Рабочая программа по чтению для 6 класса (специального (коррекционного) обучения VIII вида)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по чтению
для 6 класса
(специального (коррекционного) обучения VIII вида)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
с. Июс2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение» для 6 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2013г., с учетом УМК под редакцией И.Бгажнковойй, Е. Погостиной: 6кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - ГИЦ «Владос» 2013г., имеющий гриф « Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год ( приказ № 235 от 31.03.2014).
Общая характеристика учебного предмета
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение чтения в 6 классе на уровне основного общего образования отводится 140 часов из расчета 4 час в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
Содержание программы
Учитесь видеть красоту (34 часа)
«Отечество» по Пескову «Россия» М. Ножкин«Моя Родина» М.Пришвин«Осенние прелести». «Сентябрь» В. Бианки
«Лес, точно терем расписной…» И. Бунин.
«Грабитель» Ю. Качаев
«Белый домик» Б.Житков«Звонкие ключи» А. Белорусец«Заячьи лапы» К. Паустовский
«Хитрюга» Е. Носов.
«Октябрь» В. Бианки.
«Будь человеком» С. Михалков.
«Петя мечтает» Б.Заходер«Слон и муравей» по Д. Биссету.
«Кузнечик Денди» Д. Биссет«Как один мальчик играл с палкой»
Дж. Родари. «Пуговкин домик»
Наше Отечество (28 часов)
«Илья Муромец и Соловей - разбойник»
Былина
«Ноябрь» В.Бианки.
«Москва» Ф. Глинка.
«Без Нарвы не видать моря» по С. Алексееву.
«На берегу Невы» по С.Алексееву.
«Медаль» по С.Алексееву.
«Серебряный лебедь» по Е. Холмогоровой
«Как Незнайка сочинял стихи» Н. Носов
«Тайна цены» Е.Пермяк.
«Декабрь» В. Бианки.
«Встреча зимы» А.Никитин«Тёплый снег» А. Дорохов.
«Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин«Пушкин» Д.ХармсКартины родной природы (30 часов)
«Январь» В.Бианки.
«Ель» Х.-К.Андерсен«Ванька» А. Чехов
«Ёлка» М.Зощенко«Пурга» Ю.Рытхэу«Таинственный ночной гость» Ю.Дмитриев.
«Февраль» В. Бианки.
«12 месяцев» С.Я.Маршак.
«Снежная королева» Х.-К. Андерсен.
«Март» В. Бианки.
«Весна идёт» по В. Пескову.
О друзьях-товарищах (45часов)
«Жаркий час» М. Пришвин.
«Весенняя песня» Г.Скребицкий «Жаворонок» В. Жуковский.
«Детство Никиты» А. Толстой.
Поэтическая тетрадь» А. Твардовский и А. Плещеев
«Апрель» В.Бианки.
«Стальное колечко» К. Паустовский.
«Злодейка» по В.Астафьеву.
«Рассказы про зверей» по Е.Барониной.
«Кот в сапогах» В. Драгунский.
«Заяц и ёж» Д.Хармс.
«Зеркало и обезьяна» И. Крылов
«Рикки - Тики – Тави» по Р. Киплингу.
«Дождь пролетел» В. Набоков
«Май» В. Бианки.
«Наши песни спеты на войне» М. Дудин.
«Звездолёт Брунька» В. Медведев.
«Корзина с еловыми шишками» по К. Паустовскому
«Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери
«Зорькина песня» В. Астафьев.
«Нынче ветер…» Н.РыленковВнеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, анализ учетных листов по внеклассному чтению, по усмотрению учителя.
В результате изучения информатики на базовом уровне учащиеся 6 класса должны:
уметь:
-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.
- читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий учителя;
- отвечать на вопросы учителя полным ответом;
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.
