Рабочая программа по литературному чтению по программе Перспектива 2 класс
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 2 класс создана на основе:
Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования;
Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. Виноградской Л.А., М., «Просвещение», 2009 год;
Сборника рабочих программ, система учебников «Перспектива», М., «Просвещение», 2014 год;
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из
основных его задач сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой
развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека.
Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям.
В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности,
умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
развивать поэтический слух,
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
обогащать чувственный опыт ребёнка,
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
Углублять читательский опыт детей.
Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:
1. Развитие навыков чтения: - развитие навыка осознанного и правильного чтения, - выработка плавного чтения целыми словами, - проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин, - проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца, - развитие темпового чтения.
2.Развитие выразительности чтения и речи: -чтение вслух и чтение про себя, - развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, - произносить скороговорки и чистоговорки, - обучение орфоэпическому чтению, - обучение чтению по ролям.
Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления: - проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории, - составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого Л.А.Виноградской, из расчета
4 часа в неделю, 136 часов в год.
Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
овладение функциональной грамотностью;
овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
приобщение к литературе как искусству слова;
приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Круг детского чтения. Тематика».
2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Круг детского чтения. Тематика.
1. Вводный раздел.
«Приглашение в страну Литературию»; «Книга друг и советчик».
2. Жанровый блок.
Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных
стран). Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.
3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 5060 слов в минуту.
Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших
текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.
Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.
Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.
Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
2. Слушание художественных произведений.
Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами
Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.
Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.
Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.
Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).
Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)
Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
наизусть 56 стихотворений русских и зарубежных классиков;
56 русских народных пословиц, считалок, загадок;
имена и фамилии 56 отечественных писателей.
Учащиеся должны уметь:
читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;
читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;
читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;
практически различать сказку, рассказ и стихотворение;
объяснять заглавие прочитанного произведения;
высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;
пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;
делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
отгадывать загадки;
находить в тексте слова, характеризующие поступки
героя;
различать слова автора и героев;
определять тему произведения по заглавию;
различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;
находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;
ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;
составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
самостоятельно выбирать и читать книги;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);
определять содержание книги по заглавию, аннотации;
находить в словаре значение неизвестного слова.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Критерии оценок:
В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
Способ чтения: чтение целыми словами.
Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
выразительное чтение текста;
пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
выразительное чтение наизусть;
составление простого плана;
создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Педагогические условия и средства реализации стандарта:
Формы: урок.
Типы уроков:
Усвоения новых знаний (УНЗ).
Комплексное применение знаний и умений (закрепление) (ЗЗ).
Актуализация знаний и умений (повторение) (ПЗ).
Контроль знаний и умений (КЗ) .
Коррекция знаний, умений и навыков (КЗУ)
Комбинированный (К).
Материально-техническое обеспечение.
1. Дополнительная литература.
Для учителя:
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской
"УМК «Перспектива"
Учебник по литературному чтению для 2 класса, в 2-х частях, автор Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской,
"УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
Методические рекомендации для учителя к учебнику литературного чтения для 2 класса.
4. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК "Перспектива" Л.Ф. Климановой и др., автор С.В. Кутявина.
5. Контрольно - измерительные материалы по литературному чтению 2 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель С.В. Кутявина.
6. Работа с текстом. ФГОС, автор О.Н.Крылова, изд-во "Экзамен" 2013.
Для учащихся:
1. Учебник по литературному чтению для 2 класса, в 2-х частях, автор Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, Л.А. Виноградской
УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
2. Контрольно - измерительные материалы по литературному чтению 2 класс, изд-во "Вако" 2013,
составитель С.В. Кутявина.
3. Работа с текстом. ФГОС, автор О.Н.Крылова, изд-во "Экзамен" 2013
2. Интернет-ресурсы.
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
3. Технические средства обучения
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Ксерокс.
Макбуки.
5. Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Типы уроков:
Усвоения новых знаний (УНЗ).
Комплексное применение знаний и умений (закрепление) (ЗЗ).
Актуализация знаний и умений (повторение) (ПЗ).
Контроль знаний и умений (КЗ) .
Коррекция знаний, умений и навыков (КЗУ)
Комбинированный (К).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Л. Ф. КЛИМАНОВОЙ, 2 класс. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№
п/п
Дата
Тема урока
Тип
урока
Личностные
результаты
Предметные результаты
Метапредметные ( УУД)
Виды контроля
регулятивные
коммуникативные
познавательные
Литературное чтение 1 часть.
