«Формирование личностной культуры младших школьников на основе нравственных установок и моральных норм как путь к личностному развитию воспитанников»
Описание инновационного педагогического опыта
«Формирование личностной культуры младших школьников на основе нравственных установок и моральных норм как путь к личностному развитию воспитанников»
Воспитание из всех святых дел самое святое.
Феофан Затворник.
Характеристика ситуации, в которой возникла педагогическая проблема.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз возникал у меня. В поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А.Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека.
Постановка проблемы
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют не размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания в школе заключается в формировании такой личности – национального нравственного идеала России.
Цель и задачи проекта
Перед нами, современными учителями начальных классов ставится сверхсложная воспитательная задача:
мы должны раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений;
мы должны обеспечить готовность и способность выпускника начальной школы к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, т.е. формированием его личностной культуры на основе нравственных установок и моральных норм.
Обоснование способа решения проблемы (концептуальные направления реализации проекта на 4 года)
В Приоритетном национальном проекте «Образование» подчёркивается важность проблем воспитания подрастающего поколения. Гуманизация воспитания становится ведущим принципом процесса обновления школы, а духовно-нравственное благополучие каждого ребёнка должно стать главным результатом воспитательной деятельности. Данный проект представляет собственное видение и понимание проблемы воспитания как социально важного и специально организованного, педагогически управляемого процесса развития личности. Поэтому данный инновационный опыт являет собой совокупность концептуальных идей, содержания и технологий воспитания (воспитание личности).
Основные концептуальные воспитательные направления проекта:
I направление: «Я – ЛИЧНОСТЬ»
формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование основ морали, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
II направление: «Я и МИР ЗНАНИЙ (учебно-познавательное)
расширение кругозора, создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников;
развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию, усиление мотивации учебных целей;
формирование умения рационально организовывать свой день и свою деятельность.
III направление: «Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях и уважения к ним;
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
IV направление: «Я – ЧЕЛОВЕК» (социализация)
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
V направление: «Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
развитие интереса к природе, понимание активной роли человека в природе;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
VI направление: «Я и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание)
пробудить интерес к прошлому своего народа;
приобщать детей к истокам русской народной культуры, к духовно-нравственным ценностям своего народа, восстановить утраченные связи современного человека с историей прошлого и настоящего.
VII направление: «Я и ОБРАЗ ЖИЗНИ»
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Планируемы результаты (указаны в плане-сетке по реализации проекта)
Описание полученных образовательных результатов, способа и свидетельства их достижения и анализ результативности проекта.
В.А.Сухомлинский писал: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное». Всё дело в одной, в общей важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру, учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что человеком его так и не сделали”.
Великий педагог считал, что «незабываемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребёнка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
В младшем школьном возрасте особую роль играет учебная деятельность, происходит переход от «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения познаний, но и систематизация знаний.
Многолетний опыт педагогики доказал, что формирование основ нравственности, личной культуры ребёнка происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и негативных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой.
Важно начать работу по формированию духовно-нравственных ценностей в начальных классах так как оттого, то ребёнок увидит и услышит в детстве, зависит формирование его сознания к миру. Дети глубже познают мир, в котором жили и творили предыдущие поколения ,гордятся своей историей, своим народом, осознают себя его частичкой. Через это участие любить и беречь свою землю, а в дальнейшем и защищать.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для меня ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал распределяется по классам
на уроках окружающего мира материал распределяется по классам, соответственно темам разделов;
на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
на уроках математики материал вводится в содержании задач или в зашифрованные задания;
на уроках русского языка, изобразительного искусства и технологии полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных творческих работ.
Важное значение для духовно-нравственного формирования школьников имеет не только содержание , но и организация учебного процесса. Многие известные педагоги предлагают познавательную деятельность учащихся строить как коллективную, где создаются условия для формирования толерантности, взаимоуважения и взаимовыручки учащихся.
На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения в любой коллективной работе. Это отношение каждого участника к своему делу как общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу.
В связи с тем, чтобы на уроках, содержащих духовно-нравственный материал было интересно, применяю современные образовательные технологии: ИКТ, проектная технология, деятельностный метод обучения, различные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-экскурсии. Также использую разнообразные формы и методы обучения: беседа, чтение отрывков из книг, просмотр видеозаписей.
Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Воспитательный процесс по формированию личностной культуры младшего школьника строю таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выборов. Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
Методика работы со сказками в начальных классах обусловлена качественной неоднородностью этого жанра. При руководстве чтение сказок опираюсь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формирует у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в «сказочном мире», умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Одной из моих находок был обобщающий урок в 3-м классе на свободную тему «Десять заповедей». Дети припомнили все, что читали об этом за школьный период: из полузабытых рассказов учебной книги и внеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиеся готовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десять заповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедях можно сказать, что они составляют «костяк» нравственности христианина, его конституцию?
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Экскурсии с учащимися провожу в течение всего учебного года, которые имеют различные цели. Для того чтобы экскурсия была нравственно ценной, создается в коллективе эмоциональный настрой, распределяются между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Такие мероприятия дают возможность воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного к ее достоянию - природе.
Формирование нравственного опыта, личностной культуры школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью или внеклассной работой. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребности трудиться на благо общества, уважения к людям труда, бережное отношение к народному достоянию. Ярким примером общественного - полезного труда служит закладка им. Г.С. Лузянина в родном поселке, когда наряду со взрослыми трудились и дети.
Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных качеств и личностной культуры школьников в образовательном процессе.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность особенно значима, так как она начинает формироваться, а от уровня воспитанности зачастую зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах.
Для выявления уровня сформированности нравственного воспитания и личностной культуры школьника в образовательном процессе используются различные диагностические опросы учащихся.
В качестве исходного материала, на котором изучается нравственный опыт младших школьников, обычно выбираются такие моральные нормы, как «ответственность», «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества.
Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывается на «добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости – строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности»
Нравственная норма доброжелательность характеризуется в большой мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется как «стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность прийти на помощь советом и делом».
На указанные признаки моральных норм обычно идет ориентир при определении сформированности нравственного опыта обучающихся.
Выбор методик при исследовании определяются его задачами. Иногда при исследовании нравственного опыта младших школьников используется ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.
При использовании беседы по сюжетному рассказу, ученику предлагается прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадают в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задаются вопросы, которые составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах проведения и о самой нравственной норме.
При использовании метода незаконченных рассказов учениками зачитывается рассказ, в котором герою необходимо действовать или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждый испытуемый выступает главным действующим лицом. Ученик должен закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывая их.
При определении особенностей нравственного опыта и личностной культуры младших школьников используются следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний и личностной культуры испытуемых выделяются такие проявления, как понимание ими содержания моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или не соблюдения моральной нормы.
На первом этапе исследования учащимися во 2 и 3 классе предлагаются одни и те же вопросы:
Скажи , как ты думаешь, что такое ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный человек?
Как обычно ведет себя безответственный человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?
Анализ ответов и высказываний испытуемых во 2 и 3 классе показывает, что жизненный опыт и нравственные знания имеют положительную динамику: в 3 классе у детей явно прибавляется жизненный опыт, в рассуждениях детей преобладает моральная устойчивость.
Показателем относительно низкого уровня знаний и личностной культуры школьников является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, ученики обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, эти школьники выделяются в группу с низким уровнем нравственного опыта.
Далее выделяются учащиеся, у которых знания, отношения и способы поведения отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше чем, у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.
Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта. В результате проведенного анализа выделяются испытуемые в группу со средним уровнем нравственного опыта.
Оставшиеся испытуемые составляют группу с высоким уровнем нравственного опыта. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах и высказываниях представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм.
Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. На основе сказанного эти учащиеся выделяются в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.
Формирование нравственного опыта и личностной культуры младших школьников.
На следующем этапе исследования упор формирования нравственных качеств в 3 классе проходит в процессе обучения. При содержание учебной деятельности не изменяется, меняется только характер ее протекания.
Формирование ответственности проводится по следующим направлениям:
-организация взаимной деятельности учащихся на уроках;
- анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения:
-организация взаимоанализа и взаимооценки учащихся.
