Конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему : Что такое приставка?
Предмет: Русский язык.
Класс: 3 в МБОУ СОШ №20
Продолжительность: 45 минут.
Тема: Что такое приставка?
Цель:
Познакомить с приставкой как значимой частью слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова.
Деятельность учеников:
– Выделять приставку в доступных словах.
– Характеризовать роль приставки в слове.
– Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
– Образовывать слова с помощью приставки.
Оборудование: проектор, экран , презентация
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
– Рассмотрим картинку в учебнике в упр. 153.
– Что вы видите на рисунке?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.
– Как думаете, эти слова являются однокоренными? А какая часть в каждом слове внесла новый оттенок значения этих слов?
Назовите тему урока и задайте вопросы по этой теме. Составим
план работы.
После ответов учеников на доске появляется план.
1. Что такое приставка?
2. Какие бывают приставки?
3. Зачем в слове нужна приставка?
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Грамматическая сказка.
Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова.
Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова-названия предметов... (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы-приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце.
Получались такие слова: если прятался в середину: заходить, входить, выходить, приходить, переходить; если стоял в конце: заход, вход, выход, приход, переход.
– Запишите слова с приставками. (Заход, вход, выход, приход, переход.)
– Что же такое приставка? (Часть в слове.)
На доске учитель записывает: часть слова.
– Где её место в слове? (Перед корнем, в начале слова.)
На доске записываются ключевые слова: перед корнем.
– Какие вы использовали приставки?
На доске записываются приставки: за-, в-, вы-, при-, пере-.
– В слове они обозначаются так: заход. Выделите приставки в записанных словах.
– Зачем нужны приставки? (Чтобы получились новые слова.)
На доске записываем: новые слова.
Прочитайте столбики слов.
Вбежал заехалпоплылоттолкнулскатился
в домза письмомпо рекеот берегас горы
Что одинакового заметили в словах первого и второго столбиков?
А что разного у этих частей?
Почему?
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Физминутка ΙΙI. Развитие умений – применение знания. 1. Работа по учебнику.
Упр. 154 – развивается умение находить разные приставки в словах, наблюдать за изменением значения слова.
– Назовите эти приставки которые пишутся с буквами о,а,е (по-, про-, до-, от-, пере-)
– Упр 154
– Прочитайте слова (лить ,лететь думать, смотреть, рисовать, писать, везти, клеить.)
– К какой части речи они относятся? (глагол)
С помощью чего можно образовать новые глаголы?
А что такое приставка?
Вывод: приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и образует новые слова. Бывают приставки за-, в-, вы-, при-, пере-, по-, про-, до-, у-, с-, от-.
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова
– Прочитайте определение.
1. Составление алгоритма нахождения приставки
- Давайте подумаем и составим алгоритм (порядок) нахождения приставки в слове
- Что мы будем делать сначала?
- Затем?
- А теперь?
Как найти приставку:
Подбери однокоренные слова
Выдели корень
Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.
Назови приставку
– Что мы сейчас делали?
А для чего это мы с вами учим?
Конкурс– развивается умение образовывать слова с приставками.
конкурс «Кто больше?».
I вариант – копать.
II вариант – рисовать.
Вопросы к отвечающему ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Может ли слово состоять из одной приставки? Почему? (Самостоятельно не употребляется в речи, ничего не называет – предмета,
признака, действия.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? V. Домашнее задание.
1. Правило в рамке стр 84