Исследование влияния компьютерной зависимости, на агрессивное поведение подростков



Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Компьотерная зависимость

1. 1. Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером.
1.2. Компьютерная зависимость как фактор развития агрессивности личности
ГЛАВА 2 Проблема агрессии в различных психологических подходах.
2.1 Особенности агрессивных проявлений детей и подростков.
ГЛАВА 3. Исследование влияния компьютерной зависимости, на агрессивное поведение подростков
3.1. «Исследование феномена компьютерная зависимость у детей
3.2. Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки 3.3.Анализ полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Введение
Много лет назад люди и не думали, что современная техника так стремительно будет развиваться и привносит в нашу жизнь столько нового, что мы не успеваем отследить и овладеть новинками. Многие стали пользоваться портативными компьютерами и планшетами.
Сейчас много «технических чудес», среди которых и компьютер, ноутбук, планшет, мобильная связь и мировая информационная сеть Интернет. Компьютеризация охватила все сферы человеческой деятельности: компьютеры неизбежно преследуют нас дома, на работе, в школе и даже по дороге домой, мы становимся участниками виртуального мира, попадая туда при помощи планшетов и мобильного телефона.
Возникает вопрос, могут ли данные технологические средства тем или иным образом представлять угрозу для современного подростка? Мой интерес к теме связан с необходимостью изучения компьютерной зависимости, а так же определение взаимосвязи компьютерной зависимости с агрессивным поведением подростков и создание коррекционной программы по снижению агрессивного поведения подростков.
У  многих  игроманов  возникают  социальные  фобии,  ощущение  отчуждения,  покинутости.  Зачастую  такие  подростки  утверждают,  что  их  не  понимают,  им  трудно  найти  тему  для  разговора  или  вообще  заговорить.  Из-за  узости  кругозора  сверстники  не  жалуют  таких  одноклассников.  Вследствие  у  подростков,  находящихся  в  зависимости  от  компьютерных  игр формируются  комплексы  и  агрессия,  которую  они  адресуют  внешнему  миру.  Из-за  неумения  рационально  выражать  свои  чувства  эмоциональные  реакции  у  таких  подростков  выглядят  крайне  агрессивными,  неадекватными,  что  в  свою  очередь  вызывает  удивление,  страх  и  шок  у  окружающих.  Из  множества  работ  отечественных  психологов  можно  сделать  вывод  о  положительном  влиянии  определенных  социальных  условий  на  таких  подростков.  Многие  психологи  и  психотерапевты  использовали  в  своей  работе  проективные  техники  и  методы  активного  обучения  для  социализации  и  адаптации  подростков  с  компьютерной  зависимостью,  и  отмечали,  что  имеется  положительная  динамика  в  ряде  проблем  у  таких  подростков.  Данная  мысль  и  стала  основанием  для  проведения  моего исследования,  нацеленного  на  выявление  уровня  агрессивности  подростков,  которые  находятся  под  влиянием  компьютерной  зависимости.
Чтобы ответить на данный вопрос были проведены исследования. Их цель - выявить имеет ли место быть зависимость у подростков от компьютерных технологий и выяснить влияет ли компьютерная зависимость на агрессивное поведение школьников.
Задачи исследований:
1.  Определить роль компьютерных технологий в жизнедеятельности современных школьников.
2.  Исследовать подвержены ли учащиеся компьютерной зависимостью и ее влияние на учащихся.
3. Исследовать влияние компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков.
4. Исследовать и проанализировать различия в степени агрессивности между зависимыми подростками и не подверженными компьютерной зависимостью.
Объектом данного исследования выступили учащиеся 4-6 классов, а так же проявление агрессивности у подростков, увлеченных компьютером.
Предметом явилось изучение и анализ влияния компьютерной зависимости на агрессивное поведение подростков
Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе затронута мало исследуемая проблема влияния компьютерной зависимости на формирование личности. Показано, что компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности: физической агрессии, склонности заражаться агрессией толпы, ригидность и внушаемости. Полученные результаты осуществляют вклад в копилку психологии личности, а также могут быть использованы в консультационных, психо-коррекционных и воспитательных мероприятиях с подростками.
Компьютерные технологии хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден.
ГЛАВА 1.Компьютерная зависимость подростков
1.1.Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером
Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальныйвыход. Зависимость от компьютера осознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Основными критериями, определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:
беспричинное возбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения от безучастно-подавленного до эйфорически -приподнятого, болезненная и неадекватная реакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям, старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
ухудшение памяти, внимания;
снижение успеваемости, систематические прогулы занятий;
ограничение общения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком, значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонные звонки, встречи;
уход от участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимого дела;
пропажа из дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
появляющиеся изворотливость, лживость;
неопрятность, неряшливость, не характерные ранее;
приступы депрессии, страха, тревоги.
Компьютер, выполняет действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки и радио, отображение фильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок, отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функций телефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изучения глобальных сетей и участия в электронных играх, а также многое другое. Таким образом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который "отключает" его от реального мира, "переключая" на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией,иестькомпьютернаязависимость. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновениюагрессии,замкнутости.
Ребенка привлекает в игре:
Наличие собственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
Отсутствие ответственности;
Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
Возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
Возможность самостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от того к чему они могут привести.
Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
1.2. Компьютерная зависимость как фактор развития агрессивности личности
Феномен  компьютерной  зависимости  в  настоящее  время  является  серьезной  проблемой  современного  общества.  Компьютер  —  это  не  только  электронное  устройство  для  обработки  различной  информации,  но  и  машина,  которая  может  развлечь  человека,  которая  позволяет  человеку  общаться  на  расстоянии,  не  прилагая  никаких  особых  усилий,  при  этом  поглощая  его  и  вовлекая  в  свой  безграничный  виртуальный  мир.  В  процессе  вовлечения  личности  в  этот  «виртуальный  мир»  и  появляется  компьютерная  зависимость.  Наиболее  подверженными  этому  становятся  дети  в  возрасте  15—17  лет,  так  как  в  этот  переходный  период  они  наиболее  уязвимы  в  эмоциональном  плане,  и  как  следствие  более  агрессивны.
Впервые  о  компьютерной  зависимости  заговорили  в  начале  80-х  годов  американские  и  английские  исследователи.  Английский  психолог  М.  Шоттон  объясняет  причину  возникновения  данного  феномена  тем,  что  подростки  и  взрослые  воспринимают  компьютер  в  роли  некого  «конкурента»  —  последовательного,  умного,  многофункционального.  Суть  конкуренции  человека  с  машиной  состоит  в  том,  что  подростки  и  взрослые  пытаются  осуществить  «контроль»  за  этим  высокотехнологичным  устройством,  особенно  если  получить  контроль  в  других  сферах  деятельности  у  них  не  получается.  У  зависимых  подростков,  чаще  всего,  контроль  утерян  не  только  в  различных  сферах  деятельности,  но  и  в  социальных  отношениях:  они  пытаются  контролировать  поступки  и  слова  других  людей,  нередко  самых  близких,  однако  им  это  плохо  удается.  В  отношении  подростковой  зависимости  М.  Шоттон  отмечает  также  опасность  истощения  эмоциональной  сферы  подростка,  поскольку  в  процессе  игры  ещё  никому  не  удавалось  выигрывать  с  первого  раза.  Это  значит,  что  подросток,  переживая  бурю  негативных  эмоций  в  себе  от  проигрыша  пробует  снова  и  снова  пройти  злополучный  этап,  что  в  свою  очередь  порождает  череду  негативных  эмоциональных  всплесков.  Изучая  компьютерную  зависимость  ученые  неоднократно  подтверждали  своими  исследованиями,  что  эмоции,  переживаемые  от  поражения  в  процессе  игры  очень  сходны  с  эмоциональными  переживаниями  горя.  Большинство  компьютерных  игр,  по  мнению  автора,  провоцируют  агрессивное  поведение,  неустойчивое  настроение  и  неадекватные  реакции. 
Основоположниками  психологического  изучения  зависимости  от  интернета  считаются  американские  исследователи:  К.  Янг  и  И.  Голдберг .  В  своих  работах  они  дают  характеристику  типам  компьютерной  зависимости:
зависимость  от  интернета  —  это  род  зависимости  при  котором  человек  испытывает  моральное  удовлетворение  от  поиска  информации  в  интернете(зачастую  бесполезной),также  человек  заводит  бесцельные  знакомства  в  интернете,  не  приводящие  к  развитию  социальных  контактов(с  данной  позиции  люди  ищут  по  различным  параметрам  себе  собеседников,  общаются,  но  при  этом  не  приносят  пользы  для  развития  своей  личности);
зависимость  от  игры  —  это  навязчивое  увлечение  компьютерными  играми  по  сети  или  стационарно.
Следует  отметить,  что  примерно  в  то  же  самый  период  или  несколько  раньше  психолог  Ш.  Текл  проводила  исследование  стадий  освоения  компьютеров  детьми  и  подростками .  Она  также  отметила,  что  для  целого  ряда  обследованных  испытуемых  важным  моментом  является  осуществление  «контроля»  над  компьютером.  Для  нашего  исследования  важным  выступают  выделенные  Ш.  Текл  показатели  компьютерной  зависимости:  нежелание  отвлекаться  от  работы  или  игры  за  компьютером;  раздражение  при  вынужденном  отвлечении  от  работы  за  компьютером;  забывание  о  домашних  делах,  обязанностях,  учебе,  встречах  в  процессе  работы  за  компьютером;  пренебрежение  собственным  сном,  здоровьем,  социальными  отношениями  ради  времени  за  компьютером. 
Ряд  физиологов,  которые  изучали  причины  и  следствия  возникновения  компьютерной  зависимости  выяснили,  что  в  процессе  игры  у  подростков  и  взрослых  происходит  ряд  химических  реакций,  сходных  с  чувством  счастья,  удовлетворённости.  Ученые  обнаружили,  что  у  испытуемых  в  крови,  после  серии  удачных  компьютерных  раундов,  присутствует  серотанин  (гормон  счастья).  После  ряда  проигрышей  в  компьютерных  играх  у  испытуемых  было  зафиксировано  в  крови  высокое  содержание  тестостерона  (гормон  агрессии  и  стресса).  На  основе  этого  был  сделан  вывод  о  том,  что  компьютерные  игры  напрямую  воздействуют  на  психоэмоциональное  состояние  человека.  Учеными  давно  доказано,  что  испытывая  положительные  эмоции  и  эйфорию,  человек  вновь  стремится  испытать  это  чувство,  впадая  в  зависимость.  В  случае  с  компьютерной  игрой,  человек  испытывает  удовольствие  от  победы,  затем  стремясь  его  испытать  вновь,  возвращается  к  игре,  но  побеждать  всегда  невозможно,  за  победой  следует  поражение,  которое  вызывает  негативные  эмоции. 
