Разработка урока по самопознанию Нравственные ценности

Цель: отработка практически полезного навыка в построении перспективного плана.
Образовательный аспект: расширить понятийный аппарат учащихся, что позволит им более четко определить ценности, на которых строиться жизнь.
Воспитательный аспект: продолжить формирование чувства самодостаточности и стремление к самосовершенствованию; продолжить работу над формированием чувства ответственности через осознание “ я делаю свою жизнь сам”;
Развивающий аспект: продолжить работу над формированием коммуникативных и обще предметных навыков, а именно: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.
Выбор заданий в группах обусловлен учебным стилем, в котором работают учащиеся.
1. Тема нашего занятия “Мой жизненный путь”, но прежде чем его начать, я должна вас познакомить с нашим гостем (на доску прикрепляется силуэт человека), который нуждается в нашей помощи. Он очень хочет быть успешным и счастливым в жизни, но не знает, как им стать, каким должен быть его жизненный путь, на какие ценности опираться в жизни.
Мы уже не раз говорили с вами о том, что такое цель, успех, счастье, вывели формулу успеха, строили временные планы, и некоторые из вас уже достигли определенных успехов в достижении поставленных целей; поэтому, я думаю, вас не затруднит помочь нашему гостю.
Теперь вы уже знакомы с тем, чем мы будем заниматься на занятии, и каким должен быть его результат. Запишите план нашего занятия в формулу успеха.
На доске:
Цель: помочь человеку в определении его жизненного пути.
Ресурсы: наш жизненный опыт, знания, умение строить временной план и т. д..
Действия: вспомнить определение понятий “счастье”, “успех”, использовать умение строить пошаговый план, определить, на каких ценностях должна строиться жизнь человека.
Результат: проект жизненного пути человека “Н”.
2. Вспомним определение понятий “счастье”, “успех”, “цель”.
На доске записываются определения, данные учащимися. Затем рядом прикрепляются определения из толкового словаря.
Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.
Успех – удача в достижении чего-либо, общественное признание, хорошие результаты в чем-либо.
Счастье – чувство и состояние полного высшего удовлетворения, успех, удача.
Сравним все эти определения. Что в них общего?
Чувство успеха и счастья человек испытывает только, когда достигает цели. Стремление к цели – это ключ к счастливой жизни. Человек существо, которое сориентировано на определенную цель. Состояние счастья – признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он чувствует себя сравнительно счастливым.
3. Рассмотрев эти понятия, мы уже ответили нашему гостю на вопрос, как стать счастливым и успешным. Первое, что необходимо сделать - это поставить перед собой цель. (На доске прикрепляется слово “цель”).
Любую цель можно достичь, применяя формулу успеха.
Но у нашего гостя есть еще один вопрос: какие нравственные ценности[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выбрать, на какие опираться в жизни. Ведь от выбора ценностей зависит стиль жизни человека, его взаимоотношения с людьми.
Учащимся предлагается вымостить дорогу к цели кирпичиками [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]нравственных ценностей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На столе учителя лежат карточки с понятиями нравственных ценностей. Учащимся необходимо посоветоваться и выбрать те, на которых должна строиться их жизнь.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Классификация нравственных ценностей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]:
ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;
ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;
ценности высшей сферы духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;
христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера и т. д.
На доске от силуэта человека рисуется дорога, которая выкладывается кирпичиками ценностей к цели.
Теперь вам необходимо помочь нашему гостю в определении его жизненного пути. Для этого вы распределитесь на группы и составите три проекта: “Жизненный путь человека от школы до счастливого будущего”.
Работа в группах организованна с учетом учебного стиля учащихся.
Учащимся с конкретно-последовательным стилем обучения предлагается составить проект (цель, действия, средства, результат, время) жизненного пути человека успешного.
Учащимся с абстрактно-разбросанным стилем обучения – нарисовать жизнь человека счастливого.
Учащиеся с конкретно-разбросанным стилем обучения составляют рассказ о человеке, добивающегося целей.
Защита проектов по группам.
Подведение итогов:
Итак, обратимся к цели нашего занятия, мы ее выполнили? Мы помогли человеку определиться при выборе ценностей на жизненном пути, мы показали, что стать счастливым и успешным не так сложно, главное определиться с целью в жизни и незамедлительно начать ее реализовывать.
«Идейно-нравственное и общественно-патриотическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе»
Умей поставить в радостной надежде
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том;
Умей принудить нервы, сердце, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже все пусто, все сгорело,
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег –
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
КЦП подготовка к педсовету
«Идейно-нравственное и общественно-патриотическое воспитание
учащихся на уроках и во внеклассной работе»



