Разработка рабочей программы по окружающему миру 1 класс УМК Перспектива


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
«Рассмотрено » «Согласовано» « Утверждаю»
РуководительШ МО Заместитель директора Директор МБОУ
_____/Тарабукина М.П. поУВР МБОУ « Костенеевская средняя « Костенеевская средняя
Протокол №_ от школа» общеобразовательная школа»
« » 2015г ________/ Вегера В.Н. _________/Акаев П. Н.
« » 2015г Приказ №_ от
« » 2015год
Рабочая программа
По окружающему миру для 1 класса
Бузовой Галины Николаевны, учителя начальных классов
первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2015г
2015-2016 уч.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса составлена на основе Федерального Закона об образовании от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан «Об образовании» №68-ЗРТ от 22.07.2013 и в соответствии ФГОС НОО, на основе Примерной программы по окружающему миру начального общего образования, базисного учебного плана МБОУ «Костенеевская средняя школа» ЕМР РТ, федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и авторской программы Используется УМК «Перспектива» Москва «Просвещение» 2011.
Данная программа ориентирована на использование учебника Используется УМК «Перспектива» Москва «Просвещение» 2011.,учебники: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» в 2 частях.
Цели и задачи обучения окружающему миру
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
•развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
•освоение знаний об окружающем мире, единстве и раз-личиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравст-венной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:
. природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
. природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
. мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная
школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
. природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
. культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
. наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
. искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
. человечество как многообразие народов, культур, религий;
. семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
. труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
. здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье
физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
. нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РегулятивныеОбучающиеся научатся:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
фиксировать в конце урока удовлетворённость/
неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
Познавательные:Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых схем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать культурные события и явления на шкале относительного времени «раньше – теперь».
КоммуникативныеОбучающиеся научатся:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы – как духовной ценности, важной для разных народов);
эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов  России;
представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе (селе), стране);
положительное отношение к школе, учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира -  ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к школьным принадлежностям -  учебнику, рабочей тетради и пр.; 
первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы, культуры, произведений устного народного творчества, традиционного костюма и пр.;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
освоение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстн
Содержание тем учебного курса.
1.Человек и природа. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Наблюдение рос та растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Мы и наш мир. Урок - экскурсия. Природа. Неживая и живая природа. Экскурсия. Театрализация. Природа в творчестве человека. Природа в классе. Предметный урок.
Как ухаживать за комнатными растениями. Что растёт у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто ещё у нас живёт? Какие бывают животные.
Природа в доме. Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома. Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме. Кошка в нашем доме.
Дикие и домашние животные. С утра до вечера. За страницами учебника («Наш дом и семья»). Природа в городе. Что растёт в городе.
2. Человек и общество. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно нравственное благополучие граждан.
Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессииНомера телефонов экстренной помощи.
Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.Мы – люди. Урок – игра . Культура. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры. Экскурсия в школьную библиотеку. За страницами учебника («Мы и наш мир»). Делу – время. Книга – друг и наставник. Потехе – час. За страницами учебника («Наш класс»). Наш дом и семья. Мы в семье. Моя семья – часть моего народа. Наш класс в школе. Мы – дружный класс. Учитель – наставник и друг. . Город и село. Мы в городе. Мы в селе
Красота любимого города. Красота родного села. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей! Мы помним наших земляков. Все профессии важны. За страницами учебника («Город и село»).
Россия – наша Родина. Москва – столица России Мы – семья народов России. Природа России. Охрана природы.
Красная книга России. Заповедные тропинки. За страницами учебника («Родная страна»)
Человек и окружающий мир. Взгляни на человека! Всему свой черёд. У каждого времени свой плод. Я – часть мира.
За страницами учебника («Человек и окружающий мир»).
Тематическое планирование учебного материала.
№ Тема Количество часов.
1 Человек и природа
28
2 Человек и общество
38
Правила безопасной жизни. Ценность здоровья и здорового образа жизни. Итого 66

Тематическое планирование по окружающему миру.
№ Тема урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Дата проведения
предметные МетапредметныеК-комуникативныеР-регулятивные
П-познавательные
личностные План факт
Мы и наш мир (11ч)
1. Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком.
Мы и наш мир.
Урок - экскурсия. Знакомство с учебником, его персонажами и «волшебным клубочком», рабочей тетрадью; с правилами безопасности по пути из дома в школу и обратно; Научится выбирать безопасный маршрут от дома к школе
Научится различать объекты окружающего мира Р - применять установленные правила
П – перерабатывать полученную информацию
К – задавать вопросы, обращаться за помощью
Адекватная мотивация 01.09
2. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Природа.
Урок – экскурсия. Беседа «Что такое окружающий мир?»; практическое задание «Проложи маршрут»; работа с иллюстрациями и фотографиями; обобщение; рефлексия: оценка работы класса в целом, своей деятельности каждым учеником
Научится различать объекты окружающего мира Р - учиться высказывать свое предположение на основе иллюстраций в учебнике
П - перерабатывать полученную информацию
К - слушать и понимать речь Адекватная мотивация 03.09 3. Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Неживая и живая природа.
Урок – экскурсия.
