Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе Перспектива
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №331 НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНА
на заседании
школьного МО
учителей
____________
Протокол № ____
от «____» августа 2015 г.
Председатель МО___________ (Красильникова И.В.)
ПРИНЯТА
на заседании
Педсовета
ГБОУ школы №331
Невского района
Санкт-Петербурга
Протокол № ____
от «____» августа 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школы №331
Невского района
Санкт-Петербурга
_____________Морозова Л.А.
Приказ № _____
от «____» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Храбан Лилии Григорьевны
по учебному курсу
«Литературное чтение»
4 «Б» класс
Базовый уровень
Санкт-Петербург
2015-2016
Рабочая программа по литературному чтению
4 класс
(3 часа в неделю, 104 час за год)
Организация-разработчик: ГБОУ школа №331 Невского района Санкт-Петербурга
Разработчик: Храбан Лилия Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ школы №331 Невского района Санкт-Петербурга
Оглавление
1.
Пояснительная записка...............................................................................
стр.
2
2.
Учебно-тематический план........................................................................
стр.
5
3.
Содержание тем учебного курса................................................................
стр.
6
4.
Календарно-тематическое планирование..................................................
стр.
6
5.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.....................................................................................................
стр.
18
6.
Перечень учебно-методического обеспечения.........................................
стр.
21
7.
Список литературы .................................................................................
стр.
22
8
Приложения к программе............................................................................
стр.
23-24
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению линии УМК «Перспектива» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по литературному чтению, разработанной в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.
Цели, решаемые при реализации рабочей программы:
Образовательные:целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
целенаправленное формирование универсальных учебных действий и духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;
свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Развивающие:
развитие предметных умений и навыков;развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
развитие интереса к чтению и книге
Воспитательные:воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран;
активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю;
формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
овладение элементарными литературоведческими представлениями и знаниями;
формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение (это умение предполагает осмысленное освоение учащимися содержания текста, а также понимание художественного замысла и подтекста);
развитие опыта творческой деятельности, то есть умения интерпретировать прочитанный текст;
формирование библиографических умений, то есть умения учащихся квалифицированно отобрать необходимую книгу на основе авторского или тематического каталога.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по литературному чтению.
Рабочая программа предназначена для изучения литературного чтения в 4 «Б» классе средней общеобразовательной школы по учебнику Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной «Литературное чтение» 4 класс. Учебник входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом ГБОУ школы №331 данная программа рассчитана на преподавание курса литературного чтения в 4 классе в объеме 3 часа в неделю.
Согласно учебному расписанию преподавание курса проводится по понедельникам, вторникам, средам. С учетом выходных, праздничных дней и режимом работы ОУ на 2015-2016 уч.год (в соответствии с распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга) фактическое количество учебных часов (по календарному плану) составляет - 104 часа (пропадают уроки 23 февраля, 9 марта, 4 мая, 11 мая 2015 года). Изменение объема учебного времени учитывается при составлении календарно-тематического планирования: содержание программы уплотнено до 96 часов, 8 часов являются резервом учебного времени
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе рабочей программы «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина («Перспектива» Сборник рабочих программ Система учебников «Перспектива» 1-4 классы, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2011.
Информация о внесенных в содержание программы изменениях и их обоснование:
Особенности контингента обучающихся - в предшествующий год обучения учащиеся 4 «Б» класса имели 100% успеваемость и средний уровень качества обученности по предмету. Т.о., корректировки уровня освоения программы, в соответствии со спецификой классов не требуется.
Виды и формы промежуточного, итогового контроля:
Основные формы контроля реализации программы – контрольные работы являются тематическим контролем, который заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат.
Специфика этого вида контроля:
Ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать материал, исправить полученную ранее отметку;
Учитель, принимая решение об окончательной отметке, не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые отменяют предыдущие, что делает контроль более объективным;
возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится более мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению.
Количество проверочных работ за год – 5.
Виды и формы практической части программы:
Основные формы реализации практической части программы:
фронтальная;
парная;
групповая;
индивидуальная.
