ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: « Устройство и предназначение байдарки «Таймень-3»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Агеевская средняя общеобразовательная школа №3»
отделение: « Юный турист».
ПЛАН – КОНСПЕКТ
открытого занятия
по теме:
« Устройство и предназначение байдарки «Таймень-3»
с обучающимися группы.
Преподаватель дополнительного образования
Шевцов Андрей Алексеевич
2014–2015 учебный год
Дата проведения: 12 февраля 2015 г.
Время проведения: 16-00—17-30.
Место проведения: МБОУ АСОШ № 3
Вид труда: Теоретическое занятие элементами практического закрепления
                    пройденного материала.
Тема занятия: « Устройство и предназначение  байдарки «Таймень-3»
Цели занятия: 1. Обучить правильной последовательности сборки-разборки
байдарки, частичному ремонту судна.
2. Развивать практические навыки по сборке-разборке байдарки, умения ремонта отдельных узлов.
3. Воспитывать коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручку,  слаженность в действиях.
Оборудование для педагога:
Байдарка «Таймень – 3» в разобранном состоянии, запасные детали байдарки, кильсон, стрингер,шпангоуты, схема устройства собранной байдарки, герметичный мешок.
Оборудование для учащихся: Две байдарки в разобранном состоянии, гаечные ключи, болты с гайками и шайбами.
детали рем-набора  лодки.
 
План занятия: 1. Организационный момент
                         2. Вводная беседа.
                         3. Сообщение темы.
                         4. Вводный инструктаж.
5.Обьяснение темы
6. Требования по технике безопасности
7. Неисправности на судне.
                         8. Практическая часть.
                         9. Подведение итогов.
Ход занятия.

