Итоговые диктанты по основным разделам русского языка для учащихся 5-11 классов


Итоговые диктанты по основным разделам русского языка
5-11 класс
5 класс
Алия МолдагуловаКогда началась Великая Отечественная война, Алие Молдагуловой исполнилось только 15 лет. Она добровольно поступила в школу снайперов. С первых дней она показала себя хорошим бойцом. В боевой обстановке отличалась бесстрашием и героизмом. В бою под деревней Казачиха Алия подняла в бой весь батальон под шквальным огнем. Она совершила подвиг, но погибла в бою за Родину. Она шагнула в бессмертие. Ей поставлены памятники в Псковской земле, в Актюбинске, в Алматы. Имя славной дочери казахского народа Алии Молдагуловой носят школы, улицы, воинские части.

(По Ж.Ишмуратову)
5 класс
В степи
Степь разомлела от зноя. Скрылись куда -то шумные стайки птиц,
которые носились над ковылем. Табуны кобылиц отбивались от
мошкары и уходили к дальнему ручью. Суслики пушистыми пеньками
замирали у своих нор. На развалинах одинокого мазара уселся старый
бродяга - беркут, он раскрыл клюв и высунул острый красный язык.
Беркут парил в прохладном воздушном потоке у самого белого
облачка, которое блуждало по бледному от зноя небу.
Старый беркут приметил суслика. Суслик сидел за кустом старого желтого чия. Беркут чуть было не сорвался с места, но суслик исчез в тот же миг. Орел снова сложил крылья и начал осматривать свои владения.
(по А.Алимжанову)


5 класс
Весной
Хорош лес весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весной соки могучим потоком поднимаются по стволам к сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух в лесу при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.
Внезапно темнеет от туч небо, и в тёплом воздухе наступает тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который так нужен растениям. Но небо быстро проясняется, и уже опять сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей.
5 класс
Зимородок
Быстро наступила дождливая осень. Вода в речке потемнела, и зимородки с трудом добывали себе пищу. Когда первые легкие заморозки посеребрили берега, веселые птички покинули родные места. Остался только один зимородок. Он каждый день сидел на сухой ветке черемухи у старого гнезда. Речка ещё не замерзла, и птичка находила в ней корм. Но вот ударили жестокие морозы. Река покрылась льдом. Однажды зимородок бросился вниз, ударился об лед, пискнул и тихо затрепетал крылышками.
«Дедушка, достань птичку, а то она замерзнет!» - закричал мальчик. Дед и внук спустились к кромке льда и достали птичку. Зимородок был еще жив.
5 класс
Капризное растение
Вряд ли стоит рассказывать, что гречневая каша вкусна и полезна. Вопрос может возникнуть один: почему гречиха не так часто растет на полях? Прежде всего потому, что растение это очень капризное. Посеют гречиху рано – погибнут ростки от заморозков, посеют позже – не перенесут они засухи. Высокий урожай гречихи собирают лишь возле леса, потому что ей нужны тень и влажный воздух. И еще. Гречиха способна самовозгораться. По её вине в селах иногда случались пожары.
Ученые предлагают высевать гречиху в три срока. Есть предложение делать это один раз, но только правильно рассчитывать время сева. Не соберешь богатого урожая гречихи, если к ней не прикоснутся пчелы. Вот и получается, что не так-то просто «вырастить» гречневую кашу.

5 класс
Казахская степь
Начиналось лето. Тихий мягкий ветер гулял по безбрежным просторам, осторожно сдувал пыльцу с цветов. Обилие трав было повсюду. Такого цветения степи давно не видели в стране казахов. Да и погода была на редкость ласковой. Теплое, но не жаркое лето. Пора было начинать косьбу. Нынче можно было вдоволь запасти сена.
Ранние обильные дожди вдоволь напоили землю, и она зацвела, щедро одаряя людей, стараясь заплатить им сполна за свою скупость в прежние времена.
В степь пришла радостная весть о победе казахских батыров над армией джунгаров. Степь зацвела еще ярче, она стала еще роднее и милее.
( По А.Алимжанову)
6 класс
Зимнее утро
Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие. Над глубокими, свежими и пушистыми снегами – синее огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен уже играет золотистый солнечный свет.
Две галки звонко и радостно сказали что-то друг другу. Одна из них с разлёту опустилась на самую верхнюю веточку зелёной стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесие. И густо посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла. Солнце поднимается.
6 класс
Тузик
Подошел месяц август. Я прогуливался с Тузиком, напустив на свое лицо вечернюю дачную улыбку. Тузик – обманщик, на прогулках прикидывался воспитанным и любезным псом, вежливо поглядывая по сторонам, горделиво топорща брови, как генерал-майор. Встречались нам дачники с собаками -ирландскими сеттерами, борзыми, изогнутыми, как скрипичный ключ. Издали, завидев нас, они переходили на другую сторону шоссе, не желая приближаться.