Классификация объектов окружающего мира, приведение примеров; прослушивание песни Д. Кабалевского «Наш край»; работа со словарём (лексическое значение слова «природа»), иллюстрациями [1, 6–7]; выполнение заданий в учебнике и тетради Научится соотносить объекты природы: живая - неживая Р – определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
П – перерабатывать  полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
К – донести свою позицию до других Ценностное отношение к природному миру, экологическая культура 08.09 4. Человек и общество.
Культура.
Экскурсия.
Слушание песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир». Знакомство с понятиями «неживая природа», «живая природа»; установление связи между неживой и живой природой; классифицирование природных объектов. Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа со словарём (лексическое значение слова «жизнь»), с иллюстрациями; выполнение заданий индивидуально, в парах; сопоставление своего вывода с выводом в учебнике Научиться располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале
«раньше- теперь, давно - недавно» Р – учиться высказывать свое предположение
П – поиск и выделение необходимой информации
К - задавать вопросы, обращаться за помощью Ценностное отношение к культурному наследию 10.09 5. Человек — член общества, носитель и создатель культуры.
Культура.
Театрализация. Работа с разворотом
[1, 4–7; 10–11], [2, 10–11]; прослушивание записи голосов птиц; рассматривание свистульки; сравнение с образом птиц; определение, из какого природного материала сделана свистулька; работа с иллюстрациями; беседа «Из истории свистульки»; обобщение «Что такое культура?»; рефлексия: ответы на вопросы «Что нового вы узнали на уроке? Где эти знания могут пригодиться?» Научиться различать различные виды культуры
Научиться располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале
«раньше- теперь, давно - недавно» Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем
П – поиск и выделение необходимой информации
К - задавать вопросы, обращаться за помощью Ценностное отношение к культурному наследию 16.09 6. Человек и природа
Природа в творчестве человека..Экскурсия. Повторение пройденного материала; обмен впечатлениями об экскурсии; работа по учебнику [1, 12–13]; беседа «Изделия народного творчества»; выполнение задания 3 [2, 14–15]; практическая работа «Изготовление кукол»; обобщение «Образ Научиться узнавать образы природы в произведениях культуры, читать
схему и мастерить по ней игрушку из природного материала Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем
П – Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).Поиск и выделение необходимой информации
К - задавать вопросы, обращаться за помощью Ценностное отношение к культурному наследию и к продуктам собственного труда 18.09 7. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек и общество. Мы – люди.
Урок – игра . Повторение пройденного материала «Природа и культура – части окружающего мира»; беседа «Люди разного возраста»; работа с иллюстрациями [1, 16–17]; выполнение заданий в тетради; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края; вывод «Красота людей разного возраста и разной этнической принадлежности» Научиться определять подходящими словами привлекательные черты в облике любого человека Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем
П – Использовать общие приёмы решения задач; использовать знаково-символические средства (схемы).Поиск и выделение необходимой информации
К - задавать вопросы, обращаться за помощью Ценностное отношение к культурному наследию 23.09 8. Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Как мы общаемся с миром.
Экскурсия. Краткий пересказ русской народной сказки «Семь Симеонов»;
беседа «Чудесные по мощники»; опыт и наблюдение «Что лежит в коробке?»; рассматривание и беседа по картинам А. А. Пластова, Н. П. Богданова-Бельского, И. М. Прянишникова; вывод «Пять чувств»; рефлексия: ответы на вопросы «Что показалось трудным на уроке? Над чем каждому из вас надо еще поработать?» Научиться определять подходящими словами ощущения от восприятия с помощью различных органов восприятия Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
П. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Ценностное отношение к 
своему собственному восприятию окружающего мира 25.09 9. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Как мы общаемся с миром.
Урок – игра.
Беседа «Отличие человека от других живых существ»; рассматривание фотографий [1, 22–23]; обсуждение смысла пословиц [1, 23]; выполнение задания 1 [2, 18–19]; вывод «Что такое окружающий мир? Почему человек занимает особое место в природе?»; рефлексия: «Какими словами вы могли бы определить свое настроение во время работы?» Научиться контролировать свою речь, приступить к тренировке своей памяти, учиться анализировать репродукции картин Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем
П – поиск и выделение необходимой информации
К - задавать вопросы, обращаться за помощью Ценностное отношение к 
Речи 30.09 10. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Люди – творцы культуры.
Экскурсия в школьную библиотеку. Беседа «Традиции и культура разных народов России»; рассматривание фотографий [1, 22–23]; обсуждение смысла пословиц [1, 23]; выполнение задания 1 [2, 18–19]; вывод «Что такое окружающий мир? Почему человек занимает особое место в природе?»; рефлексия: «Какими словами вы могли бы определить свое настроение во время работы?» Научиться работать в группе, определять подходящими словами красоту человеческого труда Р – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем
П – поиск и выделение необходимой информации
К - задавать вопросы, обращаться за помощью Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Ценностное отношение к культурному наследию и окружающему миру 02.10 11. За страницами учебника («Мы и наш мир»).
Экскурсия. Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы» (или:«Образы природы в творчестве человека»); составление осенних букетов из цветов, листьев, семян 07.10 12. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.
Наш класс в школе.
Урок – игра. Беседа «Составные части окружающего мира»; работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате»; игровой момент «Что такое мел?»; работа по учебнику [1, 26–27]; рассматривание иллюстраций; выполнение заданий 1–3 [2, 20]; вывод «Наш класс» Научиться определять предметы природы и культуры в классной комнате, различать старинные и современные школьные принадлежности Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Ценностное отношение к окружающему миру и культурному наследию. 09.10 13. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Мы – дружный класс.