2. Учебно-тематический план
Годовой календарный график
№
Раздел (тема, модуль, глава) курса
№ уроков
(в плане)
Кол-во часов
Проверочная работа
1 четверть (01.09.2014 01.11.2014)
1
Раздел 1 Книга в мировой культуре
1-8
8
1
2
Раздел 2 Истоки литературного творчества
9-26
18
1
3
Раздел 3 О Родине, о подвигах, о славе
27
1
Итого по учебному плану
27
Итого по календарно-тематическому планированию
27
2
2 четверть (10.11.2014 27.12.2014)
4
Раздел 3 О Родине, о подвигах, о славе
28-38
11
5
Раздел 4 Жить по совести, любя друг друга
39-48
10
Итого по учебному плану
21
0
Итого по календарно-тематическому планированию
21
0
3 четверть (12.01.2015 21.03.2015)
6
Раздел 4 Жить по совести, любя друг друга
49-52
4
1
7
Раздел 5 Литературная сказка
53-72
20
1
8
Раздел 6 Великие русские писатели
73-76
4
Итого по учебному плану
28
2
Итого по календарно-тематическому планированию
28
2
4 четверть (01.04.2015--25.05.2015)
8
Раздел 6 Великие русские писатели
77-93
17
1
9
Раздел 7 Литература как искусство слова
94-96
3
10
Резервные часы
97-104
8
Итого по учебному плану
28
1
Итого по календарно-тематическому планированию
20
1
Резерв учебного времени
8
Всего по учебному плану
104
5
Всего по календарно-тематическому планированию
104
5
3. Содержание тем учебного курса
Раздел 1 «Книга в мировой культуре». (8 часов)
Основные понятия: библиотека, каталог, аннотация. Высказывания о книгах известных людей прошлого и современности.
Раздел 2 «Истоки литературного творчества». (18 часов)
Основные понятия: сказки, притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.
Раздел 3 «О Родине, о подвигах, о славе». (12 часов)
Основные понятия: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. Стихи и рассказы о войне.
Раздел 4 «Жить по совести, любя друг друга». (14 часов)
Основные понятия: ответственность, совесть. Рассказы о дружбе, хороших делах.
Раздел 5 «Литературная сказка». (20 часов)
Основные понятия: отзыв на книгу, переводная литература. Собиратели народных сказок. Литературные сказки.
Раздел 6 «Великие русские писатели». (21 час)
Основные понятия: средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Сравнение произведений живописи и литературы.
Раздел 7 «Литература как искусство слова». (3 часа)
Обобщение по курсу литературного чтения. Самостоятельные работы.
Резерв учебного времени – 8 часов
4. Календарно – тематическое планирование
Датапроведения план
Датапроведения факт
№ урока
в разделе/в плане
Тема
УУД
Раздел 1. Книга в мировой культуре – 8 часов
Срок изучения: 01.09.2014 – 16.09.2014
01.09
1
1
Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника.
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Объяснять условные обозначения. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названий разделов учебника, какие произведения будут изучаться.
02.09
2
2
Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни»
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
Уметь создавать собственные тексты на основе опорных слов.
07.09
3
3
Из повести временных лет. О книгах. Летописей Нестор
Уметь называть элементы учебной книги, их находить, быстро в них ориентироваться; знать, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения исторических произведений.
08.09
4
4
М. Горький. «О книгах». Рассказ о своей домашней библиотеке.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения , ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
09.09
5
5
История книги. Подготовка сообщения на тему.
Умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
14.09
6
6
«Удивительная находка». Пересказ текста.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
15.09
7
7
Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
16.09
8
8
Входная контрольная работа (проверка техники чтения)
Уметь применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
Раздел 2. Истоки литературного творчества – 18 часов
Срок изучения: 17.09.2014 – 28.10.2014
21.09
1
9
Виды устного народного творчества. Притчи, былины, мифы.
Уметь прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
22.09
2
10
Пословицы разных народов. Сочинение на тему
Уметь прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
23.09
3
11
Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых .
Уметь прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
28.09
4
12
Притча о сеятеле (из Нового Завета). Смысл притчи.
Уметь прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
29.09
5
13
Милосердный самарянин (из Нового Завета). Смысл притчи.
Уметь прогнозировать содержание урока, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
30.09
6
14
Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. «Гусляры».
