Сказки о звуках и буквах.Русский язык
МОУ «Школа № 112 города Донецка»
Сказки о звуках и буквах
Учитель начальных классов
Луговая И.В.
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о- сосны - сосна, осы - оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных слогах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а.
Сказка о безударных гласных о-а.
«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и никакого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а-о. С тех пор дети пишут грамотно».
При чтении и письме слов с гласными е-и - река - реки, лес - леса можно напомнить детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если находятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение
К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, повар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка - задумываться о написании гласных о-а, е-и-я в безударном слоге. Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова. Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дружить, помогать друг другу в трудную минуту . А еще сказки пополняют словарный запас детей как пассивный, так и активный, учат их сочинять, придумывать.
О том , как буквы поссорились ,как праздновали Новый год, и что из этого всего получилось
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Еще там жили знаки препинания. Вот такая вот страна была. Жили там все дружно, ходили друг к другу в гости, дарили подарки. Особенно дружили буквы е, ё, ю, я с буквами д, т, б, з, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твердый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить.И вот наступил Новый год. Буквы е, ё, ю и я решили устроить праздничный бал. Пригласили всех жителей своей веселой страны, но Твердому Знаку приглашение не прислали, не хотели праздник себе испортить. Обиделся Твердый Знак, топнул ногой и сказал: "Вот уйду я, узнаете, что тогда будет!" И стал собираться в дорогу.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А в доме букв-подружек е, ю, я и ё царило веселье. Отпраздновав Новый год, буквы решили разнести подарки тем, кто не смог придти на праздник. Взяли подарки и вышли на улицу."Вот шарф для Восклицательного Знака, – сказала буква ю. – А живет он... – она посмотрела на адрес. – "Обездная улица, дом 5, подезд 2, кв. 3"."Но у нас нет такой улицы! – удивилась буква з. А что такое подезд?" – спросила буква е.Бедные буквы очень расстроились, что не смогут отнести подарок Восклицательному Знаку, но ничего не поделаешь.Буква я достала следующий подарок. "А это шапочка для Вопросительного знака, – молвила она. – А адрес его... Разездной переулок, дом 6, подезд 1, кв. 5"."Но ведь у нас нет и такой улицы!" – закричала буква т."А что такое подезд?" – заплакала буква е."Никто не может нам помочь!" – в отчаянии сказала буква ю."А может, все-таки может?! – прокричала буква я. – Смотрите, Твердый Знак идет!"Твердый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти."Я, кажется, поняла, – сказала буква е. – Мы обидели Твердый Знак, вот он и ушел из всех слов, в которых он был. Попробуйте подставить его во все названия и посмотрите, что получится!"Буквы взяли конверты:"Объездная улица!" – прочитала буква т."Оказывается, это подъезд!" – закричала буква е."И это Разъездной переулок", – молвила буква ё.Ну, вот все и встало на свои места. Буквы попросили прощения у Твердого Знака. Он простил их и сказал: "Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными е, ё, ю, я. Такова моя судьба – разделять эти буквы. Ведь я – Разделительный знак! Вы уж меня поймите".Буквы все поняли и стали дружить с Твердым Знаком. А вы поняли, ребята?
Удивительное путешествие ШИ и ЖИ
На высоком берегу,Возле леса на лугу,В домиках живут два брата –Очень дружные ребята.Первый брат зовется Жи,Дружат с ним в лесу стрижи;А второго малышиВеличают братцем Ши.Раз проснулся утром Жи,За окном поют стрижи:Захотел прибить дощечкуПеред домом на крылечко.Стал он думать да гадать:"Как же имя написать?"И решил спросить про это Жи у брата Ши совета.Вот пошел наш храбрый ЖиК доброму братишке Ши.Лес темнеет, лес густеет,Жи до ночи не успеет.В сумраках идет наш Жи,На камнях лежат ужи,Рядом с ними малыши,Да и взрослые ежи.Долго к брату Жи идет,А дороги не найдет.Вот подходит к речке Жи,Видит – плавают ерши.Обращается к ним Жи:"Славные мои ерши,Не подскажите ли мне,Путь к далекой стороне,Где живет мой старший брат?Повстречаться б с ним я рад".И ответили ерши:"По дороге, Жи, спеши На поляну выйдешь ты,Там растут одни цветы.И у них спроси ты, Жи,Где же домик брата Ши".На поляну Жи пришел,Много там цветов нашел:Вдалеке кусты растут,То шиповники цветут.У цветов спросил наш Жи:"Где найти мне брата Ши?" Сам шиповник отвечает:"Ши нас часто поливает,Дам тебе клубок я, Жи,Приведет тебя он к Ши".Побежал по лесу Жи,Слышит – сетуют чижи:"Где же нам найти, скажи,На обед колосьев ржи?"Накормил их добрый Жи,Подлетели к Жи чижи:"Там живет братишка Ши".Дальше двигается Жи.Видит – взрослые ежи.Собирают рыжики – Веселятся чижики.Жи спросил у них дорогу,И ответили ежи:"Ой! В лесу грибов так много.Помоги собрать их, Жи".Жи помог, ежи сказали:"Брата твоего видали,Недалече он живет,Только сделай поворот".Жи пришел к лесной глуши,Где и жил его брат Ши.Вот обрадовался Ши,Что увидел снова Жи.Жи тут брату рассказал,Для чего его искал.Ши позвал своих друзей:"Собирайтесь поскорей".Соскочили мыши с печки,Белка с шишкой – на крылечке.Вдруг, раздвинув камыши,Появились и ерши.И спросил тогда их Жи:"Подскажите мне, друзья,Как писаться должен я?"И ответил брату Ши:"С буквой и и ты дружи,Потому что жи и шиПишут только с буквой и".Тут и вспомнил братец Жи,Что чижи, стрижи, ужи,И ужи, и камыши,И ерши, карандаши,Уши, лужи, этажи,Мыши, крыши, шалашиПишут только через и.
