Разработка и применение ЭУП на факультативных занятиях по математике в 10-11 классах
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
С РУССКИМ И КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ»
ГОРОДА БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Тема: «Разработка и применение ЭУП на факультативных занятиях по математике
в 10-11 классах»
Автор: Джепарова Фериде Изетовна
Бахчисарай, 2015 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc433229965 \h 31.Особенности учебного электронного образовательного ресурса PAGEREF _Toc433229966 \h 51.1.Понятие электронного пособия PAGEREF _Toc433229967 \h 52.Характеристика программного обеспечения PAGEREF _Toc433229968 \h 82.1.Программное обеспечение для создания ЭУП PAGEREF _Toc433229969 \h 82.2.Программное обеспечение, использованное для создания ЭУП по дисциплине «Математика. Я сдам ЕГЭ» PAGEREF _Toc433229970 \h 92.2.1.Реализация теоретической части PAGEREF _Toc433229971 \h 102.2.2.Методические примеры PAGEREF _Toc433229972 \h 102.3.ЭУП «Математика. Я сдам ЕГЭ». Структура и интерфейс электронного пособия PAGEREF _Toc433229973 \h 112.4.Пример тестирования PAGEREF _Toc433229974 \h 14Заключение PAGEREF _Toc433229975 \h 15Список использованной литературы PAGEREF _Toc433229976 \h 16
ВведениеВ настоящее время в системе образования актуально применение компьютерных технологий, что делает обучение более интересным и привлекательным для учащихся. К таким технологиям можно отнести электронные учебники и пособия. Они обладают рядом преимуществ, главное из которых - это наглядность, так как учебник содержит массу мультимедийных возможностей. Также к преимуществам электронных учебников и пособий относятся: возможность хранения большого объема информации, удобство редактирования и пользования, доступность, мобильность.
Анализируя электронные учебные пособия, которые сейчас в изобилии присутствуют на специальных учебных сайтах, нетрудно заметить, что большинство из них используют современные Java-технологии. В частности, это могут быть небольшие приложения (апплеты), которые запускаются гиперссылкой с веб-страниц.
Опыт показывает, что некоторые темы программы школьной математики рассматриваются в недостаточном объеме, а также слишком маленькое количество уроков отводится на повторение и систематизацию основных вопросов математики в выпускных классах. Разрешение данной проблемы возможно при организации проведения курсов по подготовке к ГИА, ЕГЭ, которые будут направлены на расширение и систематизацию знаний учащихся. Одной из форм проведения таких курсов являются в ОУ факультативные занятия.
Факультативные занятия способствуют профессиональной ориентации учащихся. Так же факультативы дают возможность получить прочную базу для успешного продолжения дальнейшего образования и самообразования.
Цель работы - создание электронного образовательного ресурса, который является необходимым элементом в факультативном обучении. Методические материалы для электронного образовательного ресурса разработаны мною на основе курса факультатива «Математика. Я сдам ЕГЭ », утвержденного ФИПИ.
Таким образом, разработано 10 тем, которые охватывают все основные разделы теоритического курса «Математика. Я сдам ЕГЭ ». Тестирование проводится как по каждой теме отдельно, так и по всему курсу в целом.
Основная задача деятельности: разработка таких методических материалов, которые содержат достаточный объем знаний для успешного прохождения ЕГЭ, с учетом индивидуальных возможностей учащихся 10-11 классах. Следовательно, тематика работы является актуальной и используется мною в учебном процессе.
Особенности учебного электронного образовательного ресурса Понятие электронного пособияДанный электронный образовательный ресурс представляет собой электронное учебное пособие (ЭУП). Под электронным учебником понимается тематически завершенный, детально структурированный автором учебный материал, который через интернет или другими способами поставляется обучаемому. [1].
