Рабочая программа по чтению для 7 класса (специального (коррекционного) обучения VIII вида)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по чтению
для 6 класса
(специального (коррекционного) обучения VIII вида)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
с. Июс2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение» для 7 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2013г., с учетом УМК под редакцией А.К. Аксеновой: 7кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - ГИЦ «Владос» 2013г., имеющий гриф « Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год ( приказ № 235 от 31.03.2014).
Общая характеристика учебного предмета
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение чтения в 6 классе на уровне основного общего образования отводится 140 часов из расчета 4 час в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
Содержание программы
Устное народное творчество - 13 часов
Сказки.(НРК .Сказки Вятского края)
«Сивка – бурка» (русская народная сказка),
«Журавль и Цапля» (русская народная сказка),
«Умный мужик» (русская народная сказка)
Былина. «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни. « Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой»
Пословицы.НРК (Пословицы Вятского края)
Загадки
Из произведений русской литературы XIX века - 47 часов
Александр Сергеевич Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.» Главные герои сказки. Понятие: литературная сказка
Стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «У Лукоморья»
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о писателе. «Бородино» - поэма об историческом прошлом нашей страны, Великая Отечественная война 1812 года.
Иван Андреевич Крылов. Слово о писателе. Понятия: басня, мораль.«Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов. Слово о поэте. «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» ( в сокращении). Жилин и Костылин – герои рассказа, противопоставление характеров. Дина. Дружба Жилина и Дины. Нравственные проблемы рассказа.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко. Слово о писателе. «Дети подземелья» ( в сокращении). Нравственные проблемы повести. Валек и Вася. Соня и Маруся. Глава «Кукла» - кульминация повести.
Из произведений русской литературы XX века - 80 часов
Максим Горький. Слово о писателе. «Детство» (отрывки из повести), «В людях» (отрывки из повести)
Михаил Васильевич Исаковский. Слово о поэте.«Детство», «Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский. Слово о писателе. «Последний черт»
Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов - Военный корреспондент.«Сын артиллериста» (отрывки)
Валентин Петрович Катаев. Слово о писателе. «Флаг»
Николай Иванович Рыленков. «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки», «Всё в тающей дымке».
Юрий Иосифович Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака»
Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник»
Радий Петрович Погодин «Время говорит – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)
Константин Яковлевич Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки»
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах по усмотрению учителя.
В результате изучения информатики на базовом уровне учащиеся 7 класса должны:
уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,
читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
характеризовать главных действующих лиц;
пересказывать содержание прочитанного.
знать:
наизусть десять стихотворений
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебно-методический комплект для учителя:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Повторение Дата Примечание
план факт 1четверть
УНТ – вступитель-
ная статья. Жанры УНТ. 02.09 Жанры УНТ. 03.09 «Сивка - бурка» - русская народная сказка. 04.09 «Журавль и Цапля» - русская народная сказка. 07.09 Пересказ сказки по иллюстации09.09 «Умный мужик» - русская народная сказка. Русские народные сказки 10.09 Чтение сказки по ролям 11.09 Внеклассное чтение «Русские народные сказки». 14.09 «Три поездки Ильи Муромца» - былина. 16.09 Выразительное чтение былины 17.09 Народные песни. 18.09 Пословицы и загадки. Пословицы о учении и труде 21.09 Викторина по УНТ. Жанры УНТ 23.09 2. Из произведений русской литературы XIX
А.С. Пушкин – биография. А.С. Пушкин – биография и творчество. 24.09 «Сказка о царе Салтане…»- А.С. Пушкин.
25.09 Чтение отрывков к иллюстрациям сказки 28.09 Пересказ сказки по иллюстрвциям30.09 чтение сказки по ролям 01.10 Отзыв о прочитанном. 02.10 «Зимний вечер» - Пушкин А.С. 05.10 «У лукоморья»-А.С. Пушкин. Отзыв о прочитанном. Творчество А.С. Пушкина 07.10 М.Ю. Лермонтов – биография. М.Ю. Лермонтов – биография и творчество. 08.10 М.Ю. Лермонтов «Бородино». 09.10 «Бородино» работапо тексту 12.10 И.А. Крылов – биография. И.А. Крылов – биография и творчество. 14.10 «Кукушка и Петух» -И.А. Крылов. 15.10 «Волк и Журавль» -Крылов И.А. 16.10 «Слон Моська» - И.А. Крылов. Басни И.А. Крылова 19.10 Внеклассное чтение «О чём рассказывают басни». 21.10 Н.А. Некрасов – биография. Н.А. Некрасов – биография и творчество. 22.10 «Несжатая полоса» -Н.А.
Некрасов. 23.10 «Генерал Топтыгин» -Некрасов Н.А. 26.10 «Генерал Топтыгин» чтение отрывков 28.10 Л.Н. Толстой – биография. Л.Н. Толстой – биография и творчество. 29.10 «Кавказский пленник» - Толстой. 30.10 Деление глав на части, озаглавливание09.11 «Кавказский пленник». Встреча с врагом 11.11 «Кавказский пленник». В плену.
12.11 «Кавказский пленник». Доверие.
13.11 «Кавказский пленник». Подготовка к побегу
16.11 «Кавказский пленник». Неудачный побег 18.11 «Кавказский пленник». Спасение.