Тузику на шоссе было неинтересно, и я отводил его подальше в лес, отстегивая поводок. Тузик не помнил себя от счастья. Некоторое время он стремительно носился вокруг и, совершив эти круги восторга, мчался куда-то изо всех сил, сшибая пеньки. Мигом скрывался он за кустами, а я бежал нарочно в другую сторону и прятался в папоротниках. Он призывно лаял и носился по лесу, разыскивая меня.
(По И.Бунину)
6 класс
***
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверушек.
В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.
«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.
6 класс
Осенние заботы
Самая прекрасная пора осени – «бабье лето». Над речкой клубится туман, и в этой молочно-белой пелене тонко пересвистываются кулики.
Снова речные отмели стали местом отдыха пролетающих стай.
Повадятся утки или другие водяные птицы на какую-нибудь лужу,
Истопчут все её берега. Потом мелкий водоем пересохнет, а следы
ещё долго будут создавать впечатление, что в этих местах обитало
большое количество водоплавающей дичи. По закраинам отмели тянется цепочка тонкопалых следов болотной курочки. Это она под покровом темноты выбегала из прибрежных зарослей на открытое место.
Многие лесные звери и птицы запасают или растаскивают спелые орехи. Приподнимешь лесную колоду, под ней целая куча скорлупы
с круглыми отверстиями на боку. Это мыши безбедно провели зиму,
подъедая запасы, припрятанные с осени.

(По В.Гудкову)

6 класс
Разговор с птицей
 Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотистыми. Светлые зайчики бегут один за другим по примятой траве, по дорожке.
  И вдруг из этой солнечной дали послышался знакомый прерывистый негромкий голосок кукушки.
  Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой.
  Гляжу: через поляну летит какая-то птица: хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Подлетела к соседнему дереву, села на сучок, пригнулась да как закричит: "Ку-ку!"
  Так я в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.
6 класс
На реке
Я погасил костер и пошел вниз по реке. С каждым шагом она казалась загадочнее и живописнее. По крутым берегам стеной стояло осиновое мелколесье, а на отдельных осинах висел желтый хмель, будто кто-то развесил сушить на солнце новые рогожи. Душистая ива лежала поперек реки. И около нее выскакивали из воды голавли. Река уходила торжественным поворотом в темно-зеленые и синие от воды леса.
У берегов вода то струилась по перемытым пескам, то стояла глухими глубокими омутами. На краю омутов были видны дубы, которые валялись на дне. В одном месте открылся розовый от клевера косогор, а в зарослях кленов виднелась старенькая часовня с ржавым куполом. ( По К.Паустовскому)
7 класс
Материнское поле
Она медленно идет по полю. Невидимо простирается осенняя степь. бесшумно кочуют над ней дымчатые гряды облаков. Пахнет подмокшей
в утренние заморозки травой. Земля отдыхает после жатвы. Скоро начнется ненастье, польют дожди, запорошит землю первым снегом и грянут бураны. А пока здесь тишина и покой.
«Здравствуй, поле»,- тихо говорит она и начинает свой разговор.
Вспоминает время, когда впервые пришла сюда. Лет семнадцать ей
было, когда на жатве встретила она Суванкула. Закрыла глаза и
точь-в- точь увидела она его.
Рассвет только-только наливался, все еще спали. Золотились первыми самые высокие снежные вершины гор. Ветер по степи струился навстречу синей-синей рекой. Весь мир становился иным, как в сказке.
И поле становилось самым красивым на свете. Встречал восходящуюзарю ранний жаворонок, и столько раздольного счастья звенело в его песнях…

(По Ч.Айтматову)
7 класс
***
Тих и ласков тёплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Ещё не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, ещё не успевшие разгореться.
Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чём-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника.
На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далёкие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.
Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.

7 класс
Человек тоже животное
Благодаря стараниям Толика и Степановны Бим поправлялся. А недели через две лапа стала заживать, оставаясь разлапистой, широкой по сравнению с остальными. Бим уже пробовал на неё наступать, но пока ещё так, немножко. Расчесанная Толиком шерсть придала Биму вполне пристойный вид. А вот голова стала болеть не переставая. От ударов Серого в ней что-то как будто сместилось. Иной раз Бим испытывал головокружение. Тогда он останавливался, ожидая в удивлении, что же с ним будет. Но потом, слава богу, все прекращалось до следующего приступа. Так вот и у человека, травмированного или ошеломленного несправедливостью, неожиданно, не сразу, а через некоторое время вдруг зашумит в ушах, закружится голова, заскочит не туда сердце. И он, покачнувшись, останавливается и ждет в горестном удивлении, что же с ним будет. Человек тоже животное, только более чувствительное.
7 класс
Или и Каратал
У волшебника Балхаша была дочь Или. Она была очень красивой, и слава о ней шла по всей степи. К ней сватались богатые баи и ханы, но все они казались девушке недостойными. Тогда Балхаш решил устроить состязание для женихов. Он сказал, что Или получит в жёны самый умный, ловкий и сильный.