Урок-игра. Диалог кукол Мальчика и Девочки о дружной совместной работе детей в группах; рассматривание фотографий, подбор подписей; игровой момент «Море волнуется»; работа в тетради [2, 22]; вывод «Наш класс – это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы – люди!»; рефлексия: оценка работы класса в целом
Беседа «О ком это говорится: “Большая честь – других вперёд весть”?»; составление рассказа об учителе; работа по учебнику
[1, 30]; беседа по картине Н. П. Богданова-Бельского;
рассматривание фотографий; беседа Научиться понимать необходимость товарищеского сотрудничества. Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Ценностное отношение к своим собственным и коллективным нормам и ценностям. 14.10 14. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.
Учитель – наставник и друг. Совместная работа детей в группах; рассматривание фотографий, подбор подписей; игровой момент «Море волнуется»; работа в тетради [2, 22]; вывод «Наш класс – это целый мир. В нем есть и природа, и культура, и мы – люди!»; рефлексия: оценка работы класса в целом
Беседа «О ком это говорится: “Большая честь – других вперёд весть”?»; составление рассказа об учителе; работа по учебнику
Научиться понимать (на конкретных примерах) необходимость культурной преемственности от старшего к младшему. Р. Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Ценностное отношение к культурным традициям народов России и образу учителя. 16.10 15. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Природа в классе.
Предметный урок. Слушание «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; рассматривание растений в классе; беседа «Комнатные растения»; работа с иллю-страциями [1, 32–33]; практическая работа
по распознаванию комнатных растений с помощью атласа-определителя; выполнение заданий 1–3 [2, 24–25]; обобщение: назовите комнатныерастенияПовторение пройденного материала: «Откуда родом комнатные растения? Для чего люди их выращивают?»; демонстрация картотеки; конкурс знатоков комнатных растений; беседа «Как ухаживать за комнатными растениями»; работа по учебнику [1, 35]; опыт и наблюдение «Правила полива»; обобщение Научиться распознавать комнатные растения, называть их . Ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К.Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к окружающему миру и комнатным растениям, как части живой природы. 21.10 16. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Как ухаживать за комнатными растениями. Слушание «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского; рассматривание растений в классе; беседа «Комнатные растения»; работа с иллю-страциями [1, 32–33]; практическая работа
по распознаванию комнатных растений с помощью атласа-определителя; выполнение заданий 1–3 [2, 24–25]; обобщение: назовите комнатныерастенияПовторение пройденного материала: «Откуда родом комнатные растения? Для чего люди их выращивают?»; демонстрация картотеки; конкурс знатоков комнатных растений; беседа «Как ухаживать за комнатными растениями»; работа по учебнику [1, 35]; опыт и наблюдение «Правила полива»; обобщение Научиться правильно поливать и опрыскивать комнатные растения. Р. Учиться высказывать собственное предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощЦенностное отношение к окружающему миру и культурному наследию 23.10 17. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Что растёт у школы.
Экскурсия. Повторение изученного материала: «Какие растения растут в нашем классе? Какие условия необходимы им для жизни? Как нужно за ними ухаживать?»; слушание песни Д. Кабалевского; работа с фотографиями [1, 36], с Приложением [1, 90]; выполнение заданий 1–3 [2, 26–27]; работа в парах [1, 37]; нахождение ключевых слов и объяснение их; вывод и соотнесение
с выводом в учебнике [1, 37] Научиться различать группы растений по существенным признакам Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь Ценностное отношение к окружающему миру и живой природе. 28.10 18. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Мир за стеклянным берегом. Проблемная ситуация «Золотая рыбка»; работа по учебнику [1. 38]; практическая работа «Уход за аквариумом»; рассказ учителяДиалог кукол-помощников «Режим дня»; работа по учебнику [1, 44–45]; игровой момент: соотнесение пословиц и рисунков; слушание музыки; исполнение песни; работа в тетради [2, 33–34]; вывод «Чем ученики были заняты: делом или потехой»; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником Научиться распознавать обитателей аквариума. Познакомиться со способами и средствами ухода за аквариумом. Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. 30.10 19. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Кто ещё у нас живёт? Повторение пройденного материала; беседа «Какие животные живут в живом уголке нашей школы?»; работа по учебнику [1, 40–41],
с Приложением [1, 90];
работа с дополнительной литературой (атласом-определителем);
выполнение задания 1 [2, 30]; обсуждение условий, необходимых для жизни обитателей живого уголка, и правил ухода за ними. Выяснение в ходе беседы значение природы в жизни человека. Научиться различать наиболее распространённых обитателей живого уголка. Усвоить простейшие правила ухода за ними.
Кто ещё у нас живёт? Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. 11.11 20. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Животные, их разнообразие. Какие бывают животные. Слушание музыки (заставка к телепередаче «В мире животных»); беседа «Группы животных»; работа с учебником; беседа с использованием атласа-определителя [1, 152–155], демонстрационных изображений животных; выявление различных признаков животных; выполнение задания 1 [2, 32–33]; вывод «Как определить каждую группу животных» Научиться различать существенные признаки групп животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. 13.11 21. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Страны и народы мира.
