Конспект НОД по художественному творчеству (рисованию) «Деревья смотрят в озеро»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - д/с№77 «Золотая рыбка»
Конспект НОД
по художественному творчеству (рисованию)
на тему: "Деревья смотрят в озеро" для детей подготовительной группы
Подготовила
воспитатель по ИЗО
Сухоносова Л.А.
г. Ставрополь, 2014 г.
Цель: развивать творческие способности детей через изображение осеннего пейзажа.
Задачи:
Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве.
Развивать воображение, умение детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму в соответствии с придуманным сюжетом.
Закрепить понятия детей о пейзаже и симметрии.
Познакомить с одним из вариантов нетрадиционной техники изображения пейзажа – «моно».
Материалы и оборудование: иллюстрации с пейзажами, отраженными в воде, с осенними пейзажами, альбомные листы с готовой линией сгиба по горизонтали, верхняя часть которого тонирована голубым цветом (небо), а нижняя – синим (вода), икэбана из осенних цветов и листьев, наборы гуаши, кисти, неразливайки, аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского.Предварительная работа: наблюдение за отражением предметов в лужице или в водоеме во время прогулок, тонирование бумаги, рассматривание иллюстраций с отражением предметов и пейзажей в воде, составление осенних икэбан.
Ход НОД.
Воспитатель читает стихотворение Е. Авдиенко «Золотая осень».
Снова осень на пороге,
Листья пожелтели.
Закружились на дороге
Желтые метели.
Загорелись ярко ветки
Тоненькой рябинки.
Мелкий дождик ставит сетки
Зайцам у ложбинки.
Входит осень в лес дремучий,
Входит желтой кистью.
Ветерок сгребает в кучи
Золотые листья.
- Ребята, а что еще говорит о том, что наступила осень?
(ответы детей).
- Воздух стал прохладный, погода чаще бывает пасмурной и дождливой.
- Дни становятся короче, а ночи длиннее.
- Исчезают насекомые.
- По утрам лужи затягиваются тонкой корочкой льда.
- Улетают на юг перелетные птицы.
- Начинается листопад.
Воспитатель:
- Красавица-осень радует нас своим многоцветьем: листья деревьев она окрашивает в самые яркие цвета и их оттенки. Крона становится похожей на праздничный салют из разноцветных листьев-огоньков.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением золотой осени).
- Ребята, а какие чувства вызывает золотая осень на этих иллюстрациях? (радости, восторга, восхищения и др.).
- Одно время года уходит и на смену ему приходит другое. На смену осени приходит что? (зима) И приносит новые краски. Так хочется запечатлеть разноцветье красок золотой осени. А вам хотелось бы изобразить красоту осенней природы? (Да).
- Дети, а как называется изображение природы? (Пейзаж)
- Кто-то на память о золотой осени делает фотоснимки, затронувшие их душу, а затем фотографии, а мы с вами нарисуем пейзажи и сделаем из них выставку, чтобы все дети детского сада, родители смогли полюбоваться вашими творениями.
Сегодня я хотела предложить вам нарисовать пейзаж необычным способом, а техникой «монотипия». С одним из вариантов этой техники мы с вами уже знакомились, когда рисовали бабочку, стрекозу (демонстрируется работа), получая симметричный рисунок, складывая альбомный лист пополам по вертикали. Прежде чем познакомить вас со вторым вариантом этой техники, я хочу предложить вам провести эксперимент.
Детям предлагается работать в парах. Раздаются картинки с пейзажами по размеру зеркала (лучше прямоугольного), которые ставятся на нижний край зеркала.
- Что вы видите в зеркале? (Точно такую же картинку).
- Похоже ли изображение на иллюстрации на картинку в зеркале или чем-то они отличаются? (Изображение в зеркале вверх ногами).
- Если картинку соединить с зеркалом и посмотреть в оставленную щелочку, что происходит с рисунками? (они соединяются)
- Что это вам напоминает? (отражение в воде)
Воспитатель обращает внимание детей на имеющиеся иллюстрации и предлагает одной группе детей отобрать и разместить на доске и мольбертах только иллюстрации с пейзажами, а другой группе – отражение пейзажей в воде. (В конце задания – взаимоконтроль детей).
Воспитатель:
- Отражение на водной глади можно хорошо изобразить вторым вариантом техники «монотипия», складывая альбомный лист бумаги пополам. (Воспитатель демонстрирует тонированный лист бумаги). В верхней части листа голубого цвета, выше линии сгиба (линии горизонта) мы будем рисовать все то, что находится на земле и в небе, а в нижней – синего цвета – все то, что отражается в воде.
- Давайте закроем глаза, и представим себе, что мы с вами находимся на берегу озера. В зеркальной глади воды мы увидим всего того, что есть на берегу: деревьев, птиц, гор, домов, но только направлено это будет в противоположную от реальной картины сторону. После изображения каждого объекта на берегу и в небе складывать лист по линии сгиба и, простукивая, получать отпечаток (отражение) на нижней части листа. (Перед изображением отражения пройти мокрой кистью по водной глади). После получения оттиска, исходный рисунок (пейзаж на берегу)оживить красками повторно, чтобы он стал более четким и выразительным. Отражение в воде вновь прокрашивать не нужно, оно останется слегка размытым.
Перед началом работы воспитатель предлагает подготовить кисти рук к работе:
Мыло бывает разным - преразнымИмитируют намыливание рук
Синим, зеленым, оранжевым, красным, желтым, лиловым, сливовым и
Прокручивают, разогревая каждый палец
Но не пойму, почему же всегда
Пожимают плечами
Черной – пречерной бывает вода Стряхивают кисти рук
Дети берут каждый тонированный лист и под музыку П.И. Чайковского «Времена года» приступают к работе.
В конце любуются работами. Воспитатель говорит, что все постарались, работы разместим на выставке, и ими могут все полюбоваться.
Воспитатель:
- На следующем занятии я покажу вам как можно усложнить этот вариант техники «монотипия», сложив лист дважды по горизонтали, тогда получится отражение не только предметов, которые на берегу, но и объектов, которые находятся на водной глади, например, от парусника. (Показать готовый пейзаж).