Рабочая программа спецкурса «Решение нестандартных задач» по математике для 6А класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» на заседании кафедры
учителей математики и информатики
протокол № 1 от 28.08.2014г.
Руководитель кафедры
_______________/Марьина Н.А./
«Согласовано»
Зам. директора по УВР_______ /Чеканина О,Г./
«__» _________________2014г.
«Утверждаю»
Директор гимназии №3 __________/Ильина М.А./
Приказ № ______ от ______________ 2014 г.
Рабочая программа
спецкурса «Решение нестандартных задач»
по математике для 6А класса
Шулаевой Е.Н..,
учителя высшей квалификационной категории
(35 часов, 1 час в неделю)
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол №____от «29» августа 2014 г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития
-развитие логического и критического мышления, культуры речи;
-воспитание способности принимать самостоятельные решения;
-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении
-формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
-формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
3) в предметном направлении
-овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения, изучения смежных дисциплин;
-создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Результаты освоения математики 6 класса в направлении:
1) личностного развития:
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
-критичность мышления;
-представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
-инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
--способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
2) в метапредметном:
-первоначальное представление об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
-умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
-умение понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы, схемы) для интерпретации;
-умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
3) в предметном:
-умение работать с математическим текстом;
-владение базовым понятийным аппаратом (развитие представлений о числе, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения);
-владение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
1)выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления; проводить несложные практические расчёты с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
2) пользоваться математическими формулами;
3) использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, схемы по условию задачи;
4) измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
5) использовать основные способы представления и анализа статистических данных;
6) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
7) точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.
Содержание курса.
Арифметика
Числовые выражения. Решение текстовых задач арифметическими методами. Модуль. Проценты. Сложные проценты
Геометрия
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и метрические единицы длины.. Треугольники и четырёхугольники. Площади фигур. Окружность и круг, сфера и шар.
Делимость натуральных чисел.
Свойства и признаки делимости. Теорема Евклида.
Программа рассчитана на изучение курса в течение 35 часов учебного времени. Количество часов в неделю -1.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса:
Методические пособия:
1. Математика 6 класс. Дидактические материалы. / М. К .Потапов , А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2009.
2. Математика 6 класс. Тематические тесты. / П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .Ф Зарапина - М.: Просвещение, 2011
3. Математика 6 класс. Книга для учителя. / М. К. Потапов , А. В .Шевкин – М.: Просвещение,2010
4. Задачи на смекалку 6 класс. / И. Ф. Шарыгин - М.: Просвещение, 2011
5. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. /А.В.Шевкин-М: «Русское слово», 2004
6. Сборник практических задач по математике. 6 класс. /Л.П.Попова-М: «Вако», 2012
7. Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы. /А.П.Ершова, В.В.Голобородько-М: Илекса, 2011
Электронные пособия:
1. Математика. Электронное приложение к учебнику С.М.Никольского и др.
2. Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наглядные средства обучения:таблицы, презентации
Используемые педагогические технологии – технология проблемного обучения, технология личностно ориентированного обучения, ИКТ.
Виды контроля – текущий (в форме проверочных работ, самостоятельных работ, математических диктантов), тематический (в форме творческих заданий, тематического тестирования), итоговый (в форме итогового тестирования, контрольных работ).
№ урока
Тема
Число часов
Виды деятельности из (примерной программы)
Учебно-методическое оснащение
Контро
ль
Дата
Корректировка (комментарии)
план
факт
Арифметика 17ч
1-2/1-2
Числовые выражения.
2
Предметные Познакомиться с различными методами решения задач. Решать задачи различными способами.
Познавательные УУД
Выделять характерные причинно-следственные связи. Научиться строить схемы.
Регулятивные УУД
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Организовывать свое рабочее место.
Личностные УУД
Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.
Демонстрационный материал:
(презентации)
Методические пособия: (4,5,6)
3-7/3-7
Решение текстовых задач арифметическими методами.
5
8-9/8-9
Модуль.
2
текущий
10-13/10-13
Проценты.
4
14-17/
14-17
Сложные проценты
4
Геометрия 10ч
18/1
Прямая, луч, отрезок
1
Предметные.
Познакомятся с различными единицами измерения длины. Выражать одну единицу измерения через другую. Виды четырехугольника. Строить и обозначать четырехугольники. Вычислять их периметр; решать обратную задачу. Познавательные УУД
Основам исследовательской деятельности. Обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию. Строить схемы и математические модели.
Регулятивные УУД
Умение составлять конспект,
использовать таблицы, схемы.
Познавательные УУД
Приводить примеры математических моделей. Исследовать несложные практические задачи. Проводить наблюдение и эксперимент.
19-20/2-3
Измерение отрезков и метрические единицы длины.
2
21-23/4-6
Треугольники и четырёхугольники.
3
текущий
24-25/7-8
Площади фигур
2
26-27/
9-10
Окружность и круг, сфера и шар.
2
тематический
Делимость натуральных чисел. 6ч
28-30/1-3
Свойства и признаки делимости.
3
Предметные. Познакомятся со свойствами делимости. Научаться применять свойства делимости для доказательства делимости числовых и букв.выражений.
нахождения НОК
Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Познавательные УУД
Научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Научиться строить схемы.
31-33/4-6
Теорема Евклида.
3
34-35
Интеллектуальный марафон
2
Регулятивные УУД уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им
15