Услышал об этом молодой Каратал. Джигит был очень беден, но имел пару прекрасных коней, отличался ловкостью, отвагой, силой. Или полюбила его с первого взгляда. Она упросила отца позволить Караталу принять участие в состязании женихов. Каратал победил, но Балхаш не сдержал слова и отказал джигиту.
Тогда Каратал с Или ночью умчались на конях Каратала.
Балхаш узнал о их бегстве и приказал им вернуться. Но Или и Каратал мчались в родной аул Каратала.
Волшебник у ног коней беглецов превратился в огромное озеро. С тех пор оно стало называться его именем - Балхаш. Или и Каратал волшебник превратил в бурные реки.
(казахское предание)
7 класс
Тигрица
Уссурийская тигрица была злобной и дикой. Её поймали в яму в далекой тайге уже взрослым зверем. За многие годы она так и не привыкла к людям. Каждый день зверь пытался разломать клетку, погнуть прутья решетки и выбраться на волю.
Для тигрицы установили новую большую клетку. Зверя перегнали туда из старой. Тигрица сразу же стала рваться. Случайно один из железных прутьев не привинтили гайкой. Он поддался натиску зверя и отскочил. Тигрица оказалась на аллее зоопарка.
Началась паника. Все растерялись. Не растерялся только один рабочий. Он увидел ящик с открытыми дверями и направился к нему. Тигрица зарычала и присела. Она приготовилась к прыжку. Но рабочий быстро юркнул в дверь, перескочил через ящик и захлопнул за собой вторую дверь. Тигрица ткнулась в неё мордой. Рабочий успел захлопнуть первую дверь. Тигрица оказалась пойманной.
7 класс
Весной
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое состояние переживает теперь и природа.
Земля холодная, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка вздувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
8 класс
Молодой ледок
Бодрое время осени. Внутренне уже смирился с тем, что тепла ждать неоткуда…. Воздух свеж, сильно пахнет палой листвой, и травой, и морозцем. Хочется шагать и шагать далеко, чтобы освоиться с этим деньком, подарившем морозец, а с ним и солнце. Остановился возле ямки. Она наполнена дождевой водой, чистой и студеной. Мелкая травка на дне, зелено-зеленая, желтые березовые и малиновые рябиновые листья – и все это под чистым стеклом молодого ледка. Он красив, прозрачен и непрочен. Без единой метки.
Плыли облака, светлые от солнца. Высоко в поднебесье какая-то одинокая черная птица, отбившаяся от стаи. Или грач, или ворон мерно машет и машет крыльями над полем, над леском, над речкой, тянет в направлении полуденного солнца.
Когда возвращался домой, трава отошла от мороза, была мокрой, как после дождя. Ей была дана передышка перед очередным морозом.
(По В.Бочарникову)
8 класс
Сорока – вестунья Бим отошел от дерева осторожно, оглядываясь, прислушиваясь к лесу. Неожиданно неподалёку застрекотала сорока: «Тут кто-то, кто-то, кто-то есть! Кто-то есть, кто-то есть!». И Бим немедленно, с первого же предупреждения сороки, остановился в чаще молодого дубняка, плотно окружавшего старый толстенный дуб-вековик. Боли он уже почти не чувствовал, она ушла куда-то в глубину. Он прилёг на листву, вытянув шею и прижав голову к земле. Сорока прокричала близко – Бим увидел её на высоком дереве. Он, конечно, ушел бы, не теряя ни минуты, но сорока кричала об опасности с той стороны, куда надо было идти Биму. Ждал он в трепете, в то же время с решимостью и с благодарностью к сороке за своевременное сообщение о враге. Спасибо тебе, сорока! Только хищные животные ругают эту птицу, замечательную вестунью, урожденную с телеграфом на хвосте, добровольную служку мирных жителей леса. Не будь сороки – вестуньи, лесное население, бегающее и летающее, было бы лишено информации о жизни леса.
8 класс
Антоновские яблоки
Ранняя погожая осень. Ощущаешь свежее, тихое утро. Ночь только отступила. Вдоль дороги молчаливо лежат светлые тени.
Вдалеке видишь сад. Золотой, подсохший, поредевший, он по- прежнему могуч. Замечаешь кленовые аллеи, вдыхаешь тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок. Кругом тишь. Только в вышине кущ заливается сладкоголосый соловей. Воздух так свеж и чист, словно его нет. По всему саду раздаются голоса и скрап телег. Это садовники собирают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город. Поездка будет приятной. Так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя, слушать, как осторожно поскрипывают в темноте колеса, проезжать мимо спящих полей, где недавно колосилась рожь, мимо тихих домов с настежь открытыми окнами, в которых до темноты не зажигают свечей.
(По И.Бунину)
8 класс
В лесной глуши
  Я люблю северный лес за торжественную тишину, которая царит в нем. Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога.
  Между древесными стволами, обросшими в течение десятилетий седым мхом и узорчатыми лишаями, кое-где проглядывают клочья голубого неба. Свесившиеся лапчатые ветви деревьев кажутся какими-то гигантскими руками. Сказочно фантастический характер придают картине леса громадные папоротники, которые топорщатся перистыми листьями. Мягкий желтоватый мох скрадывает малейший звук, и вы точно идете по ковру. Прибавьте к этому слабое освещение, которое падает косыми полосами сверху.