Почему  человек  не  просто  находится  в  плохом  настроении,  а  проявляет  агрессию?  На  этот  вопрос  дали  довольно  четкий  ответ  отечественные  ученые,  которые  объяснили  природу  возникновения  агрессии  в  процессе  компьютерных  игр.  Дело  в  том,  что  не  получая  удовольствия  организм  впадает  в  состояние  фрустрации,  но  взрослый  человек  чаще  находит  разумный  выход  из  ситуации  дезадаптации,  чем  подросток.  Взрослый  сможет  лучше  справиться  с  возникшими  у  него  чувствами,  чем  ребенок  подросткового  возраста,  и  без  того  с  несформировавшимся  гормональным  фоном.  В  отечественной  психологии  данная  проблематика  становится  сферой  научных  интересов  А.Е.  Личко,  Н.Я.  Иванова,  которые  определяют  компьютерную  зависимость  как  заболевание.  Авторы  проводят  параллели  между  компьютерной  зависимостью  и  наркотической,  сообщая  об  их  сходстве  в  поведенческих  реакциях.  Данные  психологи  также  отмечают,  что  подростки  проявляют  более  яркие  агрессивные  поведенческие  реакции  вследствие  компьютерной  зависимости,  чем  взрослые  люди.  Подростки  также  чаще  проявляют  физическую  агрессию,  а  вербальную  реже,  взрослые  же  наоборот.
ГЛАВА 2. Проблема агрессии в различных психологических подходах.
           Агрессивное поведение в обществе считается неприемлемым. Однако в разных культурах степень ограничения агрессии сильно различается. Например, племена американских индейцев команчи и апачи воспитывали своих детей воинственными, а гопи и зуни, наоборот, ценили миролюбие. Если вдуматься, в природе именно агрессивность помогает многим животным выжить в условиях естественного отбора. В человеческих отношениях агрессивность имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Бороться с трудностями, покорять природу, мериться силами — все это социально одобряемая и поощряемая форма агрессии, без которой был бы невозможен прогресс. Так что агрессивность — свойство древнее. Люди, многого добившиеся в жизни, как правило, не лишены агрессивности, которую можно назвать конструктивной. Она побуждает активно добиваться своих целей, дает энергию и уверенность в себе. Такие люди могут сделать для общества много хорошего. Я же рассмотрю агрессивность разрушительную, деструктивную, портящей жизнь и самому ребенку, и его близким.
 Тема агрессии всегда  вызывала интерес психологов. Данной теме посвящено много фундаментальных  теоретических исследований о причинах возникновения агрессивного поведения( Р.Бэрон,Д.Ричардсон, А.Бандура, Г.Бреслав, А. Басс ,Э. Фром, В. Оклендер и др.). Существует много определений агрессии, но ни одно из них не может быть признано исчерпывающим.
Агрессия-( от лат. «agressio»- нападение, приступ ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения ( одушевленным и неодушевленным ) , а также моральный ущерб живым существам ( негативные переживания , состояние напряженности, подавленности, страха т. п) .(Психологический словарь ).  Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение , так и косвенным (распространение порочащих слухов ).  Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.
    По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную ( оскорбление, распространение клеветы отказ общаться ); прямую и косвенную.
       А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становится инструментом личного обогащения или  продвижения.      
     Додж и Койе (1987) выделили реактивную проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная  агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно встретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для достижения власти в группе).
     В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Агрессивная энергия у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще  не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.
Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называют неадекватным, его цель — устранение препятствия. Агрессия может быть направлена на того, кто мешает достижению цели, на окружающие предметы, на тех, кто не виноват, но просто «подвернулся под руку» или на самого себя, так называемая аутоагрессия. Можно говорить о намеренной или случайной агрессии, инструментальной (для достижения некоторой цели) или враждебной (чтобы причинить кому-то боль). И все-таки агрессивное поведение не всегда причиняет вред другому человеку или предмету. Предприимчивость, активность, напористость, самооборона, упорство в своих желаниях и стремлениях имеют то же происхождение, что и непослушание, жестокость, упрямство. Постоянная необходимость бороться, преодолевать препятствия может развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность, может сделать ребенка упорным либо безвольным. Для того чтобы поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать появлению отрицательных, необходимо понять природу и происхождение агрессивного поведения.
2.2 .Особенности агрессивных проявлений детей и подростков.
     Наиболее сильные проявления агрессии характерны для детей. Агрессивность обнаруживается очень рано — в отчаянном плаче грудного младенца нетрудно услышать злость и возмущение. Причина проста - малышу в чем-то отказывают, и это его раздражает. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность — это реакция борьбы, так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми. Появляясь в младенчестве, агрессивность обычно растет на протяжении раннего дошкольного периода, прежде чем пойти на убыль. Спад агрессии связывают с возрастающей способностью детей разрешать конфликты неагрессивными способами (словами, а не кулаками), а также с появлением опыта взаимодействия в игровых ситуациях. К тому же к 6—7 годам дети становятся менее эгоцентричными и начинают лучше понимать чувства и поступки других. Тем не менее, согласно наблюдениям психологов, люди, у которых в зрелом возрасте появились отклонения, неприемлемые с социальной точки зрения, в детстве проявляли агрессивность по отношению к окружающим, не признавали авторитетов, враждебно относились к любым формам организации.
Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются преимущественно в детском и подростковом возрасте. Первоначально они возникают как конкретно-ситуативные явления, источником которых являются внешние обстоятельства. Агрессивные действия детей еще не определяются внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учета и понимания их нравственного значения. Однако  в результате неоднократного повторения такого поведения при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий, эти явления постепенно приобретают устойчивый характер, отрываются от ситуации, в которой первоначально возникли, превращаются в черту личности.
    В некоторые возрастные периоды - раннем и подростковом возрасте - агрессивные действия считаются не только нормальными ,но и в некоторой степени необходимыми для становления самостоятельности.
      Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому проявлению агрессивного поведения, как черта личности формируется по разным причинам. Защитная агрессивность- основной причиной ее является нарушение развития  в младенческом возрасте, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Функция агрессии - защита от окружающего мира.
Поведенческие проявления защитной агрессивности – часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает;
Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность, способность к самостоятельности, то в активном варианте у него формируется деструктивная агрессивность. Агрессивные действия ребенка - это сообщение о своих потребностях, установке своего места в жизни. Первые агрессивные действия ребенок направляет на близких, которые из лучших побуждений стараются их пресечь, тогда ребенок будет стараться открыто не проявлять гнев. В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В.Оклендер, остается внутри ребенка. Ребенок привыкает жить. Систематически подавляя свои эмоции, используя косвенные способы проявления агрессии.
Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью: маленькие агрессоры всегда испытывают трудности в общении с родными и сверстниками. Они изначально отличаются от других детей большей вспыльчивостью, непокорностью, непредсказуемостью, дерзостью, мстительностью. Им свойственны самоуверенность, недостаток внимания к чувствам окружающих. Они в меньшей степени реагируют на похвалу и поощрение. Эти дети бывают очень обидчивы, бурную реакцию протеста у них может спровоцировать любое замечание или шутливое прозвище. Они нередко наделены лидерскими чертами и бунтуют против стремления взрослых всецело подчинить их своей воле. Агрессивный ребенок не умеет отстаивать свои интересы, в споре не способен найти адекватные аргументы, поэтому кричит, спорную вещь отнимает, ругается, требует, хитрит, плачет. Он не умеет проигрывать, а если это случается, злится, обижается, отказывается от игры, при этом неудачи надолго выбивают его из колеи.
Эмоциональная неудовлетворенность часто заставляет таких детей искать удовлетворения в причинении боли окружающим — они мучают животных, издеваются над другими детьми, оскорбляют их словесно и действием, ябедничают. И тем самым обретают внутреннее равновесие.
Ребенок, испытывающий подавленность, напряженность, стресс, неуверенность в себе, тоже может быть агрессивен. Агрессия в данном случае становится средством защиты от чувства тревоги. Ребенок ожидает от всех подвоха и бросается защищать себя, как только почувствует, что кто-то ему угрожает. Он атакует, не дожидаясь нападения, при этом бьется отчаянно, изо всех сил. Такой ребенок попадает в ловушку собственной мнительности. Интерпретируя действия других детей как враждебные, он своими агрессивными реакциями вызывает агрессию со стороны окружающих. Серьезное отставание в учебе может быть как следствием, так и причиной агрессивности ребенка. Исследователи отмечают, что большинство школьных хулиганов плохо читают, у них низкий уровень грамотности. Сам факт неудач в школьном обучении вводит некоторых детей в состояние разочарования и обиды, которое может перерасти в протест, агрессивное поведение.
Для благополучного развития ребенка важны стабильные семейные отношения. Иногда дети используют различные способы получения негативного внимания, и для этого прибегают к агрессивным действиям. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстративной.
Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости и воровству.
Анализируя агрессивность как свойство личности, американскими психологами, работающими с детьми , были разработаны характерологические особенности агрессивных детей.
Характерологические особенности детей и подростков.
1.Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4.Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10.Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11.Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12.Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий( эмоционально застревают на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
          Агрессия - это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев - это чувство вторичное. В его основе  лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви, и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей - это своеобразный сигнал SOS,  крик о помощи, о внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.
Если своевременно учить детей направлять свои агрессивные чувства в определенное русло и в то же время побуждать их к такому позитивному социальному поведению, как помощь или участие, можно избежать многих проблем в старшем возрасте.
ГЛАВА 3. Исследование влияние компьютерной зависимости, на агрессивное поведение подростков
Организация и методы исследования Данное исследование проводилось в 2013-2014 году. В исследовании принимало участие подростки 10-12 лет. Было опрошено 56 учащихся(32 юношей и 24 девушка). Была предложена анкета для выявления компьютерной зависимости и опросник, предназначенный для изучения уровня агрессивности.
3.1. «Исследование феномена компьютерная зависимость у детей.
С  целью  предварительного  анализа  проблемы  и  выявления  количества  времени,  которое  подростки  ежедневно  проводят  за  компьютерными ,  был  провели  опрос.  Учащимся была предложена анкета (рис 2) для выявления зависимости школьников от компьютера, а так же влияния компьютера на здоровье и психику детей.
В анкете затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей к проведению свободного времени за компьютером, влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей, а также влияние современных информационных технологий на развитие интеллекта.
В начале исследования были выявлены учащиеся 4-6 классов, которые имеют компьютер у себя дома. Это 46 учащихся с ними проводилось дальнейшее исследование.
32340551494155Также было выяснено, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 51% детей проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 17% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 10% - до 2 часов в день. Таким образом, дети отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.
