Проект рабочей программы по русскому языку (4 класс) УМК Перспектива


ПРОЕКТ
Рабочей программы по предмету «Русский язык» для 4 класса
Разработчик:
Митинкова Ирина Васильевна, г. Северодвинск, учитель начальных классов МБОУ «СОШ№22»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную - ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурную - формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи обучения:
- развитие речи, мышления, воображения у школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа составлена к УМК «Перспектива» по предмету «Русский язык», 4 класс, под ред. Л. Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной и реализует идею, которая заключается в том, что программа не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Структура рабочей программы (п.19.5 ФГОС НОО):
- пояснительная записка;
- общая характеристика учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- тематическое планирование;
- планируемые результаты;
- описание учебно-методического и материально - технического обеспечения учебного предмета.
Приоритетные формы и методы работы
Формы Методы
индивидуальная
групповая
фронтальная
парная словесные
наглядные
эвристические
практические
частично-поисковые
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формыи методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация итоговая аттестация (четверть, год) урочнаядеятельность внеурочная деятельность
- устный фронтальный опрос
- словарные диктанты
- предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты
- графические работы
- творческие работы (сочинения, изложения)
- свободные проверочные работы, тесты - контрольные работы с грамматическими заданиями
- итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием
- контрольный словарный диктант
- комплексный анализ текста - анализ динамики текущей успеваемости - участие в олимпиадах, конкурсах
- создание творческих проектов
Общая характеристика учебного предмета
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Рабочая программа по курсу «Русский язык» обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счет реализации трех принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Основные содержательные линии программы:
основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация (орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса);
развитие речи.
Уроки спланированы с учётом знаний, умений, навыков по предмету, которые формируются у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигаются раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль русского языка в нашей стране и за её пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.
В программе также выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Содержание программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не только функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и согласно базисному плану школы на изучение предмета в начальной школе выделяется 675 ч, из них в 4 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения курса «Русский язык» в 4-м классе
Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
1. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
2. Формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.
3. Развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.
4. Понимание причин неуспеха в своей учебной деятельности.
5. Развитие способности к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.
6. Формирование основ гражданской идентичности, осознание своей этнической принадлежности.
7. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
8. Развитие этических чувств (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения.
9. Овладение основами экологической культуры.
10. Формирование установки на здоровый образ жизни;
11. Развитие эстетических чувств и чувство прекрасного в процессе ознакомления с художественной культурой. Регулятивные УУД:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале.
3. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности.
5. Адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи.
6. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
7. Различать способ и результат действия.
8. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя учебную литературу, справочники, ресурсы интернета.
2. Осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире с помощью информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
3. Использовать знаково-символические средства.
4. Строить сообщения в устной и письменной форме.
5. Ориентироваться на разнообразие способов решения.
6. Овладевать основами смыслового восприятия художественных, познавательных текстов;
7. Проводить сравнения, классификацию по заданным критериям.
8. Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, устанавливать аналогии.
9. Подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза.
10. Осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные УУД:
1. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.
2. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения.
3. Формулировать собственное мнение, позицию.
4. Договариваться, приходить к общему мнению в совместной деятельности.
5. Задавать вопросы.
6. Контролировать действия партнера.
7. Использовать речь для регуляции своего действия.
Учащиеся должны знать:
1. Основные сведения о языке, изученные в начальной школе.
2. Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения.
3. Смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, ситуация речевого общения.
4. Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы.
5. Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи.
6. Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).
7. Основные единицы языка, их признаки.
8. Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета.
Учащиеся должны уметь:
в аудировании:
1. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух.
2. Выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
в фонетике и графике:
1. Выделять в слове звуке речи, давать их фонетическую характеристику.
2. Различать ударные и безударные слоги.
3. Не смешивать звуки и буквы.
4. Свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями.
5. Выполнять звуко-буквенный разбор слов.
в орфоэпии:
1. Правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова.
2. Использовать логическое ударение для усиления выразительности речи.
3. Работать с орфоэпическим словарем.
в лексике:
1. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.
2. Толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы.
3. Опознавать эпитеты, сравнения, олицетворения как средства выразительности речи.
4. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем.
в словообразовании:
1. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слов (в словах несложной структуры).
2. Подбирать однокоренные слова с учетом значения слов.