Простейшим электронным учебником может являться конспект лекций учителя, набранный им самим (или даже учащимися с целью размножения хорошего конспекта в большом числе экземпляров при минимальных затратах) и размещенный на студенческом сервере или на другом общедоступном электронном узле. Однако такой учебник, по существу, ничем не отличается от размноженного печатным методов конспекта и в нем никак не использованы специфические возможности электронного издания [2]. Электронный учебник должен содержать весь необходимый для самостоятельного обучения материал, в том числе блок практических и тестовых задания для контроля полученных знаний по заданной теме. Кроме того, в отличие от печатного учебника, электронный учебник должен обладать следующими качествами [3]:
более детальной структуризацией содержания курса;
разбивкой курса на небольшие блоки (страницы);
интерактивностью - возможность изменения представления материала в зависимости от действий обучаемого, а также возможность изменения траектории обучения;
удобной для пользователя системой навигации, позволяющей ему легко перемещаться по курсу;
развитой гипертекстовой структурой теоретического материала в понятийной части курса (ссылки на определения), а также в логической структурой изложения (последовательность, взаимосвязь частей);
наличием разнообразного иллюстративного материала - рисунков, картинок, графики, фото, аудио- и видео фрагментов, анимации и других мультимедиа приложений;
наличием глоссария (автономные справочные материалы) и ссылками на глоссарий, разрабатываемые для данного курса, отдельных его модулей;
наличием подсистемы различных практических и контрольных мероприятий для закрепления знаний, самоконтроля, контроля и оценки полученных знаний, встроенных в электронный учебник (тесты, упражнения, творческие, индивидуальные и групповые задания и др.);
развитой системой ссылок (гиперссылок) в текстовом материале на различные электронные текстовые и графические образовательные материалы: литературные и научные источники, электронные библиотеки, словари, справочники и другие образовательные и научные ресурсы, размещенные в сети интернет.
Внедрение в структуру электронного пособия элементов мультимедиа позволяет осуществить одновременную передачу различных видов информации. Обычно это означает сочетание текста, звука, графики, анимации и видео. Средства наглядной демонстрации позволяют улучшить восприятие нового материала, включить в процесс запоминания не только слуховые, но и зрительные центры.
Многие процессы и объекты в электронном учебнике могут быть представлены в динамике их развития, а также в виде 2-х или 3-х мерных моделей, что вызывает у пользователя иллюзию реальности изображаемых объектов.
Интерактивность позволяет установить обратную связь от пользователя информации (обучающегося) к ее источнику (учителю). Для интерактивного взаимодействия характерна немедленная ответная и визуально подтвержденная реакция на действие, сообщение.
Характеристика программного обеспеченияПрограммное обеспечение для создания ЭУПСамой простой, доступной и распространенной программой для создания электронного учебника является MS Word. Эта программа позволяет создавать гипертекст и включать в него картинки, схемы, таблицы и т.п. Кроме того, MS Word позволяет сохранять файлы в формате html, что делает возможным их использование в Интернете/Интернете.
Более эффективной программой для создания ярких и наглядных компонентов электронного учебника, включая мультимедийные приложения, является программа для создания презентаций MS Power Point. Презентации тоже можно сохранять для использования в Интернете. Кроме того, их можно использовать при проведении занятий СС учениками во время урока.
Существует еще один вариант - электронные учебники в формате Acrobat. Формат PDF (Portable Document Format - переносимый формат документов), является универсальным файловым форматом, который сохраняет все шрифты, форматирование, цвета и графику любого исходного документа независимо от того, в каком приложении и на какой платформе создавался. Файлы Adobe PDF компактны, и любой пользователь бесплатной программы Adobe Reader может открывать к ним общий доступ, просматривать свои документы PDF и перемещаться по ним, а также печатать файлы PDF в точности такими, какими они были созданы.
Однако наиболее удобными инструментами для создания гипертекстов с включением наглядных, интерактивных, программных, мультимедийных и других компонентов являются HTML-редакторы. Они позволяют готовить файлы, наиболее приемлемые для использования в Интернете/Интернете [4].
Гипертекст — это способ нелинейной подачи текстового материала, при котором в тексте имеются каким-либо образом выделенные слова, имеющие привязку к определённым текстовым фрагментам. Таким образом, пользователь не просто листает по порядку страницы текста, он может отклониться от линейного описания по какой-либо ссылке, т.е. сам управлять процессом выдачи информации. В гипермедиа системе в качестве фрагментов могут использоваться изображения, а информация может содержать текст, графику, видеофрагменты, звук [5].
