Урок по русскому языку во 2 классе Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красота русской зимы»

Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «В чем красота русской зимы».

Цели: 1. Учить видеть красоту русской речи, развивать наблюдательность, помогать замечать изменения в природе, т.е. разбудить и развивать высокие эстетические чувства.
2. Научить грамотно, последовательно описать увиденное.
3. Чтобы показать образность и красоту родного языка, познакомить с изобразительно-выразительными средствами языка (олицетворением, сравнением, эпитетами).

Оборудование урока: картины русских художников о зиме, фотографии зимних пейзажей, компьютер, карточки с заданиями, таблицы «Имя существительное», «Имя прилагательное».

Организационный момент.
Сообщение цели урока
- Сегодня мы будем учиться писать сочинение об одном из самых красивых времен года. Послушайте загадку:
Все вокруг бело и снежно,
И узор на стеклах нежный,
Иней на ветвях, как в сказке,
И мороз лишь для острастки –
Никого он не пугает,
Дети весело играют,
На коньках бегут и лыжах,
И дома в снегу по крыши,
Вся белым-бела природа.
Это что за время года?
3. Работа по подготовке к сочинению
Конечно, это зимушка-зима. В этом году зима задержалась, снега долго не было, а, если и выпадал, то быстро таял. Вам хотелось слепить снеговика, но снега, увы, не хватало. Так прошел декабрь. В январе зима, наконец, нас порадовала. Вы с удовольствием встали на лыжи, любите кататься на санках с горки. Все мы любуемся этим замечательным временем года. В начале зимы долго стояла удивительная погода: деревья были в инее и напоминали нам сказку. Некоторые ребята даже фотографировали это явление.
Красота зимы никого не оставляет равнодушным. Многие поэты восхищались эти временем года и посвящали ему свои стихи. На уроке чтения мы учили стихи о зиме. Давайте сегодня вспомним их, они помогут нам в написании сочинения.
Ученик расскажет стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимою»
Зимний мир в этом стихотворении увиден взглядом сказочника. Как названа зима? Подберите слова, которыми можно заменить слово «чародейка»? (колдунья, волшебница). Неживому существу приписываются свойства живого. Этот прием в литературе называется олицетворением. Каким мы увидели лес? У каких предметов бывает бахрома? (у платков, шалей, скатертей) Бахрома – это полоска ткани со свисающими кистями. А что значит снежная бахрома у леса? Покрытые снегом ветви переплетаются и образуют различные снежные узоры. Лес блестит чудной жизнью. От какого другого слова произошло слово «чудный»? что означает слово «чудо»? (что-то удивительное, необычайно красивое)
Послушаем стихотворение С. Есенина «Белая береза» , которое расскажет Кого вам напомнила береза? Вся в белом, как невеста. Что общего у этих стихотворений? Береза как бы принакрылась пуховым платком с белой бахромой. С чем сравнивается снег? (с серебром). Какие снежинки в этом стихотворении? (горят в золотом огне). Послушайте, какая снежинка в стихотворении К Бальмонта, которое расскажет Подберите слова, отвечающие на вопрос какая?
(Белая, светло-пушистая, чистая, смелая, умелая).
Какой предстала зима в стихотворении «Вот север тучи нагоняя» , которое рассказала ?
А расскажет стихотворение Я Акима «Первый снег» Какой снег в этом стихотворении? (легкий, новый) С чем он сравнивается? (с пуховым платком)
Послушав эти стихи, в вашем воображении, наверное, возникли удивительные картины зимы. Какой любимый цвет зимы? (белый) Какое чувство, настроение связано с белым цветом? (чистоты, света, свежести, праздника).
Чтобы написать хорошее сочинение, нам не обойтись без слов, которые отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие? Какое? Такие слова в русском языке называются именами прилагательными и обозначают признак предмета. А в литературе они называются эпитетами.
Игра «Подбери словечко»
Вы уже знакомы с именами существительными. На какой вопрос они отвечают? Сейчас я вам буду показывать слово, имя существительное, а вы должны подобрать к нему имя прилагательное, из тех слов, что лежат у вас на столе.
Снег (какой?) белый, пушистый, легкий, воздушный, чистый, серебристый.
С чем можно сравнить снег? (со скатертью, с одеялом, с ковром, на деревьях и на крышах домов он лежит белыми шапками).
Воздух (какой?) морозный, свежий чистый, прозрачный.
Погода (какая?) морозная, ясная, пасмурная.
Небо (какое?) ясное, голубое, серое.
Узоры на окнах (какие?) удивительные, красивые, сказочные, глаз не оторвешь.
Все предложения в вашем сочинении должны быть на одну тему. Чтобы понять, как писать на одну тему, я предлагаю разобрать два сочинения, тексты которых у вас на столе. Прочитаем первый текст.

ЛЕНА Первый снег.
Стоял тихий осенний вечер. Я легла спать. А утром посмотрела в окно и увидела кругом снег. Он падал тихо и густо. Я оделась на скорую руку и выбежала на улицу. А снег все падал и падал. Он был таким белым-белым и чистым, что явзяла снежок в ладони и умылась им.
Как хорош этот первый снежок!
ОЛЯ Первый снег.
Однажды утором я проснулась, посмотрела в окно и увидела не черную, а белую землю. Я встала, умылась и позавтракала. Потом надела школьную форму, взяла портфель и пошла в школу.
Когда я вышла на улицу, то увидела много снега. Снег был чистый и белый.

Все ли предложения в первом тексте на одну тему? Прочитаем еще раз и проанализируем. Во втором тексте? Какие предложения лишние во втором тексте?

Следующий текст называется «Зимний лес». Прочитайте его. Какие слова в тексте повторяются? Поработаем учителями. Возьмем ручки и исправим текст.

КОЛЯ Зимний лес.
Стоит посередине поляны дуб. Стоит дуб весь посеребренный и как будто хрустальный. Иголки елок покрылись льдинками. Тишина. Только дятел барабанит. Дуб стоит посередине поляны. Вот здесь оставил следы заяц. А здесь лось прошел. Зимой в лесу красиво и интересно!

Прочитайте четвертый текст «Лес зимой» увидели ли вы какие-нибудь ошибки? Этот текст очень красивый и полностью раскрывает тему.

СВЕТА Лес зимой.
Я очень люблю ходить зимой в лес. Когда заходишь в него, то попадаешь в зимнюю сказку. Дед Мороз постарался и нарядил деревья в серебристую одежду. В хорошую погоду лес переливается и блестит огоньками.
На снегу можно увидеть следы разных зверюшек: зайца, белки.
Вот какой удивительный лес зимой.

Мы с вами проделали большую работу по подготовке к сочинению. На прошлой неделе ходили на экскурсию. Вам было домашнее задание, понаблюдать за погодой. Посмотрите фотографии, которые сделаны в окрестностях нашей деревни.
Они вам напомнят увиденные картины. Закройте глаза и подумайте, о чем бы вы хотели написать в своем сочинении. Возьмите ручки и напишите.
Самостоятельная работа учащихся.
Чтение сочинений и их анализ.
Домашнее задание. Нарисовать зимний пейзаж.








Снег (какой?) белый, пушистый, легкий, воздушный, чистый, серебристый. Воздух (какой?) морозный, свежий чистый, прозрачный. Погода (какая?) морозная, ясная, пасмурная. Небо (какое?) ясное, голубое, серое.
Узоры на окнах (какие?) удивительные, красивые, сказочные, глаз не оторвешь




15