10 человек - проводящих за компьютером не более 2-х часов в день;36 человек - проводящих за компьютером больше 2-х часов в день.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1
(рис 1)
Анкета «Время работы за компьютером».
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
2.Со сколько лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа ___________________
рисунок 2
Для дальнейшего исследования учащимся имеющим компьютер была предложена анкета.(см. ниже) После обработки данных анкеты на определение места компьютера в жизни современных детей ( признаки компьютерной зависимости)
Анкета «Зависимость от компьютера».
1.Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
2.С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
3.Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как
4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?
а) не может; б) да; в) не знаю
5.Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?
а) нет; б) да;
7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;
8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
9. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Анализ полученных результатов показал: (приложение 1)
1 и 2 вопрос:
3791585175895Так, например было выяснено, что Рисунок 3
73% респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры и им трудно оторваться от игры. Вероятно, эти ученики склонны к игромании.
27% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм. (Рис 3)
3 вопрос
Общение по электронной почте или  общение  с другом на яву
Рисунок 4
3500120274320 40 % выбрали общение по электронной почте,
60 % общение с другом на иву.(рис 4)
4 вопрос: Я поставила ребят перед выбором: компьютер или лыжная прогулка
  73 % выбрали компьютер, а 27 % - лыжная прогулка. (рис5)
1469390127000
Рисунок 5

5, 6, 7 и 8 вопросы: ребята ответили в основном в отрицательной форме, хотя на вопрос «Вы кушаете, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?» 76% ответили, что иногда бывает, это 33 ученика из 46.
9 вопрос: «Что вас больше всего интересует?» Ребята ответили (рис6):
3481070427990а) компьютер - 71%
б) чтение книг - 5%
в) другое увлечение - 24%
Рисунок 6
Из этого исследования была выявлена группа учащихся, которая возможно испытывает зависимость от компьютера это 33 учащихся, которые ответили, что у них есть постоянное желание проводить время за компьютером и им трудно оторваться от игры и интернет общения. (Приложение 1)
Вероятно, эти ученики склонны к игромании и у них компьютерная зависимость. С этими учащимися было проведено анкетирование на выявление психологических симптомов, здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером и влияние компьютера на развитие  интеллекта.
Учащимся был предложен ряд вопросов на выявление психологических симптомов говорящих о зависимости от компьютера, а так же вопросы Здоровьесберегающих технологий при работе с компьютером. С помощью анкеты хотелось узнать мнение ребят о том, влияет ли компьютер на их психическое и физическое здоровье, и получены результаты, которые представлены в виде диаграмм.
Психологические симптомы
Рисунок 7
3382010346075В ходе анкетирования я постаралась выяснить, пребывают ли в плохом, раздраженном настроении школьники,  если был сломан компьютер?  (Рис7)
71 %детей пребывают в раздраженном настроении, не могут ничем заняться,
29 %- не испытывают зависимости.
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?
89% ответили, что, не конфликтовали и не угрожали, а 11 % ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета  «общения»   с компьютером.
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
Анкета.
1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов
2.Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
3.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 80% ответили, что можно  сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 10% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 10-ти часов.
Устают  глаза при работе с компьютером у 74% опрошенных, ответили да,  у 24% глаза не устают, а 2% не придают значения этому.

Гимнастику для глаз делают 20% из числа опрошенных.
Рисунок 8
3034030584835 Из представленных в диаграмме данных мы видим (рис 8), что 53 % детей считаю, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей, а именно, 42 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 5 % детей не задумывались над этим вопросом.
Следовательно, большинство детей все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья
Влияние компьютера на развитие  интеллекта
Анкета.
1.В какие игры вы предпочитаете играть.
а) брадилки; б) стратегии; в) логические
2.С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю 
На заданный вопрос, в какие компьютерные игры вы предпочитаете играть?  54% ответили, что предпочитают играть в бродилки, 18% предпочитают стратегии, 28% предпочитают логические игры (рис9)
Рисунок 9
222885118745
Также выяснялось у учащихся, изменился ли их интеллект с приобретением компьютера.
692785640715 9% учащихся ответили что повысился, 11% ответили что остался на том же уровне, и большая часть учащихся это 80% ответили что не замечал.(рис 10)
Рисунок 10


Проанализировав результаты опроса выявлено следующее, проводя большую часть своего свободного времени на работу за компьютером, дети не заметили, что стали зависимыми от «чудо техники».
В результате исследования выявлено, что проблема компьютерной зависимости имеет место быть и остро стоит в настоящее время.   По  результатам  опроса  была  определена  группа  испытуемых  —  подростков,  увлекающихся  компьютерными  играми  и  проявляющими  все  признаки  компьютерной  зависимости.
Данный  опрос  выявил,  что  33  подростка  из  56  опрошенных  регулярно  проводят  за  компьютером  более  2-х часов  в  день,  увлекаются  компьютерными  играми. По  результатам  опроса  была  определена  группа  испытуемых  —  подростков,  увлекающихся  компьютерными  играми  и  проявляющими  все  признаки  компьютерной  зависимости.