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
05.10
7
15
«Исцеление Ильи Муромца». Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
06.10
8
16
«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
07.10
9
17
Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок». Славянский миф. Особенности мифа.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развивать художественно-творческие способности, уметь создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Прогнозировать содержание, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя.
12.10
10
18
Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь
Е. Мелетинского.
Уметь находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
13.10
11
19
«Мы идём в библиотеку». Произведения устного народного творчества.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
14.10
12
20
Самостоятельное чтение. Сказки о животных.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
19.10
13
21
Тайская народная сказка. «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
20.10
14
22
Немецкая народная сказка. «Три бабочки». Подготовка к спектаклю.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
21.10
15
23
Семейное чтение. «Царь и кузнец». Притча. «Шрамы на сердце». Притча.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
26.10
16
24
Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
27.10
17
25
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
28.10
18
26
Контрольная работа.
Уметь работать с учебником и художественной книгой.
Раздел 3. О Родине, о подвигах, о славе – 12 часов
Срок изучения: 29.10.2014 – 02.12.2014
09.11
1
27
Пословицы о Родине. Поступок, подвиг. К. Ушинский. «Отечество». В. Песков. «Отечество». Сравнение текстов о Родине.
Уметь прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
10.11
2
28
Н. Языков. «Мой друг! Что может быть милей» А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. «Русь». «Святая Русь» Святитель Филарет Московский
Сравнение произведений художественной литературы и живописи.
Уметь прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
11.11
3
29
Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре Невском. В. Серов. Ледовое побоище. Н. Кончаловская. Слово о побоище ледовом.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
16.11
4
30
Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
17.11
5
31
Историческая песня. Ф. Глинка. «Солдатская песнь».
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. «Реквием».
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
18.11
6
32
А. Приставкин. «Портрет отца».
В. Костецкий. «Возвращение».
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
23.11
7
33
Е. Благинина. «Папе на фронт». В. Лактионов. «Письмо с фронта». Сравнение произведения живописи и литературы.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров.
24.11
8
34
«Мы идём в библиотеку». Историческая литература для детей.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
25.11
9
35
Самостоятельное чтение. С. Фурин. «Чтобы солнышко светило». В. Орлов. «Разноцветная планета».
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров.
30.11
10
36
Семейное чтение
Ф. Семяновский. «Фронтовое детство». Фотография-источник получения информации.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров.
01.12
11
37
«Маленькие и большие секреты страны Литературии».
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
02.12
12
38
Творческий проект на тему «Нам не нужна война»
Уметь представлять свой проект.
Раздел 4. Жить по совести, любя друг друга – 14 часов
Срок изучения: 03.12.2014 – 19.01.2015
07.12
1
39
А. Толстой «Детство Никиты»
Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений.
08.12
2
40
А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа. Герои рассказа.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
09.12
3
41
И. Суриков. «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
14.12
4
42
А. Гайдар. «Тимур и его команда». Смысл рассказа.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
15.11
5
43
А. Гайдар. «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
16.11
6
44
М. Зощенко. «Самое главное». Смысл рассказа.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
21.12
7
45
И. Пивоварова. «Смеялись мы-хи-хи» Соотнесение содержания текста с пословицей.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
22.12
8
46
Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
23.12
9
47
Мы идём в библиотеку. Создание выставки «Писатели-детям»
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
11.01
10
48
Самостоятельное чтение.
Н. Носов. «Метро». Особенности юмористического текста.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
12.01
11
49
Семейное чтение.
В. Драгунский. «бы». Смысл рассказа.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
13.01
12
50
Наш театр. Н. Носов. «Витя Малеев в школе и дома». Инсценирование.
Использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), уметь осознанно воспринимать и оценивать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
18.01
13
51
Контрольная работа.
Уметь применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
19.01
14
52
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать юмористическое произведение.
Раздел 5. Литературная сказка – 20 часов
Срок изучения: 20.01.2015 – 10.03.2015
20.01
1
53
Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.
Прогнозировать содержание раздела, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных. Научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
25.01
2
54
Вильгельм и Якоб Гримм - собиратели немецких народных сказок.
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
Уметь применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
26.01
3
55
Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки.