3. По типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы.
4. Разбирать слова по составу.
5. Пользоваться словарем однокоренных слов.
в морфологии:
1. Квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению.
2. Правильно определять грамматические признаки изученных частей речи.
3. Образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка.
4. Разбирать слово как часть речи.
в синтаксисе:
1. Выделять словосочетания в предложении.
2. Определять главное и зависимое слова.
3. Определять вид предложения по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ.
4. Составлять простые и сложные предложения изученных видов.
5. Проводить синтаксический разбор простого предложения.
в орфографии:
1. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.
2. Правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными.
3. Пользоваться орфографическим словарем.
в пунктуации:
1. Находить в предложениях места для постановки знаков препинания.
2. Обосновывать выбор знаков препинания.
3. Расставлять знаки препинания в предложениях в соответствии с изученными правилами.
в связной речи:
1. Определять тему и основную мысль текста, тип текста.
2. Составлять простой план текста.
3. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных).
4. Писать сочинения повествовательного характера.
5. Совершенствовать содержание и языковое оформление (в соответствии с изученным языковым материалом).

Содержание учебного предмета «Русский язык» в 4 классе
№ Темы разделов Кол-во часов
1 Повторяем – узнаем новое 20
2 Язык как средство общения 33
3 Состав слова. Однокоренные слова 23
4 Слово как часть речи 6
5 Имя существительное 22
6 Имя прилагательное 13
7 Местоимение 7
8 Глагол 22
9 Имя числительное 4
10 Наречие 5
11 Повторение 15
Практическая часть программы
I четв. II четв. III четв. IV
четв. итого примечания
Контрольные работы 2 2 3 3 10 Списывание
1 - 1 - 2 Изложения 2 1 + 1 (контр.) 3 2 + 1 (контр.) 8 + 2 (контр.) Сочинения
2 2 2 2 8 Тематическое планирование
Раздел 1 Повторяем – узнаем новое – 20 ч
Знакомство с учебником. Речевое общение. Речь устная и письменная. Цель речевого общения. Правила общения. Речевая культура. Обращение. Знаки препинания при обращении. Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Обучающее сочинение. Метафора и сравнение. Текст. Признаки текста. План текста простой и развернутый. Типы текстов. Обучающее изложение. Текст – рассуждение, текст – описание, текст – повествование. Составление текстов разных типов. Составление собственного текста. Обобщение знаний о речевом общении. Контрольная работа.
Раздел 2 Язык как средство общения – 33 ч
Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения. Звуки и буквы русского языка. Контрольное списывание. Основные правила орфографии. Основные правила орфографии. Обучающее изложение. Ударение. Различение предложений и словосочетаний. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Обучающее сочинение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Связь слов в предложении. Итоговая контрольная работа.Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Обобщение знаний о предложении и словосочетании. Обобщение знаний о значении слова. Различные виды лингвистических словарей. Звуко – буквенная форма слова и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Проверочная работа.
Раздел 3 Состав слова. Однокоренные слова – 23 ч
Состав слова. Разбор слов по составу. Обучающее сочинение. Образование новых слов с помощью приставок. Разделительный твёрдый знак. Разделительный мягкий знак. Контрольная работа. Правописание приставок и предлогов. Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов - ик, - ек. Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. Контрольное изложение. Удвоенные согласные в корне слова. Правописание слов с орфограммами корня. Однокоренные слова и формы слова. Правописание соединительных гласных в сложных словах. Итоговая контрольная работа. Систематизация знаний о составе слова. Повторение основных орфограмм корня.
Раздел 4 Слово как часть речи – 6 ч
Различие и общность частей речи. Обучающее сочинение. Грамматические значения частей речи. Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. Систематизация знаний о частях речи.
Раздел 5 Имя существительное – 22 ч
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число и род имён существительных. Обучающее сочинение. Алгоритм определения падежа имён существительных. Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имён существительных. Обучающее изложение. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Контрольное списывание. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных во множественном числе. Контрольная работа. Обобщение знаний по теме.
Раздел 6 Имя прилагательное – 13 ч
Активизация знаний по теме «Имя прилагательное». Безударные окончания имён прилагательных. Обучающее изложение. Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Разбор имени прилагательного как части речи. Обобщение знаний по теме. Контрольная работа. Обобщение знаний по теме.