Раздел "Любите книгу" ( 9 часов)
1.
Любите книгу. Рассказы о любимых книгах.
УНЗ
Проявлять интерес и ценностное
отношение
к книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу; позитивное отношение к чтению, к книге и осознанное желание читать; творческое отношение к составлению рассказа о прочитанном произведении
Использовать в активном словаре новые термины и понятия.
Выразительно читать произведение.
Выбирать и
иллюстрировать
отрывок из произведения.
Работать с
художественным текстом.
Составлять
рассказ о прочитанном произведении.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять задание по плану; осуществлять самопроверку
и взаимопроверку при выполнении учебного задания; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Формулировать собственное
мнение и позицию; взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; согласовывать позиции
с партнёром и выражать собственное мнение; адекватно использовать речевые
средства для представления
результата работы.
Определять значение
и смысл новых слов и понятий; осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль
и обосновывать своё мнение; определять значимость книги,
её иллюстраций и обосновывать
своё мнение; составлять пословицу о книге и объяснять её смысл; использовать приобретённые
умения в презентации прочитанного
произведения.
Текущий
2.
Ю.Энтин «Слово про слово».
К
Текущий
3.
В.Боков. «Книга – учитель».
Г.Ладонщиков «Лучший друг».
К
Текущий
4.
Книги из далёкого прошлого и современные книги.
К
Текущий
5.
Ю.Энтин «Слово про слово». Для чего нужны книги?
УНЗ
Текущий
6.
Н. Кончаловская «В монастырской келье».
К
Текущий
7.
Мы идём в библиотеку.
Справочная и энциклопедическая литература.
УНЗ
Устный опрос
8.
Мои любимые художники иллюстраторы .
УНЗ
Творческая работа
9.
Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка».
УНЗ
Текущий
Раздел "Краски осени" ( 13 часов).
10.
А.С.Пушкин «Унылая пора...»А.Аксаков «Осень».
УНМ
Проявлять интерес к самостоятельному общению с книгой.
Эмоционально ценностное отношение к красоте осенней
природы.
Интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета.
Осознавать важность образных выражений посредством которых передаются чувства, эмоции, представления
автора.
Читать выразительно текст.
Работать с художественным
текстом, используя алгоритм.
Формулировать значение слов «сравнение», «эпитет», «олицетворение».
Составлять рассказ-описание
Иллюстрировать произведение,
отрывок из текста.
Инсценировать произведение.
Составлять текст полезного совета.
Выполнять учебное действие по плану; выполнять учебное задание, используя алгоритм; выполнять учебное задание
в соответствии с целью; осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении
учебного задания
Формулировать собственное
мнение и позицию; строить понятные для партнёра
высказывания в рамках учебного диалога; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; адекватно взаимодействовать
с партнёром в рамках учебного
диалога.
Определять тему, главную мысль
текста и обосновывать своё мнение; сравнивать произведения литературы
и живописи, обосновывать своё мнение; определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения
и обосновывать своё мнение; определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение; использовать разные источники информации для выполнения учебного задания; анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику;
Текущий
11.
Работа с репродукциями картин В.Поленов «Осень в Абрамцево». А.Куинджи "Осень"
К
Устный опрос
12.
Майков "Осень",
Есенин "Закружилась листва золотая...", .Васильев "Болото в лесу".
К
Устный опрос
13.
Токмакова. «Опустел скворечник»
.Плещеев "Осень наступила..."
К
Текущий
14.
Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.
УНМ
Текущий
15.
Народные приметы. Осенние загадки.
УНМ
Текущий
16.
Мы идём в библиотеку.
С.Маршак «Октябрь».
УНМ
Текущий
17.
Самостоятельное чтение. Цвета осени. Маршак "Осень", "Октябрь". Яхнин "Осень в лесу". Сладков "Сентябрь".
К
Текущий
18.
Семейное чтение .Образцов "Стеклянный пруд".
К
Текущий
19.
Наш театр. Н.Сладков «Осень» .
УНМ
Текущий
20
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Н.Никитин «Встреча зимы»
УНМ
Текущий
21.
И.Бунин. «Листопад».
А.Майков «Летний дождь».
К
Устный опрос
22.
Контрольная работа по разделу "Краски осени"
КЗ
КИМ (стр.8-9)-тест "Осень"
Раздел «Мир народной сказки» (14 часов)
23.
Мир народной сказки .
УНЗ
Проявлять:
интерес к народной сказке и её героям;
позитивное отношение к чтению на
родных сказок;
желание создать (написать) сказку.
Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.Работать с содержанием
текста сказки.
Пересказывать сказку, используя план.
Читать сказку по ролям.
Инсценировать сказку.
Выполнять учебное действие по плану.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Всуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.
Определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение.
Определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану.
Определять структуру сказки и обосновывать своё мнение.
Формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
Текущий
24.
РНС «Лисичка-сестричка и волк».
УНЗ
Текущий
25.
Корякская сказка «Хитрая лиса».
К
Текущий
26.
РНС «Зимовьё».
УНЗ
Текущий
27.
РНС «У страха глаза велики» .
К
Текущий
28.
Белорусская сказка «Пых»
К
Текущий
29.
Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.
УНЗ
Текущий
30.
Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ»
К
Текущий
31.
Семейное чтение.РНС"Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
К
Текущий
32.
Нанайская сказка «Айога».
К
Текущий
33.
Ненецкая сказка «Кукушка».
К
Текущий
34.
Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».
УНМ
Текущий
35.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
К
КИМ-проверочная работа
(стр. 31-32)
36.
Контрольная работа по разделу"Мир народной сказки".
КЗУ
КИМ (стр. 63-65)
Раздел "Веселый хоровод" ( 10 часов).
37.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка , небылица, прикладное искусство. перевод
УНЗ
Проявлять:
интерес к изучению темы;
позитивное отношение к чтению и желание читать произведения малых жанров устного народного творчества;
интерес и творческое отношение к созданию собственного сценария праздника устного народного творчества.
Читать осознанно, выразительно,без ошибок.
Ориентироваться в разных жанрах устного народного творчества.
Проводить наблюдения и выделять особенности разных жанров устного народного творчества.
Составлять тексты закличек,
приговорок, небылиц , используя знание особенностей этих произведений устного народного творчества.
Работать с толковым словарём.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять учебное задание
по плану.
Осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Формулировать собственное
мнение и позицию.
Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение.
Сравнивать произведения фольклора разных жанров.
Отвечать на поставленные вопросы.
Создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию.
Использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».
Текущий
38.
Б. Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине.
УНЗ
Работа с текстом. Вариант 9.
39.
Музей народного творчества .
ПЗ
Устный опрос
40.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши .
УНЗ
Устный опрос
41.
Э.Успенский «Память». Ю.Мориц «Хохотальная путаница»
К
Текущий
42.
Мы идём в библиотеку. Устное народное творчество.
К
Текущий
43.
Д.Хармс «Весёлый старичок». «Небывальщина»
К
Работа с текстом. Вариант 10.
44.
Семейное чтение. Чуковский "Путаница". Небылицы.
К
Текущий
45.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
ПЗ
Работа с текстом. Вариант 11
46.
Контрольная работа по разделу "Веселый хоровод"
КЗУ
КИМ (стр.6-7)-тест.
КИМ (стр. 30-31)-проверочная работа.
Раздел "Мы друзья" (12 часов)
47.
Мы – друзья.
УНЗ
Проявлять:
интерес к изучению темы;
желание читать произведения о дружбе;
интерес и творческое отношение
к созданию правил дружеских отношений;
позитивное отношение к использованию правил дружеских отношений в своей повседневной жизни.
Читать текст осознанно, выразительно и без
ошибок.
Читать произведение по ролям.
Пересказывать рассказ, используя план.
Составлять текст рассказа по иллюстрациям.
Работать с содержанием рассказа и басни.
Формулировать правила дружеских отношений.
Планировать и выполнять задание в соответствии с целью.
Работать с текстом произведения, используя алгоритм.
Осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении
учебного задания.
Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение.
Определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение.
Подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Сопоставлять героев разных произведений.
Использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.
Текущий
48.
Михаил Пляцковский «Настоящий друг»
К
Текущий
49.
В.Орлов «Я и мы»
К
Работа с текстом. В.- 12.
50.
Сочинение на основе рисунков.
ПЗ
Индивидуальный
51.
Н.Носов «На горке»
УНЗ
Текущий
52.
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.
К
Текущий
53.
С.Михалков «Как друзья познаются»
УНЗ
Работа с текстом. В.- 13
54.
Э.Успенский
«Крокодил Гена и его друзья» .
К
Текущий
55.
Семейное чтение. А. Гайдар "Чук и Гек".
К
Текущий
56.
Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» .
К
Текущий
57.
«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Басня.
