Программа для дополнительного образования по музыке с одарёнными детьми для учащихся 8-11классов «Солист»»
Программа
для дополнительного
образования по музыке
с одарёнными детьми
для учащихся 8-11классов
«Солист»»
1 час в неделю-34часа
на 2013 - 2014учебный год.
Учитель высшей
квалификационной категории
Этемез Людмила Леонтьевна
ПРОГРАММА «СОЛИСТ»
Пояснительная записка
Программа «Солист» «Музыка» предлагается для дополнительного образования обучающихся 14-17 лет общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, центров дополнительного образования..Программа органически связана с предметами «Музыка», «Театр и литература», «Сценическая речь».
Теоретико-содержательные и собственно методические аспекты предлагаемой программы определены необходимостью, дать обучающимся в студии сольного пения знания о певческом голосообразовании, формировать и совершенствовать вокально-исполнительные задатки, музыкально эстетический вкус, умственные способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь, нравственные чувства, волю.
Темы, разработанные в программе соотнесены с разделами:
Слушание музыки: «Мир музыки».
Речевая постановка голоса.
Основы вокальной методики.
Все три раздела курса посвящены общетеоретическим вопросам.
Цель первого раздела – знакомство с различными жанрами вокальной музыки.
Кроме того, второй и третий раздел тем дает методические знания, посвященные выработке методических умений и навыков, необходимых при постановке голоса.
В первом разделе слушание музыки «Мир музыки» расширяются представления об искусстве вообще, о его роли в жизни человека, иными словами, воспитывая в детях, способность чувствовать и понимать проявления эстетического, как и искусстве, так и в природе, и в обществе, а главное прививается способность действовать эстетически в самых различных обстоятельствах.
Тематический план раздела включает в себя разговор о таких музыкальных лирических жанрах, как романс, серенада, сонет, баркарола, баллада. Знакомит с историей создания известных романсов, предлагает маленькие портреты выдающихся исполнителей песен и романсов.
Второй раздел «Речевая постановка голоса» – сюда включены сведения об анатомии и физиологии голосовой системы, профилактике расстройства голосового аппарата, психофизическая гимнастика и основы гигиены голоса. На практических занятиях выполняется дыхательная гимнастика, артикуляционно-фонетические упражнения, упражнения для речевой постановки и развития голоса.
Третий раздел – «Основы вокальной методики» включает сведения о тактических приемах, без которых невозможно совершенство исполнения даже при наилучших природных способностях и дарованиях, о положении гортани, как открывать рот и «укладывать» язык, о произношении гласных, о произношении согласных, опоре звука, опоре дыхания.
Особое внимание здесь обращается на личность каждого ученика, на сугубо индивидуальные его способности и возможности, на формирование и совершенствование практических навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений.
При прохождении всех разделов важно избежать дублирования школьного курса «Музыка», заострить внимание на формировании и совершенствовании вокальных навыков посредством упражнений, направленных на улучшение качества звука, необходимо развивать у обучающихся сознательное отношение к воспроизводимому им звуку.
Последовательность каждой темы такая:
Изложение темы (или фрагмента нового материала) преподавателем в виде рассказа, лекции, лекции-беседы, вначале которой формируется познавательная задача, создается стимул к усвоению темы, прослушиваются репертуарные произведения для пения или для слушания.
Самостоятельная работа обучающихся на занятиях, как подготовка к практическим занятиям.
Организация закрепления теоретических положений, отработка практических умений и навыков.
Тема может быть взята целиком или разбита над подтемы. Практические занятия можно органически встраивать в изложения, проводимое методом лекции-беседы. В практической части данной программы содержатся задания, упражнения, построенные на материале музыкальной литературы композиторов классиков и современных композиторов, музыкантов.
Преподаватель может расширить диапазон практических занятий за счет привлечения любого другого материала.
В практические занятия могут включаться рассказ, объяснения учителя и находится в начале занятия (как вступления) или любой его части.
Как контроль полученных знаний и умений проводятся: конкурс «Звездная дорожка», «Фольклорный фестиваль», лекторий, «Малая филармония», «Угадай мелодию», творческие игры, школьные и городские концерты-выступления.
Программа предусматривает одногодичное обучение - 1 час в неделю-34 занятия. Программа принципиально вариативная. Даёт обучающимся почувствовать «вкус» импровизации – неожиданной творческой вариантности, которая возникает на занятии из-за многозначности произведений искусства, своеобразия и многоплановости их раскрытия, разнообразия исполнительских интерпретаций, развития универсального «Я» учащегося.