п/п Этапы Содержание занятия Примечание
1
1.
2 мин.
2.
3 мин.
3.
1 мин.
4
4 мин.
5.
20 мин.
6.
5 мин.
7.
5 мин.
8.
35 мин.
9.
5 мин.
      Организационный момент.
Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Доставайте свои рабочие тетради,  ручки, карандаши. Но прежде, чем начать наше с вами занятие, хотелось бы, представить вам присутствующих гостей, которые сегодня посмотрят и оценят работу нашего объединения со стороны.
Вводная беседа.
Повторение пройденного материала в форме устного опроса по теме « История развития водного туризма»
История водного туризма началась за много тысячелетий до нашей эры – когда человек впервые вышел на воду,  используя для передвижения дерево или связку сучьев. Первый покоритель водной стихии греб руками и ногами, потом стал помогать себе сучьями. Вот тогда и возник элементарный аналог байдарки – популярного судна для водного туризма
Как возникла байдарка?
Возникновение судна такого типа уходит в древность и не зафиксировано. Европейские мореплаватели впервые  встретились с таким типом суден, когда впервые встретились с полярными народами. Эскимосы, чукчи, алеуты  и другие использовали лодки из кожи морских зверей, в основном тюленей, натянутой на каркас из дерева или костей. Местное население использовало эти лодки для морской охоты. Эскимосы выходили на 3-х местных байдарках в открытое море, где охотились на китов. Лодка прекрасно справлялась с непростой задачей, что подтверждает  её высокие мореходные свойства. Были у древней байдарки и родственники: байдары – многоместные судна и каяки – одноместные, закрытые сверху лодки. Всё это прототипы современных каноэ и байдарок.Начиная с шестнадцатого столетия, в практику вошли познавательные речные и морские путешествия. Немалый вклад в развитие водных перемещений сделал царь Петр I, который не только развивал судостроение в Российской империи, а и поощрял водные путешествия с исследовательски-познавательными целями.
В восемнадцатом столетии водный туризм стал популярен среди богатых дворян. Стало модным совершать морские путешествия в Азию, Европу и даже в Америку. В двадцатом столетии водный туризм начал активно развиваться как одна из спортивных дисциплин. Советская эпоха это- период в истории развития водного туризма характеризовался открытием новых маршрутов, строительством баз и созданием специализированный клубов и кружков. В настоящее время большое внимание уделяется водному туризму, как одному из направлений здорового образа жизни.
Сообщение темы.
Обратите внимание на доску. Я предлагаю вам отгадать загадки и подумать о чём пойдёт речь сегодня на занятии. Возьмите ручки и запишите в своих тетрадях тему занятия: «Предназначение и устройство байдарки Таймень-3».
Вводный инструктаж.
Сегодня наше с вами занятие требует от всех вас особого настроя, внимания, сообразительности и аккуратности, а так же, не скрою, и немалой физической выносливости. Кроме того, часть нашего занятия мы посвятим работе с плавательным судном, прошу бережного отношения к оборудованию.
Трёхместная разборная байдарка Таймень-3 предназначена для туристических походов и прогулок в светлое время суток по рекам, озёрам и водохранилищам с удалением от берега до 500м и высотой волны не более 0.15м и пересекать водохранилища длинной в 20км и более.
Объяснение темы нового материала.
Любые типы судов имеют сходную конструкцию и одинаковые названия. Они существенно отличаются по назначению и принципу устройства, но у всех имеются общие детали среди них: Байдарка «Таймень-3» состоит из алюминиевых деталей: из Блока штевня, Кильсона, Шпангоутов, Фальшборта и Стингеров.Оболочка байдарки из ПВХ.
Так как спортивным туристическим судам приходится работать в экстремальных условиях, то у них нос и корма похожей формы. Это позволяет преодолевать препятствия в любом месте.
Нос самая легкая часть судна, он должен легко всплывать при преодолении валов и волн.
Корма – задняя часть судна используется как грузовой отсек.
Требования по технике безопасности.СборкаСразу заметим не рекомендуется собирать байдарку на песке. Главная проблема- может забиться каркас и его будет проблематично разобрать, а стреляющие стрингеры открыть или закрыть. Также песок, попав под стрингер истирает шкуру что уменьшает срок её службы (хотя и незначительно)При сборке байдарки, нужно следить чтобы при установке шпангоутов №1 и №2 отгиб скоб (ушей) был направлен в нос байдарки, а шпангоутов №3 и №4 -в корму. Поскольку отгибы определить не всегда получается, то можно ориентироваться по спинкам, у них один край прямой, а другой полукруглый, спинка должна располагаться полукруглым краем вниз. 
 Типичные неисправности на судне:
перелом кильсона в поперечной плоскости;
перелом шпангоута;
загибание шпангоута;
загибание стрингеров;
заклинивание замка стрингера или вёсел;
разрыв брезентового покрытия;
отрыв носового и кормового швартового приспособления;
пробоина корпуса.
Ремонт неразъёмных соединений, замена сварки заклёпками или болтами.
                 П Е Р Е Р Ы В
     Практическая  демонстрация сборки и разборки судна.                 
     Практические упражнения учащихся по сборке, разборке и ремонту частей судна.
     Разделить учащихся на 2 группы по (экипажам)      
(по количеству байдарок) разместить их так, чтобы одновременно работать с двумя лодками.
         Текущий инструктаж учащихся по содержанию работ.
         Упражнение по замыканию и размыканию кильсона лодки.
          Ремонт частей судна (по графику)
Проверка всех частей байдарки и их исправность.
Устранение неисправностей.
         
Упаковка лодок в транспортный вариант.
Уборка инструмента и материалов, помещения.
    Подведение итогов.
Комментирую ошибки. Провожу выборочный опрос по содержанию урока.
      Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания. Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии. Записываю тему на доске. Перехожу к ведению занятий.
Наглядные пособия приготовлены до занятия.
Учащиеся записывают тему.
Использую фотографии судов и схему байдарки.
Демонстрирую стрингера
Использую запасные части судна
Показываю схемы устройств замка
С помощью трех учащихся произвожу сборку байдарки
Слежу и контролирую работу ребят, помогаю, обучаю как правильно использовать инструменты и приспособления.
Слежу и контролирую работу ребят, помогаю собирать каркас байдарки.