Новоселье друзей ЖИ и ШИ
На берегу очень дикой рекиЖили два друга: друг Жи и друг Ши.Решили они: "Надо выстроить дом,Чтоб дружно и счастливо жить было в нем!"
Собрали бамбук, камыши и листву,Наметили план – сей работы канву.И вот подниматься строение стало,И вышла их хижина просто на славу!
Осталось немного украсить снаружи,Да шифер приделать, чтоб не было стужи.Решили друзья новоселье устроитьИ в гости созвать населенье лесное.
Жи шишки еловые стал собирать,Ши скатерть широкую стал вышивать.Потом скороспелые дрожжи достали,Коржики сладкие Жи и Ши выпекали.
И вот началось у друзей новоселье:Плясали и пели, чтоб было веселье.А после устали все, сели за стол,Жи, Ши угощали, вели разговор:
"Мы знали, что вкусы весьма привередливы ваши,Вам, серые мыши, мы сделали каши.Ерши, вы берите осоку речную,А вы, свиньи-хрюшки, – баланду мучную.
Ужи, испейте жирного молока!Стрижи, ешьте шиповник пока.А вам, журавли, мы в кувшинчик налилиПохлебки гороховой, хлеб накрошили.
Вы же, ежики колючие-пушистые,Попробуйте груши душистые.И вдруг в тишине рев мотора раздался,С таким люд лесной никогда не встречался.
В шикарной машине волчище катитИ что-то невнятное слугам кричит.А слуги-то едут, держа за вожжиГуся краснолапого, тот глухо шипит.
Подъехали, встали у хижины новой.Пажи сняли волка манером особым.– Что здесь за собрание? – волк говорит.(А сам весь от ярости так и дрожит.)– Как смели меня обойти стороной,Ведь уши большие имею я..."
"Стой! Послушай меня, – говорит ему Жи, –Сначала, волк серый, с нами сдружись.Не надо кричать и топорщить усы,Тогда мы, конечно, тебя пригласим!"
Вот волк призадумался, понял ошибкуИ, шлепая в лужи, не прятал улыбку.Вокруг, под и над закружили стрижи,И, в ландыши спрятавшись, пели чижи.Наверное, все малыши себе впрокУвидели в сказке хороший урок.
Сказка о том, как ЧА и ЩА подружились
В чаще леса, у ручья,Жили-были Ча и Ща.Ча – резвушка, хохотушка,Ща – сварлива, как старушка.Вот однажды у ручьяПоявилась саранча.Ща сказала: "Ах, как страшно!Выходить сейчас опасно!Лучше дома посидимДа в окошко поглядим!"Ча ответила ей тихо:"Что боишься ты, трусиха!Лучше перестань трещатьИ зверей вокруг стращать!Ну а я пойду к ручьюПрогоню ту саранчу!"Подошла она к ручьюИ, увидев саранчу,Как овчарка зарычала,Так, что роща задрожала.Саранча перепугаласьИ по чаще разбежалась.С той поры, забыв печали,Ча и Ща дружнее стали,Ща дала всем обещанье,Что забудет про трещанье,Ну а если вдруг беда,То поможет всем всегда!
Сказка о чередующихся гласных О-А, Е-И.
В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья – гласные О и А, другая – гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу – становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напоминал гласным, что нужно дружить с соседями: " Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом".
Умного и вежливого мальчика послушались буквы, и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.
Сказка о суффиксах –К и –СК.
В городе Суффиксов жили друга – суффикс – к- и –ск-. Почему-то их постоянно путали и взрослые жители, и ученики.
