Разработка рабочей программы по музыке 1 класс УМК Перспектива
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района
Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
Руководитель Ш МО Заместитель директора Директор МБОУ
_____/_Тарабукина М.П. поУВР МБОУ « Костенеевская средняя « Костенеевская средняя
Протокол №1 от школа» школа»
« » 2015г ________/Вегера В.Н. _________/Акаев П. Н.
« » 2015г Приказ № от
« » 2015год
Рабочая программа
По музыке для 1 класса
Бузовой Галины Николаевны, учителя начальных классов
первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2015г.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе Федерального Закона об образовании от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан «Об образовании» №68-ЗРТ от 22.07.2013 и в соответствии ФГОС НОО, на основе Примерной программы по музыке начального общего образования, базисного учебного плана МБОУ «Костенеевская средняя школа» ЕМР РТ, федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и авторской программы «Музыка» Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2011г.
Данная программа ориентирована на использование учебника: «Музыка» 1 класс Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Москва «Просвещение» 2011г.
Цели и задачи обучения музыке
Предмет музыка в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социальногоразвития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Описание места учебного курса в учебном плане
Программа курса музыки в 1 классе начальной расчитана на 33 часа (из расчёта 1 час в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения музыки
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: — чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей.
умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка— умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания со- держания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности: продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т.п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование общего представления о музыкальной картине мира;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание тем учебного курса
Музыка в жизни человек- 10 часов. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
«И муза вечная со мной!» Композитор – исполнитель – слушатель. Песни о школе Музыка в жизни человека. «Хоровод муз». Песни и танцы разных народов мира. «Повсюду музыка слышна». Роль музыки в повседневной жизни человека. Песня, танец, марш. «Душа музыки – мелодия».
Песни, танцы и марши – основа многообразных музыкальных впечатлений. «Музыка осени». Образы осени в литературе, музыке. Песни об осени.
Музыка в повседневной жизни человека. «Сочини мелодию». Выразительность и изобразительность в речи и в музыке. «Азбука, азбука каждому нужна…». Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ. «Музыкальные инструменты». Народные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. Н.Римский-Корсаков. «Садко». Музыкальные произведения в исполнении на флейте, арфе. «Звучащие картины».
Музыка народная и авторская в исполнении на арфе, свирели, гуслях, флейте «Разыграй песню». Песня – основа музыкальных впечатлений детей.
«Добрый праздник среди зимы». Музыка в жизни человека. «Пришло Рождество, начинается торжество». Рождественские колядки и песни народов мира. «Родной обычай старины». Рождественские песни. «Край, в котором ты живёшь». Музыкальные произведения о Родине, о красоте родной природы.
«Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.«Октябрь» («Осенняя песнь») из цикла «Времена года». П. Чайковский. «Колыбельная Волховы», песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков. «Петя и волк», фрагменты из симфонической сказки. С. Прокофьев. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. «Гусляр Садко». В. Кикта.
«Звезда покатилась». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастушья песенка» на тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой «Капельки». В. Павленко, слова Э. Богдановой; «Скворушка прощается». Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; «Осень», русская народная песня и др. «Азбука». А. Островский, слова З. Петровой; «Алфавит». Р. Паулс, слова И. Резника; «Домисолька». О. Юдахина, слова В. Ключникова; «Семь подружек». В. Дроцевич, слова В. Сергеева; «Песня о школе». Д. Кабалевский, слова В. Викторова и др.
«Дудочка», русская народная песня; «Дудочка», белорусская народная песня. «Пастушья», французская народная песня; «Дударики-дудари», белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; «Веселый пастушок», финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. «Почему медведь зимой спит». Л. Книппер, слова А. Коваленкова. «Зимняя сказка». Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
2.Основные закономерности музыкального искусства- 16ч. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.)
Музыкальная речь, как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор- исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки- сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.
3. Музыкальная картина мира - 7 часов. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. «Поэт, художник, композитор». Своеобразие произведений в выражении чувств человека. «Музыка утра». Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. «Музыка вечера». «Музыкальные портреты».
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. «Разыграй сказку». «У каждого свой музыкальный инструмент».
Музыкальные инструменты. Голоса инструментов в музыке И. С. Баха, К. Глюка, С. Прокофьева. «Музы не молчали». Героические образы в искусстве. Песни о защитниках отечества. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека.
Сопоставление тембров, имитация игры на них. «Мамин праздник». Пианино и рояль. «Звучащие картины». Пианино и рояль. «Музыка в цирке».
