнок помогает маме в работе по дому.
Положительно настраиваются на занятие
Воспринимают и записывают тему 3. Участвуют в формулировке целей Бесед. Обсуждение ситуаций. Положительный настрой обучающихся.
Постановка учебной цели, осознание целевой установки занятия
1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся Проверка пройденного материала.
-В чём особенность морали?
-Есть ли единый список моральных правил?
-Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм? -Мораль – это система норм и правил, принятых в обществе регулирующих поступки человека. (С точки зрения добра и зла)
-Нет единого списка моральных правил.
-Человек должен заботиться о соблюдении моральных норм.
Фронтальный опрос.
Активизация имеющихся знаний и умений.
Развитие внимания, быстроты мышления
2. Основной этап
2.1. Изучение нового материала – Как вы понимаете, что такое добро?
-Какие добрые поступки совершали вы, ваши товарищи? (Ответы детей)– Тогда, что такое зло в вашем понимании? (Ответы детей)– Как вы думаете, почему эти понятия изучаются на одном уроке? (Ответы детей)
Работа в группах:
1 группа – находят объяснение понятия «добро» на с.12 учебника, дают объяснение одноклассникам. 2 группа – находит по словарю Ожегова объяснение понятия «добро», рассказывает одноклассникам.
3 группа – находят объяснение понятия «зло» на с.13 учебника, дают объяснение одноклассникам.4 группа – находит по словарю Ожегова объяснение понятия «зло», рассказывает одноклассникам.
5 группа – читают 1 абзац с. 13, конкретизируют понятие добрые дела.6 группа – читают 3 абзац с. 13, конкретизируют проявление зла.
– Запишите в ваши тетради понятия и определения «добро» и «зло».
Творите добро, и оно к вам обязательно вернётся.
Делая добро вы становитесь
добрее.
Также добро это и то, что хорошо и
полезно конкретному человеку в данный момент времени
Зло же – это то, что влечет за собой
беды, страдания, горе и несчастье
Зло—понятие нравственности,
Противоположное понятию
добра, означает намеренное,
умышленное, сознательное
причинение кому-либо вреда,
ущерба, страданий
Высказывания представителей групп, прослушивание ответов детей.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
Наглядный.
Индивидуальная работа, Самопроверка и взаимопроверка.
построение алгоритма деятельности,
Осознание обучающимися уровня приобретенных знаний, умений (рефлексия)
2.2. Закрепление и применение знаний 1. Организует осмысление знаний в соответствии с поставленными целями
Работа в парах. Игра «Пословицы рассыпались».– У вас на столах – части пословиц. Соедините начало и конец каждой пословицы. Обсудите с товарищами, как вы их понимаете?
Слайд 13
1) Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?
Слайд 9 – Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
Дети выводят правила.
1) Помогать людям. 2) Защищать слабого. 3) Делиться последним с другом. 4) Не завидовать. 5) Прощать ошибки другим. и др.
Самостоятельная работа с использованием раздаточного дидактического материала Первичное закрепление.
Тренировочные упражнения по образцу.
3. Заключительный этап
3.1. Рефлексия Организует саморефлексию обучающихся.
Говорят: мир стал жестоким. Нет, не мир, а люди. Я иногда думаю, а что, если бы каждый сделал шаг навстречу другому, получил бы два шага навстречу в ответ. Потому что в человеческой природе от рождения заложено добро,
которое надо разбудить или
расшевелить, дать ему проявиться
Творите добро!
Творите добро, и оно к вам обязательно вернётся.
Делая добро вы становитесь
добрее.
– Давайте подведем итог. – Что такое добро и зло?– Как вы поняли, что значит быть добрым?– Кто считает себя добрым?– Кто понял, что он понимал добро и зло раньше не так?
Я узнал, что добро-это преданность к
людям. Добро нравственное
понятие, проявляющееся в безвозмездной помощи ближнему.
Также добро это и то, что хорошо и
полезно конкретному человеку в данный момент времени.
Зло же -это то, что влечет за собой
беды, страдания, горе и несчастье
.Зло-понятие
нравственности, противоположноепонятию добра, означает
намеренное, умышленное,
сознательное причинение
кому-либо вреда, ущерба, страданий
Было трудно … ;
2. Показывают смайлы или рефлексивные цвета-настроения. Индивидуальная форма организации деятельности обучающихся. Овладение способами самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки;
Соотнесение приложенных усилий с полученным результатом своей деятельности,
3.2. Подведение итогов 1.Подводит итоги занятия:
– Попробуй – и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми, какое удивительное чувство согревает сердце, старайся ради себя самого не причинять вреда другому человеку.
2.Домашнее задание
Поговорить с родителями, как они понимают «добро» и «зло».
Записать в тетрадь пословицы о добре и зле.
Беседа.
Индивидуальная, коллективная форма организации деятельности обучающихся