Статья «Формирование коммуникативной компетенции студентов на уроках русского языка и литературы»
Доклад
на тему «Формирование коммуникативной компетенции студентов на уроках русского языка и литературы»
Составитель: преподаватель
русского языка и литературы
Бахарева Ю. В.
Одной из главных задач современного российского образования является формирование конкурентоспособной языковой личности, умеющей адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль русского языка. Он должен стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов обучающихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Компетенция — круг проблем, сфера деятельности, в которой данный человек обладает знаниями. Компетентность — обладание человеком соответствующей компетенцией (способность делать что-то хорошо или эффективно). Компетентный — способный, знающий, сведущий в определенной области. Учитель должен постоянно уделять внимание развитию у обучающихся читательских интересов и навыков чтения, анализу текста, поиску нужной информации в справочной, научной и художественной литературе, составлению плана ответа по тексту, собственных вопросов к нему; устного диалога: задавать вопросы собеседнику, конструировать ответы на вопросы, свободно участвовать в беседе. Развитию диалогической речи обучающихся способствуют такие виды учебной деятельности, как ролевая или деловая игра, инсценирование отдельных эпизодов, защита проектных работ и презентаций и др.; письменного диалога, включающего в себя грамотное оформление анкеты, заявления, резюме, написание эссе, сочинения и т. д.; групповая работа на уроках требует от ученика умения участвовать в дискуссии: спорить, отстаивая свою точку на различные вопросы, затронутые в дискуссии; монологической речи: давать развернутый ответ на вопрос, составлять словесное описание какого-либо события, исторического лица, рассуждение по заданной теме, выступление с устным сообщением, докладом, презентация проектной работы, проведение экскурсии в музее и т. д.; грамотного письма. Развитию письменной речи способствуют такие формы деятельности, как обучение конспектированию текста, составление плана ответа или статьи, эссе или сочинения на злободневную тему, составление памяток, инструкций, заполнение таблиц и др. Целью обучения русскому языку и литературе является формирование у студентов следующих компетенций: языковой, лингвистической (предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры; обеспечивает развитие логического мышления, памяти, самоанализа) и коммуникативной, которая формируется на базе первых двух.
Остановлюсь на формировании коммуникативной компетенции - она является одной из приоритетных, ведь язык – это средство общения, социализации и адаптации в современном мире.
Думаю, что учитель русского языка и литературы на каждом уроке ставит своей целью развитие коммуникативных способностей обучающихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора. Например, изучение норм русского литературного языка направлено на то, чтобы сформировать у ребят представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющей литературный язык и разговорную речь. На таких уроках знакомлю своих учеников со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, морфологическими, синтаксическими, лексическими. Подбираю такие задания, которые помогают уяснить основные правила произношения, постановки ударения, образования грамматических форм и синтаксических конструкций, а в дальнейшем помогут избежать самых распространённых речевых ошибок. Работа над правильностью речи повысит коммуникативную компетентность, также позволит моим ученикам лучше подготовиться к выполнению тестов на экзамене по русскому языку, избежать грамматических ошибок и речевых недочётов при написании сочинения и изложения.
Интересны всегда и познавательны уроки по разделу «Лексика». Уделяю большое внимание работе над многозначностью слова, развитию у него переносных значений. Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологической системой русского языка, прежде всего с таким типом устойчивых выражений, как крылатые слова (этому способствуют и уроки литературы). Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с библейскими текстами, с текстами классической отечественной и зарубежной литературы, вводит ребят в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами.
Особое место в формировании коммуникативной компетенции занимают уроки по развитию речи. Задачи и упражнения на таких уроках опираются на речеведческие понятия и правила речевого поведения, что способствует осознанному совершенствованию устной и письменной речи обучающихся, повышению культуры речевого общения. Ребята должны не только владеть техникой чтения, осмысленно читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи, но и уметь определять тему и основную мысль текста; подбирать название, отражающее тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план; определять стиль и тип речи. Большую часть времени на таких уроках отвожу воспроизведению и созданию текстов. При создании письменных высказываний художественного и публицистического стилей на свободные темы, учу чётко продумывать общий замысел, основную мысль высказывания. На уроках учимся составлять деловые бумаги: заявления, доверенности, расписку, автобиографию, резюме. Составляем тезисы и конспекты статей или их фрагментов, готовим развернутые сообщения и доклады на лингвистические и литературные темы.