В моем дальнейшем исследовании учащихся были разделены на две экспериментальные группы:
группа А – 21 человек, те учащиеся у которых в результате исследования не выявлено признаков компьютерной зависимости(13 человек), и которые не имеют дома компьютер (10 человек). (42%)
Группа Б – 33 учащихся у которых в результате исследования выявлены признаки компьютерной зависимости. (58 %)
3.2. Методика диагностики показателей и форм агрессии
А. Басса и А. ДаркиДля исследования агрессивности у подростков в своей работе я использовала известную диагностическую процедуру изучения агрессивных проявлений с помощью опросника Баса – Дарки,
В исследовании участвовали учащиеся 4-6 классов –56 человек, разделенные на 2 группы. 1 - группа Б - учащиеся имеющие признаки компьютерной зависимости. 2 - группа А - учащиеся не имеющие признаков компьютерной зависимости. Учащимся были предложены 75 вопросов, с которыми можно согласиться или нет. Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются суммированием полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности; Враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим; Агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:1.                   Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.2.                    Косвенная агрессия – агрессия окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая  ни на кого не направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т. д.)3.                   Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.4.                    Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся  законов и правил).5.                   Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. 6.                   Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.7.                   Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы, проклятья, ругань, насмешки).8.                   угрызения совести, чувство вины – выражают сдерживающее влияние чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки.
При  помощи  опросника  выявления  агрессивности  можно увидеть   что  у  многих  испытуемых  (подростков,  имеющих признаки компьютерной зависимости)    индекс  агрессивности  соответствует  норме  у    70%,  у  30%  индекс  выше,  это  свидетельствует  о  высокой  степени  проявления  агрессивности. (S) (Приложение 2)
У испытуемых (подростков, не имеющих признаков компьютерной зависимости) индекс  агрессивности  соответствует  норме  у  78  %,  у  22  %  индекс  выше,  это  свидетельствует  о  высокой  степени  проявления  агрессивности. (S) (приложение 3).
По данным диагностики у учащихся 4-6 классов в обеих исследуемых группах наблюдается уровень агрессивности различных форм 27%
Обработав по формуле: КЗ+*100/n=S было выявлено что в группе Б имеется небольшое превышение индекса уровня агрессивности на 8%
Проведенное исследование показывает, что проблема агрессивности в школе существует, особенно выражена в подростковом возрасте.
У мальчиков наиболее выражены физическая, косвенная агрессия, негативизм, обидчивость.У девочек чаще встречаются физическая. вербальная, косвенная агрессия, раздражение негативизм, чувство вины.
    3.3.Анализ полученных результатов.
Представленные выше результаты обследования двух групп подростков (имеющие признаки компьютерной зависимости и не имеющих этих признаков), было подвергнуто статистическому анализу по выявлению значимости различий в показателях агрессивности в обследуемых группах.
Сравнение данных исследования выборки 2 и 3 показал, что различия имеются, 8% . То есть подростки имеющие признаки компьютерной зависимости по показателям агрессивности имеют небольшой перевес и отличаются от своих сверстников не имеющих признаков компьютерной зависимости и повышенной склонностью заражаться агрессией толпы и внушаемостью.
Другими словами, полученные данные не позволяют утверждать, что
признаки компьютерной зависимости влияют на уровень агрессивности
подростков, потому что индекс агрессивности имеется в обеих группах превышения.
Заключение
Данное исследование подтверждает тот факт, что компьютерная зависимость может являться одним из факторов влияющих на агрессивность подростков. Но полностью гипотеза не подтверждена, т. к. высокий уровень агрессии имеется в экспериментальной группе как А так и Б.
Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  проявление  агрессии  подростками,  обусловлено  увлечением  компьютерными  играми,  но  чтобы  снизить  уровень  агрессии  и  несдержанности  можно  использовать  методы  активного  обучения,  нацеленные  на  формирование  базовых  социальных  умений  детей  с  агрессивным  поведением,  формирование  умения  конструктивно  действовать  в  конфликтных  ситуациях,  постепенное  и  планомерное  избавление  от  компьютерной  зависимости,  нормализация  взаимоотношений  в  семье.
Компьютерные игры, агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности. Подростки более внушаемы, применяют физическую агрессию, ригидны и склонны заражаться агрессией толпы. Все, что видят на экране монитора, то есть образ того как необходимо поступать, эталон превосходства над другими, они выносят в «жизнь». Фантазии все более и более овладевают человеком. Он не может отличить реальную жизнь от фантазии.
Выражением своей агрессивности они видят в вербальной агрессии, то есть выражение негативных чувств через ссоры, крики, визг, упреки, угрозы. Человек при таком поведении становится антисоциален. Его поведение не устраивает общество. Человек все больше отстраняется, «сам себе на уме», позволяет дать разрядку своим негативным эмоциям в обстановке, где их преимущественно не знают и мала вероятность понести наказание.
В основном агрессия носит защитный характер. Очень выражены реакции негативизма - оппозиционной формы поведения. Направленной против авторитета и руководства (особенно против взрослых). Исходя из результатов исследования вытекают следующие коррекционные и профилактические мероприятия
Для  снижения  выявленного  уровня  агрессивности  были разработаны рекомендации для родителей и учителей, а так же разработана программа снижения агрессивного поведения,  с  целью  обучения  подростков  приемам  общения,  стимулирования  развития  их  коммуникативной  культуры,  формирования  умения  конструктивно  действовать  в  конфликтных  ситуациях,  научить  подростков  рационально  использовать  своё  время,  помочь  постепенно  избавиться  от  компьютерной  зависимости.
Рекомендации.
1. Беседы с родителями об организации досуга детей, поскольку ввиду
занятости родителей дети часто предоставлены самим себе, и заполнение
свободного времени осуществляется с помощью компьютерных игр, большинство из которых агрессивны. Родителям необходимо объяснить подростку, что компьютерные игры способствуют развитию быстроты мышления и принятия решений, а так же развивают моторику рук, но могут оказывать негативное влияние на морально- этическое развитие личности подростка, у которого может сформироваться представление, что агрессия-жестокость по отношению к другим общепринятый способ общения во взрослом мире.
