Конспект урока по ИЗО на тему Этюд (5 класс)
Сафиханова Эльвира Халимзяновна, учитель изобразительного искусства
«МБОУ Татарская гимназия №11» Советского района г. Казани
Ход урока:
I. Организационный момент:
1. «Здравствуйте». Сегодня у нас гости в школе. Давайте их поприветствуем.
2. На уроке вам понадобятся: альбом, гуашь, кисти. Все ли у вас приготовлено?
Тема урока: «Этюд»
Цель урока: Сегодня мы должны познакомиться с этюдом и выполнить пейзаж на стихотворение «Этюд».
II. Актуализация темы урока:
Учитель: «Этюд» обозначает выполнение с натуры произведение изобразительного искусства, как правило, небольшого размера. Обычно этюд создается для тщательного изучения натуры – ее формы, цвета, конструкции, взаимосвязи с окружающими предметами. В нем художник разрабатывает детали будущей картины.
Этюды выполняются маслом, гуашью, акварелью, пастелью, многими другими материалами. Чаще всего это пейзаж, портрет, натюрморт.
Сперва загадаю вам загадки: где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы, осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья, вечернюю зарю, что не погаснет и через сто лет?
Ответ: На картинах, написанных художниками.
III. Формирование новых знаний:
Учитель: Как называются картины природы – леса, долины, луга, написанные художниками?
Ответ: «Пейзаж».
Учитель: Пейзаж от французского слова «пэй», что означает «страна». Всю страну не вместить в картину, но по березке можно узнать много. В Африке она не растет. У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж.
Учитель: И самая главная загадка: почему людям кажутся чудом березки, написанные на холсте?
Ответ: Это чудо сотворил художник. Он написал березки так, как никому другому не написать. Потому что увидел их так, как только он один может увидеть.
Учитель: А теперь наша задача разобрать стихотворение «Этюд», и увидеть пейзаж так, как только сам каждый из вас может увидеть.
Скажите, о каком времени года идет речь в этом стихотворении?
Ответ: Зима.
Учитель: Скажите, пожалуйста, сколько вам лет?
Сколько раз вы видели снег?
А какого он цвета?
Ответы учащихся.
Учитель: Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть, еще не значит увидеть. Давайте рассмотрим картины известных художников и увидим, что снег бывает разный по цвету.
Когда снег белый и чистый?
Ответы учащихся.
Учитель: Рассмотрим репродукцию картины А. Пластова «Первый снег».
Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Пластова на тебя словно пахнет нежной свежестью. Так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом. Пластов выбрал неяркие цвета, не разу не обмакнул кисть в оранжевую и красную краску. Снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло- коричневой стены.
По двору важно разгуливает одинокая ворона. Зачем она понадобилась художнику? Если прикрыть ворону рукой, а потом убрать руку – мы поймем. Крупная, серая с черными крыльями птица на свежевыпавшем снегу – словно клякса на чистой странице тетрадки. От темного пятна чистый белый снег, кажется, еще белей. Только он не всегда такой.
Когда снег серый, тусклый?
Ответы учащихся.
Учитель:
Рассмотрим репродукцию картины художника Бялыницкий – Бируля «Зима».
Лес огибает проселочная дорога. По ней много ездили. Полозья саней протерли снег до земли. Это уже не первенец зимы – чистый. Пушистый, белый. Это старый, слоистый, слежавшийся снег. Его обдували ветра, и подтачивала оттепель. Он потускнел, словно подернулся голубовато-серой дымкой. Художник писал свой пейзаж в пасмурный дань, когда в воздухе висит серая дымка, когда природа словно задумалась. Такова волшебная власть цвета.
Учитель:
Какие чувства вызывает эта картина?
Ответы учащихся.
Когда снег желтый?
Ответы учащихся.
Учитель:
Рассмотрим репродукцию картины художника Крымова «Зима».
На картине художника Николая Крымова самого солнца не видно. Но оно светит. Иначе не ослепляли бы своей желтизной и снег на деревенской улице, и стены домов. В такой яркий зимний дань хорошо дышится, и гулять весело. Идешь по золотистому искристому снегу – и будто мороза нет, хоть шубу снимай.
Учитель:
Какое настроение вызывает эта картина?
Ответы учащихся.
Когда снег голубой и синий?
Ответы учащихся.
Учитель:
Рассмотрим репродукцию картины художника Грабарь «Мартовский снег».
Чем ближе к весне, тем ярче солнце и резче тени. Посмотри, как отброшенные деревьями, синие, голубые тени разбежались, исполосали мартовский снег.
И тебя охватывает беспокойство. Что-то должно случиться. Что-то очень важное. Все в ожидании: и деревья, и небо, и земля.
Учитель:
Какое настроение вызывает эта картина?
Ответы учащихся.
Учитель:
А теперь опять вернемся к стихотворению «Этюд». Скажите, какие три чувства мы можем увидать в стихотворении?
Ответ: Тревога, нежность и чистота, любовь.
IV. Практическая работа №1
А сейчас 3 человека у доски выполнят маленькую практическую работу. Их задача на формате А3 из готовых оттенков разных цветов выбрать нужные и составить абстрактную композицию, которая будет соответствовать чувствам: любовь, тревога, нежность и чистота.
V. Практическая работа №2
Другие учащиеся в это время гуашью выполняют пейзаж к стихотворению «Этюд».
Поставить музыку Вивальди «Времена года», Чайковский «Времена года».
В конце урока оценить работы. Лучшие работы развесить на доске.
Уборка рабочего места.
Зимний этюд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Словно чародейка, белая зимаВсё покрыла снегом: рощи и дома.Всё одела в иней: сосны и дубы.Всё преобразила, сделав голубым.
Голубое небо, голубой простор,Лишь вдали чернеет лёгкой дымкой бор,Ели в сарафанах беленьких стоят,А берёзки тихо, умиротворённо спят.
Замерло кругом всё, тишина стоит,Только где-то в чаще ручеек звенит.Бьёт ключом, сверкая, чистая вода,Не боясь замерзнуть, даже в холода.
А зима-снегурка сыплет всё снежком,Новый год встречая праздничным ледком.