Делу – время. Диалог кукол-помощников «Режим дня»; работа по учебнику [1, 44–45]; игровой момент: соотнесение пословиц и рисунков; слушание музыки; исполнение песни; работа в тетради [2, 33–34]; вывод «Чем ученики были заняты: делом или потехой»; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником Научиться планировать и контролировать свои действия Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь. Адекватная мотивация 18.11 22. Книга – друг и наставник. Загадка [1, 47]; беседа «Как сохранить мысль?»; работа по учебнику [1, 47]; чтение рассказа Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»; рассказ учителя «Из истории книгопечатания»; работа в группах: практическая работа – пропечатывание букв Научиться пониманию того, что книга – великая духовная ценность. Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Ценностное отношение к культурному наследию и традициям. 20.11 23. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Страны и народы мира.
Потехе – час. Создание проблемной ситуации «Кто первый?»; беседа «Что такое культура»; работа
с учебником [1, 48]; игровой момент «Бюро подарков»; заучивание считалки [1, 49]; игра «Жмурки»; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником Научиться соблюдать правила игрового поведения, как способа дружеского общения друг с другом. Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Адекватная мотивация 25.11 24. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. За страницами учебника («Наш класс»). Беседа «Значение игры для учащихся начальной школы»; игровые моменты; составление кодекса чести класса, коллективное обсуждение вопросов по теме урока 27.11 25. Семья — самое близкое окружение человека.
Мы в семье. Беседа «Важность частей растений», рассматривание изображения яблони с плодами; называние частей дерева; слушание классической музыки; рассказ учителя «Родословное дерево»; рассматривание фотографий семьи [1, 52]; чтение и обсуждение смысла пословиц; работа в тетради [2, 38–39]; итог урока «Любовь и уважение в семье» Научиться различать степень родства и оценивать свои отношения с каждым членом своей семьи. Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. 02.12 26. Забота о детях, престарелых, посильная помощь родителям по дому, больных — долг каждого человека.
Моя семья – часть моего народа. Работа по учебнику
[1, 54]; рассматривание репродукции картин
М. И. Игнатьева, А. А. Красносельского; чтение колыбельной песни учителем; беседа «Старинные предметы»; рассматривание старинных предметов
[1, 54–55]; выполнение заданий в рабочей тетради [2, 40]; подведе ние итога урока «Драгоценные нити семейной памяти» Научиться находить ласковые слова в колыбельной песне, узнать названия старинных предметов быта. Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К.Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к культурному наследию, традициям. 04.12 27. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Хозяйство семьи.
Природа в доме. Слушание песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»; рассказ учителя «Природа в доме»; беседа; работа по учебнику [1, 56, 57]; выполнение заданий 1–2 [2, 42–43]; работа с атласом-определителем; чтение стихотворения С. Маршака «Пудель»; вывод и сопоставление с выводом в учебнике Научиться понимать, что дом, как и класс, наполнен природой, осознать её значение для каждого члена семьи. Р. Учиться высказывать своё предположение.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Ценностное отношение к живой природе и культурному наследию. 9.12 28. Хозяйство семьи.
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество Конкурс «Природа в доме», отгадывание загадок; слушание песни Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»; постановка проблемного вопроса «Зачем нам газ, вода, электричество?», обсуждение с опорой на иллюстрации [1, 58–59]; обобщение [1, 58]; выполнение заданий 1–2 [2, 44–45]; подведение итога урока [1, 59] Научиться понимать, как получают воду, газ и электричество. Запомнить правила безопасного общения с бытовыми приборами. Р.Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П.Перерабатывать полученную информацию.
К. Слушать и понимать речь других, задавать вопросы. Ценностное отношение к неживой природе, её богатствам и культурному наследию. 11.12 29. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Красивые камни в нашем доме. Повторение изученного материала по вопросам; слушание арии индийского гостя – персонажа из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко»; чтение текста учителем [1, 60]; рассказ учителя; работа в парах [1, 61]; коллективная проверка; демонстрация поделок и украшений из камней; ответы на вопросы [1, 60]; практическая работа: задания 1–2[2, 46–47] Научиться различать часто встречающиеся поделочные камни, узнавать их в изделиях. Р. Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к неживой природе, культурному наследию, традициям. 16.12 30. Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Комнатные растения у нас дома. Слушание «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; коллективная работа с фотографиями [1, 62]; выполнение заданий 1–2 [2, 48–49]; рассказ детей, как они дома ухаживают за комнатными растениями; работа с атласом-определителем; подведение итога урока «Как ухаживать за комнатными растениями» Научится распознавать растение на фотографии, рисунке и в натуральном виде. Р. Учится высказывать своё предположение.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к живой природе  и культурному наследию 18.12 31. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Природа — это то, что нас окружает.
Выйдем в сад.Слушание музыки: русская народная песня «Калинка» либо песня «Яблони вцвету» в исполнении Е. Мартынова; работа по учебнику [1, 64]; рассказ учителя «Что такое сад?»; игровое задание «Корзина с фруктами и овощами»; беседа «Ово щи и фрукты»; выполнение заданий 1–3 [2, 50–51] Научиться классифицировать садовые культуры по признакам «дерево – кустарник - травянистое растение» . Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Перерабатывать полученную информацию.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию. 23.12 32. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Природа — это то, что нас окружает.
Овощи и фрукты на нашем столе.