Как-то даже немного жутко сделается, когда прямо с солнцепека войдешь в густую тень вековых елей.
  Несмотря на тишину и покой, птицы не любят такого леса и предпочитают держаться в молодых зарослях.      
  В настоящую лесную глушь забираются только белка да пестрый дятел; изредка ухает филин, вдалеке надрывается лесная сирота — кукушка.
8 класс
В дороге
День выдался ясный и теплый. Дул легкий ветерок. Узкая река вилась между крутыми берегами, которые порой переходили в широкие поймы, зеленевшие сочными травами. Прозрачная, удивительно чистая вода бежала по крепко слежавшемуся песчаному дну, колыша травинки, залитые ею. Степь почти вся ещё была зеленой; лишь далекие холмы перевала покрывал побелевший ковыль. Вблизи было видно, что сквозь него уже пробивались вспоенные дождями весенние травы.
Путники уже дважды пересекли Чар. Кони, идя берегом, фыркали, тянулись к воде. Когда, проехав широкий луг, покрытый низкой ярко-зеленой травой, всадники снова очутились на пологом берегу Чара, им ещё раз пришлось перебираться через реку. Кони, ступив в воду, настойчиво тянули поводья, пытаясь опустить губы в прозрачную струю. Всадники, не слезая с седел, разнуздали коней. Конь Абая, опередив
остальных, пил чистую, незамутненную воду на самой середине реки.
(По М.Ауэзову)
9 класс
Дорога в лесу
Дорога шла через заросли ивняка, после которых начался мшаник. Он был кочковатый, кочки переплетены стелющейся березкой. Выше березки начинались сплошные заросли шиповника, ягоды на нем висели длинные и большие. Кое-где были кусты смородины, ягоды с которых свисали гроздьями, почти не уступающими гроздьям винограда «изабелла».
Дорога шла через высохшие протоки, кое-где заполнявшиеся водой уже осеннего паводка. Протоки уходили на юг, как ленты стратегических шоссе, которые вымостили, но не успели залить бетоном. В озерцах сидели на воде утки, которые не улетели, а только отплыли к противоположному концу озера.
У подножия хребта держалась сырость. С трудом я прошел первые метры подъема. Камни покрывал влажный, скользкий мох. Там, где не было мха и камней, сплелись прутья березки, они пружинили и цеплялись за сапоги. Где-то выше яростно вещали кедровки. Раз кедровки, значит, должен быть стланик. Я стал забирать в сторону, так как идти сквозь стланик вверх вовсе уж невозможно, и сразу попал на звериную тропку.
( По О.Куваеву)
9 класс
Европа – Азия
На лесной поляне Европа встречается с Азией. Две ёлки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Люди на поляне замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.
Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда первый раз пересекаешь границу. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.
Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях: одни – в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев же первым дал им название: «Уральские горы». Ученый назвал их местным именем: по-татарски «Урал» - значит «каменный пояс».
Так и определилась граница. Теперь едущий или идущий пешком в разных местах заметит пограничные метки – столбы. В одном месте это литое сооружение, похожее на церквушку, в другом – пирамида, кованная из железа.

9 класс
Весеннее утро
Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью.
В густой буйной траве, там, где дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы, степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни, смешанный с нежным, похожим на миндаль ароматом повилики.
Все блещет, и нежится, и радостно тянется к ласковому солнышку. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила, и, кажется, будто она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.
(По А.Куприну)

9 класс
Странствующее гнездо.
Пароход отчалил. Я стоял на корме. Вокруг меня лежали канаты, якорные цепи, багры и еще какие-то вещи, назначение которых известно только одним морякам. Я разглядывал их, так как где-то тут, среди этих снастей, скрывалась пара маленьких птиц. Шаг за шагом исследовал я корму, пока не нашел то, что искал. В кольцах сложенного каната свила гнездо изящная пеночка. Пятеро крошечных и совсем еще голых птенцов слабо пищали. Родители хлопотали вокруг них и совсем не боялись людей.
Перед тем как отправиться в рейс, пароход две недели простоял у берега на ремонте. За время ремонта пеночка так привыкла к людям и к неподвижности судна, что спокойно свила на нем гнездо.
Когда же мы тронулись в путь, родителям не оставалось ничего другого, как последовать за пароходом, который увозил гнездо все дальше и дальше от берега.
Чтобы прокормить свое прожорливое потомство, пеночки ловили на палубе мух и других насекомых. Если же ветер сдувал мух с палубы, птицы улетали в открытое море, охотились там за насекомыми, а потом догоняли уплывающее на пароходе гнездо.
Когда же показалась земля, обе пеночки улетели на берег, чтобы, возвратившись, принести в клювах запас мелких насекомых.