Родителям желательно:
1) участвовать в подборе игр подростков;
2) объяснять подросткам о недопустимости агрессивного поведения в
реальной жизни, о возможных последствиях такого поведения не
только для объекта агрессии, но и для субъекта агрессии.

2. В школьной практике могут применяться треннинги развития навыков общения, умения сотрудничать с другими детьми и с взрослыми. Рекомендую следующие тренинги «Психотренинг по общению для учителей».
1) Развитие навыка восприятия партнера по общению.
2) Помочь членам группы раскрыть в себе сильные стороны характера
помогающие в общении.
3) Осознание собственного влияния на других людей.


3. Родителям также необходимо развивать самосознание подростков,
умение планировать действия и принимать собственное решение. Очень важно уметь противостоять мнению группы антисоциальных подростков.
4. Была подготовлена Коррекционная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан»
Цель тренинга: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.
Задачи тренинга:
Обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)
Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах;
Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом;
Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи;
Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.
формировать позитивную самооценку;
Список  литературы:
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1995
Войскунский  А.Е.  Актуальные  проблемы  психологии  зависимости  от  Интернета  /А.Е.  Войкунский.  2004,  т.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога 1997 г.
Джуди Солпитер « Дети и компьютер» 1991 г.
Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. - М., 1991.
Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа. - 2005. - №6.
Рогов.Е.И., Настольная книга практического психолога в образовании , М., 1996.
Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум» 2000
Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков»
Собкин В., Евстигнеева Ю. Виртуальная атака//Первое сентября. – 2001.-№ 8
Иванов, М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Электронный ресурс]// http://flogiston. ru/articles/netpsy/gameaddict.
Личко  А.Е.  Словарь  современной  американской  психиатрической  терминологии  с  ее  отличиями  от  принятой  в  России  /А.Е.  Личко.  1992. 
Холлечер В. «Человек и агрессия»
Хухлаева О.Классификация нарушений / Школьный психолог № 41/2001.
Школьный психолог / Агрессивный ребенок.,№ 18/2001.
.Янг  К.  Пойманные  в  сеть/К.  Янг.  1994.
http://www.BestReferat.ruhttp://www.родитель.ruhttp://flogiston.ruhttp://centercep.ruПриложение
№ №
Ф.И Вопросы
1,2 3 4 5 6 7 8 9 Общее количество
1 А.Д. Д + Да На явукомпиногда отротрда другое КЗ +
2 Ас.Д. М + Да На явукомпиногда отротротркомпКЗ +
3 Б.Д. Д + Нет На явулыжи нет отротротрдругое ---------
4 К.А. Д - -----
5 К.Н. М + Да На явукомпиногда отротрда компКЗ +
6 К.М. Д + Да Эл. почкомпиногда да да да компКЗ +
7 М.СтМ + Да На явукомпиногда отротрда другое КЗ +
8 П.В. М + Да Эл. почкомпиногда отротротркомпКЗ +
9 П.И. М + Да На явукомпиногда отротротркомпКЗ +
10 С.Т. Д + Нет На явулыжи нет отротротрдругое -------
11 Т.Р. М + Да Эл.почкомпиногда да да да компКЗ +
12 Т.Д. М + Да Эл.почкомпиногда отрда отркомпКЗ +
13 Т.А. Д + Да На явулыжи нет отротротркомп----------
14 Т.В. М + Да На явукомпиногда отротротркомпКЗ +
15 Ф.И. Д + Нет На явулыжи нет отротротрдругое ------
16 Ш.К. М + Да Эл.почкомпиногда да да да компКЗ +
17 Г.А. Д + Нет На явулыжи нет отротротркомп---------
18 Г.В. М + Да Эл.почкомпиногда да да да компКЗ +
19 Е.М. М - --------
20 З.А. М - ---------
21 К.Е. М - ----------
22 К.И. М + Да Эл.почлыжи нет отротротркомпКЗ +
23 К.К М + Да Эл.почкомпнет отротротркомпКЗ +
24 М.С. Д + Да На явукомпиногда да отротркомпКЗ +
25 Н.А. М + Нет На явукомпнет отрда отрда КЗ +
26 П.Ил М + Да Эл.почкомпиногда отротрда компКЗ +
27 П.К. Д - -----------
28 П.Е. Д + Нет На явулыжи нет отротрДа комп-------------
29 С.Ю. Д - -------------
30 С.М. М + Да Эл.почкомпиногда да отротркомпКЗ +
31 В.Т. М - -------------
32 Г.Ал. Д + Нет На явулыжи нет отротротрдругое --------------
33 Г.Ю. М + Да Эл.почкомпиногда отротрда компКЗ +
34 Д.В. Д + Да На явулыжи иногда отротротрдругое ------------
35 Д.А. Д - ----------
36 К.Я. М + Да Эл.почкомпиногда да отрда компКЗ +
37 К.Ма. Д + Нет На явулыжи нет отротротрдругое ------------
38 К.Ни. М + Да Эл.почкомпиногда отротротрКомп КЗ +
39 К.Д. М + Да Эл.почкомпиногда отротротрКомп КЗ +
40 Л.В. М + Да На явукомпиногда отротротрКомп КЗ +
41 П.Я. М + Да На явукомпиногда отротротрдругое ---------------
42 П.А. Д + Да На явукомпиногда отротрда Комп КЗ +
43 П.Д. М + Да Эл.почкомпиногда отротротрКомп КЗ +
44 Р.А. М + Да На явукомпиногда отротротрКомп КЗ +
45 С.Н М + Да Эл.почкомпиногда да да да Комп КЗ +
46 С.Е. Д - -----------------
47 Т.В. Д + Нет На явукомпиногда отротротрдругое ----------------
48 Ш.А. М + Да На явукомпиногда отротротрКомп КЗ +
49 Ш.И. М + Да Эл.почкомпиногда отротротрКомп КЗ +
50 Э.В. М + Да На явукомпиногда отрда отрКомп КЗ +
51 Б.С. Д + Да На явукомпиногда отротротрДругое КЗ +
52 Б.Г. Д + Нет На явулыжи нет отротротрДругое ----------------
53 Е.Р. М + Да На явукомпиногда отротротрКомпКЗ +
54 Ж.А. Д + Нет На явукомпнет отротротрдругое -----------------
55 И.К. Д - ---------------
56 К.Л. Д + Да Эл.почкомпиногда да отрда Комп КЗ +
рррр - признаки компьютерной зависимости.
