Внеклассное мероприятие по праву
Фельдман Светлана Константиновна
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 14 г. Кызыла Республики Тыва
Информация о себе: Стаж – 17 лет. Я - учитель и всегда хотела им быть. Еще со школьной скамьи я мечтала стать хорошим педагогом. Учителем я стала и этим горжусь: школа – моя судьба. Она дала мне ощущение радости, счастья, полноты жизни.
Внеклассное мероприятие по праву в рамках недели правовых знаний Интеллектуальная игра для старшеклассников «В гостях у богини Фемиды»
Цель: повышение уровня правовой культуры, формирование мотивов к активному изучению права.
Задачи: Помочь учащимся разобраться в многообразии отношений, регулируемых нормами права, научить их уважать законы, уважать права.
Конкурсанты: учащиеся 10-11 классов, объединенные в команды по 5 человек.
Оборудование: компьютер, проектор, рабочие листы.
Содержание игры:
Юридическая азбука
Решение ситуативных задач
Конкурс болельщиков
Правовая дуэль
Ролики «Люди разные – страна большая»
Подведение итогов.
Вступительное слово ведущего: С древнейших времен люди устанавливали законы, регулирующие жизнь общества, взаимоотношения между его членами. В основе человеческих отношений лежат нравственные принципы – представления о добре, справедливости, свободе, гуманизме, равенстве. Юридический аспект явно или скрыто присутствует во многих человеческих отношениях.
Страна, где властвует Фемида, ждет своих посетителей!
Задание 1. В задании содержаться толкования юридических терминов, которые «неприлично не знать» даже ребенку. Команда записывает термин в лист, ориентируясь на букву, с которой начинается искомое понятие. Просьба, выполнять задание в тишине. (Приложение 1)
Задание 2. И дети и взрослые должны учиться отстаивать и защищать свои права, ведь не секрет, что окружающие относятся к человеку так, как он позволяет и требует, чтобы к нему относились. Выполнение данных заданий, возможно, станет первым шагом по преодолению правовой беспомощности. (Приложение 2)
Задание 3. Обычай поединка чести в прошлом был весьма распространенным явлением. Эта традиция, основанная на мужском благородстве и честном соперничестве может возродиться хотя бы в игровой ситуации. (Приложение 3)
Вызываются капитаны. Вам предлагается в течение 5 минут настроится на дуэль. Тените жребий: этот человеческий порок вам придется разоблачить.
Задание 4. Конкурс для болельщиков: «Угадай сказку». (Приложение 4)
Задание 5. Капитаны-дуэлянты от классов выходят и обмениваются аргументами.
Подведение итогов. Пока наше жюри подводит итоги, мы вспомним, о том, что в ближайшие дни две знаменательных даты: 10 декабря – День прав человека, а 12 декабря – День Конституции. Согласно Конституции - РФ – это многонациональное и федеративное государство, и мы посмотрим мультиролики о наших соседях. (Приложение 5)
Слово жюри. Вручение грамот командам и капитанам.
Слово ведущего: Наше путешествие в страну правовых знаний богини Фемиды заканчивается. Мы побывали в разных ее областях и убедились – она многообразна и многолика, и сколько бы мы не узнавали ее, многое еще остается не познанным. Поздравляем победителя. Спасибо командам и их болельщикам.
Используемая литература:
1.Правовое образование: организация внеурочной работы. Выпуск II., М., ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2002
2. Журнал «Право в школе», № 4 2009
Юридическая азбука Приложение 1
Назовите юридические термины, используя догадку – букву алфавита.
А – факт нахождения подозреваемого или обвиняемого вне места совершения преступления в момент его совершения. Алиби
Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации. банда
В – народное собрание на Руси в Х – ХIV вв. вече
Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. гражданин
Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления. депутат
И – человек или организация, предъявляющая иск в суде .истец
К – основной закон государства. конституция
Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого имущества. ломбард
М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства. монархия
Н – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства. налог
О – лицо, которому поручена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц. опекун
П – документ, удостоверяющий гражданство. паспорт
Р – всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. референдум
С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным. совершеннолетие
Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья. телохранитель
У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности. ущерб
Ф – богиня правосудия в греческой мифологии. фемида
Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчей чужого имущества. хулиганство
Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия. штраф
Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. эмансипация
Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство. юстиция
Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы. Явка с повинной
Решение ситуативных задач
· Приложение 2
Вы купили в магазине недоброкачественный товар. Например, печенье с истекшим 16 дней назад сроком годности. Дома вы открыли пачку печенья и поняли, что есть это не только не вкусно, но и опасно.
