ПОЛИЯЗЫЧИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ


ПОЛИЯЗЫЧИЕ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЛИЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
Г.С.Жусупова,
аспирант 2 курса ФГБОУ ВПО
«Челябинский государственного педагогического университета»
MULTILINGUISM - THE BASE OF THE FORMATION OF THE MULTIETHNOCULTURAL PERSON
G.S.Zhusupova,
2 post-graduate course FSEIHPE VPO
  "Chelyabinsk State Pedagogical UniversitАннотация
В статье рассматривается проблемы формирования поликультурной личности и построение системы полиэтнокультурного воспитания учащихся. Внедрение полиэтнокультурного воспитания личности в полиязычной школе становится все более актуальным. Именно полиязычие является важнейшим аспектом в процессе формирования и всестороннего развития полиязычной и полиэтнокультурной личности.
Annotation
The problems of formation of a multicultural identity and a building of the system of the multiethnocultural education of the students are discussed in the article. Implementation of the multicultural education of the person in the multilingual school is becoming more important. . Multilinguism is the most important aspect in the process of formation and the comprehensive development of multilingual and multiethnocultural person. 
Ключевые слова : полиэтнокультурное воспитание, полиэтнокультурная личность, полиязычиеKeywords: multiethnocultural education, multiethnocultural person, multilinguismЯзык – величайшее достояние и неотъемлемая принадлежность нации, основное средство общения и интеграции ее. Он является необходимым элементом любой национальной культуры.
Полиязычие представляет бесценное достижение как отдельной личности, так и общества в целом. Знание наряду с родным других языков всегда считалось признаком высокой образованности и культуры. Полиязычная личность всегда будет востребовано в обществе, что говорят о его конкурентоспособности в обществе. Поэтому сейчас важно по достоинству оценить то, что имеется в этом отношении в обществе, и всемерно способствовать дальнейшему развитию языкового процесса.
Мощным точком в формировании полиязычной, поликультурной личности является реализация культурного проекта Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева «Триединство языков» [7], положения новой редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании», концептуальные положения развития отечественной системы образования на ближайшую перспективу [5]. Так в «Комплексной программе воспитания в организациях образования Республики Казахстан» формирование полиэтнокультурной личности-индивида с развитым лингвистическим сознанием, который в совершенстве владеет родным и государственным языком, а также одним из мировых языков – выделяется как приоритетное направление воспитания учащейся молодежи [4]. В концептуальных документах перехода общего среднего образования Республики Казахстан на 12-летнее обучение языковая компетентность личности выделяется как одна из базовых компетенций выпускника школы [3].
Полиязычие – основа формирования полиэтнокультурной личности. Полилингвальная личность – это личность поликультурная. Именно поэтому под полиэтнокультурной личностью понимается «индивид с развитым лингвистическим сознанием». Формирование полинлингвальной личности – одно из основных направлении развития полиэтнокультурного образовательного пространства. Доктор педагогических наук, профессор Жетписбаева Б.А. понимает полиязычное образование как целенаправленно организованный процесс формирования полиязыковой личности на основе параллельного овладения тремя и более языками [1].
В Казахстане воспитание полиэтнокультурной личности происходит как в учебных заведениях, так и в семье, и через средства массовой информации, то есть имеет характер непрерывного образования. Но хотелось бы остановиться подробнее на воспитании поликультурной личности в учебных заведениях, в частности, в процессе изучения иностранных языков.
«Язык – это самое великое творение человека. Трудно представить, что было бы, если язык исчез. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Все, что совершают люди в мире человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими, без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть науку, технику, ремесла, искусство – жизнь» [6].
Процесс обучения русскому, казахскому и иностранному языкам должен иметь личностно-ориентированную направленность. Это значит, что в центре систем обучения предмету нужно поставить ученика, его мотивы, потребности учащихся, осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход, выбирать адекватные технологии обучения, способствующие становлению личности, позволит изменить традиционный подход к обучению языкам. Суть данного подхода – в максимальной передаче инициативы учения самому ученику. Сконцентрированный на ребенке подход к обучению способствует не только развитие идеи коммуникативного обучения, но и более легкой интеграции выпускника в систему образования.
