Разработка урока Подготовка к сочинению по личным наблюдениям на тему Енисей, река моя родная… (на региональном компоненте)
Мирошниченко Лариса Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №19» г.Абакана Республики Хакасия.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «ЕНИСЕЙ, РЕКА МОЯ РОДНАЯ…»
Пояснительная записка
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 7 классе и направлена на развитие речи учащихся.
Этот вид работы довольно сложный для учащихся 7 класса. Они уже знакомы с типами речи и их особенностями, но им сложно увидеть в обычном необычное и суметь об этом интересно рассказать.
В целях приобщения к искусству мастеров слова обучаем работе с художественными текстами. Для эффективной деятельности школьников использованы на уроке словесный, наглядный, частично поисковый методы, которые способствуют формированию умения находить слова, достойные того, чтобы выразить красоту окружающего мира.
Материал по краеведению, использованный на уроке, воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, гордости и восхищения родным краем, что не оставляет никого равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию; формирует целостные знания о писателях и поэтах Хакасии и Сибири; развивает творческие и исследовательские умения.
Материал урока может быть применен и на внеклассных занятиях, посвященных Дню Енисея.
Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по личным впечатлениям.
Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.
Задачи:
Личностные УУД:
-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного: живопись, музыка, литература.
-воспитывать любовь к родной природе, чувство патриотизма, гордости за свою малую родину;
-создавать внутреннюю мотивацию к учению.
Познавательные УУД:
-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей;
-формировать умение строить речевое высказывание;
-формировать умение составлять план текста описания.
Метапредметные УУД:
-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
-формирование информационной компетенции работы с текстом.
Коммуникативные УУД:
-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Регулятивные УУД:
-учить постановке цели работы;
-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Тип урока: урок развития речи
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, видеозапись
Ход урока
1.Постановка учебной задачи.
1) Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Какое обычное слово «здравствуйте», которое мы произносим за день много раз, даже не задумываясь о том, какое глубокое лексическое значение в нем заключено! Задумайтесь, какие однокоренные слова имеет данное слово? (Здоровый, здоровье, здороваться)
- Значит, мы желаем всем здоровья и пожелаем творческих успехов, потому что наш сегодняшний урок - урок развития речи.
2) Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель читает стихотворение:
Живым ковром меж снежных гор покоясь,Горишь жарками – блёстками шитья,А Енисей, как будто синий пояс,Обвил тебя, Хакасия моя.Гощу ли в отдаленной стороне я,Где голую равнину выжег зной, -Встает и там, отрадно зеленея,Весенняя тайга передо мной.Я вижу твои древние курганы,Где рыж ковыль, как ржавчина копья, -Они – как зарубцованные раныПод сердцем у тебя, земля моя.
М.Е.Кильчичаков «Земля моя – Хакасия»
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О Родине, о любви к Родине, о патриотизме).
Слово «Родина» — слово святое, дорогое и близкое сердцу каждого человека, так как Родина вмещает в себя много понятий и значений. Очень хорошо об этом сказано у 3. Александровой:
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор...
Или степь от маков красная,
Золотая целина —
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
- Как вы понимаете последние строки этого стихотворения?
- Что вы вкладываете в понятие «Родина»?
А писатель В.Распутин, писатель-сибиряк, сказал о Родине следующее: «Родину, как и родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький посёлок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру всё новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию, но центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Её сменить нельзя».
Наша Хакасия – часть огромного региона, который называется Сибирью. Взгляните на карту Сибири! Длинная голубая полоса прорезает с юга на север Саяны, Хакасию, море тайги и тундру. И это река Енисей, Ионесси – большая вода! Енисей - могучий богатырь! Сказочно хорош он своим величавым течением, природой и живописными городами, селами, горделиво возвышающимися на крутых берегах. Очень проникновенные строки об этой реке написал хакасский поэт Г.Сысолятин:
Енисей – это жила сибирская,Енисей – это гордость народная,Это – гребни плотин,Это – сила турбин,Енисей – зоревая река.
А Игнатий Дмитриевич Рождественский, поэт-сибиряк, сказал о реке так:
Енисей, река моя родная,
С детских лет ты сердцу дорога,
Я не знаю сказочнее края,
Чем твои Саяны и тайга.
Ты бежишь по всей земле сибирской,
Мчишься через горы и века,
Енисей, поток мой богатырский,
Будущего светлая река.
- Именно о нем, о могучем и славном Енисее, и пойдет речь на нашем уроке.
2. Учебная задача
1) Подготовка к сочинению-описанию.
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока «Подготовка к сочинению по личным впечатлениям на тему «Енисей, река моя родная…»
- Прокомментируем тему. Что значит по личным наблюдениям?А я бы добавила по личным наблюдениям и знаниям, которые вы получите на этом уроке.
Легенда о Енисее – в сокращении (выступление заранее подготовленного ученика)
Я расскажу вам одну очень интересную легенду. Было это давно, слились однажды вместе Пий-Хем и Каа-Хем. И от их бурной, красивой любви родился такой же бурный, могучий и великий Енисей. Очень любили его родители, называли его ласково Ионесси.