Важное место в работе по формированию речевых умений обучающихся, их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами. На уроки готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров. Ученики определяют стиль текста, его характерные черты, выделяют тему, составляют план, находят изобразительно-выразительные средства языка и т. д. Такую работу провожу как в индивидуальном, так и в групповом режиме, который позволяет учитывать ведущую деятельность подросткового периода - общение со сверстниками. Ребята учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и услышанному. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, ученики осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою и чужую речь с точки зрения её правильности. Работа с текстом - это одна из возможностей научить всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.
Оптимальным средством формирования и развития коммуникативной компетенции школьников, на мой взгляд, является групповая и коллективная работа на уроке.
В реальной жизни человек, в основном, общается в малых группах – на работе, дома в семье, с друзьями. Поэтому на первый план выходят умение принимать на себя разные социальные роли, умение общаться и выполнять что-то совместно с другими, принимать совместные решения. Этому способствует работа в группах.
Считаю, что такая форма обучения решает одновременно три задачи:
конкретно-познавательную, которая непосредственно связана с учебной ситуацией;
коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основное навыки общения внутри и за пределами данной группы, коллектива;
социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации в современном обществе.
Групповая форма работы позволяет научить вырабатывать коллективное решение и обсуждать результаты деятельности. Это развивает способность слышать другого, с уважением относиться к чужому мнению, приходить к компромиссу.
Групповая работа проходит в несколько этапов:
подготовительный этап;
этап формирования проблемных групп;
организация учебной деятельности в проблемной группе;
презентация принятого коллективно решения;
рефлексивный этап (рефлексия по поводу проведённого учебного занятия).
Использование проблемного метода обучения является тоже одним из средств формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Ядром проблемной ситуации должно быть какое-то значимое для обучающегося противоречие. Ребята принимают и понимают учебную задачу, но в то же время арсенала имеющихся у них средств недостаточно для её разрешения. Выделение проблемы уже указывает на то, что ученик имеет определённый запас знаний, необходимый для приобретения новых. Противоречие, поставленное на занятии, должно заинтересовать учащихся, побудить их к поиску правильного решения, поиску объяснения. Например: Что такое причастие? Причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Как в стихотворении (песне) можно выразить любовь к своей родине? Баллада – это лирический или эпический жанр? Всегда ли комическое – это смешное? Почему роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” называют “энциклопедией русской жизни”? и т.д. Параллельно с работой над непосредственным учебным заданием продолжается формирование благоприятной коммуникативной среды: выработка правил сотрудничества, сотворчества, которые способствуют, а не мешают поиску общего решения. Например, каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали, не перебивая. На уроке следует говорить так, чтобы тебя понимали, высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации. Если прозвучавшая информация оказалась не вполне ясна, задавать вопросы “ на понимание ” (например, “Правильно ли я понял…?) Только после этого формулируются выводы. Критикуются идеи, а не личности. Цель совместной деятельности заключается не в победе какой – то одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав мнения по проблеме и т.д.
Развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию, способствует применение в учебном процессе на уроках русского языка информационных технологий.
На разных этапах уроков русского языка и литературы использую электронное сопровождение в виде презентации. На уроках литературы презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Привлекаю к созданию презентаций и обучающихся. Уроки становятся более яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов
Не секрет, что в наше время многие не любят читать, приходят на урок неподготовленными из - за отсутствия текстов художественных произведений в библиотеке. Поэтому можно использовать электронное учебное издание "Библиотека школьника". Использование такой хрестоматии дает определенный эффект.
На уроках русского языка используем вместе с ребятами различные электронные словари.
При подготовке к урокам и для самостоятельной работы предлагаю пользоваться электронными репетиторами (тренажёры, тесты) Такие электронные образовательные издания позволяют:
1) создать психологические условия включения учащихся в тестирование;
2) эффективно решать проблему более полного погружения в специфику особенностей тестовых заданий;
3) не только правильно выполнять задания с открытым ответом, но и получить их оценку экспертами ЕГЭ по "Критериям оценки выполнения заданий";
4) формировать умения ориентироваться в учебном материале, умения быстро действовать и выбирать нужный ответ.
Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Активное использование интерактивных наглядных пособий в виде таблиц разнообразит работу на уроке, решает проблему наглядности, позволяет экономить время на написание.
Ресурсы Интернет в последнее время стали доступны всем. Сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы, проекты, как правило, строятся на материале Интернет. Из всего многообразия информации обучающиеся учатся выбирать самое необходимое, находить главное, структурировать материал. Актуальна еще и другая задача: формирование критического отношения к найденной информации, умение проверять ее достоверность.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы способствует разностороннему развитию языковой личности ученика, а также предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, творческого мышления, способности самостоятельно решать нестандартные коммуникативные задачи. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в обществе.