Уметь применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
27.01
4
56
Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
01.02
5
57
Шарль Перро. «Мальчик - с – пальчик». Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
02.02
6
58
Шарль Перро. «Спящая красавица». Представление книги.
Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
03.02
7
59
Сказки Г.-Х. Андерсена.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
08.02
8
60
Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
09.02
9
61
Г.-Х. Андерсен. «Дикие лебеди». Герои сказки.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
10.02
10
62
Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
15.02
11
63
Г.-Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
16.02
12
64
Г.-Х. Андерсен. «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
17.02
13
65
Г.-Х. Андерсен. «Чайник». Смысл сказки.
Создание сказки по аналогии.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, знать, какие писатели и поэты создают эти произведения, в чём заключается талант читателя, составление пересказов самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельное составление рассказов о герое, используя авторский текст.
20.02
14
66
Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.
Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы.
24.02
15
67
Самостоятельное чтение.
И. Токмакова. «Сказочка о счастье».
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
29.02
16
68
Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек».
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
01.03
17
69
С. Аксаков. «Аленький цветочек». Ш. Перро. «Красавица и Чудовище». Сравнение сказок.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
02.03
18
70
Наш театр.
Э. Хогарт. «Мафин печёт пирог». Инсценирование.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, составлять пересказ самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, самостоятельно составлять рассказ о герое, используя авторский текст.
19
71
Контрольная работа.
Уметь применять полученные знания на практике, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться художественными источниками для понимания и получения информации.
20
72
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Составление каталога на тему.
Составление аннотации.
Знать зарубежную литературу, определять её особенности, составлять пересказ самых интересных эпизодов из произведений от лица главных героев, составлять аннотацию.
Раздел 6. Великие русские писатели – 21 час
Срок изучения: 11.03.2015 – 13.05.2015
1
73
А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. «Сказки А.С. Пушкина».
Прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
2
74
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
3
75
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Волшебные предметы в сказке.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
4
76
А.С. Пушкин. «Осень». Е. Волков. «Октябрь». Сравнение произведения живописи и литературы.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
5
77
А. С. Пушкин. «Гонимы вешними лучами» Средства художественной выразительности для создания образа весны.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.
6
78
Ф. И. Тютчев. «Ещё земли печален вид» А. Куинджи. «Ранняя весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
7
79
Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. И. Козлов. Сравнение произведений.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
8
80
М. Лермонтов. «Горные вершины». Гёте. Перевод В. Брюсова. Сравнение текстов.
Уметь прогнозировать содержание произведения, уметь перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
9
81
М. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Уметь прогнозировать содержание произведения, уметь перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
10
82
Особенности исторической песни.
М. Лермонтов. «Бородино».
Уметь прогнозировать содержание произведения, уметь перечислять произведения М.Ю. Лермонтова, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.
11
83
Л. Толстой. «Маman» (Из повести «Детство»). Герои рассказа. Л. Толстой. «Ивины».
Уметь прогнозировать содержание произведения, уметь перечислять произведения Л.Н. Толстого, ориентироваться в учебной и художественной книге, понимание главной мысли, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги на основе заданного материала.
12
84
И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины. И. Никитин. «Когда закат прощальными лучами»
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
13
85
И. Бунин. «Гаснет вечер», «Ещё холодно и сыро».
Н. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Сравнение со сказочным текстом.
Уметь прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
14
86
Проект. Мы идём в музей. Подготовка к экскурсии.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
15
87
Самостоятельное чтение. Л. Толстой. «Был русский князь Олег».
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
16
88
Басни Л. Толстого.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
17
89
Семейное чтение. Л. Толстой. «Петя Ростов».
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
18
90
Л. Толстой. «Петя Ростов». Пересказ.
Уметь выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию.
19
91
Наш театр. И. Крылов. «Ворона и Лисица». Инсценирование.
Уметь отличать басню от стихотворения, определять структуру басни, самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарий по прочитанной басне.
20
92
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.
Уметь читать выразительно (выражать настроение, делать логические паузы и ударения), выполнять задания по тексту, знание произведений; уметь характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев, осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определять основную мысль.
21
93
Контрольная работа.