Раздел 7 Местоимение – 7 ч
Местоимение как часть речи. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Склонение личных местоимений 3-го лица. Изменение личных местоимений по падежам. Итоговая контрольная работа. Обобщение знаний по теме.
Раздел 8 Глагол – 22 ч
Роль глаголов в языке. Прошедшее время глагола. Обучающее сочинение. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. 2-ое лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. I и II спряжения глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов на - тся и - ться. Обучающее изложение. Глаголы - исключения. Правописание безударных окончаний глаголов. Разбор глагола как части речи. Контрольная работа. Обобщение знаний по теме.
Раздел 9 Имя числительное – 4 ч
Имя числительное. Обучающее краткое изложение.
Раздел 10 Наречие – 5 ч
Наречие. Контрольная работа.
Раздел 11 Повторение – 15 ч
Повторение. Слово. Сочинение с элементами рассуждения. Части речи. Итоговая контрольная работа. Правила правописания. Контрольное изложение. Обобщающий урок.
Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения учебного предмета
Книгопечатная продукция
1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. акад. наук; Рос. акад. образования ; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.
2. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2015.
3. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс: пособие для учителя / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2013.
4. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс: пособие для учителя – М.: ВАКО, 2014.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: ttp://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/1933. Наглядные пособия.
1. Веер «Гласные».
2. Веер «Согласные».
3. Таблицы.
4. Технические средства обучения.
1. магнитофон.
2. персональный компьютер.
3. мультимедийный проектор.
4. экран проекционный.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
2. шкаф для хранения таблиц.
7. Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 4 классе

п/п

урока в теме Кален-дарныесроки Тема Планируемые результаты Основные виды деятельности,
форма работы
(ОВД) Формы контроля
Предметные Метапредметные Часть первая
РАЗДЕЛ 1 «Повторяем – узнаем новое» – 20 ч
1. 1. Знакомство с учебником. Речевое общение. - научатся делать выводы о значении языка как средства установления контакта, общения между людьми, о русском языке как достоянии народа;
- научатся вести диалог согласно основным требованиям этого процесса;
- выбирать слова для успешного решения коммуникативной задачи в процессе устной речи;
- грамотно оформлять предложения на письме;
- находить орфограммы в словах и подбирать верный способ их проверки;
- понимать практическую ценность получаемых знаний по оформлению устной и письменной речи;
- сравнивать речь, соответствующую и несоответствующую нормам общения;
- объяснять понятия тема и основная мысль текста;
- приобретут навык ведения диалога;
- научатся соотносить особенности речи с речевой ситуацией;
- получат представление о различии научной, официально-деловой и разговорной речи;
- научатся ставить знаки препинания при обращении Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- построение логической цепи рассуждений;
- познание культуры своего народа;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- овладение навыками смыслового чтения любого текста;
- умение аргументировать свой ответ;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- умение делать выводы и умозаключения;
- выполнение действий по алгоритму;
- определение ошибок в записи текста, выявление их сущности;
- выявление свойств объектов создание моделей по аналогии;
- разделение текста на части, подбор заголовков;
- умение адекватно, подробно передавать содержание текста в письменной форме.
Регулятивные:
- умение прогнозировать будущий учебный результат;
- контроль и оценка собственных учебных действий, внесение соответствующих коррективов в из реализацию;
- контроль за действиями партнера при выполнении совместного задания;
- принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- способность к планированию и реализации поставленных задач;
- поиск и отбор информации, необходимой для решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей;
- оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных задач;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- понимание возможности существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение написать заявление, объяснительную записку;
- умение сотрудничать с другими людьми при совместном решении поставленной учебной задачи;
- поиск информации с помощью Интернета и справочной литературы.
Личностные:
- осознание российской гражданской идентичности (чувства патриотизма, уважения к Отечеству, своей этнической принадлежности);
- осмысление и использование собственного жизненного опыта;
- отношение к правилам как указателям желательных способов действия;
- критическое отношение к свои поступкам и собственной учебной деятельности;- готовность к самосовершенствованию, стремление к саморазвитию;
- формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через ознакомление с художественной литературой. Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.
Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.4-5
2. 2. Речь устная и письменная. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.6-7
3. 3. Цель речевого общения. Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.
Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации. работа в парах
У. с.8-9
4. 4. Правила общения. фронтальная работа,
индивидуальная работа,
работа в парах
У. с.10-11
5. 5. Правила общения. Закрепление. фронтальная работа,
самостоятельная работа
У. с.12-13
6. 6. Речевая культура. Обращение. Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе.
Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.
Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).
Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.
выборочный диктант,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.14-17
7. 7. Обращение. Знаки препинания при обращении. фронтальная работа,
индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.18-19
8. 8. Деловая речь. Составление планов. фронтальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.20
9. 9. Научная речь и художественная речь. выборочный диктант,
самостоятельная работа
У. с.21-22
10. 10. Обучающее сочинение из личного опыта на тему личных впечатлений «Лучший день лета». работа в парах,
самостоятельная работа
11. 11. Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова. Метафора и сравнение. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
коллективная работа
У. с.23-25
12. 12. Текст. Признаки текста. Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста.
Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.
Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание рассуждение.
Грамотно оформлять собственные речевые произведения. фронтальная работа,
самостоятельная работа,
коллективная работа
У. с.27
13. 13. План текста простой и развернутый. Типы текстов. работа в группах,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.28-30
14. 14. Обучающее изложение по К.Паустовскому «Кот-ворюга». работа в группах,
коллективная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
15. 15. Работа над ошибками. Парные согласные. Развитие связной речи. Текст – рассуждение, текст – описание, текст – повествование. индивидуальная работа,
работа в группах,
самостоятельная работа
У. с.31
16. 16. Составление текстов разных типов. выборочный диктант,
индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
объяснительный диктант
У. с.32
17. 17. Составление собственного текста. фронтальная работа,
индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.33
18. 18. Обобщение знаний о речевом общении. выборочный диктант,
работа в группах,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.34
19. 19. Контрольная работа №1. Тема: «Текст». самостоятельная работа
20. 20. Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами.
Повторение. фронтальная работа,
индивидуальная работа,
тест
РАЗДЕЛ 2 «Язык как средство общения» – 33 ч
21. 1. Средства общения. Роль языка в общении. - получат информацию об основных единицах языка;
- осознают преимущества звукового языка перед другими средствами общения (общение с помощью жестов, мимики, рисуночного письма);
- научатся различать звуки и буквы и понимать соотношения звука и буквы;
- научатся различать предложения и словосочетания;
- составлять предложения из группы слов;
- обозначать границы предложения в устной и письменной речи;
- давать характеристику каждого предложения;
- научатся находить главные и второстепенные члены предложения;
- составлять предложения по схемам;
- выполнять разбор предложения;
- определять предложения с однородными членами;
- ставить запятые в предложениях с союзами а, и, но и без союзов;
- отличать простое предложение от сложного;
- использовать и конструировать предложения с однородными членами;
- ставить знаки препинания в сложном предложении;
- научатся разъяснять значение слов;
- находить значение слов в словарях;
- различать словари;
- объяснять переносное значение слов и словосочетаний, определять многозначные слова;
- распознавать синонимы, омонимы, антонимы в речи, употреблять их в текстах;
- распознавать фразеологические обороты, объяснять их смысл, употреблять их в речи;
- выбирать слова с учетом коммуникативной целесообразности
Познавательные:
- установление логической причинно-следственной последовательности событий;
- способность к использованию знаково-символических средств;
- включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- выявление свойств объектов создание моделей по аналогии;
- выполнение логических операций анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- владение навыками работы с различными источниками информации (справочники, словари);
- использование методов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение различных видов текстов;
- выявление свойств объектов;
- выполнение действий по алгоритму;
- изменение текстов в соответствии с указанными критериями;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- умение применять полученные знания при составлении письменного пересказа;
- выбор необходимых словарей для решения предметных учебных задач.
Регулятивные:
- способность к контролю, самооценке и взаимооценке;
- умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче;
- способность к рефлексии собственной деятельности;
- способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;
- умение самостоятельно принимать решения;
- адекватное восприятие корректирующих указаний;
- формулирование учебной цели и задач с помощью взрослого;
- способность к рефлексии собственной деятельности;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- умение ставить цель и организовывать ее достижение;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- работа по плану;
- способность к мобилизации сил и энергии;
- умение самостоятельно принимать решения;
- умение обмениваться знаниями и информацией при работе в парах.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли, чувства в форме устных и письменных речевых высказываний;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение сотрудничать с другими людьми при совместном решении поставленной учебной задачи;
- умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей и учетом мнения одноклассников;
- умение слушать и слышать других людей;
- умение представлять результат личной творческой деятельности;
- умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
- владение письменной речью как видом речевой деятельности;
- умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
- умение представлять и защищать результат совместной деятельности;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- умение добывать недостающую информацию с помощью словарей.