Предметный урок. Слушание музыки: русская народная песня «Калинка» либо песня «Яблони вцвету» в исполнении Е. Мартынова; проверка домашнего задания [1, 66]; выполнение заданий 1–2 [2, 52] (по вариантам); демонстрация рисунков экзотических фруктов; сопоставление вывода учащихся с выводом в учебнике  Научиться классифицировать овощи и фрукты и понимать, что они – основной источник витаминов на нашем столе. . Ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к живой природе, культурному наследию 25.12 33. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Слушание мелодии песни «Хлеб всему голова» (сл. Н. Кудрина, муз.В. Гундарева); выполнение заданий 3–4 [2, 53]; работа по учеб нику [1, 69, 71]; чтение пословиц, обсуждение; выполнение задания 1 [2, 54]; работа с иллюстрациями [1, 70–71], с Приложением [1, 93]; практическая работа «Распознавание круп, чаинок и кофейных зерен» Научиться различать виды круп, усвоить из чего делают хлеб и каши, чай и кофе. Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Поиски и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к природе, культурному наследию и традициям. 13.01 34. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Слушание мелодии «Калинки» или песни «Яблони вцвету» в исполнении Е. Мартынова; беседа «Виды растений»; работа по учебнику [1, 72]; рассказ о культурных растениях; работа в парах [1, 73]; выполнение заданий 1–2 [2, 56]; работа с атласом-определителем; игровой момент «Волшебный клубочек»; подведение итога урока [1, 73] Научиться различать культурные растения от дикорастущих, приводить примеры растений каждой группы. Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Поиски и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. 15.01 35. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Собака в нашем доме. Проверка заданий 3–4 [2, 57]; слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; рассказ учителя «Одомашнивание животных»; работа с фотографиями [1, 74, 75]; выполнение заданий 1, 3 [2, 58–59]; выступление кинолога, ветеринара (по возможности) Научиться различать некоторые породы собак и усвоить основные правила ухода за ними. Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Адекватная мотивация. 20.01 36. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Дикие и домашние животные.
Кошка в нашем доме. Слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; конкурс «Лучший знаток собак»; рассказ учителя «Одомашнивание кошки»; выполнение задания 1
[2, 60]; обсуждение правил содержания кошек; выполнение задания 2 [2, 60] Научиться различать некоторые породы кошек и усвоить основные правила ухода за ними. Р. Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстраций в учебнике.
П. Поиск и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью Адекватная мотивация. 22.01 37. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.. Бережное отношение человека к животным.
Дикие и домашние животные. Слушание музыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; рассказ учителя; беседа «Дикие и домашние животные»; работа с иллюстрациями [1, 80]; выполнение заданий 1–3 [2, 65–64]; практическая работа
по распознаванию продуктов по вкусу; работа с разворотом учебника [1, 82–83]; рассматривание фигурок животных; подведение итога урока [1, 80–81] Научиться классифицировать животных по признаку «дикие – домашние», приводить примеры животных каждой группы. Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Поиски и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью Ценностное отношение к живой природе, экологическая культура. 27.01 38. С утра до вечера. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Беседа «Чудо-птица»; работа с репродукциями картин Т. Н. Яблонской «Утро», З. Е. Серебряковой «За завтраком»; работа с фотографиями [1, 86]; беседа по развороту учебника [1, 86–87]; рисунки детей старинных или современных предметов домашнего обихода; подведение итога урока; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником Научиться соблюдению устойчивого распорядка дел в течении дня Р. Учиться высказывать своё предположение.
П. Поиски и выделение необходимой информации.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью Адекватная мотивация. 29.01 39. За страницами учебника («Наш дом и семья»).
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Выставка «Мое генеалогическое древо»; фестиваль рисунков «Дружная семья»; беседа по теме «Святые наши имена» (на выбор:«Мои любимые герои»; «Как дарить и принимать подарки», «Игрушки, которые ждут меня дома») 03.02 40. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения между людьми в городе. Человек и общество. Мы в городе. Диалог кукол-помощников; знакомство со 2-й частью учебника и 2-й частью тетради, рассказ учителя; работа по учебнику [1, 4–5]; в тетради [2, 3], выполнение задания 3 [2, 5]; подведение итога урока [1, 5] Понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию. Р.учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
К. овладение способами существования в городе и селе.
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Формирование личного отношения к малой родине 05.02 41. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения между людьми в селе. Человек и общество. Мы в селе. Работа по учебнику
[1, 6–7]; беседа «Пять помощников»; игровой момент «Снежный ком», сценка «Два соседа»; работа с иллюстрациями [1, 6–7]; работа в группах «Отличие городской жизни от сельской»; рассказы детей «Мое село (город)»; подведение итога урока; рефлексия: Понимание взаимной связи людей в селе (деревне), важности культурного смысла понятия «земляки-односельчане»; умение образовать общее название жителей определенного села (деревни) по его (ее) названию. . Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении  и взаимодействии.