Доброжелательность формируется следующим образом:
- организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;
- систематическое проведение учителем анализа и оценки взаимоотношений между учащимися во время учебных заданий.
На втором этапе исследования учащимися предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу:
Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто – нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?
Дети играли в группе, некоторые рисовали, рассматривали картинки в книге. Таня сидела одна, очень грустная………..
Если бы ты строил что-то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал свой, задавался дополнительный вопрос: «А если тебе они тоже нужны?»
Полученные результаты обязательно анализируются. Как и на первом этапе исследования, испытуемые разделились на три группы – с низким, среднем, и высоким уровнем нравственного опыта и личностной культуры.
Изучение уровня развития личности учащихся класса 2008-2010г.
(Методика определения уровня воспитанности М.И. Шиловой и Н.В. Капустина)
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
2008
2009 2009
2010 2010
2011 2008
2009 2009
2010 2010
2011 2008
2009 2009
2010 2010
2011
19% 22% 31% 31% 34% 35% 50% 44% 34%
Вывод: В большей степени проявляются в коллективе учащихся такие качества личности, как товарищество, трудолюбие, в меньшей степени – скромность и дисциплинированность. По всем критериям отслеживается положительная динамика уровня развития личности каждого ученика, что говорит об эффективности работы по данной программе.
Динамика развития нравственного опыта у учащихся за 1 учебный год.
Тут применяется метод ранжирования. Учащиеся получают одну и ту же анкету каждый год с одним и тем же заданием: «Пронумеруй по порядку те качества человека, которые оцениваешь выше: веселый, модный, нарядный, честный, справедливый, умный, культурный. Обработка данных анкет в 1 классе дала следующие результаты: честность, культурный, умный, справедливый, веселый, нарядный, модный.
Выбор, главным качествам человека-честность, объясняется тем, что дети, поступившие в 1 класс, имеют разный уровень нравственных навыков. Познакомившись друг с другом в классе, дети приступают к главной деятельности данного возраста - игре. А честность в игре занимает одно из главенствующих мест.
На 2 месте – культурный. В это понятия дети вкладывают умение общаться друг с другом и учителем. Ведь в это время дети искали себе новых друзей, учились работать в коллективе.
Во 2-ом замере, спустя год, главным качеством человека было выбрано: умный, честный, справедливый, культурный, веселый, нарядный, модный. Анализ данных 2-ого замера дает четкий отпечаток учебной деятельности. Главное –быть умным. «Умный» равнозначно отличнику. Умного ученика больше хвалит учитель, значит, он нравится взрослому. С ни все хотят дружить. Отвечая на уточняющий вопрос: «почему главное качество человека – умный?», некоторые дети говорили, что умный человек должен быть и культурным, и честным, и справедливым.
Сравнивая данные 1-ого и 2-ого замеров в целом, обнаруживается, что в 1 классе (1 замер) детей, имеющих низкий уровень нравственной воспитанности, было 6 человек, средний уровень – 11 человек, высокий уровень – 8 человек.(Замер проведен среди 25 присутствующих в классе).
А спустя год, после проделанной работы по формированию нравственности у младших школьников, появляются следующие результаты: низкий уровень – 2 человека, средний уровень – 5 человек, высокий уровень 18 человек (замер проведён среди тех же 25 обучающихся).
Здесь хорошо видна динамика роста нравственной воспитанности у детей: низкий- 4, средний- 6, высокий – 10.
Результаты исследования состояния духовно – нравственных качеств личности.
(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой, методика «Репка» А.И. Герцена)
Качества 2008-2009 2009-2010 2010-2011
Любовь к родине 52% 67% 78%
Готовность прийти на помощь 61% 68% 82%
Интерес к родной культуре 77% 84% 92%
Вывод: результаты показывают, что уровень духовно – нравственного развития учащихся растет, меняется в положительную сторону отношение к духовно – нравственным ценностям: любовь к Родине, готовность прийти на помощь, интерес к родной культуре.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но сейчас она приобретаете еще большую актуальность, так как на новом этапе развития Российской Федерации необходим современный национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.
Закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - … в результате будет добро» только лишний раз подтверждает эту аксиому. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
И наши дети, воспитанники, с годами выработают в себе личностную культуру: станут вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?