Друзьям было это очень обидно и как-то ночью решили они убежать из всех письменных работ. Сначала друзья весело наблюдали, как утром горожане застыли в недоумении от неразберихи в своих бумагах, а школьники получили неудовлетворительные оценки. Но вскоре суффиксам стало жалко ребят и взрослых, и они решили вес ошибки исправить. А в благодарность за это жители города Суффиксов запомнили, что суффикс –К- имеет три значения: 1) уменьшительно-ласкательное, 2) у существительных – значение действия, 3) лицо женского пола. А суффикс – СК- имеет значение принадлежности к чему-либо.
Рассказ о –ТСЯ, -ТЬСЯ.
Однажды ночью ученику приснилось, что он получил предложение стать менеджером в туристической фирме. Но для этого ему предстояло правильно заполнить анкету о приеме на работу без ошибок, чего он никак не мог сделать из-за того, что он не выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. Мальчик испортил много бланков анкеты и почти отчаялся. К радости, в этот момент он проснулся. Вася сразу же побежал кписьменному столу, где лежал забытый учебник "Русский язык".
Вася быстро выучил правило написания –ТСЯ-, -ТЬСЯ- в глаголах. А когда на уроке его спросили, от чего зависит написание –ТСЯ-, -ТЬСЯ-, он ответил, что надо задать вопрос. Если в вопросе есть Ь, то надо писать –ТЬСЯ-, если же в вопросе нет Ь, то надо писать –ТСЯ-. Например: (что делать?) – всматриваться, (что делает?) – получается.
Сказка о разделительных ь и ъ знаках
Жил-был на свете мальчик Незнайкин. Он учился в 3-м классе.Однажды Незнайкин писал диктант. "Сел" кашу; "пю" воду; веду "семку" ; забить "коля", – старательно выводил, он.– Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показаться в обществе: нас на смех поднимут!– А что с вами случилось? – удивился Незнайкин.– Ничего-то ты не знаешь! – горевали буквы е, ё, ю, я. – В этих словах мы обозначаем по два звука [йэ], [йо], [йу], [йа], но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, который ставится перед гласными е, ё, ю, я, и.Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук [э], [о], [y], [a], и читают "сел", "пю", "семку", "коля" вместо съел, пью, съемку, колья!Незнайкин очень смутился, покраснел. Он бережно взял знаки и поставил их на место. С тех пор он очень внимательно стал относиться к тем буквам, которые ничего не значат, но другим помогают.
Сказка о том, как поссорились два брата глагола
За тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в деревне Глаголии жили-были два брата-глагола. Глагол совершенного и Глагол несовершенного вида.Глагол совершенного вида был очень трудолюбивым, всегда все доводил до конца. А Глагол несовершенного вида был нетерпеливым и бросал дело на половине пути. Решили они как-то нарубить дров и истопить печку. Глагол несовершенного вида говорит: "Рублю". А глагол совершенного вида: "Нарубил". Глагол несовершенного вида: "Топлю", а Глагол совершенного вида: "Истопил".Так они и жили. Глагол совершенного вида работал за двоих, а Глагол несовершенного вида так никакую работу до конца и не довел.Надоело это Глаголу совершенного вида, он и говорит:– Как же тебе, братец, не стыдно? Я работаю-работаю, а ты только обещаешь. На их счастье шел мимо их домика старичок по имени Вид.– Вы бы лучше не ссорились, – молвит старичок братьям-Глаголам, – а поделили бы лучше работу между собой, чтобы никому обидно не было.Так они и сделали.Глагол несовершенного вида готовил, убирал в доме, мыл посуду, поливал огород. А Глаголу совершенного вида оставалось нарубить дров, истопить печку, вскопать огород и посадить овощи. С тех пор Глагол несовершенного вида выполняет многократную работу, а Глагол совершенного вида – завершает.Так и стали они жить-поживать и больше никогда не ссорились.
Сад царя Русского языка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Русский язык. Жил он в чудесном дворце. И решил он однажды вырастить сад вокруг дворца.Созвал он своих подданных – частей речи и говорит: "Надо бы вокруг дворца моего вырастить сад, да не простой, а вечнозеленый. Посему повелеваю: именам существительным решать, что сажать – деревья, цветы, травы, кусты. Именам прилагательным решать, какие деревья, цветы, травы, кусты сажать: красивые, прекрасные, вечнозеленые. Наречиям – как сажать: быстро, аккуратно и качественно. А глаголы должны выполнить эту работу – посадить растения".И началась работа. Долго ли, скоро ли, решил Русский язык посмотреть, как выполняют его приказ. Пошел он в сад и видит – половина сада посажена: растут деревья, цветут прекрасные цветы, журчат ручейки, поют птицы, а другая половина сада не закончена. Решил царь узнать, в чем же дело. Подошел он к глаголам, сделавшим свою работу, и услышал, что все они задают вопросы именам существительным что сделать? А потом незаметно подошел к глаголам в другой половине сада. Они задавали вопрос что делать?Тогда царь Русский язык решил, что всю работу должны делать глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?, а остальные глаголы ничего не будут делать.Однажды захотелось Русскому языку прогуляться по своему любимому саду. Пришел он в сад и видит – половина сада ухожена, а другая... о кошмар, что стало с этой половиной сада! Стал царь выяснять, в чем дело.Оказалось, что за половиной сада ухаживали глаголы, отвечающие на вопрос что делать?, и их половина была ухожена, а за другой половиной – глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? – они только раз полили растения и решили, что больше не нужно.Тогда царь Русский язык разделил все глаголы на два вида: те, которые обозначают, что действие происходит один раз и закончено и отвечают на вопрос что сделать?, были названы глаголами совершенного вида; а те, которые обозначают, что действие происходит многократно, продолжается во времени и не закончено и отвечают на вопрос что делать?, были названы глаголами несовершенного вида.С тех пор существует два вида глаголов.
