Конспект урока русского языка Описание внешности
Конспект урока
русского языка в 6 классе
коррекционной школы-интерната I-II вида. (II отделение)
(обучение в сотрудничестве учащихся с нарушением слуха и интеллекта)
Тема: «Описание внешности человека, изображенного на картине».
Цели для учителя: закрепить у обучающихся понятия о описательном типе текста, определить порядок написания текста, расширять и уточнять словарь « портретной» лексики; познакомить с новой деталью внешности человека: позой; учить связывать внешность с чертами характера человека.
Цели для учащихся: закреплять навыки коллективно-распределенной учебной деятельности (групповая работа); учиться художественному восприятию произведения искусства, выражению личного отношения к изображаемому.
Оборудование: репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка», интерактивная доска, таблицы.
Ход урока
Мотивационно - ориентировочный этап. Сообщение темы и плана урока, условия выполнения работы, критериев оценки знаний.
-Здравствуйте. Прошу садиться. Наденьте наушники. Включите аппараты. Все готовы?
-Внимание! Проверка слуха (за экраном).
- Как вы меня слышите,… ?- Какой урок будет?
- Какая тема урока?
Типовые реплики, диалоги учащихся: Сейчас по расписанию будет урок русского языка и.т.п-Определимся с группами (диады или триады)
Учащиеся делятся на группы, если необходимо выбирают наблюдателя.
Фонетическая ритмика.(на доске)
-Послушайте план урока. Мы будем работать над сочинением. Сначала мы будем говорить о художнике. Потом будем работать в группах и составлять описание внешности людей, изображенных на картине.
Коллективное чтение текста и словарная работа. Сведения о художнике (текст на доске).
- Послушайте задание: прочитайте текст.
Дети читают текст. Способы чтения выбираются учителем в зависимости от контингента учащихся.
Работа по картине.
Обучающиеся делятся на диады, каждая отвечает за свой персонаж. Первая – за описание внешности мальчика, вторая – младшего брата, третья – матери, четвертая – старшей сестры. Одному ученику из группы предлагается подойти к доске и рассмотреть картину, сделать наброски к портрету.
- Будем отвечать на вопросы:
- Кого изобразил художник?
- Что изображено на картине?
Дети в группе рассказывают (докладывают) о своих наблюдениях друг другу, определяется участие каждого в работе.
Коллективная работа по описанию персонажей картины по вопросному плану.
- Что мы будем делать?
На доске вопрос, а рядом слова и фразы; учащиеся выбирают нужные речевые средства, предлагают свои, конструируют ответы в виде простых и сложных предложений, работая в группе.
Вопросный план Словарь
Кого художник изобразил на первом плане? Это мальчик изображен (нарисован) в комнате.
В какой позе изображен мальчик?
На доске: «Поза» - положение тела человека.
( Что он делает?) Стоит (напряженно, спокойно, расслаблено, неуверенно), в одной руке держит (какой?) портфель? (новый, старый).Как он выглядит?
Возраст. Большой, юный, взрослый. Маленький в возрасте 5,6,7…. лет.
Опишите внешность мальчика
Лицо Румяное, бледное, круглое. Загорелое, узкое, худое.
Выражение лица Серьезное, сердитое, счастливое, веселое, насмешливое, грустное, виноватое, радостное, довольное.
Волосы Каштановые, черные, светлые, рыжие, короткие, длинные, прямые, кудрявые.
Глаза Голубые, серые, карие, черные, зеленые, большие, узкие, маленькие, веселые.
Взгляд Доверчивый, открытый, настороженный, беззаботный, осуждающий.
Нос Курносый, длинный, прямой, широкий, маленький, с горбинкой.
Рот Большой, маленький.
Губы Бледные, красные, узкие, полные.
Одежда Пальто (зимнее), ученическая форма, костюм ( спортивный)
Какого мальчика изобразил художник? ( В каком состоянии, настроении?) Счастливый, грустный, веселый, радостный, несчастный.
Можно ли по внешнему виду определить черты характера? Какие? Ответы учащихся разных групп : « Я думаю, что мальчик неорганизованный» и.т.д.
- Что вы делали?
- Кого вы описывали?
Типовые вопросы задаются учителем или детьми по мере необходимости в ходе работы.
Остальные диады во время устной работы 1-ой диады заполняют графу таблицы «Мальчик» на доске и в черновиках, по желанию дополняют ответы «сотрудников».
- Продолжит устную работу по описанию персонажей картины 2-ая диада.
- Что вы будете делать? (Описывать младшего брата).
Дети работают по аналогичной таблице с небольшими изменениями.
1,3,4 диады выполняется письменная работа на доске и в тетрадях, приводятся свои варианты ответов. Так работают все диады. Взаимоучастие в общей работе контролируется учителем.
Составление плана-таблицы сочинения.
Таблица на доске и у каждого ученика. Варианты слов обсуждаются и записываются на доске и в черновики.
Персонаж Мальчик Младший брат Мама Старшая сестра
Внешность Лицо Выражение лица
Волосы Глаза Взгляд Нос Рот Губы Одежда -Внимание! Дальше у нас по плану устный рассказ.
- Что мы будем делать? (мы будем составлять устный рассказ).
Учитель напоминает о необходимости построения синонимичных предложений установкой: «Как можно сказать по-другому?» осуществляет посредническую помощь для организации взаимодействия между диадами.
- Послушай, как сказала…. Повтори. Скажем вместе. Вам понравилось как сказал….? и.т.п- Что мы делали? (Мы составили детальное описание мальчика (младшего брата, мамы и. т. д.))
- Что в портрете главное? (отражение характера).
Общая оценка изображенного. Выражение личного отношения к изображенному на картине (элементы рефлексии). Составление предложений. За работу членам диад выдаются фишки, которые идут в копилку мини-группы, а потом при подсчете выясняется, какая диада лучше (образнее) «подбирала» слова и выражения.
- Каждая бригада составит свой текст сочинения.
-…, прочитай ваше сочинение.
- Вам понравилось сочинение этой группы?
-..., иди, пожалуйста, расскажи о работе своей бригады.
- Что мы делали? Как мы работали?
-Послушайте результаты вашей работы.
Возможна самооценка и взаимооценка учащихся: «Я думаю, отметка …, так как я…. Сегодня активно работал(а)…, оценка…. Хорошо дополняла ответы других…., оценка -…. Молодец сегодня ….. оценка-…
6. Домашнее задание.
- Дома нужно составить и записать сочинение по картине «Опять двойка».
- Урок окончен, до свидания.
08.10.2015
Петрова Н.М.