Задачи программы: 1.накопление учащимися опыта;
2.расширение интонационно-слухового запаса (интонационный «словарь»); 3.музыкально-слуховые представления;
4.знания (на уровне узнавания) «золотого фонда» музыки, знания о музыке и музыкантах; 5.исполнительский опыт.
Важно, что музыкальный опыт накапливается в контексте разнообразных форм художественного и жизненного опыта.
Решение каждой из этих задач предполагает проникновение в структурно-аналитическую сторону музыки, прежде всего на уровне интонационно-слуховой целостности.
При решении каждой из этих задач единственно органичным путём «присвоения» знаний является общение учителя и обучающегося в русле идей педагогики сотрудничества.
Индивидуальные занятия вокалом предполагают беседы с учеником о красоте звука в разных дозах и по разным поводам абсолютно на каждом занятии. И не просто о красоте, а о содержании звука. Сам физиологический процесс пения, т.е. - гармония звукообразующего и слухового аппаратов, должен приносить наслаждение поющему. Поэтому, помогая обучающемуся выработать свободную постановку корпуса, естественное, а не нарочитое открывание рта, пользование дыханием, необходимо рассказывать о строении дыхательных органов, носоглоточного аппарата, взаимодействии голосовых связок и верхнего нёба и т.д.
Вокальное занятие должно начинаться с вокальных упражнений, т.е. распеваний. Основной смысл их в настройке певца на предстоящую работу. И в этой настройке первостепенное значение нужно придать «разогреванию» голосового аппарата. Для обучающихся распевание должно ощущаться как необходимость, оно должно быть полноценным, активным, сознательным. Налицо, должен быть ощутим результат.
Физическая нагрузка должна быть небольшой - удобные нисходящие фразы по звукам гаммы, или трезвучия, или импровизационные мелодии другого строения. Сложность упражнений и их общий диапазон подбирается индивидуально для каждого ученика. Ставится задача - во время упражнений в удобном диапазоне работать над мягким естественным звуком, добиваться чувства точности интонации, ощущения красивости звучания.
Составной частью раздела занятия, называемого распеванием, является упражнение на приобретение и развитие различных умений и навыков.
В программе ставится задача над созданием образа – это и есть самая трудная и самая прекрасная, самая романтичная и непредсказуемая, самая тонкая, требующего большого мастерства, самая главная часть работы по воспитанию художественного вкуса певца.
Тематизм программы даёт возможность опираться на один из важнейших принципов педагогики: последовательное изложение материала с постепенным его усложнением. Здесь высокохудожественные образцы русской классической и зарубежной музыки.
Программа
Учебный план (14-17лет)
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС №1
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
«МИР МУЗЫКИ»
Романс – выразительнейшее явление русской национальной
культуры …………………………………………………………… 1 час.
2. Великие певцы исполнители русских романсов ……………… 2 часа.
3. «Музы русских романсов» ……………………………………… 2 часа.
Баркарола ………………………………………………………... 1 час.
Сонет …………………………………………………………….. 1 час.
Русская баллада …………………………………………………. 1 час.
Итого: 8 часов
Содержание.
ТЕМА 1: Романс – выразительнейшее явление русской национальной культуры.
Понятие – происхождение термина «романс». Форма построения трехчастность.
Плеяда композиторов романсистов пушкинской эпохи: Н.А. и Н.С.Титовы. Друг Пушкина М.Л.Яковлев. Любитель и музыкально- общественный деятель М.Ю.Вильегорский.
Композиторы профессионалы А.П.Есаулов и И.И.Геништа.
Крупнейшие мастера романса А.М.Верстовский и А.А.Алябьев.
Тема 2: Великие певцы исполнители русских романсов.
Исполнители русских романсов: Н.А.Обухова, Ф.И.Шаляпин, Е.Образцова, Н. Бригвадзе и другие. Творчество исполнителей. Слушание романсов: «Я Вас любил», «Я пережил свои желания», «Выхожу один я на дорогу», «Калитка», «Средь шумного бала», «Дай, милый друг, на счастье руку».
Характеристика романсов.
Тема 3: Музы русских романсов.
Краткие сведения из истории создания и посвящения романсов: «Разуверение» Е. Баратынского, М.Глинки.
«Нет, не любил он» М.Медведева, А.Гуэрчина.
Третий романс Ларисы из «Бесприданницы», «А напоследок я скажу», Б.Ахмадулиной, А.Петрова.
«Я помню чудное мгновенье» – А.С.Пушкина, М. Глинки.
«Утро туманное» И.Тургенева, Ю.Абазы.
«Я встретил Вас» Ф.И.Тютчева, А.Малашкина.
«Средь шумного бала» Л.Н.Толстого, П.И.Чайковского.
Тема 4. Баркарола. Серенада.
Происхождение термина «баркарола».