Личностные:
- осмысление и использование собственного жизненного опыта;
- проявление доброжелательности, внимания к людям с ограниченными возможностями;
- положительные навыки общения в многонациональном обществе;
- положительная мотивация к изучению нового материала;
- формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через ознакомление с родным языком, художественной литературой;
- умение выбирать дополнительные задания по определенной теме с целью устранения пробелов в собственных знаниях;
- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм;
- готовность к самосовершенствованию, стремление к саморазвитию;
- стремление оказать посильную помощь однокласснику при решении поставленных, учебных задач;
- внимательное отношение к красоте окружающего мира;
- соотнесение понятий родная природа и Родина;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- осознание российской гражданской идентичности;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку.
Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека.
Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.
Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни.
Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты).
Давать определение основным языковым единицам.
Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.
фронтальная работа,
индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.35-37
22. 2. Способы передачи сообщения. фронтальная работа,
работа в группах,
работа в парах,
выборочный диктант
У. с.38-40
23. 3. Повторение. Звуки и буквы русского языка. фронтальная работа,
индивидуальная работа,
игра «Кто быстрее?»,
самостоятельная работа
У. с.41-43
24. 4. Контрольное списывание № 1. самостоятельная работа
25. 5. Работа над ошибками. Перенос слов. Основные правила орфографии. фронтальная работа,
индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.45-46
26. 6. Словесное творчество. Основные правила орфографии. выборочный диктант,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.44, 47-48
27. 7. Обучающее изложение по В.Осеевой «Горькая вода». коллективная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
28. 8. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Повторение изученных орфограмм. Ударение. фронтальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.49-51
29. 9. Различение предложений и словосочетаний. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Определять особенности и назначение каждого типа предложений.
выборочный диктант,
фронтальная работа,
самостоятельная работа,
индивидуальная работа
У. с.52-53
30. 10. Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Знаки препинания. словарный диктант,
самостоятельная работа,
работа в парах,
коллективная работа
У. с.54-57
31. 11. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. Выделять главные и второстепенные члены предложения.
Распространять предложения второстепенными членами.
фронтальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.58-59
32. 12. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.60-61
33. 13. Обучающее сочинение по наблюдениям «Прогулка по осеннему парку». коллективная работа,
самостоятельная работа
34. 14. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Безударные гласные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. самостоятельная работа,
работа в парах,
индивидуальная работа
У. с.62-63
35. 15. Способы выражения подлежащего и сказуемого. словарный диктант,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.64-65
36. 16. Связь слов в предложении. фронтальная работа,
самостоятельная работа
У. с.66
37. 17. Итоговая контрольная работа № 1. самостоятельная работа
38. 18. Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами.
Однородные члены предложения. Находить однородные члены.
Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами.
Ставить знаки предложения при однородных членах предложения.
индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.67-68
39. 19. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. распределительный диктант,
индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.69-70
40. 20. Знаки препинания при однородных членах предложения. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.71-72
41. 21. Знаки препинания при однородных членах предложения. выборочный диктант,
работа в группах,
самостоятельная работа
У. с.73-74
42. 22. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Составлять элементарные сложные предложения.
Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении.
выборочный диктант,
коллективная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.75-77
43. 23. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Выделять словосочетания из предложений на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.
Составлять словосочетания разных типов.
Распространять предложения словосочетаниями.
Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.
индивидуальная работа,
работа в группах,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.78-79
44. 24. Обобщение знаний о предложении и словосочетании. коллективная работа,
работа в парах,
тест
У. с.80
45. 25. Обобщение знаний о значении слова. Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).
Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение.
Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. работа в парах,
тест
У. с.81-82
46. 26. Различные виды лингвистических словарей. словарный диктант,
самостоятельная работа
У. с.83-84
47. 27. Звуко – буквенная форма слова и его лексическое значение. выборочный диктант,
коллективная работа,
самостоятельная работа
У. с.85
48. 28. Обучающее изложение по Л.Воронковой «Первый снег». работа в группах,
самостоятельная работа
49. 29. Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Парные согласные. Синонимы, антонимы, омонимы. словарный диктант,
самостоятельная работа,
графический диктант
У. с.86-87
50. 30. Синонимы, антонимы, омонимы. индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.88-89
51. 31. Многозначные слова. работа в парах,
тест
У. с.90-91
52. 32. Прямое и переносное значение слова. выборочный диктант,
коллективная работа,
самостоятельная работа,
тест
У. с.92
53. 33. Проверочная работа по теме: «Слово и его значение». выборочный диктант,
работа в группах,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.93
РАЗДЕЛ 3 «Состав слова. Однокоренные слова» – 23 ч
54. 1. Состав слова. Разбор слов по составу. - научатся распознавать однокоренные слова, группировать их;
- выделять значимые части слова и давать их определения;
- разбирать слова по составу;
- находить и проверять орфограммы в корне слова;
- различать приставки и предлоги, верно писать их;
- обосновывать написание корня, приставок, суффиксов и слов с разделительными твердым и мягким знаками;
- на основе знания семантики морфем грамотно использовать слова в различных речевых ситуациях Познавательные:
- способность к использованию знаково-символических средств;
- выявление ошибок в записи текста, определение их сущности;
- выполнение действий по алгоритму;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- умение структурировать знания;
- расположение предложений в тексте в определенном порядке;
- умение применять правила правописания;
- разбиение на группы по общим признакам;
- формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- умение обобщать или называть одним обобщающим словом;
- сопоставление информации, заданной текстом и иллюстрацией;
- владение навыками работы с различными источниками информации;
- построение различных видов текстов;
- включение творческих способностей в учебную деятельность при решении нестандартной задачи;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- развитие творческого воображения;
- установление причинно-следственных связей.
Регулятивные:
- умение составлять план действий и применять его при решении поставленной учебной задачи;
- способность к рефлексии собственной деятельности;
- умение включаться в новые учебные виды деятельности и формы сотрудничества с одноклассниками;
- умение самостоятельно принимать решения;
- работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя;
- формулирование учебной цели и задач с помощью взрослого;
- контроль за действиями партнера при совместном выполнении задания;
- умение смотреть, видеть и понимать увиденное;
- планирование времени при решении поставленной учебной задачи;
- умение сосредоточиться на решаемой учебной задаче;
- адекватное восприятие корректирующих указаний;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- способность к рефлексии собственной деятельности;
- распределение обязанностей при работе в группах;
-умение принимать решения, брать ответственность на себя.
Коммуникативные:
- владение способами коллективной деятельности, вариантами действий в сиуациях общения;
- умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей и учетом мнения одноклассников;
- умение устанавливать учебные отношения и сотрудничать при работе в парах;
- владение письменной речью как видом речевой деятельности;
- умение слушать и слышать других людей;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение в письменной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей;
- признание права каждого человека на собственное мнение;
- умение выражать свои мысли, чувства в форме устных и письменных речевых высказываний;
- умение представлять и защищать результат совместной деятельности.
Личностные:
- адекватная мотивация учебной деятельности;
- осознание своей этнической принадлежности, знание родного языка;
- положительная мотивация к изучению нового материала;
- положительная мотивация к коллективной познавательной деятельности;
- осознание российской гражданской идентичности;
- стремление оказать посильную помощь однокласснику при решении поставленных учебных задач;
- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм;
- мотивация к коллективной познавательной деятельности;
- представление о родном крае, его природе, занятиях людей;
- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
- самостоятельность мышления, креативность и оригинальность;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей;
- внимательное отношение к красоте окружающего мира;
- готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм. Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.
Определять значение, которое приносит каждая морфема.
Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.
Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами (безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания глаголов).
Объяснять написание слов с точки зрения орфографии.