УНЗ
КИМ (стр. 18-19)-тест
КИМ(стр.40-41)-ПР
58.
Контрольная работа по разделу"Мы - друзья".
КЗУ
Работа с текстом. В.- 14.
Раздел «Здравствуй, матушка Зима!» (6 часов)
59.
А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя»
Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»
УНЗ
Проявлять:
интерес к изучению темы;
эмоционально ценностное
отношение к красоте зимней
природы;
желание читать произведения
о зиме и зимних праздниках;
интерес к созданию творческого новогоднего сюрприза
Читать лирические произведения осознанно, выразительно,
без ошибок.
Проводить наблюдения и выделять особенности лирических произведений. Выделять в тексте произведения
эпитет, сравнение, олицетворение.
Составлять текст загадки,
используя разные способы их
создания.
-Рассказывать о зиме и зимних праздниках.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять учебное задание
по плану.
Осуществлять взаимопроверку
и самооценку при выполнении учебного задания..
Формулировать высказывания, используя новые термины.
Представлять собственное мнение и позицию.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение.
Определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение.
Сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение.
Определять способы создания загадок и обосновывать своё
мнение.
Использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.
КИМ (стр.65-67) диагностика
60.
С.Есенин «Поёт зима, аукает»; «Берёза»
К
Текущий
61.
С.Чёрный «Рождественское».
Ф.Фофанов «Ещё те звёзды не погасли..."
УНМ
Работа с текстом. Вариант 15.
62.
К.Бальмонт «К зиме».С.Маршак «Декабрь» А.Барто «Дело было в январе...»
С.Дрожжин «Улицей гуляет»
К
КИМ (16-17)-тест.
63.
Загадки зимы
УНМ
КИМ(стр 38-40) ПР.
64.
Проверочная работа к разделу «Здравствуй, матушка Зима!»
КЗ
КИМ (стр.49-52)-КР
КИМ (стр.52-54)-КР.
Литературное чтение 2 часть.
Раздел «Чудеса случаются» (17 часов)
65.
Чудеса случаются .
УНЗ
Проявлять:
интерес к изучению темы;
интерес к чтению литературных сказок авторов;
творческое отношение
к сочинению своей сказочной
истории;
желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.
Читать осознанно, выразительно
и без ошибок.
Работать с текстом.
Описывать героя, его характер, поступки.
Составлять словесный портрет литературного герояя.
Читать сказку по ролям.
Подробно пересказывать сказку по плану.
Инсценировать литературную
сказку.
Выполнять учебное задание по алгоритму.
Осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
учебного задания.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Адекватно взаимодействовать
в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Использовать речевые средства
для представления результата деятельности.
Определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение.
Описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение.
Сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение.
Определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение.
Анализировать содержание иллюстраций к сказке.
Использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.
Работа с текстом. Вариант 16.
66.
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».
К
Текущий
67.
Много захочешь – последнее потеряешь .
К
Текущий
68.
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
К
Текущий
69.
А.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
К
Текущий
70.
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки"
УНЗ
Текущий
71.
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» .
К
Текущий
72.
Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса".
К
Текущий
73.
Д. Мамин-Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.
К
Работа с текстом. В.- 16.
74.
Э.Распе «Чудесный олень».
«Оттаявшие звуки".
УНЗ
Текущий
75.
Мы идём в библиотеку.
Сказки Г.Х.Андерсена
К
Работа с текстом. В.-18.
76.
Самостоятельное чтение
К.Чуковский «Я начинаю любить Бибигона» .
УНЗ
Текущий
77.
К.Чуковский
«Бибигон и пчела".
К
Текущий
78.
Семейное чтение Лев Толстой "Два брата".
К
Текущий
79.
Наш театр. К.Чуковский
«Краденое солнце".
ПЗ
Работа с текстом. В.- 19
80.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
Болгарская сказка «Курица, несущая
золотые яйца".
УНЗ
Текущий
81.
Контрольная работа по разделу"Чудеса случаются".
КЗУ
КИМ (стр.10-11) - тест.
КИМ (стр.32-34)
Раздел "Весна, весна! И все ей радо!" (12 часов)
82.
Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: олицетворение воображение.
УНЗ
Проявлять:
интерес к чтению лирических произведений о весне;
желание участвовать в конкурсе чтецов, посвящённом весне;
творческое отношение к созданию текста о весенней природе;
желание самостоятельно общаться с книгой;
понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
Работать с художественным
текстом.
Определять в тексте эпитет,
сравнение, олицетворение.