* * *
Не за синими морями,Не за дальними лесами,В стране слов СловарикЖил да был один старик.
Жил-был много тысяч лет назад старик-корень лес. Пожил он уже много и за это время стал очень богатым. Все бы хорошо, да был он одинок. Скучно ему было и грустно. И домов в его стране много было, да жить некому в них.И вот однажды проходил мимо суффикс ок. Залюбовался он необычной страной и присел отдохнуть. А старик-корень уже навстречу бежит, радуется гостю. Поздоровался с ним и рассказал про свое житье-бытье. Пожалел суффикс старика и согласился погостить денек-другой. Привел его старик-корень в дом, и стали они дружно и весело жить. Суффикс ок к корню лес в гости ходил, чай пил. Так и жили лес да ок, лесок. А вскоре и не разлучить их стало. Да так суффиксу понравилось у старика, что остался он у него навсегда жить.А тем временем мимо проходила приставка под. Идет, удивляется: не раз проходила она мимо этой страны, и всегда тихо и грустно было вокруг, а на этот раз смех и шутки слышны аж от самой границы. Интересно ей стало, решила она заглянуть на огонек. А лес да ок ей уже навстречу выходят. Эти друзья всегда гостям рады. Обогрели, накормили они приставку. Предложили ей погостить немного. А приставка, видя ласку да доброту, и сама рада остаться. Так и зажили они втроем: приставка под, корень лес и суффикс ок – подлесок. Хорошо им втроем живется. Никто ни на кого не ругается, сплошной мир и покой. Жили они долго и счастливо.Но в одно солнечное утро появился у границ страны Словарик суффикс ник. Удивился шуму и веселью. А когда узнал, в чем дело, страшно рассердился: "Что это? Почему в моем доме живут какие-то посторонние суффиксы и приставки, когда только я – ближний родственник старику-корню?" Топнул ногой и выгнал всех, а сам рядышком встал: лес ник. Бедные суффиксы и приставки побрели своей дорогой. Но старик-корень догнал их и вернул. "Как же тебе не стыдно, – сказал он суффиксу ник. – Ты же сводных братьев своих выгнал. И для тебя, и для них я старик-корень лес один, а поэтому вы – слова лесок, подлесок, лесник – родственники. И называетесь одним словом – "однокоренные". Помирились приставки и суффиксы и стали дружно жить. А потом к ним еще много других приставок и суффиксов в гости заходило.А вы, ребята, придумайте еще однокоренные слова с корнем лес.
Эта сказка является эффективным средством обучения младших школьников орфографии, так как игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте. Она создает эмоциональный фон радости, заинтересовывает, привлекает внимание детей к важным моментам, а также имеет воспитательное значение.
Сказка про троих братьев
Жили-были в стране Русский язык трое братьев-имен: Существительное, Прилагательное и Числительное. Вместе работали у Грамматики, дружили, радовались и грустили, пели и смеялись.
Но однажды, увидев учебник математики, Числительное возгордилось. Как же! Оно обозначает число, т.е. является главным помощником Царицы наук. И об этом заявило братьям. Тогда призадумалось Прилагательное. Оно ведь такое красивое, элегантное, обаятельное, веселое, доброе – разностороннее.
Существительное попыталось объяснить братьям, что в их стране есть и другие обитатели: Глаголы, Местоимения... Но братья покинули дом и стали жить врозь. Погрустило Существительное, но подумало: «Я само могу составлять предложения (Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.). Могу выбрать и назвать предметы женского, мужского, среднего рода. Могу называть живые и неживые предметы, один предмет и много. Не пропаду».
Прошел месяц. В дверь Существительного постучали. На пороге стояли Числительное и Прилагательное. Они осунулись, похудели, их лица были грустные, виноватые.
Оказалось, что Грамматика все больше была недовольна их работой. Ведь Числительное всегда работало в паре с Существительным. А одно – потеряло смысл. Семь! А кого? Десять! А чего?
Прилагательное стало грустным, чахлым, озлобленным, потому что не могло определить ни свой род, ни падеж, ни число. За это отвечало Существительное.
А Существительное простило братьев, и стали они вновь вместе жить-поживать да добра наживать.
Сказка «Спор корней».
