Проект образовательной программы самоутверждения по истории Отечества по теме Древнерусское государство в X-XIIв.в
Харцызская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 24
(История Отечества – 7 класс)
Тема: Древнерусское государство (X-начало XII вв.)
Составил учитель Буряченко Л.Н.
Харцызск 2016 г.
Дорогой друг! Сегодня ты продолжаешь путешествие по страницам славной истории нашего Отечества. Ты станешь свидетелем великих свершений. Выполняя разнообразные задания ты узнаешь, почему время княжения Владимира Святославича и его сына Ярослава считают периодом наивысшего расцвета Древнерусского государства, почему Владимира называют Великим, а Ярослава Мудрым.
Тема “Древнерусское государство(X-начало XII вв.)” передает дух отваги княжеской эпохи. Яркая, самобытная и разнообразная культура стала одним из наиболее важных достижений того времени. Работая над программой, дорогой друг, будешь понимать события давних лет. Быть достойным славы предков - наша обязанность перед ними.
Успехов тебе, друг, в изучении славной истории нашего Отечества.
Преодолев все трудности во время работы, ты будешь
знать:
-- основные события в Древнерусском государстве времен Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха;
-- политическое и общественное устройство Руси;
-- достижения в сфере культуры;
уметь:
-- анализировать и обобщать, делать выводы;
-- характеризовать личность и деятельность князей;
-- объяснять и применять понятия;
-- составлять сравнительные таблицы;
-- выполнять творческие задания;
ценить:
-- чувство уважения к своим далеким предкам;
-- чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины;
-- толерантное отношение к мнению других.
Выбери задания, запиши их в таблицу.
№ Содержание задания
Дата
Ознакомившись с заданиями, определи свое отношение к ним, поставь на полях против каждого задания обозначение:
! - интересное задание;
? - трудное задание;
0 - неинтересное задание;
= - не могу определиться.
Выполнив задания, оцени свою работу сам –
Сравни свою оценку с оценкой учителя --
№ Тема урока Основные вопросы содержательного компонента урока Чему я должен научиться, изучая историю Формирую компетентности, как уровень развития своей личности Содержание задания Уровень личного интереса
1. Князь Владимир. Крещение Руси Начало правления князя Владимира 1. Территориальный рост древнерусского государства. Реформы князя Владимира. Введение христианства как государственной религии. 1. Называть годы правления князя Владимира, год введения христианства. 1. Самообразовательная 1. Выполните работу историков-исследователей и составьте обобщающую таблицу " Деятельность Владимира Великого". 2.Находить оптимальный путь решения проблемы. 2. Поликультурная 2. Напишите сценарий небольшой постановки " Как Владимир выбирал веру". 3.Выполнять графические работы. 3. Информационная 3. Начертите схему " Система государственной власти в Древнерусском государстве X-XI вв.". 4.Самостоятельно определять цели своей познавательной деятельности. 4.Ценностно-смысловая 4. Проведите мини-исследование: "Имя" "Владимир" означает "владеть миром". Сумел ли овладеть миром князь Владимир? 5. Использовать изученный материал в нестандартных ситуациях. 5. Продуктивной творческой деятельности 5. Составьте слово-похвалу Владимиру Великому. 6.Развивать умение воплощаться в определенную историческую эпоху. 6.Поликультурная, коммуникативная 6. От имени чужестранца провести викторину " Правда - неправда". 2. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Утверждение Ярослава в Киеве. "Русская правда". Расцвет Русского государства. 1. Разыграть диалог по предложенной теме. 1.Коммуникативная, социальная 1. Представьте, что вы беседуете с князем Ярославом Мудрым. Каким по вашему мнению, могли быть его ответы на ваши вопросы? Запишите их. 2. Анализировать содержание исторической карты, читать легенду карты. 2. Информационная 2. На контурной карте закрасьте территорию кочевых племен, которые с 1061 года осуществляли набеги на Русь. Подпишите их названия. 3. Развивать навыки применения учебной информации. 3. Продуктивной творческой деятельности 3. Составить кроссворд "Ярослав Мудрый". 4. Уметь аргументировать высказанные тезисы. 4. Поликультурная 4. Напишите сочинение-миниатюру на тему "Древний Киев при Ярославе Мудром". 3. Древнерусской государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Ярославичи. Княжеские усобицы. Любечский съезд князей. Усиление великокняжеской власти при Владимире Мономахе, его внутренняя и внешняя политика. Походы Владимира Мономаха на Северский Донец. Правление Мстислава Владимировича. Распад Древнерусского государства. 1. Развивать самообразовательные умения. 1. Поликультурная, коммуникативная 1. Напишите сценарий своей встречи с Владимиром Мономахом. 2. Понимать возможность различных взглядов на одну и ту же проблему. 2. Ценностно-смысловая 2. Письменно изложите свои взгляды на роль личности в истории (написать эссе). 3. Обобщать отдельные факты, устанавливать причинно-следственные связи. 3. Продуктивной деятельности 3. Напишите слово-похвалу Владимиру Мономаху. 4. Особенности политического, экономического и социального развития Древнерусского государства. Политическое и общественное устройство Руси. Формы землевладения. Древнерусские города. Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли. Деньги на Руси. Отношение Руси с соседними народами и государствами. Экономическая и политическая роль Руси в Европе. Церковная организация и духовные ценности. 1. Развивать образное мышление, оценивать разнообразные явления. 1. Социальная, поликультурная 1.Напишите мини-сочинение на тему "Один день из жизни крестьянина" и проиллюстрируйте его рисунками. 2. Использовать усвоенные знания в нестандартных ситуациях, выполнять графические работы. 2. Самообразовательная 2. Начертите схему-лестницу, на которой на нижней ступени находится холоп, а на верхней князь. 5. Формирование русской культуры, ее особенности и достижения. Формирование русской культуры и ее особенности и достижения (былинный эпос, возникновение письменности, начало летописания, литература и ее жанры (слово, житие, поучение)). " Повесть временных лет" Нестора.?)Жизнь и быт населения Руси. 1. Развивать ассоциативное мышление учащихся. 1. Коммуникативная, поликультурная 1. Представьте, что вы живете в XI веке. Какие мысли и чувства могли возникнуть у вас при виде Софийского собора. Ответ оформите в виде письма своему другу. 2. Развивать умение художественно-творческой самореализации. 2. Продуктивной творческой деятельности 2.Нарисовать на выбор один из культурных памятников Киевской Руси X - XI вв. 3. Составлять исторический портрет выдающихся людей эпохи. 3. Информационная, мотивационная 3.Составьте исторический портрет "Каким я представляю себе Нестора-летописца". 6. Модульный контроль 3. Модульный контроль 3. 1. Устанавливать синхронность событий, доказывать свои выводы конкретными фактами. 1. Информационная, коммуникативная, интеллектуальная 1. Составьте план проведения конкурса "Лучший знаток истории Киевской Руси - конец X - начало XII века". 2. Анализировать исторические факты на основе их описания и наглядного изображения. 2. 2. Сделайте заготовку для игры "Найдите исторические неточности". 3. Систематизировать данные карты, применять их в нестандартной ситуации. 3. Продуктивной творческой деятельности 3. Нарисовать плакат на тему "Раздробленность Руси; благо или зло?". 4. Использовать приобретенные знания для решения учебной проблемы. 4. Информационная 4. Подготовьте рассказ о самом значительном событии в истории Древнерусского государства X – XII вв. ( 10 предложений).