Использование гипертекстовой технологии удовлетворяет таким предъявляемым к электронным учебным пособиям требованиям, как структурированность, удобство в обращении. При необходимости такой учебник можно «выложить» на любом сервере и его можно легко корректировать.
Программное обеспечение, использованное для создания ЭУП по дисциплине «Математика. Я сдам ЕГЭ»Проведя анализ существующих систем управления обучением, я пришла к выводу, что для реализации пособия по дисциплине «Математика. Я сдам ЕГЭ» будет удобнее не использовать эти системы, а создать отдельное пособие. LMS предназначены для создания целостной системы дистанционного обучения, например, по всему университету, нам же необходимо создать отдельное учебно-методическое пособие, которое будет в себя включать теоритическую часть, методические рекомендации к выполнению лабораторных работ, примеры их выполнения, а так же тестирование по пройденной теме. Кроме того, на примере moodle, можно отметить, что там нет необходимого редактора формул, что очень неудобно. Одной из целей работы было создание Java-апплетов, которые удалось подключить к системе. Поэтому было принято решение создать уникальное электронно-методическое пособие, которое включает все необходимые элементы.
Реализация теоретической частиДля реализации электронного учебно-методического пособия был выбран тип гипертекстового документа с использованием языка программирования HTML. Для создания страниц на данном языке существует большое количество программ и редакторов, а самое главное, код, написанный на этом языке, без труда открывается стандартным, установленном на большинстве современных компьютеров, браузером. Страница, написанная на данном языке, привычна и знакома любому пользователю, простота навигации, достаточное для электронного пособия количество тэгов, делает язык еще более привлекательным для использования.
Несомненным достоинством HTML является то, что учебные пособия, созданные на его основе, не обязательно требуют подключения к сети Интернет и могут быть переданы обучающемуся в виде файлов на любом носителе, что может использоваться для организации обучения в локальной сети или на локальном компьютере. В качестве «плюсов» использования электронных учебных пособий, созданных с использованием HTML, можно отметить следующее. Прежде всего, это использование гиперссылок, позволяющих практически мгновенно перемещаться внутри учебника, а при наличии удаленного доступа – использовать ресурсы сети Интернет.
Методические примерыДля выполнения практических заданий использовался объектно-ориентированный язык программирования Java, а их демонстрация осуществлялась в виде Java-апплетов.
Каждый апплет — это небольшая программа, динамически загружаемая по сети — точно так же, как картинка, звуковой файл или элемент мультипликации. Главная особенность апплетов заключается в том, что они являются настоящими программами, а не очередным форматом файлов для хранения мультфильмов или какой-либо другой информации. Апплет не просто проигрывает один и тот же сценарий, а реагирует на действия пользователя и может динамически менять свое поведение.
Именно броские Web-страницы с анимацией привлекли большинство ранних приверженцев языка Java. Поскольку пользователи не сразу смогли полностью освоить наиболее революционные аспекты Java, этот язык часто сравнивался с другими технологиями для загрузки динамических изображений и простого взаимодействия с Web-клиентами. Компании, традиционно занимающиеся разработкой мультимедиа-технологий, например, Adobe или MacroMedia, утверждали, что их продукты предоставляют те же возможности, что и Java. По мнению Kaleida, Taligent и NeXT, их собственные объектно-ориентированные среды разработки были не менее революционны. Microsoft заявлял о победе технологии десятилетней давности. На самом деле ничто не может сравниться с тем, что вы откроете для себя, ощутив мощь программирования на языке Java.
