Рабочая программа по чтению для 5 класса (специального (коррекционного) обучения VIII вида)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Июсская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по чтению
для 5 класса
(специального (коррекционного) обучения VIII вида)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
с. Июс2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Чтение» для 5 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва «ВЛАДОС» 2013г., с учетом УМК под редакцией Г.М.Гусевой, Т.И.Островской: 5кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - ГИЦ «Владос» 2013г., имеющий гриф « Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», утвержденному федеральным перечнем учебников на 2015-2016 учебный год ( приказ № 235 от 31.03.2014).
Общая характеристика учебного предмета
Процесс обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Место предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Российской Федерации на изучение чтения в 5 классе на уровне основного общего образования отводится 140 часов из расчета 4 час в неделю.
Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
Содержание программы
Устное народное творчество
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки.
Сказки
«Никита Кожемяка» (Русская сказка). Внеклассное чтение «Русские народные сказки». «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка). «Золотые руки» (Башкирская сказка). «Морозко» (Русская сказка). «Два Мороза» (Русская сказка).
«Три дочери» (Татарская сказка). А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка».
Картины родной природы
Лето. Г. Скребицкий «Июнь». Суриков «Ярко солнце светит…». А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки). А. Прокофьев «Берёзка». Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь». По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» К. Бальмонт «Осень». По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!». По В. Астафьеву «Осенние грусти…». И. Бунин «Первый снег».
О друзьях-товарищах
Ю. Яковлев «Колючка». Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок). В. Медведев «Фосфорический» мальчик». Л. Воронкова «Дорогой подарок». Я. Аким «Твой друг».
Басни И. Крылова
И. Крылов «Ворона и Лисица». И. Крылов «Щука и Кот». И. Крылов «Квартет».
Спешите делать добро
Н. Хмелик «Будущий олимпиец». О. Бондарчук «Слепой домик». В. Осеева «Бабка». А. Платонов «Сухой хлеб». В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок». В. Брюсов «Труд». Р. Рождественский «Огромное небо».
Картины родной природы.
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Г. Скребицкий «Декабрь». К. Бальмонт «К зиме». Г. Скребицкий «Всяк по-своему». С. Есенин «Поёт зима – аукает…». С. Есенин «Берёза». А. Пушкин «Зимняя дорога».
Весна. Г. Скребицкий «Март». А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…». Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки).
Г. Скребицкий «Весна - красна». Г. Скребицкий «Грачи прилетели». Г. Скребицкий «Заветный кораблик». Г. Скребицкий «В весеннем лесу».
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»).
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…». А. Блок «Ворона». Е. Серова «Подснежник». И. Соколов – Микитов «Весна». И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…». С. Есенин «Черёмуха». Я. Аким «Весна, Весною, о весне».
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»). А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»).
К. Паустовский «Кот Ворюга». Б. Житков «Про обезьянку». Э. Асадов «Дачники». Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». С. Михалков «Будь человеком».
Из прошлого нашего народа
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско».
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» Н. Некрасов. «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). А. Куприн «Белый пудель» (отрывок). По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!». Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата».
Из произведений зарубежных писателей
В.Гюго «Гаврош» (отрывки). М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки). С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки).
Внеклассное чтение
Формирование читательской самостоятельности школьников. Выбор в школьной библиотеке детской книги на указанную учителем тему, чтение статей из детских газет, журналов. Беседы о прочитанном, чтение и пересказ интересных отрывков, коллективное составление кратких отзывов о книгах, по усмотрению учителя.
В результате изучения чтения на базовом уровне учащиеся 5 класса должны:
уметь:
-читать правильно, целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по содержанию, тексты с помощью учителя.
- читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий учителя;
- отвечать на вопросы учителя полным ответом;
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя», выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.