Встретились однажды корень куста и корень слова.
-Здравствуй, я корень, а ты кто?
- Я тоже корень.
-Я в земле живу. А ты где?
-А я в словах живу.
- Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!
Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня:
Лёт, летать, лётный, перелёт, самолёт
- Подумаешь! Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные ягоды и фрукты, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!
-А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни ягод, ни фруктов даже назвать нельзя!
Учитель: Не спорьте, друзья! Оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Вывод: Что же такое корень слова?
Сказка о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. –Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано – дом.Домик - писал – Ик. Домище - писал –Ищ. Домишко написал – Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс –Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.- Тортик! – закричал –Ик.- Тортишко, - промолвил – Ишк.- Тортище – сказал - Ищ.- Тортильщик, - произнес –Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно
Сказка о необычной порядочностиПорядковых Числительных
Наверное, вам всем известна порядочность порядковых числительных. Своих детей они учат уже с пеленок быть порядочными. Каждый ребенок в их семье получает строго определенное имя: первенца родители всегда назовут именем Первый, второму ребенку дают имя Второй... Там, где они работают, везде порядок и все делается по законам и правилам. Мои слова вам подтвердит рассказ очевидца:
– Однажды перед Новым годом я, дробное числительное Семь Восьмых, стояло в очереди за конфетами в отдел магазина, где продавцом было порядковое числительное. И вот когда конфет оставалось совсем мало, пришло в магазин количественное числительное Два и стало кричать:
– Оставьте мне два килограмма конфет!
Оно стало всех расталкивать. Пробравшись к продавцу, Два сказало:
– Я заплачу вам в два раза больше, если вы мне оставите эти конфеты.
Но продавец сказал:
Это не по правилам и законам, ведь сейчас не ваша очередь, вы были не первым, а десятым. И если вы будете себя так вести, то можете в этот магазин не приходить.
Вот как необыкновенно порядочны порядковые числительные. В этом людям можно брать с них пример
Сказка о жизни хвастливых Качественных,практичных Относительных и жадных Притяжательных Прилагательных
В стране Частей речи, в городе Прилагательных, на улице Разрядов стоят три дома. В них живут качественные, относительные и притяжательные Прилагательные.
Качественные Прилагательные очень хвастливы. Целыми днями они хвастаются:
– Нас, качественных Прилагательных, больше всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем, самый большой.
На первом этаже в их доме поселились Прилагательные в сравнительной и превосходной степенях. Они часто выходят на свои лоджии и хвалятся перед прохожими:
– Мы самые важные на свете! Мы самые красивые, нужные. Умнее нас нет никого!
Второй этаж занимают полные и краткие Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться. Полные утверждают:
– Мы красивые, веселые, правдивые.
А краткие повторяют вслед за ними:
– Да, да, мы красивы, веселы, правдивы... И дом наш очень красив.
Но как бы ни хвалились качественные Прилагательные, самый удобный и самый уютный дом во всем городе принадлежит относительным Прилагательным. Дело в том, что они очень хорошо разбираются во всех практических делах. Дом они построили деревянный, в сосновом бору, а перед домом разбили цветочные клумбы.
В двух минутах ходьбы от этого красивого дома стоит дом с табличкой «Притяжательные Прилагательные». Эти Прилагательные дружат с Существительными, живущими в соседнем городе, они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы в городе ни зашла речь, притяжательные Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о которой идет разговор, принадлежит именно их другу – Существительному. Например, Прилагательное, подружившееся с Существительным бабушка, уверяет:
– Это бабушкины конфеты.
Или:
– Это бабушкино пальто.
Несмотря на то что все Прилагательные с улицы Разрядов такие разные, между собой они очень дружны. Они часто собираются вместе, приглашают к себе другие Части речи и устраивают праздник Предложения.
В остальные дни все Прилагательные ходят на работу, чаще всего они работают определениями или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто работает в школьных тетрадях.
Пунктуационная сказка
Жили_были два союза: «а» и «но». Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды они познакомились с запятой и стали с ней и дружить. Союзы подружились с запятой так сильно, что не захотели с ней расставаться. Запятая была мудрой, и, чтобы союзы из - за неё не поссорились, она сказала им: «Я буду с вами всегда, и нам не придётся расставаться». Союзы были джентльменами, и они пропустили запятую впереди себя. С тех пор запятая и союзы никогда не расстаются. Запятая всегда пишется и перед союзом «а», и перед союзом «но».
Это стихотворение поможет запомнить тот вывод, который дети
сделали с помощью пунктуационной сказки:
Будь же грамотным всегда!
Перед «но» и перед «а»
Запятую не забудь,
И отличным будет путь.
Перед «но» и перед «а»
Запятую ставь всегда!
Сказка «Принц Т»
В некотором Согласном царстве, в некотором Согласном государстве жил-был принц Т. Однажды в детстве он упал с лесТницы и с тех пор не произнес ни слова, поэтому его называли Непроизносимым принцем Т. Царь очень любил сына и очень берег его.