Модернизация школьного полилингвального и поликультурного в полиэтническом информационно-коммуникативном пространстве Республики Казахстан имеет следствием формирование функциональной грамотности языковой личности.
Обновление содержание школьного образования в Республике Казахстан выдвигает в качестве актуальной задачи разработку концепции полиязычного образования, которая отвечала бы стратегиям обновления.
Основной концепции полиэтнокультурного воспитания учащихся в условиях полиязычной школы может стать следующей глоссарий:
- функциональная грамотность – атрибутивная характеристика языковой личности, предполагающая усвоение экстралингвистических знаний о правилах, нормах, способах общения в единой системе с имеющимися лингвистическими знаниями и коммуникативно-речевыми умениями, возможность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения, в том числе иноязычного;
- функционально грамотная языковая личность – компетентный пользователь родного и неродного языков, способный, в силу лингвистического мышления и языкового сознания, развитого чувства языка, языкового вкуса, готовности к использованию языка во всем многообразии его функцией, оперативно и эффективно ориентироваться в многоязычном коммуникативно-информационном пространстве, продуктивно в отношении себя и партнеров по ситуации общения участвовать в разножанровых диалоге и полилоге, гибко и системно использовать потенциал лингвистического образования для саморазвития и самореализации в речевом творчестве, продуктом которого выступает текст высокой поликультурологической и этнокультурной маркированности [2,17].
При построение системы полиэтнокультурного воспитания учащихся в полиязычной школе мы выделяем три основные направлении:
1.Этническая идентификация, предусматривает формирование представления о культуре собственного этноса.
2.Гражданская идентификация, целью которой является каждого школьника как гражданина Казахстана при сохранении полиэтнокультурной идентичности личности и освоение других культур в интересах общенационального единства и согласия.
3.Планетарная идентификация, приобщение учащихся к мировой культуре, в ходе которой раскрывается процесс взаимозависимости стран и народов в современным мире.
В качестве основных задач полиэтнокультурного воспитания учащихся в полиязычной школе выдвигаются:
- воспитание поликультурной личности. Создание условий для идентификации личности со своей исконной культурой и постижения других культур. Ориентация на диалог культур, их взаимообогащение.
- формирование полиязычного индивида. Полилингвальная личность – это личность полиэтнокультурная. Именно поэтому под полиэтнокультурной личностью понимается «индивид с развитым лингвистическим сознанием». Формирование полилингвальной личности – одно из основных направлении развития поликультурного образовательного пространства.
Полиязычное образование - это веление времени, поскольку весь мир полиэтничен, полилингвистичен. Разумное, грамотное и правильное внедрение полиязычия даст возможность выпускникам наших школ быть коммуникативно-адаптированными в любой среде.
Развитие поликультурной личности, которая знает и уважает культуру и традиции другого народа очень важна для нашей республики. Так как будущее Казахстана в руках нашей молодёжи.
Список литературы:
1.Жетписбаева, Б.А. Полиязычное образование: теория и методология: Монография / Б.А.Жетписбаева. - Алматы: Білім, 2008. - 89 с.
2.Мурзалинова, А.Ж. Формирование функциональной грамотности учащихся при обучении русскому языку как неродному на старшей ступени школы общественно-гуманитарного направления: автореф. дисс. ...доктора пед. наук / А.Ж.Мурзалинова. – Алматы, 2003. - 54 с.
3.Концепция перехода общего среднего образования Республики Казахстан на 12-летнее обучение // 12-летнее обучение. Алматы, 2006. №7.
4.Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. Астана, 2000.
5.Закон Республики Казахстан «Об образовании». Астана, 2007.
6.Успенский, Л.В. Слово о словах / Л.В.Успенский. – Ленинград: Лениздат, 1962. - 62 с.
7.Повышение благосостояния народа Казахстана – главная цель государственной политики. Послание Президента Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 2008. - 7 февраля.