Технологическая карта по окружающему миру на тему Разнообразие животного мира


МКОУ
«Саргатская основная общеобразовательная школа»
Разработка урока по окружающему миру
в 3 классе по теме:
«Разнообразие животного мира»

Разработала
Романенко Е.А.
учитель начальных классов
р.п. Саргатское 2013
Технологическая карта урока
Тема урока Образование в жизни человека.
Тип урока Усвоение новых знаний.
Форма урока Урок с элементом решения проектной задачи.
Образовательные ресурсы - Компьютер, мультимедиапроектор, экран;
-Презентация;
- Раздаточный материал приложение №1,2,3,4.
План урока I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы и целей
IV .Изучение нового материала.
V. Первичное осмысление и закрепление знаний.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
VII. Домашнее задание.
Цели урока Создать условия для формирования представлений о многоклеточных и одноклеточных, позвоночных и беспозвоночных животных; способствовать развитию навыков работы решения проектных задач.
Задачи урока - Обучающие: создать условия для усвоения учениками главных вопросов урока.
- Развивающие: развивать умения использовать в учебной деятельности специальный тип задач – проектная задача; работать в группе; через систему и набор заданий находить возможные стратегии решения задачи; развивать навыки адекватной самооценки учащихся.
- Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к окружающему миру, как к нечто уникальному и ценному.
Методы и формы обучения Методы: объяснительно-иллюстративный.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группе.
Основные понятия Фауна, одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные животные.
Планируемые образовательные результаты.
Объем освоения и уровень владения компетенциями. Компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность.
Научатся: Распределять животных по группам: одноклеточные и многоклеточные,беспозвоночные и позвоночные животные.
Получат возможность научится: формулировать собственную точку зрения; работать с предложенной информацией, выделять главное.
Целостно-смысловая компетенция
Умеют: конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; определять понятия; вступать в речевое общение; работать с предложенными материалами.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока Время
( мин.) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия
(УУД) Формы контроля
I. Орга-
низаци-онный момент.
1 Подготовка класса к уроку Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.
-Ребята! Я рада вас всех видеть. Какой сегодня чудесный день! Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку. Фронтальная Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок Наблюдения учителя
II.
Актуали-зация знаний.
3 Учебная мотивация на дальнейшее осуществление деятельности.
- Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Вы должны узнать слово, которое зашифровано по горизонтали. Оно поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Есть копытный великан.Шея как подъемный кран,С рожками, пятнистый,Но не очень быстрый.
(жираф)
Где сладко, там она кружит, –Как пчела.Она и жалит, и жужжит, –Как пчела.И попадается в компот, –Как пчела.Вот только мёду не даёт, –Как пчела.
ОсаНад водой взметнулась глыба -Это очень злая рыба.Показала свой плавникИ опять исчезла вмиг. (акула)
Шевелились у цветка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Щёголь с виду сер и прост,А распустит Веер-хвост.На хвосте не счесть всех звёзд. (павлин)
- Это слово фауна.
- А что оно обозначает? Посоветуйтесь в группах, если затрудняетесь или сомневаетесь, обратитесь к словарю в учебнике. (СТР. 156)
- Так что же такое фауна?
-Фауна – это мир животных.
- Назовите тему сегодняшнего урока.
-Животный мир.
- Все ли животные одинаковые? (нет, они разные)
-Уточните тему.
-Разнообразие животного мира.
Слушают, осмысливают, разгадывают кроссворд.
Формулируют тему урока. Фронтальная Познавательные:
общеучебные – строят осознанные речевые высказывания в устной форме, формулируют ответы на вопросы учителя;
логические – устанавливают причинно-следственные связи.
1.Наблюдения учителя.
2. Устный опрос.
III. Сообщение темы и целей
5 Деловая беседа 1.Называет тему урока.
2. Знакомит учащихся с планом изучения нового материала
- Совместно с учениками формулирует учебную задачу на урок.
- У вас на партах лежат пакеты с заданиями. Раскройте конверт под №1. Распределите животных на 4 группы (рыбы, птицы, звери, насекомые).
-Распределите животных на 3 группы. (вода, земля, суша)
- Откройте конверт №2, распределите этих животных на 2 группы и расскажите по какому принципу распределили. Трудно? Почему?
- Не хватает знаний.
Какие задачи поставим на уроке?
- Распределить …животных на группы.
- Узнать… как называются такие группы.
- Доказать… по какому принципу разделили на группы.
Работают с пакетами заданий конверт №1,2, распределяют животных на группы.
Формулируют и принимают
задачи урока. Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: проявляют интерес к окружающей природе;
1.Наблюдения учителя.
2. Ответы на вопросы.
Этапы урока Время
( мин.) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия
(УУД) Формы контроля
IV. Изучение нового материала
21 1. Работа с главным понятием урока.
2. Знакомство учащихся с проектной задачей.