Уметь читать выразительно (выражать настроение, делать логические паузы и ударения), выполнять задания по тексту, знание произведений; уметь характеризовать героя произведения, сравнивать сюжеты, героев, осуществлять поиск необходимой информации в соответствии с заданием; определять основную мысль.
Раздел 7. «Литература как искусство слова». Обобщение по курсу литературного чтения – 3 часа
Срок изучения: 18.05.2015 – 20.05.2015
1
94
Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.
Уметь работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст.
2
95
Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.
М. Пришвин. Осинкам холодно. Приём олицетворения как средство создания образа.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
3
96
Ф. Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.
Уметь читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Резерв учебного времени. 8 часов
25.05
1
97
Повторение изученного
2
98
Повторение изученного
3
99
Повторение изученного
4
100
Повторение изученного
5
101
Повторение изученного
6
102
Повторение изученного
7
103
Повторение изученного
8
104
Повторение изученного
Годовой календарный график проверочных и контрольных работ по разделам
№
Вид проверки
Тема
Дата проведения
1 четверть
1
Входная контрольная работа. Проверка техники чтения
«Книга в мировой культуре»
16.09.2014
2
Контрольная работа
«Истоки литературного творчества»
28.10.2014
2 четверть
3 четверть
3
Контрольная работа
«Жить по совести, любя друг друга»
14.01.2015
4
Контрольная работа
«Литературная сказка»
04.03.2015
4 четверть
5
Контрольная работа
«Великие русские писатели»
13.05.2015
5. Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
Планируемые личностные и метапредметные результаты обучения по программе.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Учащиеся должны знать:
отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
наизусть 10-12 стихотворений;
5-6 книг по темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
читать про себя произведения различных жанров;
читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
находить метафоры и сравнения на примере загадки;
различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
составлять план, озаглавливать текст;
различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
Критерии и нормы оценивания:
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");
умения выразительно читать и пересказывать текст;
учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя");
проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений.
Характеристика цифровой оценки (отметки) по предметам:"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения."4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
5. Перечень учебно – методического обеспечения
Методические и учебные пособия:
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
1. Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина, Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях, М.: Просвещение, 2013
Рекомендуемые средства обучения:
1. Мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук
2. Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение».
Описание педагогических технологий, методов и форм обучения используемых при реализации программы.
Реализация содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Применяемые организационные формы: классно-урочная система обучения, индивидуальные задания (домашние, по выбору), групповые формы работы (в том числе парные, наиболее актуальны при выполнении лабораторных и практических работ), дифференцированного обучения (с выбором заданий разного уровня сложности).
Основной тип управления познавательной деятельностью: обучение по книге и обучение с помощью ТСО (презентаций уроков).
Преобладающие методы:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Ведущие технологии:
1. Традиционные технологии (объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)).
2. Проблемное обучение (последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.)
3. Критического мышления (поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Критически мыслящий обучающийся задает вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать?)
4. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии).
5. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.); гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.)
6. Список литературы
Основная литература:
1. 1. Сборник рабочих программ «Перспектива», Система учебников «Перспектива», 1-4 классы, Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2011
Дополнительная литература:
1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2013
2. М.В. Бойкина, Литературное чтение, Методические рекомендации, 3 класс, М.: Просвещение, 2012
7. Приложения к программе
№
Наименование приложения
Дата внесения дополнений
Приложение к программе
Учебная программа «Дорожная безопасность»
№
Дата внесения дополнений
Наименование приложения
1.
06/10/2014
«Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.
Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы
2.
22/12/2014
Н. Носов. «Дневник Коли Синицына».
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае
3.
16/03/2015
А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенность литературной сказки.
Поездка за город
Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (1 часа)
Назначение светофора. Сигналы светофора и их значение. Типы светофоров. Опасные ситуации при переходе проезжей части на регулируемом перекрестке. Из истории светофора.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (1 часа)
Ситуации, связанные с пользованием автобусом, троллейбусом, трамваем: переход дороги при движении на остановку и после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая (для двух типов трамвайных остановок).
Поездка за город (1 час)
Правила движения пешеходов по загородной дороге. Правила перехода загородных дорог. Опасности, подстерегающие пешехода на загородной дороге.
13PAGE \* MERGEFORMAT14815
15