Рос Енисей озорным, избалованным: любимой игрой его было выходить из берегов и заливать прибрежные сёла, города. Люди злились, таили обиду на разыгравшегося ребёнка. А Енисей всего лишь играл и веселился.
Рос Ионесси не погодам, а по часам. И вот возмужавший, сильный и красивый, он встал перед добрыми родителями. Попросил он их разрешение уйти в другие, неизвестные ему земли:
- Хочу я, милые мои родители, увидеть невиданные мне раньше обширные поля и степи. Хочу насладиться вдоволь ароматами степной полыни, и окунуться в зелёную глубину леса, - говорил он. - Наскучили мне однообразные просторы Тувы, хочу я на волю.
Долго плакали, долго отговаривали своего сына безутешные родители. Но Енисей уже сделал выбор, и никто не мог ему противиться. Тогда его родителям ничего не оставалась, как отпустить его. Отец Енисея, Пий-Хем, провожая сына, молвил ему на прощанье:
- Ждёт тебя великое будущее. Но помни, сын, главное - это не остудить своего сердца. Сынок, не остуди своё сердце...
Ионесси кивнул отцу, что не забудет наставление, поцеловал на прощанье мать, Каахем, и побежал в путь-дорогу.
Долго бежал он по бесконечным полям, мимо великолепных прозрачных озёр и мелких горных речушек, и нигде он не видел той красоты, что желал.
Однажды услышал Енисей вдалеке нежную и грустную песню. Оглянулся он посмотреть, кто так красиво поёт. И увидел он красивую девушку. У неё были длинные русые косы, прозрачно-голубые глаза и величавая улыбка. Понял Ионесси, что влюбился в красавицу Кантегир. Уж очень, правда, строптива она была. Не раз у моряков захватывало сердце при виде её опасных порогов. Но полюбился сильный Енисей красавице-речке и вместе с ним побежали они дальше, вместе направились к неизвестным просторам Сибири.
И вот, долго ли коротко, а оказались они на прекрасном месте. Нашёл-таки Ионнеси место, что искал. Невиданный раньше ему простор, необъятные леса, где сосны так и стремят свои вершины высоко-высоко в небо. Берёзка к берёзке, сосна к сосне - как всё это прекрасно! Ионесси удивили горы-великаны, что окружают это место. Казалось, что горы эти неприступны, так уж величаво они выступали над ширью степей. И всё это место, этот прекрасный край - вот оно, вот мечта Ионесси!
- Здесь я и останусь! - воскликнул довольный Енисей.
И поселился он тут, в сказочном месте, что называется Карлов створ. Но недолго Ионесси и Кантегир жили спокойно в гордом одиночестве. Пришли люди, околдованные красотой этих краев. И тут-то они припомнили обиду на гордую реку, обиду за все его игры над ними, людьми. И захотели люди унять шумного Ионесси.
Долгая это было схватка. То побеждали люди, то верх брал Енисей. «Идём на Вы!» -кричали люди Ионесси и бросали камни в его бурлящую воду. Не поддавался Енисей, не поддавался.
Первый камень в Енисей бросил сильный молодец Илья Кожура. Было это в 1976 году. Так началась битва с Ионесси. Бригады Полторана, Коленкова клали бетон на Енисей, именно под их чутким руководством строилась плотина. Звучала вокруг музыка прекрасного композитора Батхена. Это была всероссийская стройка. Бетонная плотина росла ввысь не по дням, а по часам. Енисей сделал вид для начала, что его победили. Люди поверили, такие уж они доверчивые оказались. В 1978 году привезли первый гидроагрегат. Красивый, словно распустившийся жарок, сиял он в лучах зимнего солнца. Ионесси поначалу удивился: «Что это такое?», а потом ему даже самому стало интересно, как это люди собираются его укротить. Что это был за праздник! Первый гидроагрегат! Все сбежались, чтобы посмотреть на это. Никто не верил, что Енисей так легко сдался. Люди с разных городов приезжали посмотреть на растущую плотину. Кто бы мог поверить, что на бурной реке, среди гордых, величественных и острых гор можно возвести такое? Плотина это оказалась уникальной.
А Енисей-шутник снова взялся за своё старое дело - вышел он из берегов своих и залил посёлок энергетиков. Этот 1979 год люди запомнили, как год, в котором состоялся сильнейший потоп. Вот она - ещё одна шутка Енисея. Не смог он, конечно, стерпеть того, что люди обуздали его. Правда, эта его шутка не оказалась безответной. Ещё с большей яростью взялись люди за укрощение «шутника». И всё-таки победили Енисей. Построили они плотину на реке и прозвали её Саяно-Шушенская ГЭС. Вскоре на месте Черёмухового лога, рядом с плотиной вырос молодой и чудесный посёлок. Назвали его Черёмушки.