Баркарола – лирический жанр. Баркарола в операх композиторов Обера, Герольда, Россини, Офенбаха и др.
Серенада. Происхождение жанра. Примеры.
Тема 5. Сонет
Провансальское происхождение термина «сонет» XIII век. Италия – рождение сонета. Форма построения. Сонеты Шекспира. Создание музыки и манера исполнения 90-го сонета Шекспира Аллой Пугачевой.
Д. Кабалевский, Микаэл Таривердиев – композиторы, создатели прекрасной музыки к сонетам.
Тема 6: Баллада.
Баллада – старинный жанр народного происхождения. Создатели замечательных баллад в духе народной песни – Алябьев, Варламов.
Слушание и характеристика баллады Алябьева «Что затуманилась, зоренька ясная».
Баллада в опере Чайковского «Пиковая дама».
Песня – баллада М. Светлова «Гренада».
Баллада «Огромное небо» О.Фельцмана, Р.Рождественского.
Баллада «Звезды в кондукторской сумке» А.Петрова, Л.Куклина. Политические и философские баллады Б.Окуджавы и В.Высоцского.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС №2
Речевая постановка голоса
Анатомия и физиология голосового аппарата…………………….1час
Слух и развитие голоса……………………………………………..1час
Отличие речи от пения……………………………………………..1час
Влияние осанки на процесс дыхания……………………………...1час
Характеристика певческого звука. Основные свойства звука…….. 1час
Проблема и характеристика развития……………………………..1час
Роль резонаторно-артикуляционной деятельности в развитии
речевого аппарата………………………………………………. ….1час
Итого: 7 часов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Артикуляционно-фонетические упражнения………………………1 часа
2. Утренняя звуковая гигиеническая гимнастика…………………….2 часа
3. Упражнения для речевой постановки и развития голоса………… 2 часа
4. Звуковая гимнастика для воспитания речевого голоса ребенка.. 2 часа
Итого: 7 часов.
Итого:14 часов.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Анатомия и физиология голосового аппарата.
Два отдела голосового аппарата: центральный и периферический. Состав отделов. Головной мозг, полушарие. Центры управления мозгом. Строение гортани. Три отдела голосового аппарата. Дыхательный аппарат. Дыхание.
ТЕМА 2. Слух и развитие голоса.
Слуховой анализатор. Связь между слухом и речью. Три отдела уха.
Три основные компонента речевого слуха. Воспитание элементов речевого слуха.
ТЕМА 3. Отличие речи от пения.
Необходимость тембров речевого певческого голоса. Сложность голосового движения в речи. Роль артикуляции в пении. Различие речевого и музыкального слуха.
ТЕМА 4. Влияние осанки на процесс дыхания.
Понятие – хорошая осанка. Правильное развитие грудной клетки. Само- массаж органов дыхания, артикуляции, резонирования.
ТЕМА 5. Характеристика певческого звука Основные свойства звука Музыкальные термины: романс, высота, сила, тембр, продолжительность. Исходная сила певческого звука. Громкость звука. Вибрато.
ТЕМА 6. Проблема и характеристика развития речевого аппарата.
Воспитание речевого аппарата. Комплексное развитие систем голосового аппарата.
ТЕМА 7. Роль резонаторно-артикуляционной деятельности в развитии речевого голоса.
Артикуляция. Органы артикуляции. Резонаторы. Связь артикуляции и резонирования. Тембр и звонкость речевого голоса.
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС №3
Основы вокальной методики.
1.Дикция в пении …………………………………………………. 1 час
2.Дыхание в пении ………………………………………………… 1 час
2.Работа гортани в пении …………………………………………. 1 час
3.Регистры голоса. Атака звука «Прикрытие голоса» ………….. 1 час
5.Резонаторы голосового аппарата «Опора» певческого голоса .. 2 час
Итого: 6часов
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Индивидуальная работа по разучиванию певческого
репертуара…………………………………………………………… 6 часов
Итого: 6 часов
Итого12 часов
Итого за год: 34 часа.
Содержание
ТЕМА 1. Дикция в пении. Значение слова в русской вокальной литературе. Дикция в пении. Тонические и логические ударения, кульминация.
ТЕМА 2. Дыхание в пении. Типы дыхания. Певческое дыхание и его связь с характером звука. Методические взгляды. Значение типа регуляции певческого выдоха и его связь с некоторыми качествами певческого голоса. Развитие певческого дыхания.
ТЕМА 3. Работа гортани в пении. Гортань в пении. Ее внутренняя работа и подвижность. Работа голосовых мышц в пении.
ТЕМА 4. Регистры голоса. Атака звука. «Прикрытие голоса». Понятие регистра. Два регистра – грудной и головной. Современные требования ровного, «опертого», «прикрытого» и «близкого» звучания на всем диапазоне.