( По П.Мантейфелю)
9 класс
Об Абае
Говоря об Абае, трудно быть оригинальным. Я сразу скажу то, что может сказать любой казах, любой казахстанец, знающий и понимающий дух Абая. Мы знаем Абая с детства, со школьной скамьи. В молодости всегда привлекала его лирика, но Абай живет не только в поэзии. Он и замечательный композитор. Нет казаха, который бы не любил его песни. В нашей степи их знают и поют.
В школьные годы я запомнил поэму «Искандер», в которой Александр Македонский описывается поэтом как человек, как полководец. Абай говорит о жестокости завоевателя, о его алчности, неуёмности в своих устремлениях. Симпатия поэта остается на стороне мыслителя Аристотеля.
С возрастом становишься мудрее, набираешься жизненного опыта, возникает внутренняя потребность возвращаться к стихам Абая, в которых находишь созвучие с сегодняшним днем. Океан его мыслей настолько глубок, что каждый человек всю жизнь вновь и вновь как бы открывает Абая и всю жизнь его познает.
Слова Абая будто бы обращены к нам сегодняшним, к молодёжи. Такие понятия, как честь, совесть, доброта, целеустремленность, всегда должны оставаться главной субстанцией человека.
(По Н.Назарбаеву)
9 класс
Грач
Грач относится к тем птицам, которые живут стаями. В старых лесополосах Каменной степи есть деревья, увенчанные сплошными огромными шапками, в которых не различишь отдельных гнезд. В центре Липецка стоит раскидистый ясень, на котором уменьщается сотня гнезд, и дерево не чувствует себя от этого хуже.
Год от года возникают новые грачиные семьи. Каждую весну идет большое строительство. По неумению, с которым птицы строят свое гнездо, сразу можно отметить молодую пару. Иной раз какую-нибудь неудобную веточку укладывают по очереди весь день. Не получается у одного, берется другой, но без всякого намека на то, что он это умеет делать лучше. Так без чужой помощи доведут строительство до конца именно там, где начали. Прутики на гнездо грачи никогда с земли не будут подбирать, если есть с чего наломать. Зато чтобы выстелить лоток гнезда, собирают с земли еще не просохшую ветошь: старую траву, клочки шерсти, обрывки бумаги. И пока ещё идет строительство и восстановление, от темна до темна шумит грачиное племя. Но только усядутся грачихи на яйца, тихо становится тут. И тогда мы снова перестаем замечать тех, кого с таким нетерпением ожидали в марте.
9 класс
Дикие кошки
Присмотритесь внимательно к домашней кошке, и вам станет ясно, что это хищник. Сколько в кошке грации, прирожденной осторожности! Походка её бесшумна, когти скрыты шерстью. При таком положении они не тупятся во время ходьбы. А какое зрение, слух! В дикой кошке все эти черты хищника выражены значительно ярче. Она очень осторожна и обладает не только превосходным слухом и зрением, но, в отличие от своей домашней родственницы, и сравнительно хорошим чутьем.
Во время странствий я постоянно встречал крупных камышовых кошек, и только однажды мне посчастливилось увидеть чрезвычайно редкую для этих мест лесную кошку.
Пригибаясь к земле, кошка осторожно выбралась из зарослей и, осмотревшись по сторонам, галопом пустилась через полянку. Как она была красива в этот миг! В тот же момент появилась собака. В несколько прыжков она нагнала кошку – вот-вот схватит. Но маленький хищник, не надеясь на быстроту своих ног, смело кинулся на врага, в несколько раз превосходящего его силой и ростом. Зубами и когтями он вцепился в морду собаки, и сад наполнился отчаянным собачьим визгом. Я поспешил на выручку псу. Завидев меня, кошка оторвалась от собачьей морды и вновь исчезла среди зарослей ежевики.
9 класс
***
Отъехав от берега, я отпустил вёсла, и лодку тихо понесло по течению. Через три часа за поворотом реки показались отчётливо видные на фоне свинцовых туч у горизонта золочёные купола церкви, но до города, по моим расчётам, было ещё не близко.
  Пройдя несколько шагов по мощёной улице, я решил починить давно уже промокавшие сапоги, или чёботы. Сапожник был молодцеватым мужчиной цыганской наружности. Что-то необыкновенно привлекательное было в чётких движениях его мускулистых рук.
  Утолив голод в ближайшем кафе, где к моим услугам оказались свекольный борщок, печёнка с тушёной картошкой и боржом, я отправился бродить по городу. Моё внимание привлекла дощатая эстрада, где развевались разноцветные флажки. Жонглёр уже закончил своё выступление и поклонился. Его сменила веснушчатая танцовщица с рыжеватой чёлкой и жёлтым шёлковым веером в руках. Оттанцевав какой-то танец, напоминавший чечётку, она уступила место клоуну в звёздчатом  трико. Но бедняга был лишён таланта и совсем не смешон со своими ужимками и прыжками.
  Обойдя за полчаса чуть ли не весь городишко, я расположился на ночёвку на берегу реки, укрывшись старым непромокаемым плащом.