К.З + - учащиеся имеющие большое количество факторов компьютерной зависимости
Приложение
Полученные средние значения агрессии по видам.
Показатели агрессивности экспериментальной группы А
( не имеющие признаков компьютерной зависимости).

№ инициалы Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Индекс агрессии
1 Б.Д. 0 1 3 4Б КЗ-
2 К.А. 6 5 7 18Б КЗ-
3 С.Т. 5 4 5 13Б КЗ-
4 Т.А. 4 7 7 18Б КЗ-
5 Ф.И. 8 8 7 23Б КЗ +
6 Г.А. 4 3 10 17Б КЗ-
7 Е.М. 4 5 10 19Б КЗ-
8 З.А. 6 10 7 23Б КЗ+
9 К.Е. 5 7 7 19Б КЗ-
10 П.К. 4 5 8 17Б КЗ-
11 П.Е. 6 7 7 20Б КЗ-
12 С.Ю. 6 6 9 21Б КЗ-
13 В.Т. 7 9 9 25Б КЗ +
14 Г.Ал. 6 7 7 20Б КЗ-
15 Д.В. 8 8 8 24Б КЗ +
16 Д.А. 3 3 5 11Б КЗ-
17 К.Ма. 9 4 5 19 Б КЗ-
18 П.Я. 4 5 6 15Б КЗ-
19 С.Е. 9 8 8 24Б КЗ +
20 Т.В. 4 3 4 11Б КЗ-
21 Б.Г. 3 4 2 9Б КЗ-
22 Ж.А. 3 5 8 16Б КЗ-
23 И.К. 5 4 9 18Б КЗ-
Сумма КЗ+ 5
S 22%
где n – количество испытуемых
где КЗ+ - высокий индекс агрессивности (равен физическая агрессия + косвенная агрессия + вербальная агрессия.)
где КЗ- нормальный индекс агрессивности
S- процент индекса агрессивности в группе
Приложение
Показатели агрессивности контрольной группы Б
( имеющие признаки компьютерной зависимости).
№ инициалы Физическая агрессия Косвенная агрессия Вербальная агрессия Индекс агрессии
1 А.Д. 10 7 12 29б КЗ +
2 Ас.Д. 6 8 10 24б КЗ +
3 К.Н. 8 2 6 17б КЗ-
4 К.М. 3 4 6 13б КЗ-
5 М.Ст9 5 10 24б КЗ +
6 П.В. 4 5 6 15б КЗ-
7 П.И. 6 6 9 21б КЗ-
8 Т.Р. 5 7 6 18б КЗ-
9 Т.Д. 9 6 9 24б КЗ +
10 Т.В. 6 7 9 22б КЗ +
11 Ш.К 8 7 9 24б КЗ +
12 Г.В 9 8 4 21б КЗ-
13 К.И. 3 4 3 10б КЗ-
14 К.К 6 8 0 14б КЗ-
15 М.С. 7 6 6 19б КЗ-
16 Н.А. 6 5 5 16б КЗ-
17 П.Ил 9 9 10 28б КЗ +
18 С.М. 8 7 3 18б КЗ-
19 Г.Ю 5 3 5 13б КЗ-
20 К.Я 6 6 9 21б КЗ-
21 К.Ни. 7 5 7 19б КЗ-
22 К.Д. 9 4 5 18б КЗ-
23 Л.В. 8 6 9 23б КЗ+
24 П.А. 6 4 4 14б КЗ-
25 П.Д. 8 4 8 20б КЗ-
26 Р.А. 8 5 8 21б КЗ-
27 С.Н 7 6 9 22б КЗ-
28 Ш.А. 4 6 7 17б КЗ-
29 Ш.И. 7 6 8 21б КЗ-
30 Э.В. 8 6 10 24б КЗ+
31 Б.С. 8 7 10 25б КЗ+
32 Е.Р. 6 4 7 17б КЗ-
33 К.Л. 7 3 8 18б КЗ-
Сумма КЗ+ 10
S 30%
где n – количество испытуемых
где КЗ+ - высокий индекс агрессивности (равен физическая агрессия + косвенная агрессия + вербальная агрессия.)
где КЗ- нормальный индекс агрессивности
S- процент индекса агрессивности в группе