Рабочая программа внеурочной деятельности Решение нестандартных задач по математике (9 класс)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОДИОНОВО – НЕСВЕТАЙСКОГО РАЙОНА
«ДАРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласовано Утверждено
педагогическим советом Директор школы
МБОУ «Дарьевская СОШ» ________ А.А.Климонтов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «Решение нестандартных задач по математике»
9 класс
Руденко Наталья Александровна,
учителя математики
2016 г.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курсаОсновной целью данного учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике и информатике, а также подготовка к участию в олимпиадах по указанным предметам.
В результате изучения всех без исключения предметов основной школы получают дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, к их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, к способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, к способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Учебный курс позволяет сформировать следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
устанавливать причинно-следственные связи;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
2. Содержание учебного курса
Успешная реализация предлагаемой программы учебного курса в составе основной образовательной программы ориентирована на существующую информационно- образовательную среду школы. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы.
Содержание учебного курса:
Основным видом деятельности обучающихся при использовании данной программы является поисково-исследовательский подход при решении задач.
Арифметика Десятичная запись и признаки делимости
Делимость и остатки
Периодические дроби
Разложение на простые множители
Рациональные и иррациональные числа
Сравнения по модулю
ГеометрияНеравенство треугольника.
Против большего угла лежит большая сторона
Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции
Подобные фигуры
Площадь треугольника и многоугольников
Окружность
Разные задачи
Алгебра Разность квадратов: задачи на экстремум
Разложение многочленов на множители:
группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения
Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности корня;
теорема Виета
Методы решения алгебраических уравнений: 1) замена неизвестной; 2) разложение на множители
Методы решения систем алгебраических уравнений
Анализ Задачи на совместную работу
Разные задачи на движение
Задачи на составление уравнений
Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия; 2) геометрическая прогрессия; 3) метод разложения на разность
Теория множеств Соответствие
Булевы операции на множествах
Формула включений и исключений
Комбинаторика Правило произведения
Выборки с повторениями и без
Размещения и сочетания
Свойства сочетаний
Разные задачи
Графы Эйлеровы графы
Формула Эйлера
Гамильтоновы графы
Плоские графы
3. Календарно - тематическое планирование
Тема Содержание Кол-во часов Дата
план факт
Арифметика Десятичная запись и признаки делимости 1 Делимость и остатки 1 Периодические дроби 1 Разложение на простые множители 1 Рациональные и иррациональные числа 1 Сравнения по модулю 1 ГеометрияНеравенство треугольника. 1 Против большего угла лежит большая сторона 1 Свойства треугольника, параллелограмма, трапеции 1 Подобные фигуры 1 Площадь треугольника и многоугольников 1 Окружность 1 Разные задачи 1 Алгебра Разность квадратов: задачи на экстремум 1 Разложение многочленов на множители:
1)группировкой; 2) по формулам сокращенного умножения 1 Квадратный трехчлен: 1) критерии кратности корня; 2)теорема Виета 1 Методы решения алгебраических уравнений: 1) замена неизвестной; 2) разложение на множители 1 Методы решения систем алгебраических уравнений 1 Задачи на совместную работу 1 Разные задачи на движение 1 Задачи на составление уравнений 1 Суммирование последовательностей: 1) арифметическая прогрессия; 2) геометрическая прогрессия; 3) метод разложения на разность 1 Теория множеств Соответствие 1 Булевы операции на множествах 1 Формула включений и исключений 1 Комбинаторика Правило произведения 1 Выборки с повторениями и без 1 Размещения и сочетания 1 Свойства сочетаний 1 Разные задачи 1 Графы Эйлеровы графы 1 Формула Эйлера 1 Гамильтоновы графы 1 Плоские графы 1