Составлять рассказ о весне.
Выразительно читать текст лирического произведения о весне.
Иллюстрировать лирическое произведение о весне.
Выполнять учебное задание
в соответствии с целью.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Осуществлять взаимопроверку
и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Формулировать высказывания, используя новые термины.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Адекватно взаимодействовать
в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Использовать речевые средства
для представления результата деятельности.
Определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение.
Определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение.
Определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение.
Определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение.
Анализировать содержание репродукции, иллюстрации.
Сравнивать произведения разных авторов и обосновывать
своё мнение.
Использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне.
Текущий
83.
Весна, весна! И всё ей радо!
Ф.Тютчев
«Зима недаром злится..."
УНЗ
Текущий
84.
И.Никитин «Весна».
А.Плещеев «Весна».
Т.Белозёров «Подснежники» .
К
Текущий
85.
А.Чехов «Весной».
А.Фет «Уж верба вся пушистая». А.Барто «Апрель».
К
Текущий
86.
Мы идем в библиотеку.Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне.
ПЗ
Работа с текстом. В.- 21.
87.
Самостоятельное чтение.
С.Маршак «Март».
И.Левитан «Ранняя весна».
УНЗ
КИМ (36-38) ПР
88.
И.Токмакова «Весна».
Саша Чёрный «Зелёные стихи».
К
Текущий
89.
Сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна».
КЗУ
Текущий
90.
Наш театр. С.Маршак
«Двенадцать месяцев» .
ПЗ
Текущий
91.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
УНЗ
КИМ (стр.22-23) - тест.
92.
Создание текста о весне.
ПЗ
Работа с текстом. В.- 22.
93.
Контрольная работа к разделу "Весна, весна! И все ей радо!"
КЗУ
КИМ (42-44) - ПР
Раздел "Самые близкие и дорогие" (11 часов).
94.
Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие. ответственность.
УНЗ
Проявлять:
интерес к чтению произведений
о близких и родных людях;
свои чувства при выразительном чтении лирических произведений
о маме;
интерес и творческое отношение
к составлению правил дружной
семьи или текста о семье;
интерес к самостоятельному общению с книгой.
Выразительно читать текст
лирического произведения.
Читать по ролям осознанно,
выразительно и без ошибок.
Работать с художественным
текстом.
Оформлять обложку для
прочитанных произведений.
Составлять текст о семье.
Составлять лирический текст
о маме, выражая свои чувства.
Иллюстрировать собственное
сочинение.
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку
при выполнении учебного задания.
Формулировать высказывание, используя термины.
Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Определять тему
и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение.
Определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение.
Описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение.
Сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение.
Соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение.
Использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.
Текущий
95.
Мои самые близкие и дорогие.Р.Рождественский «На земле хороших людей немало".
УНЗ
Работа с текстом. В.- 23.
96.
Ю.Энтин «Песня о маме». Б.Заходер «С папой мы давно решили».
К
Текущий
97.
А. Барто "Перед сном"
Р. Сеф "Если ты ужасно гордый".
К
Текущий
98.
Рассказ о маме. Дж. Родари "Кто командует?".
К
Текущий
99.
Мы идем в библиотеку. Книги о маме.
ПЗ
Работа с текстом. В.-24.
100.
Самостоятельное чтение.Э. Успенский "Если был бы девчонкой" «Разгром».
УНЗ
Текущий
101.
Б. Заходер "Никто".
К
КИМ (стр. 24-25) - тест.
102.
Семейное чтение. Л. Толстой "Отец и сыновья". "Старый дед и внучек".
К
КИМ (стр.41-42) -ПР
103.
Наш театр.
Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» .
ПЗ
Текущий
104.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.
ПЗ
КИМ (стр.67-69)
Раздел «Люблю все живое» (18 часов)
105.
Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание.
УНЗ
Проявлять:
интерес к чтению художественных произведений о взаимоотношениях
человека с природой, животным миром;
толерантность к чувствам
одноклассников;
желание принимать участие
в конкурсе творческих работ на тему
«Братья наши меньшие»;
творческое от
ношение к созданию текста
о любимом животном или питомце;
понимание собственных достижений
при освоении учебной темы.
Выразительно читать текст художественного произведения.
Работать с художественным и научно познавательным текстами.
Составлять план рассказа.
Подробно пересказывать рассказ по плану.
Составлять рассказ о любимом животном.
Составлять отзыв о прочитанном произведении.
Инсценировать сказку.