Анкета
«Интересы и досуг»
(Анкета для учащихся)
1. Вы учитесь, потому что:
u этого требуют родители;
u интересно;
u это нужно для поступления в ВУЗ;
u учиться необходимо;
u это пригодиться в жизни;
u _____________________________________(другое)
2. Вам нравится учиться:
u всегда
u иногда;
u никогда.
3. Вы ходите в школу: (выберите 2-3 утверждения)
u общаться с друзьями;
u учиться;
u потому что там интересно;
u потому что там весело;
u потому что любите школу;
u потому что нравятся учителя;
u потому что близко от дома.
4. Сколько времени занимают у вас домашние задания?
5. Что мешает хорошо выполнять задания? Выберите одну или несколько причин:
u лень;
u телефон;
u телевизор;
u друзья;
u музыка;
u усталость;
u неинтерсность заданий;
u оторванность предметов от жизни;
u запущенность материала;
u все равно не спросят;
u несправедливость в оценке знаний;
u плохие учебники;
u слабое здоровье;
u чтение художественной литературы.
6. Сколько времени в день (в среднем) у вас уходит на просмотр телевизионных передач?
7. Сколько времени вы гуляете?
8. Сколько времени занимаетесь с родителями каким-нибудь совместным делом?
9. Что входит в круг обязанностей дома?
10. Есть ли у вас дома любимый уголок?
11. Сколько времени уходит на чтение газет и журналов?
12. Сколько времени уходит на спортивные занятия?
13. Сколько времени уходит на прослушивание музыки?
14. Каким видом творчества вы занимаетесь, и сколько на это уходит времени?
Приоритетные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]нравственные ценности[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(в сравнении) по степени значимости
Учителя Ученики
Здоровье Здоровье
Жизнь Свобода
Доброта Семья
Любовь Дружба
Счастье Учеба
Честность Материальное благополучие
Взаимовыручка Любовь
Семья Доброта
Сочувствие Счастье
Общение Верность
Технологическая карта
для работы с понятием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]нравственного[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] развития
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Ценность[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: справедливость
Сходные ценности:
1. Честность, порядочность, жизнь по закону Библии, благородство. Ответственность.
2. Честный, порядочный, ответственный.
3. умение оценивать себя и людей.
Противоположные ценности:
1. Равнодушие, неуважение, эгоизм, подхалимство, корысть.
2. Трусливый, эгоистичный. Корыстный.
Преимущества ценности:
1. Ценность хороша тем, что у человека есть желание преобразовать мир.
2. Человек умеет принимать правильные решения.
Недостатки ценности:
1. Есть. Человек может попасть в беду. Остаться один.
2. Законов ограничивающих применение данной ценности нет, однако в правовой деятельности существует ряд проблем, связанных с данной ценностью.
Технологическая карта
для работы с понятием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]нравственного[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] развития
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Ценность[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: достоинство
Сходные ценности:
1. Самолюбие. Сдержанность, вера в себя, самоуважение.
2. Сдержанный. Уверенный, образованный.
3. Все положительные качества красота, мужество, гордость.
Противоположные ценности:
1. Слабохарактерность. Отсутствие самокритичности.
2. Слабохарактерный, безвольный.
Преимущества ценности:
1. Самоуважение и поддержание своей репутации, желание стать лучше, добиться большого признания в кругу сверстников.
2. Человек не разрушается как личность.
3. Оценивать достоинство другого. Умение общаться на достаточно высоком уровне.
4. Несомненно.
Недостатки ценности:
1. Достоинство – это ценность, при наличии которой человек ведет себя правильно по отношению к себе и другим.
2. Иметь достоинство – это значит иметь ряд положительных качеств. За которые тебя ценят и уважают люди.
3. Достоинство выражается в уважении к самому себе, в хорошем поведении в обществе, способности постоять за себя.
Ситуация № 1
Ценностные ориентации – основное требование развития [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]нравственного[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] потенциала личности.
Ученые все время твердят о приоритетной роли [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ценностей[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в достижении образования высокого качества. Откровенно говоря, эта идея кажется надуманной учеными. Пока не понятно, откуда эти ценности брать и как их вводить в образовательный процесс. А вот хорошее знание квадратных управлений, производной и неравенств. Законов физики и умения решать задачи по этим законам и т.п. без всяких ценностей дает выпускнику возможность поступить в ВУЗ, приобрести профессию.
Выходит, что все-таки ЗУНы, так осуждаемые многими людьми от науки, журналистами, философами, психологами для получения образования хорошего качества, для реальной жизни человека более важны, чем малопонятные ценности.
В чем не прав автор письма?

Следующее словоПредыдущее словоСледующее словоПредыдущее словоСледующее словоПредыдущее словоСледующее слово15