19.11 Внеклассное чтение : «Учитесь властвовать собой». «Кавказский пленник» отзыв о прочитанном20.11 А.П. Чехов – биография. 23.11 «Хамелеон» -А.П. Чехов. 25.11 «Хамелеон» Чтение рассказа по ролям. 26.11 «Хамелеон» Составление характеристики персонажа 27.11 «Мой Чехов» - внеклассное чтение. А.П. Чехов– биография и творчество. 30.11 В.Г. Короленко – биография. 02.12 «Дети подземелья» - В.Г. Короленко.
03.12 «Дети подземелья» Я и мой отец.
04.12 «Дети подземелья» Новое знакомство. 07.12 «Дети подземелья» Дружба. 09.12 «Дети подземелья» Осень.
10.12 «Дети подземелья» Кукла.
11.12 «Дети подземелья» план описания девочек 14.12 Составление плана и пересказ понравившегося отрывка повести 16.12 «Дети подземелья» Отзыв о прочитанном17.12 Обобщающий урок по повести «Дети подземелья»-В.Г. Короленко. 18.12 Внеклассное чтение «Русские писатели 19 века». «Дети подземелья» отзыв 21.12 3. Из произведений русской литературы XX века.
А.М. Горький – биография. А.М. Горький – биография и творчество. 23.12 «Детство» - А.М. Горький. 24.12 «Детство» Тяжёлая обстановка в доме деда 25.12 «Детство» История с напёрстком 28.12 3 четверть
«Детство» Изложение
«Детство» Наказание
произведения русской литературы XIX «Детство» Отношение к наказанию «Детство» Отзыв о прочитанном. «В людях» - А.М. Горький.
Составление плана «В людях». Попытка учиться «В людях». Попытка учиться
Работа по вопросам
«В людях». Приём у врача «В людях». Приём у врача
Чтение по ролям «В людях». Изложение.
«В людях». Изложение.
Работа по тексту
«В людях». Отзыв о прочитанном. Творчество А.М. Горького Внеклассное чтение. В. Арсеньев «Лесное предание». М.В. Исаковский – вступительная статья М.В. Исаковский «Детство». М.В. Исаковский «Ветер»
M.B. Исаковский «Весна». M.B. Исаковский. Отзывы о прочитанном Внеклассное чтение. Мой любимый герой К.Г. Паустовский вступительная статья. К.Г. Паустовский «Последний черт». Творчество К.Г.Паустовского«Последний черт». Работа по тексту. «Последний черт». Составление характеристик персонажей. произведения русской литературы XIX и ХХ века «Последний черт». Отзыв о прочитанном. Внеклассное чтение.
Н.Г. Паустовский «Жильцы старого дома». М.М. Зощенко «Великие путешественники». Творчество М.М. Зощенко «Великие путешественники». Работа по тексту. «Великие путешественники». Составление характеристик персонажей. «Великие путешественники». Отзыв о прочитанном. К.М. Симонов –вступительная статья. Творчество К.М. Симонова К.М. Симонов «Сын артиллериста». «Сын артиллериста». Составление плана «Сын артиллериста». Работа по тексту «Сын артиллериста». Составление характеристик персонажей «Сын артиллериста». Отзыв о прочитанномВ.П.Катаев - вступительная статья В.П.Катаев «Сын полка». «Сын полка». Составление характеристик персонажей. «Сын артиллериста». Отзыв о прочитанном«Сын полка». Отзыв о прочитанном. В.П. Катаев «Флаг». Творчество В.П. Катаева «Флаг». Отзыв о прочитанном4 четверть
Внеклассное чтение
А.П. Гайдар «Судьба барабанщика» Творчество А.П. Гайдара Н.И. Рыленков - вступительная статья Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи кукушки». Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи кукушки». Внеклассное чтение по рассказам М.М. Зощенко. Творчество Н.И. Рыленкова Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке». Ю.И. Коваль «Капитан
Клюквин». «Капитан Клюквин». Составление плана «Капитан Клюквин».Работа по тексту «Капитан Клюквин». Составление характеристик персонажей «Капитан Клюквин». Отзыв о прочитанномЮ.И. Коваль «Картофельная собака». «Картофельная собака».Составление плана «Картофельная собака». Работа по тексту «Картофельная собака». Составление характеристик персонажей «Картофельная собака». Отзыв о прочитанномВнеклассное чтение.
Ю. Таранов «Неслух». «Капитан Клюквин». Отзыв о прочитанномЮ.Я. Яковлев «Багульник». «Багульник». Составление плана «Багульник». Работа по тексту «Багульник». Составление характеристик персонажей Ф.П. Погодин «Время говорит - пора». «Время говорит - пора». Составление плана «Время говорит - пора». Работа по тексту «Время говорит - пора». Составление характеристик персонажей А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля». «Двадцать девятое февраля». Составление плана. «Двадцать девятое февраля». Работа по тексту «Двадцать девятое февраля». Составление характеристик персонажей К.Я. Ваншенкин. Биография и творчество Творчество К.Я. Ваншенкина К.Я. Ваншенкин «Мальчишки». К.Я. Ваншенкин «Снежки».
Внеклассное чтение. В. Сысоев «В новой семье» Обобщение по разделу
Из произведений русской литературы XX века
произведения русской литературы ХХ века Подведение итогов. Что читать летом произведения русской литературы XIX и ХХ века