Выполнять учебное задание
в соответствии с целью.
Выполнять учебное задание
по алгоритму.
Осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
Формулировать высказывания, используя новые термины.
Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;
Использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;
Определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение.
Определять особенности научно-познавательного и художественного
текстов и обосновывать своё мнение.
Сравнивать содержание научно-познавательного и художественного
текстов и обосновывать своё мнение.
Анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации.
Определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение.
Использовать приобретённые знания при составлении текста о любимом животном или питомце.
Текущий
106.
Саша Чёрный «Жеребёнок»
УНЗ
Текущий
107.
С.Михалков «Мой щенок»
К
Текущий
108.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идёт.
С.Снегирёв «Отважный пингвинёнок»
УНЗ
Текущий
109.
М.Пришвин «Ребята и утята».
К
Работа с текстом. В.- 25.
110.
Е.Чарушин «Страшный рассказ» .
К
Текущий
111.
Сравнение художественного и научно-попу-лярного текста.
Н Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии "Заяц".
К
Текущий
112.
Проект "Создание фотоальбома о природе". В. Берестов "С фотоаппаратом".
К
Текущий
113.
Н.Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы".
К
Текущий
114.
Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В. Бианки.
ПЗ
Текущий
115.
В.Бианки «Хитрый лис и умная уточка".
К
Текущий
116.
Самостоятельное чтение Н.Сладков «Сосулькина вода».
«Весенний звон». "Лисица и ёж".
УНЗ
Текущий
117.
Семейное чтение.В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
К
Текущий
118.
Г Снегирев "Куда улетаю птицы на зиму?"
К
Текущий
119.
Наш театр. Знакомство со сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» .
К
Текущий
120.
Шутки-минутки. В. Берестов "Заяц-барабанщик» "Коза".
К
КИМ (54-60) - ПР
121.
Маленькие и большие секреты страны Литературии . А.Барто «Думают ли звери?»
К
КИМ (стр.45-46) - ПР
122.
Контрольная работа к разделу «Люблю все живое» .
КУЗ
КИМ (стр.12-13) - тест.
КИМ (34-36) - ПР
Раздел "Жизнь дана на добрые дела" (14 часов).
123.
Жизнь дана на добрые дела.
С.Баруздин
«Стихи о человеке и его добрых делах».
УНЗ
Проявлять:
интерес к чтению произведений
о делах и поступках сверстников;
свои чувства и отношение к герою
при выразительном чтении
художественных произведений;
интерес и творческое отношение к составлению совета для Вани и
Домовёнка и рассказа о добром
поступке.
Выразительно читать текст художественного произведения.
Читать текст по ролям осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием художественного текста.
Составлять план текста.
Подробно пересказывать содержание рассказа.
Инсценировать басню.
Составлять совет для Вани и Домовёнка и рассказ о добрых делах.
Выполнять учебное задание, используя алгоритм.
Выполнять учебное задание, используя правило мудрости.
Осуществлять самооценку,
взаимопроверку и взаимооценку
при выполнении учебного задания.
Формулировать высказывание,
используя термины.
Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.
Адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога.
Определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение.
Определять жанр произведения и обосновывать своё мнение.
Сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение.
Сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение.
Определять отношение автора к герою
и обосновывать своё мнение.
Соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение.
Использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку
и составления рассказа о добром поступке.
Текущий
124.
Л.Яхнин «Пятое время года».
К
Текущий
125.
Кто добро творит, того жизнь благословит
В.Осеева «Просто старушка».
УНЗ
Текущий
126.
Э.Шим «Не смей!»
К
Текущий
127.
А.Гайдар «Совесть».
К
Текущий
128.
Е.Григорьева «Во мне сидят два голоса».
К
КИМ(стр.60-62) - проверочная работа
129.
В.Осеева «Три товарища».
УНЗ
Текущий
130.
И.Пивоваров «Сочинение».
К
КИМ (стр.20-21) - тест.
131.
Сочинение «Как я помогал маме».
ПЗ
Индивидуальный
132.
Мы идём в библиотеку. Мои любимые писатели. Н.Носов.
УНЗ
Текущий
133.
Н.Носов «Затейники».
К
Текущий
134.
Н.Носов «Фантазёры».
К
Текущий
135.
Наш театр.
С.Михалков «Не стоит благодарности».
ПЗ
КИМ (стр.69-73) - диагностика
136.
Проверочная работа к разделу «Жизнь дана на добрые дела».
ПЗ
'ђЗаголовок 115