Песни о животных. Своеобразие музыкальных инструментов. «Дом, который звучит». Путешествие в музыкальный театр.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. «Опера-сказка». Песенность, танцевальность, маршевость в оперной и балетной музыке. «Ничего на свете лучше нету…». Музыка в кино. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. «Музыка в жизни ребёнка». Итоговый урок.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ. «Добрый день». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Утро». А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина. «Солнце», грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили. «Пастораль» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. «Пастораль» из Сюиты в старинном стиле. А. Шнитке. «Наигрыш». А. Шнитке. «Утро». Э. Денисов. «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Кабалевский, слова Ц. Солодаря. «Вечерняя» из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. Шукшина). В. Гаврилин. «Вечер» из «Детской музыки». С. Прокофьев. «Вечер». В. Салманов. «Вечерняя сказка». А. Хачатурян. «Менуэт». Л. Моцарт. «Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто. «Баба Яга». Детская народная игра. «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен. Главная мелодия из Симфонии № 2 («Богатырской»). А. Бородин. «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня. «Песня о маленьком трубаче». С. Никитин, слова С. Крылова. «Учил Суворов». А. Новиков, слова М. Левашова. «Волынка». И. С. Бах.«Колыбельная». М. Кажлаев. «Колыбельная». Г. Гладков. «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин. Лютневая музыка. Франческо да Милано.
«Кукушка». К. Дакен. «Спасибо». И. Арсеев, слова З. Петровой. «Праздник бабушек и мам». М. Славкин, слова Е. Каргановой. Увертюра из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский. «Клоуны». Д. Кабалевский. «Семеро козлят», заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой. Заключительный хор из оперы «Муха-цокотуха». М. Красев, слова К. Чуковского. «Добрые слоны». А. Журбин, слова В. Шленского. «Мы катаемся на пони». Г. Крылов, слова М. Садовского. «Слон и скрипочка». В. Кикта, слова В. Татаринова. «Бубенчики», американская народная песня, русский текст Ю. Хазанова. «Ты откуда, музыка?». Я. Дубравин, слова В. Суслова. «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм. Г. Гладков, слова Ю. ЭнтинаТематическое планирование учебного материала
№ Тема Количество часов
1 Музыка в жизни человека. 10
2 Основные закономерности музыкального искусства 16
2 Музыкальные картины мира. 7
Итого 33
Тематическое планирование по искусству (Музыка).
№ Тема урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Дата проведения
Предметные МетапредметныеК-коммуникативные
Р-регулятивные
П-познавательные личностные план. факт.
Музыка в жизни человека10 ч.
1. Истоки возникновения музыки. «И муза вечная со мной!» Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы.
Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
- наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы Р.обогащение индивидуального музыкального опыта;
П.-пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
К.-расширять музыкальный кругозор и получит общие представления о музыкальной жизни современного социума;
Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать 02.09 2. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
«Хоровод муз».
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Давать определения общего характера музыки. Использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках Изнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- давать определения общего характера музыки. Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места. 09.09 3. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
«Повсюду музыка слышна». Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
- принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений;
- передавать настроение музыки в пении;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
- давать определения общего характера музыки. Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать 15.09 4. Обобщённое представление об основных образно эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей.
«Душа музыки – мелодия». Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. Понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения.
- выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша;
- определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
- определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление;
- эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. Внимательно слушать, воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя. 22.09 5. «Музыка осени».
Образы осени в литературе, музыке. Песни об осени.
Музыка в повседневной жизни человека. Воплощать в звучании голоса мысли и чувства.
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Различать тембр музыкального инструмента – скрипки и фортепиано;
- выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями
Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. 29.09 6. «Сочини мелодию».
Выразительность и изобразительность в речи и в музыке.
Музыка в повседневной жизни человека. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений,
- ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки. Найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песенки на стихи А.Барто «Золотая осень» и песенки «Дождь идет»;
владеть элементами алгоритма сочинения мелодии;
. самостоятельно выполнять упражнения;
Воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умение внимательно слушать 06.10 7 «Азбука, азбука каждому нужна…».
Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ. Исполнять песню. Осуществлять первые опыты сочинения, импровизировать в пении, игре, пластике. Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. Моделирования опыта музыкально-творческой деятельности;
- понимания истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки
Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную Коллективно обсуждать учебную проблему и анализировать условия учебной задачи; - взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; 13.10
8 «Азбука, азбука каждому нужна…».
Музыкальная азбука. Нотный звукоряд, скрипичный ключ. (продолжение) Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. 20.10
9. Песня, танец, марш и их разновидности. «Музыкальные инструменты».