ТЕМА 5. Резонаторы голосового аппарата. «Опора» певческого голоса. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата. Понятие « опоры» звука и различное содержание, вкладываемое в него.
Рабочая программа
с одарёнными детьми 14 – 17лет
«Солист»
№
У
РО
К
А Содержание
(общая тема,
тема урока) Кол-во
ча
сов Дата проведения уроков Предпола
гаемые результаты урока (перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся на уроке) Конт-роль достиже
ния резуль
тата (измери
тели) Ресурсное
обеспечение При
м
е
ч
а
н
и
е
Пла
ни
руемая Фак
ти
ческая Урок №1 Общая тема: «Мир музыки» – 8 часов.
№1.Тема: Романс - выразительнейшее явление русской национальной культуры.
1 4сентябрь Проявлять эмоционалную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Импровизировать в соответствии с заданным заданием Термины: Понятие – романс;
Происхождение термина «романс»;
Форма построения;
Трех частность;
Сопровождение романсов;
Слушание музыки:
романс «Я встретил вас»
муз. М.И. Глинки, сл. Ф. Тютчева;
Романс «Болтунья»
муз С.С. Прокофьев
сл. А. Барто;
Романс «Жаворонок»
муз. М.И. Глинки, сл. Н. Кукольник;
Старинный романс «О жизнь моя, постой» в исп. А. Вертинский;
Алябьев «Соловей».
Урок №2 №2.Тема: Великие русские композиторы, создавшие прекрасные романсы.
1 11.09 Наблюдение за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Набла-дать за процесс-сом и результа
том музыкального развития. Слушание музыки:
И. Глинка «О, если б мог выразить в звуке»;
«Соловей» П.И. Чайковский, А.С. Пушкин;
«Сомнение» М.И. Глинка,
Н-Кукольник;
«Благословляю вас леса»
П.И. Чайковский, Л.Н. Толстой;
«Пророк-Н.А. Римский-Корсаков, А.С. Пушкин.
Урок №3 №2.Тема: Великие русские композиторы, создавшие прекрасные романсы.
1 18.09 Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Устный
опрос по зна
нию музыкальных терминов Слушание музыки:
Исполняет А. Вертинский
«О, жизнь моя постой не уходи»;
Т. Церетели «Калитка».
«Любил я очи голубые».
Д. Пантофинь-Нечетская.
К. Сен-Санс «Соловей».
Музыкальные термины:
Ф.И. Шаляпин;
Н.А. Обухова;
Е. Образцова; Бригвадзе и др. Урок №4 Тема №4:
1.«Музы русских романсов»:
1 25.09 Осуществлять первые опыты сочинения, импровизиро-вать в пении, игре, пластике.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Оцени-вать собствен
ную музыкальную деятель-
ность. Разучивание песни:
Слушание музыки: «Я помню чудное мгновение»
А. Пушкин – М. Глинка
Беседа о написании стиха А. Пушкиным, встреча с А. Керн
Создание музыки романса М.И. Глинкой.
Урок №5 Тема:
2.«Музы русских романсов».
1 2 октябрь Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Предла-
гать варианты
интерп-ретации музыкальных произведений. Разучивание песни:
Слушание музыки:
«Средь шумного бала
А.К. Толстой–П. Чайковский
История создания стихов и музыки.
Общая тема: «Жанры музыкальных вокальных произведе-ний»-3часа.
№1.Тема: «Баркарола»
«Серенада.
Урок№6. Жанры музыкальных вокальных произведений» №2.Тема:
«Сонет».
1 9.10 Воплощать художественно- образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке. Узнавать певчес
кие голоса-
детские,
мужские, женские. Разучивание песни:
Слушание музыки:
Беседа об этом жанре музыки
1. «Сонет» - В. Шекспир - А. Пугачёв
2. М. Таривердиев.
Урок №7 Жанры музыкальных вокальных произведений» №3.Тема: «Баллада».
1 16.10 Анализиро-вать и соотносить выразительные и изобразитель-ные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодейст-вии. Оцени-вать собствен-ную музыкальную деятель-
ность. Разучивание песни: беседа о балладе, людях, создававших этот жанр.
Слушание музыки:
. Ф. Шуберт «Лесной царь»
2. «Баллада о гитаре и трубе»
3. «Баллада о детстве» муз. П. Буль– Оглы.
4. «Баллада о кровной мести» П. Буль–
Оглы.
5. Баллада М. Светлова «Гренада».
6. Баллада «Огромное небо» О. Фельцман.
Урок №8 Тема:
речевая постановка голоса»- 7часов.
Анатомия и физиология голосового аппарата
№1.Беседа об органах речевого аппарата.
1 23.10 Импровизиро
вать в соответствии с заданным, либо самостоятельно выбранным музыкальным образом
( вокальная, танцевальная импровизация) Определять разновид-ности хоровых коллек-
тивов. Музыкальные термины:
Беседа об органах речевого аппарата:
гортань;
голосовые складки;
голосовая щель;
вокальные мышцы;
полость гортани;
строение лёгких;
носовая полость.
Урок №9 Практическое занятие
1. Артикуляционно-фонетические упражнения 1 30.10 Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Конт-роль по распозна-ванию прослушанных произведений и распозна-ванию
музыкальных произве-
дений Исходная сила певческого звука
Громкость звука
Вибрато
Музыкальные термины:
(ми-ме-ма-мо-му-мы),
(ни-не-на-но-ну-ны)
Координированная работа голосового аппарата
Упражнение №12
Разучивание песни: «За школьной партой» - В. Ударцев.
Урок №10 №6.Тема:
«Слух и развитие голоса».
1 13 ноябрь Соотносить художественно – образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Конт-роль устный по знанию разновидностей музыкальных произве
дений. Музыкальные термины: слуховой анализатор: связь между слухом и речью;
три основных компонента речевого слуха;
воспитание элементов речевого слуха;
общая характеристика речевого слуха – способность улавливать и воспроизводить фонологические средства языка.
Разучивание песни: «Моя Родина». Урок №11 Практическое занятие.
«Утренняя звуковая гигиеническая гимнастика». 1 20 ноябрь Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность Устный
опрос по зна-
нию музыкальных терми-
нов. Беседа: 1.регистры; грудной и голосовой;
2.фальцет;
3.дыхание: грудное, смешанное (\грудно-брюшное), брюшное или диафрагматическое.
Разучивание песни: «За школьной партой» - В. Ударцев. Упражнение № 1
Упражнение № 2
Упражнение № 3
Упражнение № 4
Тренировка свободного дыхания с элементами релаксации
Урок №12 №4.Тема: «Отличие речи от пения».
1 27ноябрь Анализиро-вать и соотносить выразительные и изобразитель-ные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодейст-вии. Пение музыкальных классических произве
дений и их узнавание. Музыкальные термины:
1.Различие тембра речевого голоса и певческого.
2.Различие речевого и музыкального слуха.
Урок №13 Практическое занятие.
«Утренняя звуковая гигиеническая гимнастика» 1 4декабрь Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира Узнавать певческие голоса
(детские, мужские, женские). регистры:
грудной и голосовой.
Фальцет
Дыхание: грудное, смешанное (Грудно-брюшное), брюшное или диафрагматическое.
Разучивание песни: «За школьной партой» - В. Ударцев.
Урок №14 №5.Тема: «Влияние осанки
на процесс дыхания».
1 11.12 Определять разновидности оркестровых коллективов (симфоничес-ких, народных инструментов и др.)
Соотносить художественно – образное содержание музыкального произведения .Оцени-вать собствен-ную музыкаль-ную деятель-
ность. Музыкальные термины:
контраст;
упражнения, укрепляющие расслабленные группы мышц при неправильной осанке;
самомассаж органов дыхания, артикуляции, резонирования.
Разучивание песни: «Моя Родина».
Урок №15
Практическое занятие.
Упражнения для речевой постановки и развития голоса. 1 18.12 Участвовать в коллективном исполнении хоровых произведений, оценивать исполнение Осущест-влять музыкально -исполни-
тельский замысел Упражнения по дыхательной системе Стрельниковой.
Музыкальные термины:
артикуляционно-фонетические упражнения (голосовые упражнения, «мысленная речь»).
Упражнение №1
Упражнение №2 (Хочу, но не могу)
Упражнение №3
Упражнение №4
Использование сонорных согласных «M, Н, Л, Р.» Упражнение на использование силы и лёгкости звучания.
Тренировка по регистрам.
Урок №16 №2.Характерис-тика певческого звука
Основные свойства звука. 1 25.12 Воплощать художественно – образное содержание музыкального творчества в песнях, играх, действиях. Подби-рать мелодии народных песен. Музыкальные термины:
Романс, высота, сила, тембр,
продолжительность.
Исходная сила певческого звука
Громкость звука
Вибрато
Разучивание песни: «За школьной партой» - В. Ударцев.
Урок
№17 Практическое занятие.
Упражнения для речевой постановки и развития голоса. 1 15январь 20
14 Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Конт-роль устный по знанию разновидностей музыкальных произве
дений. Упражнения по дыхательной системе Стрельниковой.
Упражнения с использованием смены темпа.
Упражнения для проверки слуха на групповых занятиях.
Урок
№18 Тема: Проблема и характеристика развития голоса.
1 22.01 Исполнять различные по образному содержанию образцы музыкально – поэтического творчества народов мира.
Устный
опрос по зна-
нию музыкаль-ных терми
ном Музыкальные термины: регистры:
грудной и голосовой.
Фальцет
Дыхание: грудное, смешанное (Грудно-брюшное), брюшное или диафрагматическое.
Разучивание песни: «За школьной партой» - В. Ударцев.
Урок №19 Звуковая гимнастика для воспитания речевого голоса ребенка.
1 29.01 Воплощать художественно – образное содержание музыкального творчества в песнях, играх, действиях. Узнавать певческие голоса
(детские, мужские, женские). Разучивание песни: «Моя Родина».
Музыкальные термины:
воспитание речевого аппарата;
комплексное развитие систем речевого аппарата;
два отдела речевого аппарата центральный и периферический;
три системы периферического отдела: генераторная, резонаторная, энергетическая.
Урок №20
Тема:
Роль резонаторно– артикуля-ционной деятельности в развитии речевого голоса.
1 5февраль Анализиро-вать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодейст-вии. Оцени-вать собствен-ную музыкаль-ную деятель-
ность. Разучивание песни:
Новый день» Ю. Верижников.
Музыкальные термины: увертюра. Артикуляция.
Органы артикуляции
Резонаторы
Связь артикуляции и резонирования
Тембр и звонкость речевого аппарата
Урок №21 Звуковая гимнастика для воспитания речевого голоса ребенка.
1 12.02 Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Сочи-нять, подби-
рать по слуху. Упражнения. Упражнение №5
Упражнение №6
Упражнение №7
Упражнение №8
Упражнение «Пан Тралялинский». Урок №22 Общая тема: основы вокальной методики-7 часов.
№1.«Дикция в пении».
1 19.02 Воплощать художественно – образное содержание музыкального творчества в песнях, играх, действиях. Предла-гать варианты
интерпре-тации музыкальных произведений. Музыкальные термины: трехчастная форма, значение слова в русской вокальной литературе.
Дикция в пении
Тонические и логические ударения
Урок №23 №2.Тема: Дыхание в пении. 1 26.
02 Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Узнавать певческие голоса
(детские, мужские, женские). Влияние работы дыхания на речеголосовые звучания.
Воспитание навыков правильного вдоха и выдоха.
Урок №24 Тема:
№3.Работа гортани в пении. Атака звука «Прикрытие голоса».
1 5
март Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Презента-ция Разучивание песни:
«Ветер перемен» - муз. М. Дунаевского.
Положение гортани.
Урок №25 Тема: №4.Регистры голоса.
1 12
март Анализиро-вать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Конт-роль по распознаванию прослушанных произведений и распознаванию
музыкальных произве
дений Атака звука. «Прикрытие голоса»
Три способа атаки звука:
Твёрдая атака.
Придыхательная.
Мягкая атака.
Тема: №5.«Резонаторы голосового аппарата».
Разучивание песни:
разучивание песни «Море»
Ю. Антонов;
Опора звука.
Урок №26 №6.«Резонаторы голосового аппарата». 1 19
март Осуществлять первые опыты сочинения, импровизировать в пении, игре, пластике. Конт-роль устный по знанию разновидностей музыкальных произве
дений Разучивание песни:
Ю.Верижников -
«Волшебный мир искусства». Урок №27 Практическое
Занятие.
1 2апрель Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
Пение музыкаль-ных классических произве
дений и их узнава-ние. Примерный репертуар:
1.«Принцесса на горошине» С.Савенков.
2.«Мой папа» Ю.Верижников.
3.«Наши мамы самые красивые» Ю.Чичков, М.Пляцковский.
Урок №28 Практическое занятие. 1 9апрель Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Устный
опрос по зна-
нию музыкальных терми
нов Примерный репертуар:
1. «Про папу» В.Шаинский М.Танич
2.«Про озорного мышонка» Ж.Колмагоровой.
Урок №29 Практическое занятие. 1 16-23
апрель Соотносить художественно – образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения. Пение музыкальных классических произве
дений и их узнавание Примерный репертуар:
1.« Праздник друзей» Ю.Верижников
2.«Что такое Новый год?»
Урок №30 Повторение выученного песенного репертуара в течение года.
Урок – концерт. 2 30апрель-
7май Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Пение музыкальных классических произве
дений и их узнавание
Устный
опрос по зна-
нию музыкальных терми-
нов Повторение песен по желанию ребят.
Урок №31 Повторение выученного песенного репертуара в течение года. Разучивание песни:
«Не вешать нос гардемарины»
ком. В. Лебедев сл. Ю Решевцева.
Урок №32 1 14май Наблюдение за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Пение музыкальных классических произве-
дений и их узнавание. Урок №33 1 21май Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Конт-роль устный по знанию разновидностей музыкальных произве
дений. Урок №34
1 28май Определять разновидности оркестровых коллективов (симфонических, народных инструментов и др.)
Соотносить художественно – образное содержание музыкального произведения .Пение музыкальных классических произве
дений и их узнавание. ИТОГО: 34 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«СОЛИСТ» В УСЛОВИЯХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Цель данной программы заключается в разработке нового уровневого понимания урока вокала, обуславливающего процесс развития творческого потенциала личности. Творчество ребёнка связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями. Поэтому, главная задача педагога музыки – вокалиста в образовательном учреждении, в соответствии с идеей программы, состоит в том, чтобы научить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух, привить им эстетический и художественный вкус.
Планируемый результат.
Надеюсь, что используемые инновационные методы вокальной работы в данной программе «Солист» позволят отметить не только положительную динамику формирования вокально-певческих навыков, но и развития музыкального слуха в ладовом, интонационном, тембровом, гармоническом отношениях, воспитают у детей навыки и основы разумного пения и элементы резонансной вокальной техники.
Проблема контроля знаний, умений и навыков учащихся является ключевой, так, как от правильности её решения зависит эффективность обучения по данной программе. Теоретический материал, т.е. знание музыкальных жанров (романс, серенада, баркарола, сонет, баллада, песня), истории создания известных романсов, знания о выдающихся исполнителях песен и романсов и др. проверяется тестовым способом, привлекая компьютерные технологии и музыкальные программы в стиле викторин (вопросов и ответов).
Вокальная техника и уровень мастерства вокалиста оценивается педагогом на индивидуальных уроках вокала, на концертах, на вокальных фестивалях, конкурсах зрителями и жюри. Сам вокалист оценивает себя, прослушивая свои записи на аудио пленках и видеопленках, анализируя и сравнивая своё пение. Основным показателем результативности программы, используемых в ней приёмов и методов работы, является мобилизация созидательных творческих сил и способности учащихся через глубоко прочувствованные занятия, в том числе, через концертную исполнительскую деятельность. Урокам-концертам и конкурсам, которые проводятся в каждой четверти, в данной программе придаётся огромное значение. Это своего рода небольшой экзамен педагогу: какие же способности он смог раскрыть у обучающихся, какой творческий потенциал выявить. На вокальных конкурсах и фестивалях должно проводиться награждение учащихся по различным номинациям – это награждение несёт огромное значение. Это великий стимул обучающемуся и утверждение веры в то, что он большая Вселенная, где живёт огромное количество талантов, и нужно открыть их в себе. По завершению обучения обучающиеся должны усвоить теоретический курс, должны уметь:
исполнять произведение соло и ансамбля с учётом динамических оттенков;
понимать целостность стихов в песнях, уметь находить в них свой собственный смысл, чувствовать радость постижения мира, удивляться его красоте и гармонии.
Условия для реализации программы.
Программу «Солист» должен вести преподаватель пения – грамотный вокальный педагог, знающий вокальную методику и достаточно знакомый со спецификой детского вокального воспитания. Ведь привитый ребёнку механизм певческого голосообразования – это основа голоса будущего взрослого человека, и в этом плане роль детского вокального педагога также важна, как и ответственна.
Методическое оснащение программы.
1. Чарелли Э.М.: «Учитесь говорить». Свердловск, Издательство Уральского университета, 1991.
2. Козлянинова И.П.; Чарелли Э.М.: «Тайны нашего голоса». Екатеринбург, 1992.
3. Вербов А.М.:»Техника постановки голоса». Государственное музыкальное издательство, 1961.
Видеофильмы и компьютерные самообучающие программы: «Энциклопедия классической музыки». Москва, М.ЭКСФОРС, 2002.
Материально-техническое обеспечение курса.
1. Кабинет музыки, который соответствует всем требованиям, необходимым для проведения уроков и внеклассных мероприятий, художественно-эстетически оформленный с учётом музыкальных тем.
2. Аппаратура звукозаписи фонограмм.
3. Компьютер.
4. Фонотека музыкальных дисков и аудио кассет.
5. Музыкальные видеофильмы.
6. Телевизор.
Видеомагнитофон.
Аудио магнитофон.
Фортепиано.
Электроклавишные инструменты.
Музыкальный центр с караоке-дисками.
Микрофоны (стационарные и радио).
Микшерный пульт.
Акустическая система.
Рекомендации для проведения занятий.
Данная программа предусматривает опору на знания полученные учащимися в курсе «Музыка», и способствует их непрерывному образованию. Слабые вокальные способности, плохая профессиональная подготовка – вот сегодняшняя массовая культура, поэтому это комплексная студийная программа охватывает широкий круг произведений: от популярной до высот классической музыки, от простых песен до вершин поэтической классики. Для работы по этой программе необходимо провести тестирование творческих и, в особенности музыкальных и вокальных особенностей обучающихся. С целью фиксации и последующего подробного анализа различных педагогических нюансов и вокальных возможностей голоса, возникающих в процессе ведения занятия, ход занятия и некоторые моменты исполнения произведения должны записываться на видео и аудио плёнку.
Данная программа рассчитана на год обучения с детьми, имеющими хорошие музыкальные способности, возможно работа на более длительный срок, если состав учащихся формируется произвольным образом без предварительного тестирования музыкальных способностей. Продолжительность курса 34 академических часа. В неё включена, как теоретическая (лекционная) часть – 21 часов, так и практическая – 13 часов. Хочется отметить, что одним из важных условий реализации программы «Солист» является подгрупповая работа (8-10 человек), направленная на развитие творческих способностей каждого ребёнка. Оптимальным количеством обучающихся в группе солист является 18-20 человек, так как это позволяет учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Год обучения включает в себя общие занятия (подгрупповые), теории и индивидуальные – вокал. Предусмотрена работа с детьми и подростками 14-17 лет. На уроке в подгруппе по этой программе обучающиеся участвуют в различных видах деятельности:
слушание, музицирование, включающие в себя вокальное исполнительство, коллективное музицирование, импровизацию (вокальную, пластическую, музыкально-ритмическую деятельность).
Особое внимание здесь обращается на личность каждого обучающегося, на сугубо индивидуальные его способности и возможности, на формирование и совершенствование практических навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений.
Программа включает в себя: лекции, беседы, вечера, концерты. Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывает желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности. Студийцы учатся в своём исполнении раскрывать творческий замысел автора, добиваться звонкости, полётности, естественности звучания. Наиболее способные учащиеся готовят в течение года тематические музыкальные вечера, беседы, иллюстрации. В программе предусмотрена работа с родителями, общественностью, концертно-просветительская деятельность через организацию конкурсов исполнителей внутри коллектива, участие в городских и районных смотрах и праздниках. В процессе освоения учебного материала очень большую роль должны играть: наглядность, особенно видео материал.
Импровизация должна стать отправным моментом поиска. Она понимается как форма первотворчества, фокусирующая силы души ума и памяти в ходе импровизации происходит развитие творческих способностей учащихся через синтез музыкального, вокального и сценического искусства. Так как растущий организм ребёнка является ещё очень слабым, неспособным выполнять большие концентрированные нагрузки, поэтому, работая над вокальным развитием детей, необходимо, прежде всего, избегать перегрузок детской психики и голосового аппарата.
Развитие вокальных способностей детей не должно идти по пути максимальной эксплуатации возможностей детского голоса, а только по пути наиболее рационального развития голоса. Ведь нормы силы голоса и продолжительности пения для детского возраста, совсем иные, чем для взрослого, более низкие. Предлагаемая программа «Солист» для обучающихся 12-17 лет будет способствовать повышению эффективности не только образования, но и воспитания.
Список литературы.
Апраксина О. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 17. М., 1986.
Багадуров В.А. «Вокальное воспитание детей». М., 1953.
Вербов А.М. «Техника постановки голоса». Государственное музыкальное издательство, 1961.
Гейнрикс И. «Музыкальный слух и его развитие». М.: Музыка, 1978.
Гульяну Е. «Детям о музыке». М.: «Аквариум», 1996.
Емельянов В. «Развитие голоса – координация и тренинг». Спб, издательство «Лань».
Козлянникова И.П.;Чарелли Э.М: «Тайны нашего голоса». Екатеринбург, 1992.
Левашова О.; Келдыш Ю.: «История русской музыки том 1». М.: Музыка. 1890.
Л.Мархасев: «Серенада». Ленинград, «Советский композитор», 1998.
Менабени А.Г.: «Методика обучения сольному пению». М.: Просвещение, 1997.
Рачина Б.С.: «Путешествие в страну музыки». Спб «МиМ-Экспресс».
Панкевич Г.: « Звучащие образы». М.: Знание, 1997.
Теплов Б.М.: «Психология музыкальных способностей». М., 1947, с.48.
Струве Г.А.: «Школьный хор». М.: Просвещение, 1981.
Чарели Э.М.: «Учитесь говорить». Свердловское издательство Уральского университета, 1991.