П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Формирование личного отношения к малой родине 10.02 42. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Красота любимого города. Разговор кукол-помощников «Готовимся к путешествию», рассказ учителя «Полет на воздушном шаре»; работа по учебнику [1, 9]; рассказ о возникновении города; выполнение задания 1 [2, 6]; работа с иллюстрациями [1, 10–11]; подведение итога урока [1, 11], выполнение задания 2 [2, 6] Знать особенности ландшафта, где находится родной город. Знать название города, происхождение названия; знать, что является архитектурной  доминантой города, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Адекватная мотивация 12.02 43. Родное село, регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Красота родного села. Работа по учебнику
[1, 12–13]; беседа «Резные украшения»; рассказ учителя «Украшения домов»; выполне ние заданий 1–2 [2, 7]; беседа [1, 14–15]; подведение итога урока
«В жизни каждого человека есть свое родное село, своя родная сторона» Знать особенности ландшафта, где находится родное село (для учащихся города это может быть село или деревня, куда они ездят отдыхать летом); знать название села, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного сельского жилища своего края. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Адекватная мотивация. 24.02 44. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Природа в городе. Слушание мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; выполнение заданий [1, 16]; работа
с фотографиями родного города; выполнение проблемных заданий 1–2 [2, 8–9]; рассказ учителя «Город-сад»; беседа «Для чего нужна природа в городе» Умение различать час то встречающиеся растения города; усвоить, чем различаются лиственные и Р.хвойные деревья. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. формулировать собственное мнение и позицию.
П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Адекватная мотивация. 26.02 45. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Что растёт в городе. Повторение пройденного материала «Парк, сквер, бульвар, аллея»; слушание мелодии песни Ю. Антонова «Пройду по Абрикосовой...»; работа по учебнику [1, 20–21]; практическая работа по распознаванию растений нашего города; выполнение заданий 1–2 [2, 12–13]; подведение итога урока «Чем различаются хвойные и лиственные деревья», сопоставление с выводом в учебнике [1, 21] Усвоить, ч то природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения. Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.
К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, а том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
 П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Адекватная мотивация. 03.03 46. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
Чудесные цветники.
Предметный урок. Слушание «Вальса цветов» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; беседа «Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?»; работа с фотографиями [1, 22–23]; растения цветника; работа с атласом-определителем; выполнение заданий 2–3 [2, 14–15]; практическое задание: распознавание по гербарным образцам растений цветника; игровой момент «Превратись в цветок» Запомнить новые для них растения цветника; усвоить, что они относятся к культурным растениям. Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
К. формулировать собственное мнение и позицию.
П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Адекватная мотивация. 05.03 47. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.
В ботаническом саду. Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; беседа «Ботанический сад»; воображаемая экскурсия в ботанический сад (разворот учебника) [1, 24–25]; выполнение заданий 1–2 [2, 16–17]; вывод «Ботанический сад – это живой музей для всех, кто интересуется жизнью растений» Знание цели организации ботанических садов, их значимость для человека умение любоваться образцами садово-парковых ландшафтов, уникальными растениями; усвоить правила поведения в ботаническом саду. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов.
П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Формирование эмоционально го отношения. 10.03 48. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.
Кто живёт в парке. Слушание мелодиимузыкальной заставки к телепередаче «В мире животных»; вступительная беседа «Дикие и домашние животные»; работа с иллюстрациями [1, 26–27]; работа с атласом-определителем, определение птиц, насекомых; выполнение заданий 1–2 [2, 18]; правила поведения в парке; вывод «Кто живет в парке?» Знать, какие животные обитают в парках и скверах города; как нужно вести себя, чтобы не нарушать их жизнь. Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную
К. формулировать собственное мнение и позицию
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Адекватная мотивация 12.03 49. В зоопарке. Вступительная беседа «Где могут жить животные?»; воображаемая экскурсия в зоопарк; обсуждение вопроса «Правила поведения в зоопарке»; работа по учебнику [1, 28], с Приложением [1, 75]; показ видеофильма «Жизнь животных
в зоопарке»; выполнение заданий 1[2, 20–21]; подведение итога урока, сопоставление с выводом в учебнике [1, 29] Знать, что зоопарк – это живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью Р. Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия.
К. формулировать собственное мнение и позицию
П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Адекватная мотивация 17.03 50. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Войдём в музей!
Экскурсия. Постановка проблемного вопроса; рассказ учителя «Что такое музей?»; работа по учебнику [1, 30–33]; слушание записи вокального произведения в исполнении Л. В. Собинова или другого певца-тенора; виртуальное посещение музея; выполнение задания 1 [2, 22] Понимание необходимости посещения музеев каждым человеком; знание правил поведения в музее и соблюдение на практике этих правил. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном  материале в сотрудничестве с учителем
К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
П. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Форсирование личного отношения к музею. 19.03 51. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Мы помним наших земляков. Вступительное слово учителя «Родные, которых с нами нет»; слушание классической музыки; работа по учеб-
нику [1, 34]; чтение текста; выполнение задания 1 [2, 26]; слуша ние песен военных лет; беседа «Дни памяти»; работа с фотографиями [1, 35]; встреча с ветераном войны (по возможности) Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умением кратко объяснять, почему они удостоились такой чести. Р.преобразовывать практическую задачу в познавательную 
К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Адекватная мотивация 02.04 52. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Все профессии важны. Диалог-беседа о бережном отношении к хлебу; рассказ учителя «Секреты хлеборобного дела»; работа по учебнику [1, 37]; рассматривание фотографий [1, 38–39]; работа
с пословицами; работа в группах по тетради [2, 28–29] Использование своего словарного запаса, касающегося темы связи качеств человека и профессии , которую он для себя выбирает; понимание важности профессии земледельца. Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
К. формулировать собственное мнение и позицию
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий и использованием учебной  литературыАдекватная мотивация 07.04 53. За страницами учебника («Город и село»).