9 класс
Казахстан – наш общий дом
У каждой семьи есть мечта построить свой собственный лом. Все начинается с простой идеи. Первоначально отец семейства представляет образ будущего дома. Идеи и детали долго вынашиваются им. После определения месторасположения делается чертёж и макет. Дом строится постепенно – от фундамента к стенам и крыше. Многие семьи возводят его годами, качественно и капитально. Глава семьи строит его для своих детей, внуков и правнуков. Нет дороже дома, построенного собственными руками. Но дом – это нечто гораздо большее, чем просто окна, стены и комнаты. Дом – это кров, приют, это твоя территория жизни.
Как говорил известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери, «тот, кто желая понять сущность дома, разбирает его, видит кирпичи, черепицу, но не находит ни тишины, ни уюта, ни прохлады, которым служили кирпичные стены и черепичная крыша. Кирпич, черепица – чему способны они научить, если распался замысел зодчего, который объединил их воедино? Камень нуждается в сердце и душе человека».
Многие люди, особенно старшего поколения, знают, как непросто построить хороший дом. Ещё труднее было построить молодое государство – Казахстан – наш общий дом. Строительство государства требовало ясного генерального плана, который давал бы четкие ориентиры того, в каком государстве мы будем жить.
(Н. Назарбаев)
9 класс
На реке
Солнце высоко. Под зеленой развесистой березой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо, а на крыльце уже по -полуденному начинает припекать. Широкая, искусно наведенная за ночь паутина, вся серебряная от капелек росы, отчетливо, каждой своей ниточкой выделяется на фоне густой темной листвы.
Через час я на берегу реки. На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко, печет. В объеденном лозняке, в сухом медовом сене неутомимо, неустанно звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
Я ступаю в прозрачную воду. Речка заросла кустами, зеленою лозою. Над лозою, над высокими цветами береговой медуницы в воздухе темно-синие, прозрачные, с изумрудными глазами стрекозы. Осторожно ступая по скользким подводным голышам, я бреду по речному, с перебегающими солнечными зайчиками дну, любуюсь на золотое, усыпанное разноцветными ракушками дно, на прозрачно-желтых, перебегающих по дну пескарей, слушаю шум воды, дальние голоса на деревне.
(По И.Соколову-Микитову)
10 класс
***
Вскоре вправо, на довольно крутой пригорок, привела тропа. Пошли по ней и через полчаса оказались в сосновом лесу. Цветение coceн. Стоило ударить палкой по сосновой ветке, как тотчас густое желтое облако окружило нас. Медленно оседала в безветрии золотая пыльца.
Еще сегодня утром принуждённые жить в четырёх стенах, отстоящих друг от друга не больше чем на пять метров, мы вдруг захмелели от всего этого: от цветов, от солнца, пахнущего смолой и хвоей, от роскошных владений, вдруг ни за что ни про что доставшихся нам. Меня еще сдерживал рюкзак, а Роза то убегала вперед и кричала оттуда, что попались ландыши, то углублялась в лес и возвращалась напуганная птицей, выпорхнувшей из-под самых ног.
Между тем впереди, сквозь деревья, сверкнула вода и вскоре привела к большому озеру. Озеро было, можно сказать, без берегов. Шла густая сочная трава лесной поляны, и вдруг на уровне той же травы началась вода. Как будто лужу налило дождем. Так и думалось, что под водой тоже продолжается трава и затопило её недавно и ненадолго. Но сквозь желтоватую воду проглядывало плотное песчаное дно, уходившее всё глубже и глубже, делая чернее озёрную воду.
10 класс
Утро
В священной тишине всходит солнце, и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким запахом золотых цветков дрока.
Остров, среди темной равнины темных вод, под бледным куполом неба, подобен жертвеннику перед лицом бога-солнца.
Только что погасли звезды, но еще блестит белая Венера, одиноко утопая в холодной высоте темного неба, над прозрачной грядою перистых облаков. Облака чуть окрашены в розоватые краски и тихо сгорают в огне первого луча, а на спокойном лоне моря их отражение – точно перламутр, всплывший из синей глубины вод.
Выпрямляются навстречу солнцу стебли трав и лепестки цветов, отягченные серебром росы, её светлые капли висят на концах стеблей, полнеют и, срываясь, падают на землю, вспотевшую в жарком сне. Хочется слышать тихий звон их падения. Грустно, что не слышишь его.
Проснулись птицы, перепархивают в листве олив, поют, а снизу вздымаются в гору грустные вздохи моря, пробужденного солнцем.
Веселей играет юный день, и ярче блестит зелень виноградников. Громче щебечут вьюрки и чижи, а в зарослях ежевики, ломоноса, в кустах молочая бьют перепела. Где-то свистит черный дрозд, щеголеватый и беззаботный, как неаполитанец.
В свежести утра запах цветов и трав яснее, чем звуки.
(По М.Горькому)
10 класс
Воробей
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. Но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса – и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
10 класс
Чехов пишет «Чайку»
Осенняя сырость тяжелила воздух. У ограды ягодника жались вялые, нахохлившиеся куры. Было слышно, как бегает по саду девчонка кухарки, сгоняет к хлеву овец и телят. В большой луже под окнами флигеля, вздрагивая от ветра, проплывали облака. Чехов писал «Чайку».