знать:
- наизусть 6-8 стихотворений
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебно-методический комплект для учителя:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Повторение Дата Примечание
план факт 1четверть
Учитесь видеть красоту (34 часа)
«Отечество» по Пескову02.09 «Россия» М. Ножкин03.09 «Моя Родина» М.ПришвинБиография и творчество М. Пришвина 04.09 «Осенние прелести»
Внеклассное чтение 07.09 «Сентябрь» В. Бианки «Отечество» по Пескову09.09 «Лес, точно терем расписной…» И. Бунин. 10.09 «Грабитель» Ю. Качаев
11.09 «Белый домик» Б.Житков Б.Житков.Биография и творчество 14.09 «Белый домик» Работа с текстом 16.09 «Белый домик» Пересказ по иллюстрации 17.09 «Звонкие ключи»
А. Белорусец18.09 «Звонкие ключи»
Работа с текстом 21.09 «Звонкие ключи»
Составление плана 23.09 «Звонкие ключи»
Характеристика героев 24.09 «Звонкие ключи»
Работа по вопросам учебника 25.09 «Заячьи лапы»
К. Паустовский 28.09 Биография К. Паустовского Творчество К. Паустовского 30.09 «Заячьи лапы»
Чтение, ответы на вопросы 01.10 «Заячьи лапы»
Составление плана 02.10 «Заячьи лапы»
Пересказ по иллюстациям05.10 «Осенний день в берёзовой роще» И.Тургенев«Заячьи лапы»
07.10 «Хитрюга» Е. Носов. 08.10 «Хитрюга» чтение, ответы на вопросы 09.10 «Октябрь» В. Бианки. Биография и творчество В. Бианки. 12.10 «Будь человеком»
С. Михалков. 14.10 «Петя мечтает»
Б.Заходер15.10 «Слон и муравей»
по Д. Биссету. 16.10 «Кузнечик Денди» Д. Биссет19.10 «Кузнечик Денди» Составление характеристики персонажа 21.10 «Как один мальчик играл с палкой»
Дж. Родари. 22.10 Отзыв по рассказу «Как один мальчик играл с палкой». 23.10 «Пуговкин домик»
Дж. Родари 26.10 «Пуговкин домик»
Работа по тексту 28.10 «Учитесь видеть красоту»
Внеклассное чтение Отзыв по рассказу «Как один мальчик играл с палкой». 29.10 Наше Отечество (28 часов)
«Илья Муромец и Соловей - разбойник»
Былина У.Н.Т. Былины 30.10 «Илья Муромец и Соловей – разбойник» работа по тексту 09.11 «Ноябрь» В.Бианки. 11.11 «Москва» Ф. Глинка. 12.11 «Москва» Ф. Глинка.
Чтение отрывков наизусть 13.11 «Без Нарвы не видать моря» по С. Алексееву. 16.11 «Без Нарвы не видать моря». портрет писателя, чтение по ролям 18.11 «На берегу Невы»
по С.Алексееву. «Москва» Ф. Глинка.
Чтение отрывков наизусть 19.11 «На берегу Невы»
Рассказ по иллюстрации 20.11 «Медаль»
по С.Алексееву. 23.11 «Гришенька»
по С.Алексееву25.11 «Гришенька» работа по тексту 26.11 «Серебряный лебедь» по Е. Холмогоровой 27.11 «Боевое крещение» 30.11 «В дни спокойные» 02.12 Отзыв по прочитанному«Гришенька»
по С.Алексееву03.12 «В несметном нашем богатстве…» Внеклассное чтение 04.12 «Как Незнайка сочинял стихи» Н. Носов
07.12 «Как Незнайка сочинял стихи» работа по тексту 09.12 «Тайна цены» Е.Пермяк. 10.12 «Тайна цены» Составление характеристики персонажа по плану.