Экскурсия. Предметный Встреча «Мастер своего дела» с родителя-ми – представителями городских, сельских профессий; беседа
«О тех, кого мы любим и помним» (или:«Если друг оказался в беде», «Как просить прощения»); экскурсия по городу; посещение библиотеки Знание имен земляков, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе); умение использовать свой словарный запас. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
К. формулировать собственное мнение и позицию
П. осуществлять подведение под понятие на основе  распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Адекватная мотивация 09.04 54. Россия на карте, государственная граница России.
Россия – наша Родина.
Предметный урок. Диалог кукол-помощников; беседа «Родная семья»; работа в тетради [2, 30–31]; беседа «Родная страна»; работа с символами; слушание гимна; практическая работа с картой и глобусом; рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником Умение приблизительно определять место своего города (села) на карте России; знать, как выглядит герб и флаг России, как звучит и поется российский гимн. Р. Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью
К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников.
П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина боль
шой страны. 14.04 55. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Проверка домашнего задания – фотография Москвы; беседа о Москве; рассказ учителя «Москва белокаменная»; работа по учебнику [1, 44]; рассматривание герба Москвы; выполнение заданий 1–3 [2, 32–33] Умение по силуэту, цвету, специфичным деталям определять достопримечательности Московского Кремля осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза и Красной площади, знать их названия; знать образ герба Москвы и своего города (области). Р.  Формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью
К. формирование умения общаться с людьми, воспринимая их как своих соотечественников.
П. формирование представления о стране, в которой родился и живешь Эмоциональное осознание себя как  россиянина, гражданина большой страны. 16.04 56. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент Российской Федерации Повторение изученного материала «Культура народов России»; беседа о нашем классе; работа с картой России; по учебнику (разворот) [1, 46–49]; выполнение заданий в рабочей тетради
[2, 34–37]; рассказ учителя о народах, населяющих Россию Особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты,транспорт, праздники и обычаи – на выбор) Р. Отвечать на поставленные вопросы
К. формирование себя – как часть большой семьи народов.
П. формирование о куль туре и природе этой страны – как ее национальном достоянии. Эмоциональное осознание себя как россиянина, гражданина большой страны, имеющий  богатую и разнообразную культуру, уникальную природу. 21.04 57. Природа России. Слушание мелодии «Песни о Родине» («Широка страна моя родная…») И. О. Дунаевского; воображаемое путешествие по родной стране; работа с картой; рассказ учителя; работа с фотографиями [1, 50–51]; беседа о природе родной страны; выполнение задания 1 [2, 38–39]; подведение итога урока Получить первоначальное представление о разнообразии природы России. Р. Отвечать на поставленные вопросы
К. формирование себя – как часть большой семьи народов.
П. формирование о куль туре и природе этой страны – как ее национальном достоянии. Адекватная мотивация 23.04 58. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы.Охрана природы. Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; беседа о разнообразии природы России; работа по учебнику [1, 52–53]; коллективный анализ рисунка-схемы; работа с иллюстрациями; рассказ учителя «Охрана природы»; выполнение задания 1 [2, 40–41], самостоятельная работа; чтение сказки «О чём рассказал майский жук»; вывод [1, 53] Формирование первоначального представления об угрозах природе, исходящих от человека, и мерах по ее охране; показать, как младшие школьники могут охранять природу; учить оценивать поступки человека по отношению к природе. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в  том числе в ситуации столкновения интересов
П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза Адекватная мотивация. 28.04 59. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Красная книга России. Слушание мелодии песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; проверка домашнего задания; работа с иллюстрациями [1, 54–55]; выполнение задания 1 [2, 42–43]; игровой момент «Волшебный клубочек»; рассматривание Красной книги; подведение итога урока [1, 55 Знать, что такое Красная книга; уметь приводить примеры растений и животных из Красной книги России, Красной книги своего региона. Р. Самостоятельно учитывать выделенные учителем оирентиры действия в новом учебном материале
К. договариваться и приходить к общему  решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Адекватная мотивация 30.04 60. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Красная книга России.
Заповедные тропинки.