Возможность задания любых уровней взаимодействия с пользователем существует лишь в том случае, когда используемая для разработки платформа предоставляет полнофункциональную среду программирования .ЭУП «Математика. Я сдам ЕГЭ». Структура и интерфейс электронного пособияЭлектронное пособие на сегодняшний день представляет собой 10 тем, которые обладают развитой гипертекстовой структурой теоритического материала (ссылки на определения) и содержат, кроме всего прочего, методические примеры, выполненные с использованием табличного процессора, а также запускающиеся прямо с гиперссылки Java-апплеты. В конце каждой темы предлагается пройти тест для проверки текущих знаний по пройденному материалу.
Пособие обладает удобной системой навигации, имеется панель со ссылками на главную страницу и отдельные темы, при нажатии на которые материал появится на экране. На главной странице сообщается основная информация. Для перехода на главную страницу можно воспользоваться панелью или ссылкой внизу страницы каждой темы.
-289560-92710Рисунок 2 STYLEREF 2 \s .3. SEQ Рисунок \* ARABIC \s 2 1. Интерфейс главной страницы.
Для перехода к очередной теме нужно подвести мышку к кнопкам на панели, после чего откроется список изучаемых тем в выбранном семестре. Нажав на элемент списка, осуществится переход на необходимую тему.
Темы включают в себя: теоретический материал, оснащенный ссылками на определения, задания для самостоятельного выполнения и пояснения к ним, а также ссылки на выполненные методические примеры и на прохождение тестирования.
89535-320675
-419101096645
Рисунок 2.3 STYLEREF 2 \s .2. Страница пособия
Рисунок 2.3 STYLEREF 2 \s .3. Страница пособия
Пример тестированияТестирование состоит из 10 вопросов в закрытой форме с множественным выбором. После прохождения теста, ученик получает от 0 до 10 баллов. Оценка может быть выставлена по любой из существующих шкал оценивания с использованием шкалы перевода баллов в оценку. Например, 0-4 – неудовлетворительно, 5-6 – удовлетворительно, 7-8 – хорошо, 9-10 – отлично.
100965267970Рисунок STYLEREF 2 \s 2.4. SEQ Рисунок \* ARABIC \s 2 1. Пример тестирования.
ЗаключениеВ результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
1. В связи с активным развитием ИКТ возникает необходимость изменения структуры учебных пособий. Вместо обычных текстовых файлов целесообразно использовать электронные учебные пособия.
2.Для создания электронных пособий требуются изучение и использование специализированных программных средств: html, php, JavaScript и т. п.
3.Создание ЭУП по учебным предметам, в частности, по факультативу «Математика. Я сдам ЕГЭ» является актуальным для учебного процесса.
4. ЭУП — это конструктор, используя который можно собрать в единое целое текст учебника, интерактивное содержание, дополнительные материалы. В результате занятие становится управляемым, очень понятным, и всегда ориентированным на деятельность учащихся.
Преимущества использования ЭУП в процессе обучения:
-обучение обеспечивается наглядными материалами – картины, схемы, анимация, таблица;
-программа позволяет организовать процесс обучения в индивидуальном, оптимальном для каждого ученика темпе;
-работа с программой повышает мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционной деятельности формы подачи материала;
-пособие успешно воспринимается и вызывает интерес учащихся на факультативных занятиях.
Создание аналогичных по формату ЭУП приемлемо для других учебных дисциплин.
Список использованной литературыБеляев, М. И. Из опыта создания электронных учебников / М. И. Беляев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. – Москва, 2009. – № 1. – С. 15-24.
Вуль, В. Электронные издания: учебник / В.А. Вуль. – М.: СПб.: Петербургский институт печати, 2001. - 308 с.
Беляев, М. И. Особенности и проблемы разработки учебных материалов для электронных учебно-методических комплексов дисциплин / М. И. Беляев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. – Москва, 2011. - № 2. – С. 102-106
Павлова, М. Ю. Роль мультимедиа в системе дистанционного образования и обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] / М.Ю. Павлова // Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет. – URL: http://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F809679641/Rol.multimedia.pdf. (20.05.2014).
Картузов, А. В. Программирование на языке JAVA. Революция по имени JAVA [Электронный ресурс] / А. В. Картузов. – URL: http://www.chernyshov.com/SPPO_6/chapter01.pdf. (20.05.2014).