1. Предлагает учащимся прочитать памятку
-У вас на столах лежит памятка. Она поможет вам в разработке проекта.
Прочитайте её. ПАМЯТКА
Прочитай текст.
Ответь на вопросы (в этом тебе поможет конверт №3).
Создай проект.
Представь проект классу.
- У кого возникли вопросы? Что будете делать в первую очередь? (читать текст)
-Покажите, что вы готовы к работе. Я желаю вам удачи и творческих успехов.
1. Читают памятку
(Приложение №1);
2. Читают текст (Приложение №2);
3. Читают вопросы (Приложение №3);



Работа в группе


Познавательные:
общеучебные - умеют структурировать знания;
дополняют и расширяют имеющиеся знания об разнообразии животных; самостоятельно выделяют и формулируют ответы;
осуществляют поиск существенной информации
( по воспроизведению в памяти).

Регулятивные:
учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: предвидят результат своей деятельности, развивают способность к самооценке.
Коммуникативные:
применяют правила делового сотрудничества; согласовывают действия с партнерами;
вступают в коллективное учебное сотрудничество.
1.Работа с понятием на закрепление.
3. Принятие алгоритма решения, темы, критериев оценивания.
Этапы урока Время
( мин.) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия
(УУД) Формы контроля
4. Практическая работа учащихся по решению проектной задачи. Примечание:
учитель проводит скрытую дифференциацию тем по уровням.
1. Одноклеточные животные (уровень1)
2. Многоклеточные животные (уровень 2)
3. Позвоночные животные (уровень 2)
4. Беспозвоночные животные (уровень 2)
Для решения проектной задачи
учитель предлагает использовать материал:
- приложение № 4 в распечатанном виде
( иллюстрации, тезисы);
-вспомогательное оборудование (ватман, клей, маркер).
Устанавливает время не более 10 минут.
4. Оказывает помощь в случае необходимости;
ведет наблюдение за учащимися.
4.Подготовка подразумевает формулирование замысла, планирование возможных действий.
Опыт подразумевает пробу осуществления замысла, первичную реализацию.
4. Работа в группе.
4. Готовят плакаты и рассказы к презентации проектной задачи.
Этапы урока Время
( мин.) Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия
(УУД) Формы контроля
Презентация проектной задачи. .Просматривает презентации.

Проводит обобщение после выступления рабочих групп.
Проводят презентацию своей проектной задачи (окончательная реализация замысла), своеобразный отчет о связи замысленного и реализованного.
2. Задают вопросы группам
Индивидуальное представление работы группы. Презентация.
V.
Первичное осмысле-
ние и закрепление знаний.
3 1.Диагностирование результатов усвоения новой темы. 1.Предлагает индивидуально каждому выполнить проверочную тестовую работу. (приложение № 5 ).
1.Выполняют задания, проверяя полученные знания.
(Презентация «Тест») 1.Индивидуальная Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения нового материала.
Логические: анализируют и выполняют задание. 1.Задания в карточках.
VI. Итоги урока. Рефлексия. 5 1. Оценка учащимися деятельности на уроке:
- самооценка;

2.Выставление отметок за работу на уроке учителем.
1.Предлагает учащимся по результатам теста оценить себя с помощью таблицы (приложение №4)
1.Проводят самооценку.
2. Принимают результаты работы на уроке. 1.Индивидуальная
2. Индивидуальная.
Фронтальная. Личностные: развивают способность к самооценке и взаимной оценки.
Регулятивные: определяют уровень усвоения изучаемого материала.
Оценка деятельности и
результатов
VII. Домашнее
задание. 2 Стр.99-98 учебник, пересказ.

Фиксируют домашнее задание в дневниках Индивидуальная

Конверт №1 (картинки разрезанные)

Конверт №2
righttop
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПАМЯТКА
1.Прочитай текст.
2. Ответь на вопросы (конверт №3).
3. Создай проект.
4. Представь проект классу.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Текст для группы №1 одноклеточные животные
Одноклеточные. Самые древние представители животных  на нашей планете –одноклеточные. Несмотря на то, что одноклеточные животные состоят из одной клетки, они живут вполне самостоятельно: дышат, питаются, передвигаются, размножаются, то есть в их организмах происходят те же процессы, что и во всех живых телах.
Одноклеточные встречаются  в любом водоёме, во влажной почве, в воздухе, в пустыне. Это самые маленькие животные на планете. Увидеть большинство одноклеточных можно  при помощи микроскопа. Амеба – это одноклеточное животное. Ее тело состоит из одной клетки. Она похожа на маленький бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму.  Инфузория -         одноклеточный хищник, по форме напоминающий туфельку. Передвигается при помощи ресничек.
Текст для группы №2 многоклеточные животные

В многоклеточном организме – Многоклеточные животные состоят из множества клеток. Все клетки связаны друг с другом. Группы клеток, связанные между собой, образуют различные органы животного, которые отвечают за какие-либо функции организма, например движение, питание, пищеварение. Бурый медведь, кит, орёл, заяц, воробей, губки, осьминоги  – это многоклеточные животные.
Текст для группы №4 беспозвоночные животные