Недавно, летом, он первый раз побывал у Толстого. И теперь все вспоминалось, как Толстой, вытирая после умывания свои большие темные руки и отчего-то сердясь, сказал: «Нельзя лечить боль в человеческой душе, ибо, избавляя от боли, убьешь красоту…». Чехов работал над «Чайкой» неторопливо, разделяя фразы большими паузами воспоминаний. Всю свою нерастраченную любовь, всю тоску по глубоким, сердечным отношениям между людьми он хотел отдать этой рукописи. Он писал ласковым, осторожным пером, тонким, мелким почерком без нажима, но очень ясным.
Тянулись дни. Падали листья. Осень кончалась. По утрам от первых заморозков стал яснеть воздух. Все выше поднимались над крышами дальних изб дымы. Чехов работал, со смущением осознавая, что опять некоторые из живущих вокруг людей узнают себя, свои судьбы в его пьесе и будут обижаться, а может быть, и ненавидеть его за это. И все время стояло перед глазами грустное лицо женщины, которая любила его и сейчас была несчастлива и страдала. И он знал, что чем-то виноват в её страданиях.

10 класс
Гимн юности
Верочка сидит спиной к окну. Лучи солнца играют в её волосах, освещают румяные персики на столе, нож, приготовленный для них. Лучи летят дальше, находят майоликовую тарелку на стене, под ней пестро разукрашенную игрушку-гренадера, отражаются в подзеркальнике. Солнцем напоен воздух. Солнцем дышит здесь все.
А Верочка? Она, словно угомонившись после шумных игр, присела и,
чуть-чуть улыбаясь, смотрит на художника. В её озорных черных глазах играют искорки смеха, какого-то иронического недоверия: посмотрим, что ты натворишь…
А солнце золотит все, на что попадут его лучи. Розовое платье Верочки отсвечивает золотом. Золотой воздух дрожит, колеблется, льется из окна, и чудится, будто там, за окном, буйное торжество солнца среди серебряных берез старинного парка и бронзовой листвы осенних дубов и лип.
Картина закончена. Верочка сорвалась со стула, убежала. Художник отошел шага на два от мольберта, прищурился, посмотрел и понял: свершилось! Все прошедшие годы учебы, бесчисленные рисунки, этюды, бесконечные упражнения – все это переплавилось в огне вдохновения и выразилось в новом качестве, имя которого – мастерство.
Валентин Серов назвал картину «Девочка с персиками». Это не просто портрет Веры Мамонтовой. Это гимн счастливой юности, красоте, поэзии. Звучат краски, чарует колорит. Ни словом, ни пером, ни звуком не выразить чувств, вызываемых картиной, которая зовет к жизни радостной и прекрасной, к солнцу и свету.
( по Н.Яновскому-Максимову)
10 класс
ЖетысуЩедрость горных лесов, богатство животного мира и плодородие земли Жетысу были известны с древнейших времен. Здесь сплелись многие караванные тропы, сближавшие Восток и Запад ещё тогда, когда не были открыты морские пути. Почти все горные реки Казахстана начинаются в Жетысу.
Это край словно вобрал в себя все лики земли: таинственные каньоны, реликтовые рощи, камышовые джунгли, саксаульные леса, горные реки и скалы.
Таинственные царские курганы возвышаются в долинах горных рек. Алматы, раскинувшийся у подножия пика Абая, древний Тараз, прохладные и буйные горные реки, сады и виноградники – все это Жетысу.
Земля талантов, земля героев войны и труда. Здесь в годы Великой Отечественной войны формировались свои воинские подразделения.
Панфиловская дивизия, стоявшая насмерть под Москвой, начала свой путь в Жетысу.
Жетысу – родина замечательных сынов и дочерей нашей Отчизны: композитора Мукана Тулебаева, замечательной певицы Куляш Байсеитовой, выдающихся поэтов казахской земли Жамбыла Жабаева и Кенена Азербаева. Здесь, в Жетысу, провел свои последние дни великий сын казахов Шокан Уалиханов, который мечтал увидеть свой народ свободным, просвещенным, живущим в мире, равенстве и дружбе со всеми народами.
(По А.Алимжанову)
11 класс
Михайловский парк
  Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.
  Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.
  Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны... Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.
  А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...
11 класс
Печаль моя светла
Я закинул руки за голову. Высоко-высоко, в сереньком, чуть размытом над недалеким Енисеем небе, различил две мерцающие звездочки, величиной с семечко таежного цветка-майника. Звезды всегда вызывают во мне чувство сосущего, тоскливого успокоения своим лампадным светом, неотгаданностью, недоступностью. Странно все-таки, почему именно свет этих слабых, удаленных звезд наполняет меня печальным успокоением? А что тут, собственно, странного? С возрастом я вызнал: радость кратка, преходяща, часто обманчива, а печаль вечна, благотворна, неизменна. Радость сверкнет зарницей, нет, молнией, скорее, и укатится с перекатным громыханьем. Печаль светит тихо, как неугаданная звезда, но свет этот не меркнет ни ночью, ни днем, рождает думы о ближних, тоску по любви, мечты о чем-то неведомом: то ли о прошлом, всегда томительно-сладком, то ли о заманчивом и от неясности пугающе-притягательном будущем. Мудра, взросла печаль: ей миллионы лет, радость же всегда в детском возрасте, в детском обличье, ибо всяким сердцем она рождается заново. И чем дальше жизнь, тем меньше её, ну вот как цветов: чем гуще тайга, тем они реже.