Что вы будете делать, чтобы защитить свои права как потребителя?
( действия покупателя регулируются Законом РФ «О защите прав потребителя». В соответствии с ст. 5 потребитель имеет право потребовать от продавца возместить убытки ( вернуть деньги) или заменить товар. В случае отказа продавца удовлетворить вши претензии, следует обратиться в общество по защите прав потребителя).
Ученик не пошел на урок физкультуры потому, что у него сильно болела голова. Учитель физкультуры назвал его прогульщиком и отправил к врачу. Врач отказался осматривать ученика, т.к. был уверен, что тот пришел из страха перед учителем, а не потому, что плохо себя чувствует.
Проанализируйте ситуацию с позиции нарушения прав школьника. Как он может поступить, чтобы защитить свои права?
( в ст. 51 Закона «Об образовании» записано: образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Для защиты своих прав ученик может обратиться к администрации школы. Если ученик не найдет понимания с ее стороны, он может обратиться к родителям, которые могут подать жалобу в региональные органы управления образованием).
Представьте, что в вашем классе есть ученик, который своим поведением на уроке постоянно мешает и одноклассникам, и учителю. Однажды он так «разошелся», что учитель отобрала у него «игрушки», которые он принес на урок: фотоальбом и футбольный журнал, а после урока взяла у него портфель, сказав, что вернет его, когда в школу придут родители.
Проанализируйте эту ситуацию с позиции нарушения прав ее участников. Какие права были нарушены?
(правовые нормы нарушены и со стороны ученика, и со стороны учителя. Поведение ученика не соответствует Уставу школы. Мешая ведению урока, ученик нарушает права одноклассников на получение качественного образования и права учителя. Учитель же нарушил имущественные права своего воспитанника, забрав его личные вещи.)
По дороге в школу третьеклассник Дима увидел во дворе своего дома забавного пуделя, который жалобно скулил. Мальчик погладил его и угостил бутербродом, который мама дала ему в школу. Возвращаясь после уроков домой, мальчик вновь встретил собаку, которая проводила Диму до квартиры. Решив, что пес бездомный, школьник взял его к себе домой. Вечером мама сказала, что у сына нет законных прав на эту собаку, нужно вернуть ее туда, где он ее нашел. Дима стал уговаривать маму оставить пуделя, потому что пес «ничей», и на улице пропадет.
Чьи права окажутся нарушенными, если собаку оставить дома? Как должна поступить мама, чтобы приобрести законные права на четвероного члена семьи?
( право собственности у гражданина, который нашел и содержит безнадзорное животное наступает после 6 месяцев. Это происходит при условии, что были предприняты попытки найти хозяина животного, и, если это не удалось, в течение трех дней было сделано заявление о находке в милицию).
Правовая дуэль Приложение 3
Цель: публично развенчать человеческие пороки, которые часто подталкивают людей на нарушение закона, совершения преступления. Состязается пара участников. На предложенные ведущим пороки следует привести поочередно наибольшее количество аргументов. Выигрывает тот, кто приведет аргументов больше соперника.
Лексический материал для домашнего задания:
Зависть
Лень
Эгоизм
Легкомыслие
Равнодушие
Тщеславие
Подлость
Праздность
Алчность
Трусость
Конкурс для болельщиков Приложение 4
В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины при устранении еще более красивой соперницы, о тяжких последствиях этих действий, о недопустимо больших затратах на погребение и о неиспользуемом, к сожалению, в медицине средстве реанимации?
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
В какой из сказок личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и лишь благодаря современному вмешательству общественности все закончилось благополучно?
(Ш.Перо «Красная шапочка»)
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано?
(«Волк и семеро козлят)
Ушел из дома средь бела дня. Трижды был замечен в лесу при встрече с тремя неизвестными, следующая встреча оказалась роковой. Приметы: круглолицый, очень румяный молодой человек.
(Колобок)
В какой сказке одна дама, воспользовавшись добрым поступком своего мужа, использует его для обогащения и для продвижения по социальной лестнице, но в последствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству?
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
Героиня какой сказки, облаченная в дорогую шубу, явилась в гости, да так и не захотела уйти оттуда – понравилось архитектурное строение. К кому только не обращался хозяин о выселении гостьи, пока действия ее не были квалифицированы как незаконный захват жилища.
(«Заячья избушка»
Заголовок 2Заголовок 315