Экскурсия. Проверка изученного материала: задание 2 [2, 43]; рассказ о заповеднике; работа с материалами учебника [1, 56–57]; выполнение заданий 1, 2, 4 [2, 46–47]; обсуждение вопроса о ценных человеческих качествах, которые нужны людям, чтобы они жили в согласии с природой; беседа о заповеднике нашего края; повторение правил поведения на территории заповедника Усвоить, что заповедник – это место (территория), где вся природа находится под строгой охраной. Р. Преобразовывать практическую задачу в познавательную
К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы Формирование личного отношения к заповедникам 05.05 61. За страницами учебника («Родная страна»). Праздник «Наш класс – семья народов России»; конкурс рисунков «Радость весенних цветов» (или:«Красота моей Родины»; «Заповедные тропинки»); рефлексия: оценка работы класса в целом, а также своей деятельности каждым учеником Знать некоторые особенности традиционной культуры народов своего края (одежда, блюда национальной кухни, музыкальные инструменты, транспорт, праздники и обычаи – на выбор). Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
К. допускать возможность существования у людей различных точек зрения,в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позиции партнера в общении и взаимодействии
П. осуществлять подведение под понятие на основе  распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Формирование личного отношения к традиция своего края 07.05 62. Взгляни на человека! Беседа о театре, правилах поведения в нем; работа по учебнику; игровые ситуации «Волшебные превращения»; работа с фотографиями [1, 60–61]; творческая работа «Наше настроение» Уметь устанавливать связь между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос
К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, Формирование образа «Я», неразрывно связанного с миром природы,культуры, окружающих людей. 12.05 63. Всему свой черёд. Слушание музыки из цикла «Времена года» А. Вивальди; беседа о возрасте мужчин (разворот учебника) [1, 62–65]; рассказ учителя о «золотом времени – молодых годах»; постановка проблемного вопроса «Что значит слово зрелость?»; работа
по учебнику, рассматривание портрета В. И. Даля; выполнение задания 2 [2, 49] Умение приблизительно определять возраст мужчины и женщины; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к людям. Р. Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос
К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, Формирование образа «Я», неразрывно связанного с  миром природы, культуры, окружающих людей 14.05 64. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
У каждого времени свой плод. Повторение пройденного материала; работа по учебнику (развороты) [1, 66–69], под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»; беседа «Что такое женская красота?»; работа с Приложением [1, 77]; рассказ учителя; работа в группах «Рассказ о природе как о живом человеке в разные возрасты»; выполнение задания 2 [2, с. 51] Умение приблизительно определять возраст мужчины и женщины; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к людям . Умение выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос
К. умение выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове, музыкальных звуках, красках.
П. осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, Формирование образа «Я», неразрывно связанного с  миром природы, культуры, окружающих людей 19.05 65. Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Я – часть мира. Прослушивание записи голосов природы; работа в тетради [2, 52–53]; чтение текста [1, 70–71]; рисунок «Наш мир»; игровой момент «Волшебный клубочек» Посмотреть спектакль; прочитать литературные произведения; конкурс сочинений «Гармония вокруг и внутри нас»; конкурс рисунков; устное сочинение «Моя любимая книга» (или:«Как стать прилежным», «От улыбки станет всем светлей», «Гармония вокруг и внутри нас», «Жадность и щедрость») Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать идеалу. Р. Учитывать выделенные учителем  ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. Адекватная мотивация 21.05 66. За страницами учебника («Человек и окружающий мир»). Чтение текста [1, 70–71]; рисунок «Наш мир»; игровой момент «Волшебный клубочек» Посмотреть спектакль; прочитать литературные произведения; конкурс сочинений «Гармония вокруг и внутри нас»; конкурс рисунков; устное сочинение «Моя любимая книга» (или:«Как стать прилежным», «От улыбки станет всем светлей», «Гармония вокруг и внутри нас», «Жадность и щедрость») Умение выразить личное восприятие мира и свое настроение в К. договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
П. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном выделения существенных признаков и их синтеза. Формирование личного достоинства 26.05 Перечень учебно-методического обеспечения
1.А. А. Плешаков, М.Ю.новицкая «Окружающий мир»с: Учебник для 1 класса: В 2 ч., издательство «Просвещение», 2011
1А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, издательство «Просвещение»2011г.
2. А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая, рабочая тетрадь по ОБЖ, издательство «Просвещение».2011г
3.Причуды природы: Рассказы о родной природе/ Гарафи Хасанов; . Казань: Магариф, 2004.
4.Табигать бизәкләре: Башлангыч с-флар өчен өстәмә уку китабы. – Казан: Мәгәриф, 2002.
5.Атлас животного мира , издательство «Фламинго», 2002.
6..Живая природа./ научно.- поп. Издание для детей. – М.ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008
9.«В мире дикой природы», / ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс», 2007.
7. «Атлас России»/ ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс», 2008.
11«Цветник моей мечты»/ ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс», 2007.
12.Растения России: начальная школа / Сост. Н.Ю.Васильева. - М.:ВАКО, 2009
13Животные России: начальная школа / Сост. Н.Ю.Васильева. - М.:ВАКО, 2009
14.Реки, моря, озера, горы России: начальная школа / Сост. Н.Ю.Васильева. - М.:ВАКО, 2009
15.Птицы России: начальная школа / Сост. Н.Ю.Васильева. - М.:ВАКО, 2009
16. А. А. Плешаков, От земли до неба. Атлас-определитель для учащихся начальных классов издательство «Просвещение» Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2006
17. А. А. Плешаков, Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов издательство «Просвещение», 2009. 1.А. А. Плешаков, Рабочая тетрадь к учебнику «Мир вокруг нас» для 1 класса, издательство «Просвещение».
18. А. А. Плешаков, Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1 класса, издательство «Вита-Пресс».
Мультимедииные пособия
Современная мультимедиа – энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006.
Планируемые результаты
В результате изучения окружающего мира первоклассники научатся:
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, к, травы; животных диких и домашних; рыб.
- распознавать основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев), животных;
- характеризовать изученные группы растений, животных, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида;
-характеризовать признаки времён года;
-объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде; понимать правила поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
-называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- называть правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы; знать о культуре - поведения в общественных местах.
К концу обучения в первом классе ученик получит возможность научиться:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах; выполнять режим дня;
- рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий рассказывать о достопримечательностях родного города (села);
- объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;