Народные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли.
Н.Римский-Корсаков. «Садко». Размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.
Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.
Создавать собственные интерпретации.
Исполнять знакомые песни. Узнавать изученные произведения, участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуков-соотнести мелодии движением рук. Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.
Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. 27.10 10 «Музыкальные инструменты».
Музыкальные произведения в исполнении на флейте, арфе.
Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах.
Определять на слух звучание народных инструментов. Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- находить сходства и различия в инструментах разных народов Знать название русских народных инструментов –свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
- распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места. 10.11
Основные закономерности музыкального искусства16ч.
11. Интонационно образная природа музыкального искусства. «Музыкальные инструменты».
«Звучащие картины».
Музыка народная и авторская. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Распознавать духовые и струнные инструменты.
Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов.
Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения.
Находить сходства и различия в инструментах разных народов. Ориентироваться в музыкально поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России;
- находить сходства и различия в инструментах разных народов Знать название русских народных инструментов –свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала.
- распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения Формирование отношения к себе и окружающим как к субъектам деятельности; осознание значимости организации рабочего места. 17.11 12. Выразительность и изобразительность в музыке. «Разыграй песню».
Песня – основа музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Узнавать музыкальные инструменты по изображениям.
Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. Планировать свою деятельность;
- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- оценивать собственную музыкально -творческую деятельность Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. 24.11 13. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. «Добрый праздник среди зимы» Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста.
Находить нужный характер звучания.
Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – Рождество, названия рождественских песнопений - колядки.
- Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. 01.12 14. Интонации музыкальные и речевые. «Пришло Рождество, начинается торжество».
Рождественские колядки и песни народов мира. Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей.
Вовремя начинать и заканчивать пение.
Понимать дирижерские жесты. 08.12 15. «Родной обычай старины».
Рождественские песни. Узнавать освоенные музыкальные произведения.
Давать определения общего характера музыки.
Принимать участие в играх, танцах, песнях. 15.12 16. Сходство и различие. Интонация -источник музыкальной речи. «Край, в котором ты живёшь».
Музыкальные произведения о Родине, о красоте родной природы. Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям.
Создавать собственные интерпретации.
Исполнять знакомые песни. Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки;
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
- использовать музыкальную речь
как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 22.12 17. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). «Поэт, художник, композитор».
Своеобразие произведений в выражении чувств человека. Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине.
Различать выразительные возможности – скрипки. Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эмоциональной отзывчивости 12.01 18. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. «Музыка утра».
Воспринимать художественные образы классической музыки.
Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении.
Давать определения общего характера музыки.
Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. Понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов; По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- выявлять особенности мелодического рисунка, ритмичного движения, темпа, тембровых красок инструментов, гармонии, принципов развитии формы. Выражение своего впечатления от музыки к рисунку. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей 19.01 19. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. «Музыка вечера».
По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе.
Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Понимать, что у музыки есть свойство - без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы, как связаны между собой разговорная речь и музыкальная речь Формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы;
- выражать собственные мысли,
настроения и чувства с помощью
музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
- получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности; Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности 26.01 20. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. «Музыкальные портреты».
Вслушиваться в музыкальную ткань произведения.
На слух определять характер и настроение музыки.
Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе, находить нужные слова для передачи настроения.
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. Вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки,
- соединять слуховые впечатления детей со зрительными. Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость 02.02 2
1. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. «Разыграй сказку».
Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. Сравнивать музыкальные и речевые интонации,
- определять их сходство и различия;
- выявлять различные образы – портреты персонажей можно передать с помощью музыки, сходства и различия разговорной и музыкальной речи. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деят. 09.02 22. «У каждого свой музыкальный инструмент».
Музыкальные инструменты.
Голоса инструментов в музыке И. С. Баха, К. Глюка, С. Прокофьева. Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.
Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. Понимать степень понимания роли музыки в жизни человека.
- узнавать освоенные музыкальные произведения, давать определения общего характера музыки;
- накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; Оказывание помощи в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий;
- реализовывать творческий потенциал осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в раз личных видах деятельности; Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. 23.02 23. Элементы нотной грамоты. «Музы не молчали».
Героические образы в искусстве. Песни о защитниках отечества.
Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека. Определять характер музыки и передавать ее настроение.
Описывать образ русских воинов.
Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные Определять характер музыки и передавать ее настроение, описывать образ русских воинов, сопереживать музыкальному образу,
- передачи музыкальных впечатлений на основе приобретенных знаний Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности 01.03 24. «Музыкальные инструменты».
Сопоставление тембров, имитация игры на них. Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать.
08.03 25. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. «Мамин праздник». Сравнивать звучание музыкальных инструментов.
Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.
Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. Определять названия произведений и их авторов, в которых музыка рассказывает о русских защитниках.
- внимательно слушать. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.
- применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
- передавать в собственном испол_
нении (пении, игре на инструмен_
тах, музыкально_пластическом дви_
жении) различные музыкальные
образы. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности 15.03 26. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). «Музыкальные инструменты».
Пианино и рояль. Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия.
Обобщать характеристику музыкальных произведений.
Воспринимать художественные образы классической музыки.
Расширять словарный запас.
Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Определять названия изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
- узнавать изученные музыкальные сочинения (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.). Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и музыкальных инструментах.
- воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей 05.04 Музыкальные картины мира.7ч.
27. Интонационное богатство музыкального мира. «Звучащие картины».
Музыкальные инструменты. Пианино и рояль. Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям.
Создавать собственные исполнительские интерпретации.
Сравнивать звучание музыкальных инструментов, узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию, имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. Обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. 12.04 28. Общие представления о музыкальной жизни страны. «Музыка в цирке». Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов,
- размышлять о возможностях музыки в передаче чувств. Мыслей человека, силе ее воздействия Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей.
- передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. 19.04 29 Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. «Дом, который звучит». Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения.
Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения.
Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш.
- узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса;
- расширения музыкального кругозора и получения общих представлений о музыкальной жизни современного социума;
- формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость; 26.04 30 Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Называть понравившееся произведение, давая его характеристику.
Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. 03.05 31. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. «Опера-сказка».
Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. Определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;
сольной, хоровой, оркестровой);
- участвовать в коллективной, ансамблевой и сольной певческой деятельности;
- слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. 10.05 32. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи «Ничего на свете лучше нету…». Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника Назвать понравившееся произведения, дать его характеристику;
- сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. элементарные понятия о музыкальной грамоте и использовать их во время урока, Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотеку) Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. 17.05 33. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи «Музыка в жизни ребёнка».
Итоговый урок. Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям.
Создавать собственные исполнительские интерпретации. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель,
- осозновать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
- размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям создавать собственные исполнительские интерпретации.
- сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.
- получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. 24.05 Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник:
Музыка: учебник для учащихся 1 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.: Просвещение, 2008
Учебные пособия:
Фонохрестоматия музыкального материала на 3 кассетах к учебнику Музыка. Составители: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина – М.: Просвещение, 2007
Результаты изучения курса
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Приложение
Тест за 1 полугодие
Тема раздела: « Музыка вокруг нас»
Найдите лишнее:
Три «кита» в музыке – это…
а) Песня
б) Танец
в) Вальс
г) Марш
Выберите верное утверждение:
а) Композитор – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Композитор – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Композитор – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Выберите верное утверждение:
а) Исполнитель – это тот, кто сочиняет музыку.
б) Исполнитель – это тот, кто играет и поет музыку.
в) Исполнитель – это тот, кто внимательно слушает и понимает музыку.
Найдите лишнее:
Народные инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) дудка
Симфонические инструменты – это…
а) флейта
б) гусли
в) арфа
Найдите лишнее:
Народные праздники – это…
а) Новый год
б) Рождество
в) 1 сентября
Тест за 2 полугодие
Тема раздела: « Музыка и ты»
Приведи в соответствие (соедини стрелками):
Какие средства в своей работе использует:
1) Поэт а) краски
2) Художник б) звуки
3) Композитор в) слова
Если бы ты был композитором, какими звуками ты нарисовал бы картину утра:
а) светлыми
б) нежными
в) сумрачными
Найди лишнее:
Образ защитника Отечества воспевается в таких произведениях – это…
а) «О маме»
б) «Богатырская симфония»
в) песня «Солдатушки, бравы ребятушки»
Найди лишнее: (подчеркни)
Духовые народные инструменты – это…
а) Волынка
б) Рожок
в) Дудка
г) Скрипка
Назовите композитора песни «Болтунья»:
а) Д.Б. Кабалевскийб) С.ПрокофьевКакие персонажи исполняют песенную, танцевальную и маршевую музыку?
а) Золотые рыбки из балета «Конек Горбунок» 1) марш
б) Колыбельная мамы Козы из оперы «Волк и семеро козлят» 2) танец
в) Семеро козлят из оперы «Волк и семеро козлят» 3) песня
Так же для проведения итогового мониторинга можно использовать выполнение творческих заданий из рабочей тетради для 1 класса издательства «Просвещения», авторов методического комплекта: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.