Беспозвоночные животные. Среди многоклеточных животных есть беспозвоночные. У них нет внутреннего скелета, позвоночника.  К беспозвоночным животным относятся пауки, насекомые, ракообразные, моллюски.
            Насекомые – самая многочисленная группа беспозвоночных           животных. Они очень разные по внешнему  виду, имеют много приспособлений к жизни.
Текст для группы №3 позвоночные животные

Позвоночные животные. Среди многоклеточных есть позвоночные животные. Рыбы, птицы, звери, змеи (многоклеточные) относятся  к позвоночным. У них есть внутренний скелет. Его основу составляет позвоночник. К нему подвижно прикреплены другие кости. Внутренний скелет позвоночных один на всю жизнь. Он состоит из живых клеток и растет вместе с телом.
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Вопросы для группы№1 «Одноклеточные животные»
1. Выберите название группы и разместите на ватмане.
2.Кто самые древние животные?
3.Каких животных называют одноклеточными?
4.Какими признаками жизни обладают одноклеточные?
5.Приведите пример одноклеточного животного.
6.Где живут одноклеточные и при помощи чего их можно рассмотреть?
Вопросы для группы №2 «Многоклеточные животные»
1.Выбери название группы, размести на ватмане.
2.Каких  животных называют многоклеточными?
3.Как работают клетки?
4. Приведите примеры многоклеточных животных.
Вопросы для группы №3 «Позвоночные животные»
1.Выберите название группы и разместите на ватмане.
2. Какие животные относятся к позвоночным?
3. Почему их так назвали?
4.Что вызнаете о позвоночнике?
Вопросы для группы №4 «Беспозвоночные животные»

1. Запиши название группы, размести на ватмане.
2.Какие животные относятся к беспозвоночным?
3. Почему их так назвали?
4.Назовите самую многочисленную группу беспозвоночных.
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Тезисы и картинки к группе №1 одноклеточные животные
Одноклеточные - самые древние представители животных  на нашей планете.
Одноклеточные состоят из одной клетки.
Одноклеточные живут самостоятельно: дышат, питаются, передвигаются, размножаются.
Амёба – это одноклеточное животное. Ее тело состоит из одной клетки. Она похожа на маленький бесцветный студенистый комочек, постоянно меняющий свою форму.
Инфузория -         одноклеточный хищник, по форме напоминающий туфельку. Передвигается при помощи ресничек.
Одноклеточные встречаются  в любом водоёме, во влажной почве, в воздухе, в пустыне.
Рассмотреть их можно при помощи…
Выбери названия группы:
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ПОЗВОНОЧНЫЕ
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

Тезисы и картинки к группе №2 многоклеточные животные
Многоклеточные животные – это такие животные, которые состоят из множества клеток.
Все клетки связаны друг с другом. Группы клеток, связанные между собой, образуют различные органы животного, которые отвечают за какие-либо функции организма, например движение, питание, пищеварение.
К многоклеточным животным относятся –
Выбери названия группы:
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ПОЗВОНОЧНЫЕ
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

Тезисы и картинки к группе №3 позвоночные животные
Среди многоклеточных есть позвоночные животные. Рыбы, птицы, звери, змеи (многоклеточные) относятся  к позвоночным. У них есть внутренний скелет.
Животных назвали позвоночными потому, что основу внутреннего скелета составляет ___________________________.
К позвоночнику подвижно прикреплены другие кости.
Внутренний скелет позвоночных один на всю жизнь. Он состоит из живых клеток и растет вместе с телом.
Выбери названия группы:
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ПОЗВОНОЧНЫЕ
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

Тезисы и картинки к группе №4 беспозвоночные животные
Беспозвоночные животные – это такие животные, которые не имеют внутреннего скелета.
 К беспозвоночным животным относятся …
Животные называются беспозвоночными,
потому что у них нет ___________________________
Самая многочисленная группа беспозвоночных- это __________________________
Выбери названия группы:
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ПОЗВОНОЧНЫЕ
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Тест «Разнообразие животного мира»
Самые древние животные:
а) одноклеточные
б) многоклеточные
2. Представитель группы одноклеточных животных:
а) амёба, инфузория
б) ворона, цапля
в) комар, оса
3. Как называются животные, которые состоят из множества клеток?
а) одноклеточные
б) многоклеточные
в) беспозвоночные
4. Представители группы многоклеточных животных:
животных:
а) амёба, инфузория
б) стрекоза, муравей
5. Беспозвоночные животные – это те животные, у которых нет:
а) внутреннего скелета, позвоночника
б) органов движения
в) органов пищеварения
6. К беспозвоночным животным относятся:
а) рыбы, птицы
б) амёба, инфузория
в) пауки, насекомые
Проверяем. У каждого правильного ответа ставим +
(Слайды)
- А теперь приготовьте листы самооценки и оцените себя.
Лист самооценки «Оцени себя ».
1 Ответил на все вопросы правильно.

2 Допустил 1-2 ошибки.
3 Допустил 3-4 ошибки.
4. Допустил более четырех ошибок
-Кто не допустил ни одной ошибки поднимите красный карандаш, кто допустил 1-2 – желтый, 3-4 ошибки – зеленый, более четырех ошибок – синий.