И вспомнил тогда неугомонный Енисей, что сказал ему отец на прощанье: «Не остуди своё сердце». И Ионесси не остудил своё сердце, сердце его теперь зажглось огнями, огнями электростанций, и даёт теперь электричество людям. Наконец-то Енисей служит на благо людям и даёт им всем свет, жизнь.
Родители же, Пий-Хем и Каа-Хем, гордятся своим сыном, да и Енисей, надо сказать, стал величавее и счастливее: ведь он живёт в месте, которое очень любит, и люди тоже очень любят его.
Просмотр видеоролика или презентации о Енисее
- Поможет нам в определении темы нашего сочинения заочное путешествие к берегам этой могучей, величавой реки. Давайте возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.
2) Беседа по личным наблюдениям
- Поделитесь своими впечатлениями, которые возникли у вас, пока вы слушали музыку, легенду о Енисее и смотрели слайды. (Ответы учеников)
Физкультминутка
3) Целеполагание- А какова наша с вами цель на этом уроке?
- Поверьте, лишь вы - авторы нового. Но природа лишь дает материал. Ваша же цель - передать не только то, что видят другие, а и что-то свое, собственное, то, что кроме вас, никто не увидит. Возможно, вы сумеете увидеть такое, что не так часто можно наблюдать.
4) Работа с текстом
- А вот Антон Павлович Чехов, знаменитый русский писатель, проезжая по Сибири на остров Сахалин, свои впечатления о реке Енисей выразил в небольшой зарисовке. Давайте обратимся к тексту писателя. (Тексты распечатаны для каждого ученика)
Не в обиду будь сказано ревнивым почитателям Волги, в своей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пусть Волга — нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей — могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость. На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнею.
На Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая со страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан. В берегах Енисею тесно. Невысокие валы обгоняют друг друга, теснятся и описывают спиральные круги, и кажется странным, что этот силач не смыл еще берегов и не пробуравил дна.
На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивый из всех сибирских городов, а на том — горы, напомнившие мне о Кавказе, такие же дымчатые, мечтательные. Я стоял и думал: «Какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
- Какие чувства у вас возникли от слов А.П.Чехова, сказанных о реке, с которой мы с вами так хорошо знакомы? (Ожидаемые ответы: чувство гордости, восхищения этой славной рекой).
- Какие художественные средства нам помогают более глубоко проникнуться содержанием произведения?
Групповая работа:
Цель: подбор опорных слов к сочинению, орфографическая работа.
Группа: выписать из текста эпитеты, олицетворения и метафоры
Группа: представить образ Енисея в форме синквейна Правила составления синквейнаСинквейн – пятистрочная стихотворная форма.
1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)
2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)
3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).
4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).
5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).
Группа: работа с деформированным текстом
Енисей – самая … и … река России. Он берет своё начало в … . Течение реки то …. , то ……. . Енисей …… разливается по равнинным местам, ….. срывается с гор. Енисей называют …… , потому что на нем находится две крупных электростанции: …… и ……. , а еще по реке доставляют грузы в (на) ……… .Богата река и ……… . Енисей – часть нашей малой Родины, а значит мы должны ……….
4) Работа с теоретическим материалом учебника.
- Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим настроением. Чтобы и наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова.
А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к памятке на стр.149 « Как работать над сочинением».
5) Выбор формы сочинения.
- Подумайте о том, в какой форме вы бы написали сочинение. Предложите свои варианты тем.
(Рассказ-путешествие по реке Енисей.Описание любимого уголка природы.
Письмо к новому другу.
Стихотворение.(Первые литературные пробы)
Енисейский пейзаж.
Сказка.)3. Результат работы.
1) Составление плана.
- Мы продолжаем работу в группах. В группах обсудите с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу. На листах составьте примерный план сочинения.
(Возможный результат работы:Вступление. Слово о реке Енисее.
Основная часть. ( Мое личное впечатление)
Заключительная часть.)2) Подбор ключевых слов к сочинению
Подведение итога.
-Что мы делали сегодня на уроке?
-Чему научились?
- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?
-Что показалось трудным на уроке?
-Достаточно ли вам материала для написания сочинения?
Д/з: написать сочинение по выбранной вами теме.
5. Заключительное слово учителя.
- Подводя итог нашему уроку, мне хотелось бы дать вам такой совет: будьте хозяевами этой жизни. Чувство хозяина – важнейшее патриотическое чувство. Настоящий патриот – это человек, который живет болью своей страны, который с детства, с юности волнуется за судьбу Родины, за судьбу каждого колоска на поле, каждого деревца. Патриот, если это ему всё дорого, как игрушка, подаренная матерью, как первая вещь, сделанная своими руками. Любить Родину – это значит быть преданным её идеалам, быть готовым в любую минуту защищать её, знать её прошлое, хранить её традиции. Любить Родину – значит трудиться для её блага и счастья, желать ей процветания, любить и охранять всё живое на земле, быть её хозяином.
В.Распутин: « Малая родина даёт нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания… Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки».