Рабочая программа по литературному чтению по программе Перспектива ( 3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 А класса составлена на основе
- Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования (2009г.);
- основной образовательной программы начального общего образования;
- авторской программы УМК «Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климанова;
- базисного учебного плана, утверждённого МО и Н РТ;
- учебного плана МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20», утверждённого директором школы, на 2015-2016 учебный год;
- положения о рабочей программе по предмету в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20».
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение литературного чтения в 3 классе отводится 102 часа, по 3 часа в неделю.
В РТ предусмотрен национально-региональный компонент, поэтому уменьшено количество часов с 3 до 2 уроков в неделю. В авторскую программу внесены изменения на основании приказа МО и Н РТ «Об учебных планах для 1 – 9 классов школ РТ, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования» №7699/12 от 23.06.2012 г. Реализация принципа минимакса в образовательном процессе позволяет использовать данный курс при 3 ч в неделю за счёт школьного компонента в 3 классе 102 ч. На изучение литературного чтения в 3 А классе отводится 102 часа, по 3 часа в неделю.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Федеральный стандарт выполняется в полном объёме.
№ п/п
Раздел
Количество часов
1.
Книги – мои друзья.
4 часа
2.
Жизнь дана на добрые дела.
13 часов
3.
Волшебные сказки.
12 часов
4.
Люблю всё живое.
14 часов
5.
Картины русской природы.
10 часов
6.
Великие русские писатели.
23 часа
7.
Литературная сказка.
13 часов
8.
Картины родной природы.
13 часов
Цели и задачи курса литературного чтения в 3 А классе
Программа направлена на достижение следующих целей: развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
Основные задачи в 3 классе:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, - учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, - развивать поэтический слух, - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, - обогащать чувственный опыт ребёнка.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Перспектива»
Для педагога:
Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 3 класс М.: «Просвещение»,2014год,
Климанова Л. Ф., Коти Т. Ю. Творческая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, М.: «Просвещение»,2014год;
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению 3 класс,М.: «Вако» 2015 год.
Для учащихся:
Климанова Л. Ф. Учебник «Литературное чтение» 3 класс М.: «Просвещение», 2014год.
Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии.
Количество часов
Всего – 102 часа; в неделю – 3 часа.
В течение учебного года: проверка техники чтения – 1 час.
Основные содержательные линии
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Круг детского чтения. Тематика
1. Вводный раздел. «Большие и маленькие секреты страны Литературии»; «Книга окно в новый неведомый мир» (М. Горький).
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: малые фольклорные жанры; волшебные и бытовые сказки.
Литературные произведения: литературные сказки русских и зарубежных писателей; рассказы писателей-классиков и современных писателей России; басни, пьесы-сказки, повести; страницы поэзии (произведения отечественных и зарубежных поэтов); научно-познавательные литературные произведения; мифы Древней Греции; рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов (старинных и современных).
Литература искусство слова. «Тропа» к А. Пушкину, Л. Толстому, И. Крылову. Круг произведений писателей-классиков, небольшой справочный материал о жизни писателей, их произведениях.
3. Тематический блок. Произведения, посвященные Родине, ее прошлому и настоящему. Нравственно-этические темы о детях, друзьях-товарищах, семье, окружающем мире, о взаимоотношениях и общении людей. Юмористические стихи и рассказы.
Сравнение художественных и научно-познавательных текстов с единой тематикой.
Книги - мои друзья
Книги, прочитанные летом. Книга – к мудрости ступенька. Первопечатник Иван Федоров. Мы идем в музей книги..
Жизнь дана на добрые дела
Т. Коти. Добрый друг. В.И. Даль – собиратель народной мудрости. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».М. Зощенко. Не надо врать. Л. Каминский. Сочинение.
М. Зощенко. Через тридцать лет. Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей. Н. Носов. Трудная задача. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано».
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.
Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
Волшебные сказки
Волшебные сказки. Урок работы с книгой. Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка. Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк». Летучий корабль. Русская народная сказка. Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки. По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки. Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
Люби всё живое
Энциклопедии и справочники. К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот». В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста. Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка». Тим Собакин. Песни бегемотов. Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька». Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик. М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию. М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
Составление плана рассказа.
Картины русской природы
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.
Н. Некрасов. Славная осень.
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».
А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».
В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.
Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
К. Бальмонт. Снежинка.
К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.
Великие русские писатели
Выставка книг. Произведения русских писателей. В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин. Зимнее утро. Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.
А.С. Пушкин. Зимний вечер.Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.А.С. Пушкин. Опрятней модного паркетаСравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного .А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А. Крылов. Слон и Моська. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Л.Н. Толстой. Лебеди. Л.Н. Толстой. Акула. Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов. И.А. Крылов. Квартет.
Литературная сказка
В.И. Даль. Девочка Снегурочка.
В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
Дж. Родари. Волшебный барабан.
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.Тим Собакин. Лунная сказка.
Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе
С. Михалков. Упрямый козлёнок. С. Михалков. Упрямый козленок
Картины родной природы
Т. Коти. В родном краю.
Б. Заходер. Что такое стихи?
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.
С. Есенин «Сыплет черёмуха». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.
С. Есенин. С добрым утром.
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.
М. Пришвин. Золотой луг.
Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».
Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
Способ чтения: беглое чтение целыми словами.
Увеличение «поля» чтения за счет интонационного объединения слов в словосочетания и фразы.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Качества навыка чтения: сознательное, правильное чтение с ускорением темпа чтения до 7080 слов в минуту; развитие умения читать выразительно, соблюдая интонацию конца предложений, делая паузы на месте, отмеченном знаком препинания. Умение передать при чтении свое отношение к содержанию читаемого.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
Самостоятельный (подробный и выборочный) пересказ текста с использованием приемов словесного рисования.
Самостоятельное деление текста на части, озаглавливание их.
Составление плана прочитанного текста с опорой на предложения и фразы текста.
Краткий пересказ текста с опорой на план (с помощью учителя).
Нахождение предложений, выражающих главную мысль. Умение соотносить главную мысль с пословицей.
Составление рассказов на заданную тему на основе наблюдений за природой, жизнью школы, друзей, семьи и др.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
Воспитание культуры общения с собеседником: умения внимательно его слушать, т. е. анализировать речь, улавливать ее смысл, поддерживая диалог вопросами или репликами, строить речевое общение с собеседником на основе доброжелательности, миролюбия и уважения.
Формирование выразительности речи и чтения: выбор интонации (тона, темпа речи и чтения, логического ударения и пауз) в зависимости от содержания речи и коммуникативных задач общения: что-то сообщить, выразить радость или недовольство, сочувствие или осуждение и т. д.; умение прочитать один и тот же текст с различным подтекстом: восхищением, удивлением и т. д. (с помощью учителя).
Формирование потребности в чтении книг по рекомендованному списку; умения давать оценку прочитанному.
Ориентировка в учебной книге: умение самостоятельно находить произведение в книге, пользуясь оглавлением; соотносить тематические разделы книги с темой отдельных текстов; самостоятельно пользоваться вопросами и заданиями при анализе текста.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусств и наблюдений за окружающим миром.
1. Опыт эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
Сопоставление, сравнение своих наблюдений и впечатлений с теми, которые отражены в произведениях разных видов искусства.
Формирование способности эстетически воспринимать театральные представления; составление рассказов с элементами описания на основе увиденного.
Развитие умения находить темы для обобщения размышления о том, что прочитал ребенок в художественных произведениях, увидел в спектаклях, на картинах.
2. Слушание художественных произведений.
Слушание литературных произведений в исполнении одноклассников, умение эмоционально откликаться на услышанное.
Восприятие чтения одного и того же произведения разными исполнителями, сравнение, сопоставление, отбор наиболее удачных вариантов исполнения. Стимулирование творческой активности детей.
Приобщение школьников к миру поэзии, наблюдение за мелодией стиха, звукописью, звукоподражанием.
Заучивание стихотворений и отрывков из прозаических текстов (по выбору).
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
Побуждение детей к самостоятельному перечитыванию произведений. Формирование умения внимательно относиться к авторскому слову.
Наблюдение за мастерством автора, его умением выбирать слова и выражения для описания места действия, характеристики событий и героев.
Размышления над мотивами поступков персонажей, сравнение героев, нахождение слов и выражений для их характеристики.
Формирование умения давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, жестов и мимикой персонажей.
Умение обращать внимание на место действия, окружающую обстановку, давать им эстетическую оценку.
Наблюдение за средствами художественной выразительности в поэтических текстах, нахождение сравнений, олицетворений, эпитетов, метафор (без терминов).
Формирование умения воссоздавать поэтические образы произведения (описание предмета, природы, места действия, героя, его эмоциональное состояние) на основе анализа словесной ткани произведения.
Развитие умения отбирать из словесной ткани произведения отдельные детали и объединять их для создания целостного художественного образа.
Формирование умения сопоставлять произведения разных видов искусств (словесного, музыкального, изобразительного) по теме, по настроению и главной мысли.
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Практическое различение фольклорных жанров: загадка, пословица, небылица, считалочка. Составление (придумывание) загадок и считалок.
Различение жанров литературных произведений: рассказы, сказки, стихотворения.
Умение самостоятельно подобрать пословицы к прочитанному произведению, соотнести их с темой или главной мыслью.
Развитие умения сопоставлять два ряда представлений о природе реальных и словесных, образных, выраженных тем или иным автором в своем стихотворении.
Коллективная драматизация художественных произведений. Введение игровых ситуаций с переменой ролей их участников: переход с позиции слушателя на позицию исполнителя роли, режиссера, художника, автора текста.
Развитие умения выделять отличительные признаки сказки: волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
Умение выделять характерные элементы басни как вымышленного рассказа (вымышленные персонажи, олицетворение, нравоучение мораль).
Умение составлять рассказы в стиле определенного писателя (как рассказал бы тот или иной писатель, например, о птице или звере и т. д.).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;
- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;
- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
-самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;
-находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.
Выпускник получит возможность научиться:
-составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;
- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
-сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
-сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
-Составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;
- Самостоятельно составлять аннотацию;
-Самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;
-Пользовать алфавитным и систематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.
Выпускник получит возможность научиться:
-Самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;
-Рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- Сравнивать научно-познавательный и художественный текст; определять отличительные особенности;
- Выявлять особенности героя художественного рассказа;
- Выявить особенности юмористического произведения;
- Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения;
- Наблюдать противоположные картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины;
- Выявлять развитие настроения в художественном тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
- Определять конкретный смысл понятий: притчи, былины, мифы, литературная сказка;
- Отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;
- Сравнивать пословицы и поговорки разных народов; Группировать пословицы и поговорки по темам;
- Сравнивать былину и сказочный текст;
- Сравнивать поэтический и прозаический текст былины;
- Определять ритм стихотворения.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
- Выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;
- Составлять самостоятельно тексты разных жанров;
- Писать отзыв на книгу.
Выпускник получит возможность научиться:
- Выполнять творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведения;
- Самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, на основе репродукций картин художников, на основе серии иллюстраций, на основе личного опыта.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- имена и фамилии 34 авторов и классиков русской литературы;
- 24 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения;
- наизусть 78 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы;
- имена и фамилии 78 писателейавторов прочитанных произведений.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту;
- читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания;
- читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- пересказывать содержание произведения подробно и выборочно;
- делить несложный текст на части;
- соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
- самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника;
- рисовать словесные картины к художественным произведениям;
- находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа;
- различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных;
- выделять особенности стихотворных произведений рифму, ритм;
- басня: герой басни, подразумеваемый смысл, нравоучение мораль;
- найти книгу из рекомендованного списка литературы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во часов
Результаты
Дата проведения
по плану
по факту
Книги – мои друзья (4 ч.)
Личностные:
-проявлять интерес к уроку и процессу чтения;
- составлять устные высказывания;
Метапредметные:
Регулятивные:
-самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Познавательные:
-работать с различными источниками информации, со справочной литературой;
- знать особенности произведений малых фольклорных жанров;
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
1
Книги, прочитанные летом. К. Чуковский. Бибигон и его друзья.
1
Предметные: предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе; определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга.
1-5.09
2
Книги Древней Руси.
1
Предметные: составить свою книгу наставлений.
1-5.09
3
Первопечатник Иван Фёдоров.
1
Предметные: описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте.
1-5.09
4
Мы идём в музей книги.
1
Предметные: составлять своё высказывание.
7-12.09
Жизнь дана на добрые дела (13 ч.)
Личностные:
- проявлять интерес к уроку и процессу чтения;
- составлять устные высказывания;
Метапредметные:
Регулятивные:
- отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения автора;
- понимать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте;
Познавательные:
- работать с различными источниками информации, со справочной литературой;
- сравнивать поэтические и прозаические произведения на одну и ту же тему; произведения литературы и живописи.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
7-12.09
5
Т. Коти. Добрый друг.
1
Предметные: определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову.
Объяснять, что такое верность слову, честность.
7-12.09
6
В.И. Даль – собиратель народной мудрости.
Пословицы и поговорки русского народа.
1
Предметные: знать пословицы и поговорки из сборника, объяснять смысл пословиц.
7-12.09
7
Н. Носов. Огурцы.
1
Предметные: представлять одну из книг по заданным параметрам.
14-19.09
8
Н. Носов. Огурцы. Создание текста «Доброе дело».
1
Предметные: представлять одну из книг по заданным параметрам.
14-19.09
9
М. Зощенко. Не надо врать.
Анализ рассказа.
1
Предметные: рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа; объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.
14-19.09
10
Л. Каминский. Сочинение.
1
Предметные: писать отзыв на прочитанную книгу.
21-26.09
11
Л. Каминский. Сочинение. Пишем отзыв.
1
Предметные: писать отзыв на прочитанную книгу.
21-26.09
12
М. Зощенко. Через тридцать лет.
1
Предметные: писать отзыв на прочитанную книгу.
21-26.09
13
Мы идём в библиотеку. Весёлые рассказы писателей.
1
Предметные: определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам.
28-3.10
14
Н. Носов. Трудная задача.
1
Предметные: представлять одну из книг по заданным параметрам.
28-3.10
15
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано».
1
Предметные: представлять одну из книг по заданным параметрам.
28-3.10
16
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Юмористические рассказы.
1
Предметные: определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам.
5-10.10
17
Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела».
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
5-10.10
Волшебные сказки (12 ч.)
Личностные:
- сотрудничать со взрослыми, сверстниками, находить выход из трудной ситуации при распределении обязанностей в группе;
Метапредметные:
Регулятивные:
-проявлять интерес к чтению народных сказок;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;
Познавательные:
уметь распределять роли при подготовке к инсценированию;
- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
5-10.10
18
Волшебные сказки. Урок работы с книгой.
1
Предметные: определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя.
5-10.10
19
Иван – царевич и Серый Волк. Русская народная сказка.
Особенности построения сказки
1
Предметные: определять отличительные особенности волшебной сказки.
12-17.10
20
Иван – царевич и Серый Волк. Герои волшебной сказки. Характеристика героя.
1
Предметные: определять, из каких элементов состоит волшебная сказка; характеризовать героев сказки.
12-17.10
21
Иван – царевич и Серый Волк. Подготовка к пересказу.
1
Предметные: определять, какие предметы являются сказочными.
12-17.10
22
Анализ картины В.Васнецова «Иван – царевич и Серый Волк».
1
Предметные: рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.
19-24.10
23
Летучий корабль. Русская народная сказка. Особенности построения сказки.
1
Предметные: Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.
19-24.10
24
Летучий корабль. Герои волшебной сказки. Характеристики героя.
1
Предметные: определять, из каких элементов состоит волшебная сказка; характеризовать героев сказки.
19-24.10
25
Мы идём в библиотеку. Русские и зарубежные сказки.
1
Предметные: определять тему и название выставки книг; находить нужную книгу по каталогу.
26-31.10
26
По щучьему велению. Русская народная сказка. Подготовка к инсценированию произведения.
1
Предметные: составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана; распределять роли, договариваться друг с другом.
26-31.10
27
По щучьему велению. Инсценирование произведения.
1
Предметные: инсценировать произведение.
26-31.10
28
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Русские сказки.
1
Предметные: определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам.
9-14.11
29
Обобщающий урок по теме: «Волшебные сказки».
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
9-14.11
Люблю всё живое (14 ч.)
Личностные:
- проявлять интерес к урокам литературного чтения и к процессу чтения;
-проверять себя и оценивать результат своей работы как в группе, так и индивидуально;
Метапредметные:
Регулятивные:
- составлять устные высказывания;
-работать с различными источниками информации, со справочной литературой;
Познавательные:
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
16-21.11
30
Энциклопедии и справочники.
1
Предметные: определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.
9-14.11
31
К. Паустовский. Барсучий нос. Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.
1
Предметные: сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности.
16-21.11
32
В. Берестов. Кошкин щенок. В. Заходер. «Вредный кот».
1
Предметные: характеризовать героев сказки, рассказа.
16-21.11
33
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Особенности художественного текста.
1
Предметные: выявлять особенности героев художественного рассказа.
16-21.11
34
Создание текста по аналогии. «Муравьишка и Бабочка».
1
Предметные: составлять самостоятельно текст по аналогии.
23-28.11
35
Тим Собакин. Песни бегемотов.
1
Предметные: определять смысл названия произведения.
23-28.11
36
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
1
Предметные: находить нужную книгу по тематическому каталогу; знать детскую периодическую печать.
23-28.11
37
Знакомство с детскими журналами «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя», «Свирелька».
1
Предметные: ориентироваться в содержании журнала; находить нужную информацию в журнале.
30-5.12
38
Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Н. Носов. Карасик.
1
Предметные: обсуждать в паре, в группе поступки героев; определять свою позицию по отношению к героям произведения.
30-5.12
39
М. Горький. Воробьишко. Подготовка к инсценированию.
1
Предметные: распределять роли, договариваться друг с другом.
30-5.12
40
М. Горький. Воробьишко. Инсценирование произведения.
1
Предметные: инсценировать произведение.
7-12.12
41
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв на книгу о природе.
1
Предметные: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
7-12.12
42
Составление плана рассказа.
1
Предметные: составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана.
7-12.12
43
Контрольная работа по разделу «Люби все живое».
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
14-19.12
Картины русской природы (10 ч.)
Личностные:
-проявлять интерес к уроку и процессу чтения;
- составлять устные высказывания;
- отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения автора;
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте;
Познавательные:
- сравнивать поэтические и прозаические произведения на одну и ту же тему; произведения литературы и живописи.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
14-19.12
44
Картины русской природы. И. Шишкин. Зимой в лесу.
1
Предметные: определять конкретный смысл понятий: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).
14-19.12
45
Н. Некрасов. Славная осень.
1
Предметные: рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине; читать вслух и про себя.
14-19.12
46
М. Пришвин. «Осинкам холодно». Ф. Тютчев. «Листья».
1
Предметные: находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину; определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
21-26.12
47
А. Фет. «Осень». И. Бунин. «Первый снег».
1
Предметные: наблюдать картины в художественном тексте; находить слова, которые помогают увидеть эти картины.
21-26.12
48
В. Поленов. Ранний снег. Анализ картины. Создание текста.
1
Предметные: наблюдать за развитием настроения в художественном тексте.
21-26.12
49
Мы идём в библиотеку. Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников.
1
Предметные: определять тему и название выставки книг.
11-16.01
50
К. Бальмонт. Снежинка.
1
Предметные: объяснять используемые в тексте выражения.
11-16.01
51
К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
1
Предметные: сравнивать произведения литературы и живописи.
11-16.01
52
Готовимся к празднику. Создание собственного поздравления.
1
Предметные: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
18-23.01
53
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Картины русской природы.
1
Предметные: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
18-23.01
Великие русские писатели (23 ч.)
Личностные:
-проявлять интерес к уроку и процессу чтения;
- составлять устные высказывания;
- отстаивать свою точку зрения, понимать точку зрения автора;
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом или поэтическом тексте;
Познавательные:
- сравнивать поэтические и прозаические произведения на одну и ту же тему; произведения литературы и живописи.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
18-23.01
54
Выставка книг. Произведения русских писателей.
1
Предметные: Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
18-23.01
55
В. Берестов. Александр Сергеевич Пушкин.
1
Предметные: определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки.
25-30.01
56
А.С. Пушкин. Зимнее утро.
1
Предметные: наблюдать, как построена сказка; характеризовать героев произведения.
25-30.01
57
Сравнение стихотворения А.С Пушкина. Зимнее утро и произведения живописи И. Грабаря. Зимнее утро.
1
Предметные: находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.
25-30.01
58
А.С. Пушкин. Зимний вечер.
1
Предметные: находить слова, которые помогают представить изображенную автором картину.
1-6.02
59
Сравнение стихотворения А.С. Пушкина. Зимний вечер с произведениями живописи Ю. Клевера. Закат солнца. Зимний пейзаж с избушкой.
1
Предметные: соотносить иллюстрации и художественный текст.
1-6.02
60
А.С. Пушкин. Опрятней модного паркетаСравнение стихотворения с произведениями живописи П. Брейгеля. Зимний пейзаж, В. Сурикова. Взятие снежного .
1
Предметные: сравнивать народную сказку и литературную; определять отличительные особенности литературной сказки.
1-6.02
61
Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1
Предметные: читать вслух и про себя. Находить слова необходимые для подготовки краткого пересказа; кратко пересказывать текст.
8-13.02
62
Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (продолжение).
1
Предметные: читать вслух и про себя. Находить слова необходимые для подготовки краткого пересказа; кратко пересказывать текст.
8-13.02
63
Анализ произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
1
Предметные: определять нравственный смысл текста.
8-13.02
64
И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина.
1
Предметные: обсуждать в паре, когда используется приём звукозаписи.
15-20.02
65
Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание, нравоучи-тельный комический рассказ. Викторина «Знаешь ли ты басни И.А. Крылова?».
1
Предметные: рассказывать об особенностях басни И. Крылова; объяснять смысл басен И. Крылова.
15-20.02
66
И.А. Крылов. Слон и Моська.
1
Предметные: анализировать поступки героев произведения.
15-20.02
67
И. А. Крылов. Чиж и голубь.
1
Предметные: соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.
22-27.02
68
Обобщающая работа по теме: «Басни И.А Крылова».
1
Предметные: делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.
22-27.02
69
Л.Н. Толстой. Лев и собачка.
1
Предметные: инсценировать басни; распределять роли.
22-27.02
70
Л.Н. Толстой. Лебеди.
1
Предметные: соотносить отрывки басен И. Крылова с книгами басен.
29-5.03
71
Л.Н. Толстой. Акула.
1
Предметные: пересказывать кратко научно-познавательную статью; объяснять смысл названия рассказа.
29-5.03
72
Обобщающая работа по произведениям Л.Н. Толстого.
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
29-5.03
73
Мы идём в библиотеку. Произведения великих русских писателей и поэтов.
1
Предметные: находить нужную книгу по тематическому каталогу.
7-12.03
74
И.А. Крылов. Квартет. Подготовка к инсценированию.
1
Предметные: участвовать в работе группы; договариваться друг с другом.
7-12.03
75
И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование произведения.
1
Предметные: инсценировать произведение.
7-12.03
76
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Создание текста-рассуждения.
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
14-19.03
Литературная сказка (13 ч.)
Личностные:
- сотрудничать со взрослыми, сверстниками, находить выход из трудной ситуации при распределении обязанностей в группе;
Метапредметные:
Регулятивные:
-проявлять интерес к чтению народных сказок;
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;
Познавательные:
уметь распределять роли при подготовке к инсценированию;
- отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты).
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
77
В.И. Даль. Девочка Снегурочка.
1
Предметные: Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.
14-19.03
78
В. Одоевский. Мороз Иванович. Особенности построения волшебной сказки.
1
Предметные: определять отличительные особенности литературной сказки; определять, как построена сказка.
14-19.03
79
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.
1
Предметные: характеризовать героев произведения; определять нравственный смысл текста.
21-26.03
80
Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.
1
Предметные: сравнивать героев произведения на основе поступков.
21-26.03
81
Дж. Родари. Волшебный барабан.
1
Предметные: определять нравственный смысл произведения.
21-26.03
82
Создание своего окончания сказки.
1
Предметные: сочинять возможный конец сказки.
4-9.04
83
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки русских писателей и поэтов.
1
Предметные: представлять выбранную книгу; находить нужную книгу по тематическому каталогу.
4-9.04
84
Тим Собакин. Лунная сказка.
1
Предметные: определять нравственный смысл произведения.
4-9.04
85
Ю. Коваль. Сказка о серебряном соколе
1
Предметные: определять нравственный смысл произведения.
11-16.04
86
С. Михалков. Упрямый козлёнок. Подготовка к инсценированию.
1
Предметные: участвовать в работе группы, договариваться друг с другом.
11-16.04
87
С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование произведения.
1
Предметные: инсценировать произведение.
11-16.04
88
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение сказки.
1
Предметные: писать отзыв на прочитанную книгу.
18-23.04
89
Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка».
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
18-23.04
Картины родной природы (13 ч.)
Личностные:
- проявлять интерес к чтению лирических произведений;
- эмоционально отзываться на прочитанное произведение;
Метапредметные:
Регулятивные:
- сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему.
Познавательные:
находить в произведение слова, которые помогают представить настроение и чувство автора;
- выразительно читать лирические произведения.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли с учётом речевой ситуации;
- выбирать книги в соответствии с заданными параметрами.
90
Т. Коти. В родном краю.
Пишем рассказ «В родном краю».
1
Предметные:
18-23.04
91
Б. Заходер. Что такое стихи?
1
Предметные:
25-30.04
92
И. Соколов – Микитов. Март в лесу. А. Майков. Весна.
1
Предметные:
25-30.04
93
С. Есенин «Сыплет черёмуха». Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна.
1
Предметные: определять конкретный смысл понятий: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
25-30.04
94
С. Есенин. С добрым утром.
1
Предметные: называть особенности поэтического творчества.
2-7.05
95
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу.
1
Предметные: сравнивать произведения литературы на одну и ту же тему.
2-7.05
96
М. Пришвин. Золотой луг.
1
Предметные: выявлять особенности текста-описания; находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.
2-7.05
97
Сравнение стихотворения Саши Чёрного. «Летом» и произведения живописи А. Рылова «Зелёный шум».
1
Предметные: сравнивать произведения литературы и живописи.
9-14.05
98
Сравнение стихотворения Ф. Тютчева «В небе тают облака» и произведения живописи А. Саврасова Сосновый бор на берегу реки.
1
Предметные: сравнивать произведения литературы и живописи.
9-14.05
99
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе.
1
Предметные: представлять выбранную книгу; находить нужную книгу по тематическому каталогу.
9-14.05
100
Г. Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение.
1
Предметные: находить слова, которые помогают увидеть образы.
16-21.05
101
Итоговая контрольная работа по теме: «Сравнение произведения живописи и стихотворения. Средства выразительности в поэзии».
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
16-21.05
102
Обобщающий урок. Праздник читательских удовольствий.
1
Предметные: проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
16-21.05
15