Но при чем тут небо, звезды, ночь, таежная мгла, это душа моя заполнила все вокруг беспокойством, недоверием, тревогой, ожиданием беды. Тайга-то спокойна. Тайга на земле и звезды на небе более тысячи лет до нас. Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили её, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Душа тайги все так же величественна, торжественна, невозмутима.
(по В.Астафьеву)
11 класс
Иван Бунин
Мир состоит из великого множества соединений красок и света. И тот, кто легко и точно улавливает эти соединения,- счастливейший человек, особенно если он художник или писатель. В этом смысле Бунин был очень счастливым писателем. С одинаковой зоркостью он видел все: и среднерусское лето, и пасмурную зиму, и «скудные, свинцовые, спокойные дни поздней осени». В записках Бунина есть одна короткая фраза. «Начинается пора прелестных облаков», - записал он и этим как бы открыл нам одну из тайн своей писательской жизни. Этими четырьмя словами Бунин отмечает начало своей работы по наблюдению за небом, по изучению облаков, всегда таинственных и притягательных.
Читая Бунина, часто ловишь себя на том, что краска рождает запах, свет – краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин. Все это вместе рождает особое душевное состояние то сосредоточенности и печали, то легкости и радости жизни с её теплыми ветрами, шумом деревьев, беспредельным гулом океана, милым смехом детей и женщин. О своем чувстве красок, об отношении к цвету в природе Бунин говорит в «Жизни Арсеньева»: « Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, переходящую в лиловую синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, и навсегда проникся глубочайшим чувством истинно божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов. Эту милую синеву, сквозящую в ветвях и листве, я и умирая, вспомню…»
11 класс
Аул Абая
В ауле Абая, расположившемся в этом году на берегу реки Барлыбай, славящейся своими сочными лугами и привольными пастбищами, нынче с самого утра стоит веселая, шумная суета. Жигиты и женщины, сталкиваясь и обгоняя друг друга, торопливо несут к гостевым юртам одеяла, подушки, скатерти, самовары, миски, блюда, расписные пиалы. Во всем чувствуется какая-то праздничная торжественность.
За юртами, что-то крича, то и дело проносятся вскачь молодые жигиты, исчезая в степи. Вслед за ними спешат на своих стригунках дети, но, отстав, возвращаются к аулу. У них нет определенного дела, им бы только пошуметь и пошалить. Своры собак и щенят преследуют, добавляя лай и визг к общему шуму, стоящему над аулом. Этот шум и громкий людской говор беспокоят коней. Они вздрагивают, прядают ушами, вскидывают головы, а светло-буланый конь с черной гривой и пышным хвостом возбужденно рвется с привязи у Большой Юрты, испуганно шарахаясь, когда мимо с лаем пробегают собаки или шумной ватагой мчатся ребятишки.
На вершине невысокого холма неподалеку от аула сидит на сочной траве Абай, окруженный друзьями. Глаза его устремлены в сторону Чингизских гор. Порой он с улыбкой оглядывается на аул. Возле юрт дымит самовар, висят над огнем очагов казаны.
Эти хлопоты и приготовления вызваны радостным событием: сегодня в аул приезжает сын Абая Абдрахман (Абиш) . Он учится в Петербурге и уже два года не был на родине.
11 класс
Родные места
Я узнавал родные места, по которым пролегал наш путь. Вон там, на самом краю отвесного берега, передо мной открылась беспредельная равнина, которую и увидеть во всем величии нельзя, если не найти удобной высотки. Мы подъехали к берегу, к памятному мне уголку. Могучее дерево стояло по-прежнему. Только в ту пору ветви его были оголены, а сейчас они были в уборе нежных, молодых листьев. Под слабым дуновением прохладного ветерка они шумели и переливались, придавая этому уголку Приишимья удивительную, светлую красу.
В прошлый раз я видел отсюда равнину в половодье. А теперь, когда Ишим вошел в свое русло, я впервые окидывал её простор, покинутый вешними водами. Гряды холмов волнообразно тянулись к горизонту. Их склоны поросли черемухой, боярышником, тальником. Высокие и сочные травы заполнили все пространство, доступное глазу. Травы росли так буйно и густо, что напоминали ниву в урожайный год. Я испытывал головокружение, глядя на это зеленое переливающееся море, с жадностью вдыхая непередаваемо свежие запахи трав и цветов, подхваченные упругими и спокойными волнами ветра. Вдали, до самого горизонта, синели деревья. Их полоса, казалось, не имела ни конца, ни начала.
(По С.Муканову)