Конспект по русскому языку для 3 класса Правописание НЕ с глаголам
Конспект урока по русскому языку 3 класс.
Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголами.
Термины и понятия: частица, отрицание, Не с глаголами пишется раздельно.
Тип урока: ОНЗ.
Образовательная цель урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами.
Задачи: 1. Расширить знания детей о служебных частях речи.
2. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, положительный и отрицательный смысл глаголов)
3. Познакомить с ролью частицы не и её раздельным написанием с глаголами
Развивающая цель урока: Развивать умение употреблять и правильно писать не с глаголами.
Задачи: 1. Развивать навыки точного употребления глаголов в речи.
2. Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся.
3. Развивать умение анализировать и делать самостоятельные выводы.
4. Развивать внимание и память учащихся
Воспитательная цель урока: Формировать способность к развитию коммуникативных способностей.
Задачи: 1. Тренировать способность работать в паре, самостоятельно.
2. Формировать способность к самопроверке.
3. Формировать способность к анализу своей деятельности.
Планируемый результат: 1. Предметные умения: Формирование умения правильно писать частицу НЕ с глаголами.
2. УУД: Личностные: осознание алгоритма своего действия.
Регулятивные: освоение способа написания НЕ с глаголами.
Коммуникативные: формирование умения аргументировать.
Организация пространства: 1. Межпредметные связи: чтение, окружающий мир, математика.
2. Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, в группах.
3.Ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс, презентация, музыкальное сопровождение, карточка с темой, задания для групп, смайлы у каждого на столе, орфографический словарь, 3 листа А3, маркеры.Этапы урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся, возможные варианты ответов учащихся УУД Примечание
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, беспокойство, злобу. Забудьте о них. Вдохните доброту, свежесть весеннего солнечного утра, уверенность в собственных силах, хорошее настроение. Начнем наш урок.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование, где вы должны показать свои знание, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Нам предстоит большая работа,
Все, что мы делаем – нужно,
Значит, давайте трудиться,
Честно, усердно и дружно.
- Сегодня на уроке русского языка вы будете исследователями. Чтобы ваши исследования прошли успешно, каким нужно быть?
-Запишем дату и место исследования. А теперь приступим к работе. - Активным, внимательным, помогать друг другу.
Дети записывают число.
Личностные: умение оценить свое эмоциональное состояние; смыслообразование; самоопределение.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Слайд 1.
Слайд 2
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель: готовность и осознание потребности в получении новой информации Разминка для рук.
- Давайте разомнём наши пальчики.
Наши пальцы сжались тесно,
Что такое? Интересно!
Видно им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
- Какую часть речи мы проходили на последних уроках?
- Что вы знаете о глаголе?
- Как изменяются глаголы?
Запись на доске:
Б…жит, Жа…а, л…тит, ва….а, сп...шит.
- Прочитайте слова.
- Выпишите только глаголы.
- Какая орфограмма во всех этих словах?
-Какую букву написали? Почему?
- Какие слова у нас остались?
- Какая орфограмма?
- На минутке чистописания мы с вами будем прописывать 2 буквы. Догадайтесь какие?
Запись на доске:
На, о, об, по, и, над, из, но, с, а, не.- Что записано на доске? Какая часть речи?
-На какие группы можно разделить данные слова?
- Назовите эти группы.
- Запишите.
- В какую группу вы записали НЕ? Это предлог или союз?
- Как вы это определили? А может слово НЕ как-то по-другому называется в русском языке?
- С чем мы с вами столкнулись?
Запись на доске.
«Стыдно знать, стыдно учиться.»- Прочитайте предложение. Согласны вы с этим утверждением? Почему?
- Подумайте, как можно изменить это предложение, чтобы оно стало верным.
Правильный вариант: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
- Советую вам чаще вспоминать эту пословицу и старательно учиться.
- Запишите правильный вариант к себе тетрадь.
- Как вы записали слова «не знать» и «не учиться», слитно или раздельно?
- Каким правилом пользовались?
-Чего у нас нет? - Глагол.
- по временам, числам, а глаголы прошедшего времени по родам.
- Безударная гласная в корне слова.
- Е
- Жанна, ванна
-Удвоенная согласная в корне.
- Служебная часть речи.
- Предлоги, союзы.
- С затруднением.
Предположения детей.
Дети записывают пословицу в тетрадь.
- Правила, эталона. Познавательные: анализ, синтез, классификация; использование знаково-символических средств, осознанное и произвольное высказывание.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений. Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
3.Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить?
- В чем затруднение?
- Почему возникло затруднение?
Предположения детей. Регулятивные: умение самостоятельно формулировать тему и цель урока, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний. 4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: формулирование учащимися темы и цели урока, уточняемой учителем. - Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего рока.
- Каким же будет наш план исследований?
План фиксируется на доске:
Выяснить , какой частью речи является НЕ.
Узнать правило написания НЕ с глаголами.
- Научиться правильно писать Не с глаголами.
- Правописание Не с глаголами. Личностные: самоопределение; смыслообразование.
Познавательные: планирование, прогнозирование, осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умение высказывать предположения, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: умение участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Слайд 9
5.Реализация построенного проекта.
Цель: усвоение нового способа действий. Исследование 1.