знать:
- наизусть 5-6 стихотворений
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебно-методический комплект для учителя:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема урока Повторение Дата Примечание
план факт 1четверть
Устное народное творчество (4 часа)
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. 02.09 Пословицы и поговорки. Считалки. Заклички-приговорки. Потешки. 03.09 Загадки. 04.09 Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество» Пословицы и поговорки. 07.09 Сказки (11 часов)
«Никита Кожемяка» (Русская сказка) Устное народное творчество 09.09 Внеклассное чтение «Русские народные сказки» Устное народное творчество 10.09 «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) 11.09 «Золотые руки» (Башкирская сказка) 14.09 «Морозко» (Русская сказка) 16.09 «Два Мороза» (Русская сказка) 17.09 «Три дочери» (Татарская сказка) 18.09 Внеклассное чтение «Сказки народов мира» 21.09 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 23.09 По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» 24.09 Обобщающий урок по теме «Сказки» «Русские народные сказки», «Сказки народов мира» 25.09 Картины родной природы ( 14 часов)
Лето. Г. Скребицкий «Июнь» 28.09 И. Суриков «Ярко солнце светит…» 30.09 А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) 01.10 А. Прокофьев «Берёзка» 02.10 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» 05.10 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» Лето. Г. Скребицкий «Июнь», А. Прокофьев «Берёзка» 07.10 Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» 08.10 По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» 09.10 Выразительное чтение «Золотая осень» 12.10 К. Бальмонт «Осень» 14.10 Выразительное чтение «Осень» 15.10 И. Бунин «Первый снег» 16.10 Обобщающий урок по теме «Осень» 19.10 Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг» Выразительное чтение стихов о осени 21.10 О друзьях-товарищах (13 часов)
О друзьях-товарищах ранее прочитанные произведения о дружбе 22.10 Ю. Яковлев «Колючка» 23.10 Чтение по ролям «Колючка» 26.10 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» 28.10 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) 29.10 Работа по тексту «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) 30.10 2 четверть
В. Медведев «Фосфорический» мальчик» 09.11 Л. Воронкова «Дорогой подарок» 11.11 Робота по тексту «Дорогой подарок» 12.11 Пересказ «Дорогой подарок» 13.11 Я. Аким «Твой друг» 16.11 Обобщающий урок по теме «О друзьях-товарищах» Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) 18.11 Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры» 19.11 Басни И. Крылова (4 часа)
И. Крылов «Ворона и Лисица» 20.11 И. Крылов «Щука и Кот» 23.11 И. Крылов «Квартет» 25.11 Обобщающий урок по теме «Басни И. Крылова» биография И.Крылова26.11 Спешите делать добро (13 часов)
Н. Хмелик «Будущий олимпиец» 27.11 О. Бондарчук «Слепой домик» 30.11 В. Осеева «Бабка» 02.12 Работа по тексту «Бабка» 03.12 А. Платонов «Сухой хлеб» О. Бондарчук «Слепой домик» 04.12 Работа по тексту «Сухой хлеб» 07.12 Чтение по ролям «Сухой хлеб» 09.12 Пересказ «Сухой хлеб» 10.12 В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»11.12 В. Брюсов «Труд» 14.12 Р. Рождественский «Огромное небо» 16.12 Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро» А. Платонов «Сухой хлеб» 17.12 Внеклассное чтение Б.С. Житков «На льдине» Творчество Б.С. Житкова 18.12 Картины родной природы (26 часов)
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» творчество Ф.Тютчева 21.12 Г. Скребицкий «Декабрь» 23.12 К. Бальмонт «К зиме» 24.12 Г. Скребицкий «Всяк по-своему» Произведения Г.Скребицкого о природе 25.12 С. Есенин «Поёт зима – аукает…» 28.12 3 четверть
С. Есенин «Берёза» А. Пушкин «Зимняя дорога» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» Весна. Г. Скребицкий «Март» А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая» Произведения М.М.Пришвина Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) Г. Скребицкий «Весна – красна» Г. Скребицкий «Грачи прилетели» «Грачи прилетели» работа по тексту Г. Скребицкий «Заветный кораблик» Произведения Г.Скребицкого о природе Г. Скребицкий «В весеннем лесу» А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Биография и творчество А.С.Пушкина А. Блок «Ворона» Е. Серова «Подснежник» И. Соколов – Микитов «Весна» И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» С. Есенин «Черёмуха» Биография и творчество С.Есенина Я. Аким «Весна, Весною, о весне» Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна» Стихи о весне Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» О животных (16 часов)
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») работа по тексту «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») пересказ отрывков А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») «Желтухин» чтение отрывков наизусть «Желтухин» пересказ по иллюстации«Желтухин» работа по вопросам к тексту К. Паустовский «Кот Ворюга» А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») Б. Житков «Про обезьянку» «Про обезьянку» составление характеристики персонажей «Про обезьянку» работа по вопросам к тексту Э. Асадов «Дачники» Э. Асадов «Дачники» работа с текстом Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» Б. Житков «Про обезьянку» С. Михалков «Будь человеком» Обобщающий урок по теме «О животных» Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» Произведения М.М.ПришвинаИз прошлого нашего народа (17 часов)
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» 4 четверть
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям» По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско» «На поле Куликовом. Обсуждение прочитанногоПо О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва» По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» обсуждение прочитанного Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») «…И снится ей жаркое лето…» работа с текстом «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода» обсуждение прочитанного А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) Биография и творчество А.Куприна «Белый пудель» работа с текстом «Белый пудель» составление характеристик персонажей «Белый пудель» обсуждение прочитанногоПо Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата» «У могилы неизвестного солдата» обсуждение прочитанного Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок» Обобщающий урок по теме «Из прошлого нашего народа» «У могилы неизвестного солдата» обсуждение прочитанного Из произведений зарубежных писателей
В.Гюго «Гаврош» (отрывки) Биография и творчество В.Гюго«Гаврош» составление плана М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) Биография и творчество М.Твена«Приключения Тома Сойера» составление плана «Приключения Тома Сойера» составление характеристик персонажей «Приключения Тома Сойера» пересказ понравившегося отрывка «Приключения Тома Сойера» обсуждение прочитанного С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Биография и творчество С.Лагерлёфа«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» составление плана «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» чтение отрывков по ролям «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» работа с текстом «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» обсуждение прочитанного Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) Биография и творчество Г.Х. Андерсена «Русалочка» озаглавливание отрывков «Русалочка» составление характеристик персонажей «Русалочка» пересказ по иллюстрации «Русалочка» обсуждение прочитанного Обобщающий урок по теме « Из произведений зарубежных писателей» Сказки Г.Х. Андерсена Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово» Подведение итогов