Но однажды во дворец проникли бандиты и украли принца Т, чтобы получить за него хороший выкуп. Царь опечалился, а в государстве стали твориться непонятные вещи: некоторые придворные Слова стали заикаться. Заикается Слово ЧуВствовать, заикается слово СоЛнце, заикается Слово ОкресТность, заикается Слово ПразДник
Царь вызвал к себе Волшебника и попросил объяснить, почему его придворные стали заикаться.
- Вместе с Непроизносимым принцем Т исчезли все Непроизносимые Согласные, - сказал Волшебник. - Нужно срочно вернуть моего любимого сына, - воскликнул царь.
Самые лучшие воины отправились искать принца Т. Долго они бились, чтобы освободить принца. Им это удалось. Воины вернули принца Т царю. Придворные Слова перестали заикаться, а Принц Т неожиданно заговорил:
- ЗдраВствуйте, друзья! ЧуВствую себя отлично! Устроим пир!
Царь щедро наградил спасителей-воинов, а принца Т с этого дня слали называть Непроизносимым Королем Т.
Стишок-запоминалка.
Слова есть необычные, Для слуха непривычные. Когда я их произношу, Согласной я не нахожу. Вот празДник, лесТница и месТность. Вот соЛнце, чуВствовать, окресТность. Непроизносимые согласные В словах писать согласна я!
Откуда пошли названия падежей?
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать-Именительный.
Родился - стал родительный. Это имя ему больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительным.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложным.
Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом:
Именительный, родительный,
Дательный, винительный,
Творительный, предложный.
(литература В.Волина Русский язык. Учимся играя)
Весёлые стихи
Падежи.
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
-Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познаёт!
-ТОГО,-сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ,-
Я отрицаю,кто
Не может без родителей
Надеть своё пальто.
-ТОМУ,-ответил ДАТЕЛЬНЫЙ,-
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
-ТОГО,-сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
-С ТЕМ,-заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ,-
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
-О ТОМ ,- сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
(А.Тетивкин)
Мягкий знак.
Мягкий Знак давно и безнадёжно влюблён в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, - но всё напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьёшься ни звука.
А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нём.
Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие из них даже сами смягчаются от его соседства.
Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий знак буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз становится рядом с буквой Ш – в глаголах или в существительном третьего склонения.
Когда это кончится – трудно сказать. У Мягкого Знака слишком мягкий характер, и он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге, - от маленькой Запятой до самого Твёрдого Знака.
Не за синими морями,Не за дальними лесами,В стране слов СловарикЖил да был один старик.
Как поссорились шипящие с некоторыми гласными
Жили – были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные У,Ю, И, Ы, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим.
Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только не могут найти три гласные буквы Ы, Ю,Я. Искали-искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы,Ю,Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор они вместе, а только так: жи – ши, ча – ща, чу – щу!
Много времени прошло с тех пор. И захотелось шипящим вновь расширить свой круг общения. Вспомнили они про Я,Ю, Ы. Решили взять их с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы всё-таки дружный народ! Хорошо провели они время в лесу, а когда вернулись, буква Я расхвасталась:
- Я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, ни одного червивого, а ягоды – самые душистые. Это я вас всех в лес позвала, это я вывела на самую лучшую полянку, это я..
Буквы рассердились:
-Мы так дружно жили, никогда не ссорились, - а главное у нас так не зазнавались, каждый знал своё место, и вдруг.
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита. Но тут заюлила Ю, стала защищать свою подругу. И буква Ы стала размахивать своей клюкой. Буквы их отправили подальше в конец – поближе к букве Я.
Именно тогда шипящие буквы Ч,Ш,Щ, и с ними Ж перестали дружить с буквами – зазнайками, а дружат только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.
Как Морфология порядок навела
Было это давным-давно. В словах была настоящая неразбериха - никакого порядка!
Попытались как-то слова построиться. Становились и так, и эдак, всё плохо получается. " Без командира нам не обойтись, - решили слова. - Призовём-ка мы на помощь Морфологию!"
- Кто из вас обозначает предмет? - спросила Морфология у слов.
- Мы обозначаем предмет, - ответили одни.
- А какие формы у вас есть?
- Род, число, падеж.
- А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим и дополнением.
- Становитесь под знамя " Имя существительное", - приказала Морфология.
- А мы обозначаем действия, имеем лицо, время, наклонение, вид, можем быть сказуемым! - отрапортовали другие слова.
- Становитесь под знамя "Глагол", - ответила Морфология.
Потом она собрала и объединила все оставшиеся слова.
Так с помощью Морфологии тысячи слов, в зависимости от их значения, грамматической и синтаксической функций, объединились под своими знамёнами.
Морфология - командир над всеми частями речи. Вместе с Синтаксисом входит в королевство Грамматики. Королём в этом королевстве является могущественный Язык, а королевой - мудрая Грамматика.
