Выборочное изложение текста с описанием внешности.


Күні Сынып Сабақ Пән
Дата ____ Класс__7__ Урок № 20_ Предмет __русский язык_
Тема: Выборочное изложение текста с описанием внешности.
Цели:
- показать, как используется портретное описание для характеристики героев; закрепить умение собирать (отбирать) материал к высказыванию по книжному источнику;
-обогащать словарный запас учащихся; учить выражать своё мнение; подготовить учащихся к написанию изложения.
-воспитывать самостоятельность
Методические приемы: выразительное чтение текста, беседа по вопросам, работа с планом, пояснения учителя, словарная работа, самостоятельная работа
Тип урока: развитие речи
Оборудование: тетрадь, текст изложения
Ход урока:
Ұйымдастыру кезеңі
Орг. момент
Приветствие.
Запись числа и темы урока.
Сообщение цели урока.
Психологический настрой
Работа по теме урока
1.Слово учителя.
Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Куприна “Тапер”. Встреча с каким композитором стала самым большим подарком в жизни Юрия Азагарова? А что вы знаете об Антоне Григорьевиче Рубинштейне? (Величайший пианист, композитор – автор огромного числа произведений, например оперы “Демон”, основатель первой русской консерватории.)
Чтение текста изложения
Текст изложения.
Описание внешности А. Г. Рубинштейна.
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…
Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…
Беседа с классом.
- Мы прочитали текст. Какой тип речи в нём доминирует: повествование, описание, рассуждение? Аргументируйте свой ответ.
- Какой вид описания представляет собой текст?
4. Работа над планом сочинения.
1)- Из каких структурных частиц он состоит?
- Какая часть текста называется зачином? Какой элемент содержания в нём обязателен? (Заявление, о ком или о чём идёт речь, т. е. заявление темы.)
- Где обычно заканчивается зачин и начинается основная часть? Выделите в тексте зачин.
- Озаглавим эту часть (“В залу вошёл пожилой господин…”) и запишем в виде первого пункта плана изложения.
2) - Прочитайте основную часть. Назовите, какие элементы портрета составляют ее содержание, и на какие характерные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, его социальный статус, следует обратить внимание. Озаглавьте основную часть текста и запишите в качестве второго пункта плана: “Внешность композитора А. Рубинштейна”:
Рост и фигура
Манера держаться
Лицо, лоб, глаза, губы
Голова и волосы
(Запоминающееся лицо: лоб изборождён “суровыми, почти гневными морщинами” - суровость; глаза, глубоко посаженные, смотрели ”тяжело, утомлённо и недовольно” – требователен, много трудится.) - Какая деталь портрета свидетельствует о сильной воле, властности и упорства героя?
- Почему автор характеризует голову так: гордая, похожая на львиную? Случайно ли такое сравнение? Докажите, что не случайно, отыскав в тексте соответствующий элемент оценки.

3)- Прочитайте концовку. Какие элементы включает она: вывод, оценку, умозаключение?
План сочинения.
В залу вошёл пожилой господин…
Внешность композитора А. Рубинштейна:
1) Рост и фигура
2) Манера держаться
3) Лицо, лоб, глаза, губы
4)Голова и волосы
Мнение о композиторе Юрия Азагарова.
5. Работа над обогащением словарного запаса, предупреждение ошибок.
- Найдите в тексте контекстуальные синонимы, с помощью которых автор избегает повтора слова композитор (пожилой господин, вошедший, незнакомец, этот человек, новоприбывший гость).
- Прочитайте предложение “Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света”.
- Какое общество называли в XIX веке большим светом?
- Как вы понимаете значения слов изящный, величавый?
6. Работа над обогащением синтаксического строя речи учащихся, предупреждение ошибок.
- В ученических работах доминирует такая синтаксическая конструкция: “У него были (такие-то…) глаза, губы, лицо и т.д.”. Обратите внимание, какие конструкции использует автор, чтобы констатировать наличие какой-то детали портрета и одновременно раскрыть качества личности:
Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые…
…большой четырёхугольный лоб был изборождён морщинами…
…глаза…смотрели тяжело, утомлённо и недовольно…
…нижняя челюсть…твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства.
Общее впечатление довершала длинная грива густых волос…делавшая эту…голову похожей на львиную…
- Составьте схему предложения, включающего оценку.
7. Предупреждение орфографических ошибок. Работа со словами властность, присутствующие, изящный, запечатлеваются, впечатление, придавала, гостиная, физиономия.Чтение текста.
Написание изложения на черновик (25 мин.), в чистовик (15 мин.)
IV.Итог урока.
V.Домашнее задание.
Повторить пройденный материал
Текст изложения.
Описание внешности А. Г. Рубинштейна.
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо – одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырёхугольный лоб был изборождён суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомлённо и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперёд и твёрдо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную…
Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…