11.12 «С днём рождения, Югра»
Внеклассное чтение «Как Незнайка сочинял стихи» Н. Носов
14.12 «Декабрь» В. Бианки. 16.12 «Встреча зимы» А.Никитин17.12 «Тёплый снег»
А. Дорохов. 18.12 «Вот север, тучи нагоняя…» А.ПушкинА.С. Пушкин. Творчество и биография 21.12 «Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкин23.12 «Пушкин» Д.Хармс24.12 «Пушкин» составление плана 25.12 Картины родной природы (30 часов)
«Январь» В.Бианки. стихи о зиме 28.12 3 четверть
«Ель» Х.-К.Андерсен«Ель» Составление плана Отзыв по прочитанной сказке А.Чехов. портрет писателя Творчество А.Чехова«Ванька» А. Чехов «Ванька» Составление характеристики героя Зима в поэзии И.Никитина и И.Сурикова. «Белый снег, пушистый» - чтение наизусть «Ёлка» М.Зощенко«Ёлка» чтение по ролям Волшебница зима»
Внеклассное чтение «Ванька» А. Чехов, «Ёлка» М.Зощенко«Пурга» Ю.Рытхэу«Пурга» .Составление характеристики персонажа «Таинственный ночной гость» Ю.Дмитриев. «Таинственный ночной гость» Составление характеристики персонажа «Февраль» В. Бианки. Творчество В.Бианки«12 месяцев» С.Я.Маршак. С.Я.Маршак. Творчество «12 месяцев» Составление характеристики персонажа. «12 месяцев» отзыв о прочитанном«Снежная королева»
Х.-К. Андерсен. «Снежная королева» работа по тексту «Снежная королева» составление характеристик персонажей «Снежная королева» пересказ по иллюстрации «Снежная королева» работа по вопросам «Снежная королева» Составление отзыва «О друзьях –товарищах»
Внеклассное чтение «Снежная королева» «Первые приметы»
С.Смирнов. «Март» В. Бианки. Творчество В.Бианки«Весна идёт»
по В. Пескову. Обобщение по теме «Картины родной природы» В.Бианки о природе О друзьях-товарищах (45часов)
«Жаркий час»
М. Пришвин. «Весенняя песня»
Г.СкребицкийБиография и творчество Г.Скребицкого«Весенняя песня» работа по тексту «Жаворонок»
В. Жуковский. «Детство Никиты»
А. Толстой. Поэтическая тетрадь»
А. Твардовский и А. Плещеев Поэтическая тетрадь»
работа по тексту «Апрель» В.Бианки. В.Бианки о природе «Стальное колечко»
К. Паустовский. «Стальное колечко»
пересказ «Злодейка»
по В.Астафьеву. Биография и творчество В.Астафьева«Злодейка»
составление характеристик персонажей 4 четверть
«Рассказы про зверей»
по Е.Барониной. «Рассказы про зверей»
пересказ «Кот в сапогах» В. Драгунский. «Заяц и ёж» Д.Хармс. «Зеркало и обезьяна»
И. Крылов Басни И. Крылова «Рикки - Тики – Тави»
по Р. Киплингу. Биография и творчество Р. Киплинга. «Рикки - Тики – Тави»
составление плана «Рикки - Тики – Тави»
работа с отрывками произведения «Рикки - Тики – Тави» составление характеристики персонажей
«Рикки - Тики – Тави»
пересказ «Рикки - Тики – Тави»
работа по вопросам к произведению Составление отзыва по произведению «Рикки - Тики – Тави» «Ребятам о зверятах»
Внеклассное чтение Произведения о животных «Дождь пролетел»
В. Набоков «Май» В. Бианки. «Наши песни спеты на войне» М. Дудин. «Звездолёт Брунька»
В. Медведев. «Звездолёт Брунька»
работа по тексту «Звездолёт Брунька»
составление отзыва о прочитанном«Звездолёт Брунька»
обсуждение прочитанного«Корзина с еловыми шишками» по
К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками» составление плана «Корзина с еловыми шишками» пересказ «Корзина с еловыми шишками» обсуждение прочитанного«Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» работа по тексту «Маленький принц» составление отзыва о прочитанном«Маленький принц» по А. де Сент-Экзюпери «Зорькина песня»
В. Астафьев. «Нынче ветер…»
Н.Рыленков «Нынче ветер…» работа по тексту
«Нынче ветер…» работа по вопросам
«Нынче ветер…» составление отзыва о прочитанномОбобщение темы «О друзьях-товарищах» прочитанные произведения о дружбе и товариществе Внеклассное чтение. Произведения о дружбе