У королевы целая свита принцев и принцесс. Среди них особо выделяется одна - строгая, любящая порядок Морфология. Именно от неё, прекраснейшей из принцесс, зависит, в каком наряде, в каких доспехах должны выступать преданные ей слуги, которых зовут Существительное, Прилагательное, Числительное, Местоимение, Глагол, Наречие, Предлог, Частица, Междометие. (Текст взят из книги В.Волиной "Весёлая грамматика", М., 1995, стр.168-169)
Стихотворение О. Высотской "Весёлая грамматика".
Существительное - школа,Просыпается - глагол.С прилагательным весёлыйНовый школьный день пришел.Встали мы - местоименье,Бьёт числительное семь.За ученье, без сомненья,Приниматься надо всем.Мы наречием отличноНа уроках дорожим.Соблюдаем мы привычноДисциплину и режим.Не и ни - у нас частицы.Нам их надо повторять.И при этом не ленитьсяИ ни часу не терять!После школы, как известно,Мы катаемся в санях.Здесь особенно уместныМеждометья ох и ах!А потом У тёплой печиПовторяемЧасти речи!
Как мама Глаголиха учила глагольчиков
Жила была мама Глаголиха со своими детьми - десятью глагольчиками. Они были весёлые и шустрые. Очень любили глагольчики гулять с мамой по двору. Во время прогулок она рассказывала своим деткам много интересного о том, что их окружает. Так шло время, глагольчики повзрослели, и мама решила вывести их со двора на первую рабочую прогулку. -Дети, и я, и весь наш род занимается интересной работой. Мы трудимся в предложении. ТАМ подбираем для себя существительные или местоимения и вместе служим А сейчас мы поиграем в любимую игру глаголов. Называется она «Узнай моё время». Только для определения времени мы не будем смотреть на часы. У нас есть для этого Этот хитренький глагол Себе ВРЕМЯ изобрёл. «Ухожу», - кричит сегодня. «А вчера, - кричит, - ушёл», «Завтра, - скажет, - я уйду!» Позавидуйте ему. Глаголы изменяются по временам: -Глаголы в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие. Которое происходило до того, как о нём стали говорить. -Глаголы в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят. -Глаголы в форме БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ обозначают действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут.
История о суффиксе –Чик
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс – Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.У суффикса– Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс – Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет – Чик образовал слово летчик, из слова груз – грузчик. Сейчас суффикс – Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
ВОСКЛИЦАНИЕ
Повстречались на листе бумаги Ноль с Восклицательным Знаком. Познакомились, разговорились.
У меня большие неприятности, сказал Ноль. Я потерял свою палочку. Представляете положение: Ноль и без палочки.
Ах! воскликнул Восклицательный Знак. Это ужасно!
Мне очень трудно, продолжал Ноль. У меня такая умственная работа При моем научном и жизненном багаже без палочки никак не обойтись.
Ох! воскликнул Восклицательный Знак. Это действительно ужасно!
И как я появлюсь в обществе? Со мною просто не станут считаться
Эх! воскликнул Восклицательный Знак и больше не нашел, что воскликнуть.
Вы меня понимаете, сказал Ноль. Вы первый, кто отнесся ко мне с настоящим чувством.
И знаете, что я подумал? Давайте работать вместе. У вас и палочка внушительнее, чем моя прежняя, да и точка есть про всякий случай.
Ах! воскликнул Восклицательный Знак. Это чудесно!
Мы с вами прекрасно сработаемся, продолжал Ноль. У меня содержание, у вас чувство. Что может быть лучше?
Эх! еще больше обрадовался Восклицательный Знак. Это действительно чудесно!
И они стали работать вместе. Получилась удивительная пара, и теперь кто ни встретит на бумаге Ноль с Восклицательным Знаком, обязательно воскликнет:
О!
А больше ничего не скажет.
