Рабочая программа Стимуляция обонятельной чувствительности
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Рассмотрена и рекомендована
Протокол № ____
заседания МО учителей______________
__________________________________
от «___» _________20__г.
Руководитель МО _________ / ________
Утверждена
Директор ГКОУ РО
Азовской школы №7
________ И.П. Попова
Приказ №______
от «___» _________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Стимуляция обонятельной чувствительности »
9 класса для учащихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) основного общего образования
Количество часов 68
Учитель Афанасьева Татьяна Николаевна
2016/2017
учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Стимуляция обонятельной чувствительности» составлена на основе образовательной программы «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой, в соответствии с ФЗ « Об образовании в РФ», на основании следующих документов
приказа Минобразования РО «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» от 08.08.2014 г. № 24/4.1.1-4851/м
адаптированной основной образовательной программы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ГКОУ РО Азовской школы № 7
учебного плана ГКОУ РО Азовской школы № 7
годового календарного плана графика ГКОУ РО Азовской школы № 7
положения о рабочей программе учебных курсов , предметов, дисциплин ( модулей ) педагогов ГКОУ РО Азовской школы № 7.
Для овладения стимуляции обонятельной чувствительности большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детей с глубокой умственной отсталостью, именно поэтому обонятельная чувствительность представлена в одном блоке и разделена на темы в каждой четверти с учетом принципа концентричности. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития учащихся, материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. Основной формой организации остается урок, обогащенный игровыми ситуациями. В программу включены практические уроки, что предоставляет возможность для развития коммуникативных навыков и навыков общения, необходимых для установления дружественных контактов с взрослыми.
Цель учебного предмета Ознакомить учащихся с предметами, явлениями окружающего мира
Задачи учебного предмета - создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей учащихся;
- создать условия для способствования общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению активности у младших школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности;
- создать условия для атмосферы принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
- создать условия для формирования элементарных обще учебных умений и навыков;
-создать условия для стимуляции обонятельных ощущений;
- создать условия для формирования эмоциональных реакций на различные запахи, выявление обонятельных предпочтений ребенка; создать условия для расширения спектра обонятельных ощущений;
- создать условия для побуждения ребенка к выражению предпочтений при выборе запаха
Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Согласно учебному плану школы 2 часа в неделю, 68 часов год. Продолжительность одного урока – 35 минут
Место и роль учебного курса, предмета в достижении учащимися планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы школы
Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения продуктов питания. Учитель выявляет противопоказания, связанные с возможными аллергическими реакциями. На уроках стимуляции обонятельной чувствительности у детей развиваются вкусовые ощущения и восприятия. В процессе чего развиваются положительные реакции на пищу. Дети обучаются самостоятельным приемам пищи при соответствующей речевой стимуляции со стороны взрослого. Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий и т.д. В результате приема пищи ребенок узнает названия готовой пищи и продуктов питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, яблоко, и др. Ребенок распознает на основе упражнений ощущение готовой пищи: горячее ‒холодное; сладкое ‒ соленое
Содержание учебного предмета
Совместные игровые действия расширяет сенсорный опыт: предъявления знакомых и незнакомых ребенку запахов. Специальные упражнения привлекают внимание ребенка к запахам, используемых в повседневной жизни, а также природного происхождения продуктов питания. На уроках стимуляции обонятельной чувствительности у детей развиваются вкусовые ощущения и восприятия. В процессе чего развиваются положительные реакции на пищу. Дети обучаются самостоятельным приемам пищи при соответствующей речевой стимуляции со стороны взрослого. Называние пищи, порядок действий: ешь суп ложкой, суп вкусный, возьми чашку двумя руками, пей кисель, он сладкий и т.д. В результате приема пищи ребенок узнает названия готовой пищи и продуктов питания: каша, чай, компот, кисель, картошка, котлета, хлеб, яблоко, и др. Ребенок распознает на основе упражнений на ощущение готовой пищи: горячее ‒ холодное; сладкое ‒ соленое.
Учебно-тематическое планирование
№ п\п Содержательные линии темы Кол-во часов Коррекционно-развивающие задачи Основные виды учебной деятельности
1 Раздел 1: Стимуляция обонятельных ощущений 22 создать условия для возникновения импульсов во всех областях восприятия при помощи хорошо организованных стимулов Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений
2 Раздел 2: Расширение сенсорного опыта 24 стимулировать работу анализаторов в условиях координации различных органов чувств; Игровые упражнения на развитие обонятельных ощущений
3 Раздел 3: Стимулирование положительных эмоций 22 стимулировать обонятельную чувствительностьчерез вдыхание ароматов эфирных масел и растений;
формировать (побуждение к выражению) эмоциональные реакции на различные запахи;
расширять спектр обонятельных ощущений
Испытывать положительные эмоции на предъявление предпочтительных запахов
Календарно-тематическое планирование
№ п\п Тема урока Дата урока Планируемые результаты
Раздел 1: Стимуляция обонятельных ощущений Различать запахи по интенсивности
1 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (мешочки с семенами укропа) Различать предлагаемые ароматы
2 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (мешочки с семенами укропа) Различать предлагаемые ароматы
3 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (банки из под цикория) Различать предлагаемые ароматы
4 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (банки из под цикория) Различать предлагаемые ароматы
5 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (корки от апельсина) Различать предлагаемые ароматы
6 Повторение пройденного материала в сочетании с сеансом музыкотерапии. Различать предлагаемые ароматы
7 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (лепестки роз) Различать предлагаемые ароматы
8 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (лепестки роз) Различать предлагаемые ароматы
9 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (цветы лаванды) Различать предлагаемые ароматы
10 Стимулирование обонятельных ощущений на предъявление запахов (цветы лаванды) Различать предлагаемые ароматы
11 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса Различать предлагаемые ароматы
12 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами аниса Различать предлагаемые ароматы
13 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами ромашки Различать предлагаемые ароматы
14 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами ромашки Различать предлагаемые ароматы
15 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мелиссы Различать предлагаемые ароматы
16 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мелиссы Различать предлагаемые ароматы
17 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мандарина Различать предлагаемые ароматы
18 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами мелиссы Различать предлагаемые ароматы
19 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами лаванды Различать предлагаемые ароматы
20 Игры и упражнения с предметами, пропитанными эфирными маслами лаванды Различать предлагаемые ароматы
21 Диагностика обонятельного восприятия 22 Диагностика обонятельного восприятия Раздел 2: Расширение сенсорного опыта Узнавать знакомые и незнакомые запахи, связывать их с проведением гигиенических процедур
1 Предъявление аромата церковного ладана Различать предлагаемые ароматы
2 Предъявление аромата церковного ладана Различать предлагаемые ароматы
3 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (валериана) Различать предлагаемые ароматы
4 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (валериана) Различать предлагаемые ароматы
5 Распознавание аромата.
