Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции
Комплекс специальных игр и упражнений для детей с ТМНР с использованием метода базальной стимуляции
Ø Использование фена
Ø Втирание крема
Ø Примерка шапок, перчаток, носков
Ø Обведение контура тела массажным мячиком
Ø Обведение контура тела (ладони, стопы) на бумаге
Ø Растирание поверхности тела тканями различной текстуры
Ø Рисование на спине тактильными ладошками
Ø Поглаживание различных частей тела с их называнием
Ø Постукивание, похлопывание различных частей тела ребёнка, в том числе и его руками
Ø Ощупывание тела ребёнка его руками
Ø Опутывание тела ребёнка ленточками
Ø Прикосновение и надавливание на тело ребёнка предметами различной формы, температуры
Ø Обрызгивание жидкостью различных температур
Ø Контакт с игрушками различных температур
Ø Посыпание частей тела рисом, горохом и т.п.
Ø Заворачивание ребёнка в плотную ткань
Ø Прослушивание себя через стетоскоп
Ø Размазывание по поверхности клейстера, пены для бритья
Ø Оставление цветных отпечатков
Ø Вкладывание в руку контрастных предметов различной формы, веса, фактуры
Ø Удержание, захватывание ложки, зубной щетки, мыла, расчески, кисти, карандаша
Ø Удержание вибрирующих игрушек
Ø Манипулирование предметами одной или двумя руками
Ø Толкание предметов руками, ногами ребёнка
Ø Рассматривание себя в зеркале, на фотографии
Ø Выполнение пассивных движений различными частями тела ребёнка
Ø Ползание, передвижение по мягкой, шершавой, бугристой, теплой, влажной поверхности (дорожке)
Ø Покачивание на большом мяче
Базальная стимуляция даёт возможность детям с ТМНР осознать своё тело в жизненно важных элементарных ситуациях, базируется на удовлетворении личных потребностей в деятельности по уходу за ребёнком. Этот метод взаимодействий позволяет установить очень близкие и доверительные взаимоотношения с ребёнком, избежать функциональности в общении с детьми с ТМНР, связанной с осуществлением мероприятий по обслуживанию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миненкова И.Н. Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-педагогической работе с детьми с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова // Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Мн: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. – С. 69–74.
2. Фишер Э. Планы и разделы учебной программы для детей с особенностями в интеллектуальном развитии / Э. Фишер. – Мн.: Белорусский Экзархат – Белорусской православной церкви, 1999. – 256 с.
3. Эльнебю И. Без твоего прикосновения я умру… Значение тактильной стимуляции для развития детей / И. Эльнебю. – Мн.: Белорусский Экзархат – белорусской православной церкви, 1999. – 108 с.
4. Эллнеби И. Право детей на развитие / И. Эллнеби. – Мн.: БелАПДИ – «Открытые двери», 1997.