Разумеется, если на бумаге больше ничего не написан
Сказка о корнях -гор- и -гар-.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Жила-была в стране Русского Языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа - ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга.И вот однажды царица собрала совет. Явились Гласные, Ударения, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различить моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден».Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над А. Да так и осталось навсегда.С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения - ГОР. Л. ТуминаКак выглядит глагол? Глагол - великий путешественник.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Его можно изобразить в виде паровозика, который путешествует во времени (три станции: настоящего, прошедшего и будущего времени; на каждой из станций - флажок, на котором написано то, как он изменяется в данном времени (лицо и число в настоящем и будущем времени, род и число в прошедшем). Когда глагол отправляется в очередное путешествие, он двигается так: "Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч - Ж, Ш, Ч". С собой он берет чемоданчик, в который складывает все необходимое, - мягкий знак (Ь). У глагола есть вредный суффикс - СЯ, который всегда стоит после окончания и пытается отнять чемоданчик (Ь). Не менее трудное правило для учащихся (это мы знаем по собственному опыту) – правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- Чтобы учащимся было легче усвоить эту орфограмму можно предложить такую сказку: Сказка о приставке пре- «В одном прекрасном замке, на высокой горе, жила- была приставка и звали ее ПРЕ-. Ох и непростой характер был у этой особы! Она всегда все преувеличивала и была важная- преважная, гордая - прегордая. Все ее считали очень- очень мудрой и называли не иначе как премудрой. Была у нее очень близкая подруга, приставка ПЕРЕ-, с которой внешне они были похожи . Однажды приставка ПЕРЕ- пришла в гости к приставке ПРЕ-. Подруги преспокойно начали болтать, как вдруг приставка ПРЕ- вспомнила об одном очень важном деле. Она сказала приставке ПЕРЕ-: «Друг мой, ПЕРЕ-, меня не будет два- три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня в нужных словах». С тех пор подруги часто прибегают к такой хитрости, так как действительно очень похожи и близки». Необходимо, однако, помнить о том, что использовать сказочные сюжеты на уроках следует, соблюдая меру, не пресыщать школьников введением в урок множества лингвистических сказок и рассказов. Нестандартный подход хорош лишь тогда, когда у учащихся возникает удивление перед чем-то необычным, когда они испытывают радость и удовольствие и в процессе работы над лингвистической сказкой или рассказом, и в результате создания собственных текстов.
Текст для чтения или рассказывания
Почему буквы Ч и Щ не дружат с буквой Я
Однажды под Новый год буквы пришли на новогодний карнавал. Буквы ч и щ нарядились птичками: ч надела костюм чибиса, а щ -щегла. По случаю праздника они даже выучились чирикать и щебетать.Буква я тоже пришла на праздник. Она нарядилась Бабой-ягой. Баба-яга получилась что надо: нос якорем, щеки - яблоки, а по яркой юбке ядовитые ящерицы ползают. Ящерицы рты раскрывают, на птичек ч да щ поглядывают, того и гляди проглотят.Ч-чибис да щ-щегол от страха трепещут, крылышками машут, клювиками стучат. Букве я надо было их успокоить, а она обрадовалась своему успеху и давай буквы стращать: «Я злая да голодная, для пакостей годная. Человечинки нет, так птичками полакомлюсь!» Буквы ч и щ от страха не знают, куда деваться. Кинулись к окошку, выпорхнули на улицу и улетели. Веселого праздника так и не получилось. С тех пор буквы чище буквой я никогда в пару не встают: как увидят ее, сразу Бабу-ягу вспоминают. А еще они не любят букву ю. Только вот почему - никто не знает.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дополнение к сказкам и рассказам
Работаем по таблице
\
Использованная литература
1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под
ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и
доп. – М., 1966.– с.250.
5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,
58.
6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,
«Просвещение», 1980. – с.266.
7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и
пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10.9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3.10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7.11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,199112. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10. 13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994.14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа .1991 №8
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
Слушаем,
читаем,
запоминаем
Использованная литература
1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под
ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989. – с. 159.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. – М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому
языку в старших классах средней школы. – 12-е изд. – М.1963. – с. 35
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и
доп. – М., 1966.– с.250.
5. Петрова Е.Н. система орфографических работ//РЯШ – 1957. – №6. – с. 54,
58.
6. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.,
«Просвещение», 1980. – с.266.
7. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и
пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
8. Бондаренко А.А. Словари для малышей. // Начальная школа. 1993.№10.9. Бочкарева Т.Д. Предупреждение ошибок //Начальная школа,2001.№3.10.Горецкий В.Г. О возможных вариантах обучения детей грамоте // Начальная школа. 2000.№7.11. Граник Г.Г., Бондаренко С.М, Секреты орфографии.- М.,199112. Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии // Начальная школа.1988. №10. 13. Жедек. П.С. Методика обучения орфографии. – М., 1994.14. Жедек П.С. Усвоение фонетического принципа письма и формирование орфографического действия. – М., 1975.15.Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения орфографии //Начальная школа .1991 №8
Интернет ресурсы
Людмила Павловна Путилина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
skazki_po_orfografii. Шеварева Лидия
МОУ «Школа № 112 города Донецка»
Лингвистические
сказки и рассказы
Учитель начальных классов
Луговая И.В.
Аннотация к работе
Лингвистические сказки и рассказы помогают не только закреплению теоретического материала, но и формированию орфографического навыка правописания. Такой занимательный способ работы над орфографией, как использование сказок и рассказов, служит для эмоциональной подготовки учащихся к восприятию орфографического правила, или для отдыха на уроке, их можно включать и во внеклассные мероприятия. В этом сборнике собран интересный дидактический материал. Сказки и таблицы заимствованы из различных интернет ресурсов. Очень удобно, если весь материал собран воедино. Буду рада, если пригодится в работе учителям начальных классов.
13PAGE 15
13PAGE 14315
13PAGE 15