- Что нам надо узнать сначала?
- Какие части речи мы знаем?
- Можем ли мы это слово отнести к имени существительному? К имени прилагательному? К глаголу?
- Можем ли мы поставить вопрос к слову НЕ?
- Для чего нужно это слово в предложении? (для связи слов).
- Значит, какая это часть речи?
Вывод 1. «НЕ – служебная часть речи».
- Правильно, это служебная часть речи, называется она частица.
Исследование 2.
- Что выражают глаголы с это частицей?
Бежать – не бежать
Думал – не думал
Болеть – не болеть
- Как изменился смысл глаголов, когда перед ними появилась частица НЕ?
- Значит, какой смысл придает частица НЕ глаголу?
Вывод 2. НЕ – отрицательная частица.
Исследование 3.
- Какой следующий шаг нашего плана?
- Послушайте стихотворение поэта В.Агафонова о глаголе и частице НЕ:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Все делать очень живо.
Частица НЕ – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьет, не жнет и не кипит,
Книг не читает, не поет,
Другим работать не дает.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали о глаголе и частице НЕ?
- Как пишется НЕ с глаголами?
- Правописание частицы НЕ с глаголами – это орфограмма. Как она обозначается?
Вывод 3. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.
- Теперь исправьте ошибки, кто написал пословицу в начале урока неправильно.
Предположения детей.
- Глаголы приобрели отрицательный смысл, действие не совершается.
- Отрицательный.
Подготовленная ученица читает стихотворение.
Ответы детей. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция; познавательная инициатива.
Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций; разрешение конфликтов. Слайд 10
Слайд 11
Физкультминутка.
«Девочки-мальчики».
- Сейчас я буду называть различные глаголы. Если глагол с частицей Не – встают мальчики, если без частицы Не – встают девочки.
Не завтракал, помогать, не дежурит, найдешь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит.- Вспомните и запишите по памяти 2-3 глагола с частицей Не, которые были использованы в физминутке.
- Как написали частицу Не с глаголами? Дети выполняют задание. 6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению. - Послушайте песенку. (звучит песня «Не дразните собак»)
- Назовите глаголы с частицей НЕ.
- Как они пишутся?
- Где уместно разместить такой текст?
- Кто мог быть автором?
- А можно ли этот текст назвать призывом?
- Предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого надо распределиться на 3 группы. Вспомним правила работы в группах.
- Задание такое: составить текст-призыв, используя глаголы с частицей НЕ.
1 группа будет говорить о правилах поведения в лесу.
2 группа – о правилах поведения в столовой.
3 группа – о правилах пользования книгой.
По завершению работы (8мин) представитель группы читает свой вариант. Обращаем внимание на оформление текста, знаки препинания, написания частицы Не с глаголами. - Не дразните, не гоняйте, не жалейте.
- Наверное, так говорят те, кто любит природу. Я бы написал такой текст на плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам.
- Да, это призыв людей, которые любят природу.
Работа в группах.
Познавательные: анализ, синтез, аналогия; установление причинно-следственных связей; выполнение действий по алгоритму; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательство.Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений.
Личностные: осознание ответственности за общее дело; следование в поведение моральным нормам и этическим требованиям. 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: применение нового способа действий, формировать способность к самоконтролю при выполнении задания - Сейчас я вам загадаю загадки. Вы должны их не только отгадать, но и выписать из них как можно больше глаголов с частицей НЕ.
1. Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
2.По земле не хожу,
Рот есть, а не говорю,
Глаза есть - не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
Проверка работы по образцу. (не найдешь, не рубили, не стучали, не хожу, не говорю, не мигаю, не летаю)
- Сравните свою запись с записью на слайде. Поднимите руку те ребята, у которых все правильно. Поднимите руку те ребята, у которых была всего одна ошибка. Хорошо! Поднимите руку те, у кого больше 1-2 ошибок – не расстраивайтесь, ведь мы только начинаем изучение. Будьте внимательны! Дети отгадывают загадки.
Дети поднимают руки. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: выполнение действий по алгоритму; доказательство.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование критериев для обоснования своего суждения. Слайд 12
8.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение. - Теперь поработаем самостоятельно. Упражнение 362 на с.101. Что надо сделать в задании?
Проверка.
Дети работают самостоятельно в тетради. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; умение участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь.
Слайд 13
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: соотнести цель и результат деятельности на уроке. - А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания.
Тест «НЕ с глаголами».
Частица НЕ – это ………часть речи.
Служебная Самостоятельная
Частица НЕ придает глаголу смысл………..
Утверждения Отрицания
Какое слово написано неверно?
Ненарисовать Не забуду
- Подведем итог нашей исследовательской работы. Вспомните все, что мы делали на уроке, справились ли вы со всеми заданиями, были ли у вас ошибки, остались ли вопросы после урока. Оцените свою работу и свое самочувствие на уроке с помощью смайлов.
- Кого можно похвалить за работу на уроке?
Домашнее задание: правило с 100, оформить на А4 3-5 пословиц, поговорок, загадок с частицей НЕ.
- Мне понравилось, как вы работали на уроке, были юными активными исследователями. Спасибо за урок! Дети отвечают на вопросы теста.
Дети рисуют смайлы. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.
Слайд 14