Игра «Кто у нас хороший» Распознавать ароматы
6 Распознавание аромата.
Игра «Кто у нас хороший» Распознавать ароматы
7 Распознавание аромата.
Игра «Кто у нас хороший» Распознавать ароматы
8 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пустырник) Различать предлагаемые ароматы
9 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пустырник) Различать предлагаемые ароматы
10 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пустырник) Различать предлагаемые ароматы
11 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пион) Различать предлагаемые ароматы
12 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пион) Различать предлагаемые ароматы
13 Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (мыло) Различать предлагаемые ароматы
14 Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (мыло) Различать предлагаемые ароматы
15 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пион) Различать предлагаемые ароматы
16 Предъявление запахов, связанных с приемом лекарственных средств (пион) Различать предлагаемые ароматы
17 Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (шампунь) Различать предлагаемые ароматы
18 Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (шампунь) Различать предлагаемые ароматы
19 Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (зубная паста) Различать предлагаемые ароматы
20
Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (зубная паста) Различать предлагаемые ароматы
21 Предъявление запахов, связанных с проведением гигиенических процедур (детский крем) Различать предлагаемые ароматы
22 Игровые упражнения с помощью эфирных масел с приятным поглаживанием лба, мочек ушей,) Различать предлагаемые ароматы
23 Игровые упражнения с помощью эфирных масел с приятным поглаживанием лба, мочек ушей,) Различать предлагаемые ароматы
24 Игровые упражнения с помощью эфирных масел с приятным поглаживанием лба, мочек ушей,) Различать предлагаемые ароматы
Раздел 3: Стимулирование положительных эмоций Испытывать положительные эмоции на предъявление предпочтительных запахов
1 Предъявление предпочтительных запахов (церковного елея) Различать предлагаемые ароматы
2 Предъявление предпочтительных запахов (церковного елея Различать предлагаемые ароматы
3 Распознавание аромата
Игра «Кто у нас хороший) Распознавать ароматы
4 Распознавание аромата
Игра «Кто у нас хороший) Распознавать ароматы
5 Живые цветы Различать предлагаемые ароматы
4 Веточки сосны Различать предлагаемые ароматы
5 Предпочтительные запахи (мешочки с морскими водорослями) Различать предлагаемые ароматы
6 Игровые упражнения под классическую музыку Распознавать ароматы
7 Цветы лаванды Различать предлагаемые ароматы
8 Игровые упражнения под классическую музыку и аромолампу Распознавать ароматы
9 Игровые упражнения под классическую музыку и аромолампу Распознавать ароматы
10 Игровые упражнения под классическую музыку и аромолампу Распознавать ароматы
11 Распознавание аромата.
Игровое упражнение «Кто у нас хороший?» Распознавать ароматы
12 Распознавание аромата.
Игровое упражнение «Кто у нас хороший?» Распознавать ароматы
13 Стимулирование обонятельной чувствительности через нанесение масел, обладающих горячими свойствами: кунжутное, льняное, оливковое Распознавать ароматы
14 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (живые цветы; веточки сосны, ели) Распознавать ароматы
15 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (ваниль, морские водоросли, анис) Распознавать ароматы
16 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда, мята) Распознавать ароматы
17 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов(лаванда, мята) Распознавать ароматы
18 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда, мята) Распознавать ароматы
19 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда, мята) Распознавать ароматы
20 Стимулирование положительных эмоции на предъявление предпочтительных запахов (лаванда, мята) Распознавать ароматы
21 Диагностика обонятельного восприятия 22 Диагностика обонятельного восприятия Перечень учебно-методического обеспечения
Живые цветы, веточки сосны, ели; баночки с семенами укропа, зерен кофе, корочками апельсина;
Мешочки с засушенными растениями (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и др.);
Подушечки, набитые листьями шалфея, лепестками розы, семенами укропа, цветами фиалки, высушенными ветками и цветками лаванды, сдобренные одной-двумя каплями эфирного масла ромашки или мелиссы и др.;
Арома-лампа.
Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.
Разнообразные музыкальные игрушки
Продукты питания;
Принадлежности для санитарно-гигиенических процедур (мыло, шампунь, зубная паста).