самостоятельная работа
У. с.94-95
55. 2. Обучающее сочинение на основе личного опыта и по наблюдениям «Наша кошка (собака)». самостоятельная работа,
работа в парах
56. 3. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Образование новых слов с помощью приставок. выборочный диктант,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.96
57. 4. Образование новых слов с помощью приставок. работа в парах,
самостоятельная работа
58. 5. Разделительный твёрдый знак. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.97-98
59. 6. Разделительный мягкий знак. объяснительный диктант,
выборочный диктант
У. с.99
60. 7. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. самостоятельная работа,
работа в парах
61. 8. Контрольная работа № 2. Тема: «Правописание предлогов и приставок». самостоятельная работа
62. 9. Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов. Образование новых слов с помощью суффиксов. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.100
63. 10. Правописание суффиксов - ик, - ек. выборочный диктант,
самостоятельная работа,
тест
У. с.101
64. 11. Однокоренные слова. самостоятельная работа,
выборочный диктант
У. с.102
65. 12. Правописание гласных и согласных в корне слова. словарный диктант,
самостоятельная работа
У. с.103
66. 13. Контрольное изложение по рассказу Г.Скребицкого «Зайчик» № 1. самостоятельная работа
67. 14. Работа над ошибками. Безударные гласные в корне. Развитие связной речи. Правописание гласных и согласных в корне слова. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.104
68. 15. Правописание гласных и согласных в корне слова. выборочный диктант,
самостоятельная работа
У. с.105
69. 16. Удвоенные согласные в корне слова. самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.106
70. 17. Правописание слов с орфограммами корня. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.107
71. 18. Однокоренные слова и формы слова. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.108
72. 19. Правописание соединительных гласных в сложных словах. работа в группах,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.109
73. 20. Итоговая контрольная работа № 2. самостоятельная работа
74. 21. Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Повторение изученных орфограмм. индивидуальная работа,
выборочный диктант,
работа в группах,
графический диктант
У. с.110
75. 22. Систематизация знаний о составе слова. индивидуальная работа,
работа в группах,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.111
76. 23. Повторение основных орфограмм корня. работа в парах,
самостоятельная работа,
тест
РАЗДЕЛ 4 «Слово как часть речи» – 6 ч (79 ч)
77. 1. Различие и общность частей речи. - научатся понимать основные принципы выделения частей речи;
- распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), определять их основные грамматические признаки;
- выделять в предложении словосочетания, определять в них главные и зависимые слова;
- выполнять разбор слова как части речи;
- узнавать наречия и числительные, понимать принципы их правописания и словообразования Познавательные:
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- умение структурировать знания;
- участие в коллективном сравнивании объектов предметного содержания с опорой на алгоритм действия;
- умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления;
- сравнение и классификация по существенному основанию;
- умение указывать свойства, соответствующие назначению данного объекта;
- умение применять правила правописания.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- умение смотреть, видеть и понимать увиденное;
- распределение обязанностей при работе в группах;
- формулирование учебной цели и задач с помощью взрослого;
- способность к работе в группе ради достижения цели.
Коммуникативные:
- оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных задач;
- умение принимать решение с учетом позиций всех участников учебного процесса;
- способность к рефлексии собственной деятельности;
- умение выражать свои мысли, чувства в форме устных и письменных речевых высказываний;
- умение сотрудничать с другими людьми при совместном решении поставленной учебной задачи;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Личностные:
- осознание своей этнической принадлежности, знание родного языка;
- готовность открыто выражать и отстаивать собственную позицию;
- творческое исследовательское самообучение;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- способность к мобилизации сил и энергии.
Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Доказывать принадлежность слова к определенной части речи.
фронтальная работа,
работа в парах
У. с.112-113
78. 2. Обучающее сочинение по картине А.Пластова «Первый снег». самостоятельная работа
79. 3. Работа над ошибками. Парные согласные, перенос слов. Грамматические значения частей речи. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.114-115
80. 4. Распределение слов по частям речи. выборочный диктант,
работа в группах,
самостоятельная работа
У. с.116
81. 5. Роль частей речи в предложении. самостоятельная работа,
тест
У. с.117-118
82. 6. Систематизация знаний о частях речи. словарный диктант,
работа в группах,
работа в парах,
тест
У. с.119
Часть вторая
Имя существительное – 22 ч
83. 1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число и род имён существительных. - научатся определять падеж имен существительных разными способами;
- отличать имена существительные в падежах с одинаковыми вопросами или в одинаковой форме;
- определять падеж имен в трудных случаях;
- склонять имена существительные;
- сравнивать типы склонений, распознавать имена существительные 1, 2, 3-го склонений;
- сравнивать ударные и безударные падежные окончания, проверять безударные окончания ударными;
- обосновывать написание изученных орфограмм в окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих;
- определять число имен существительных;
- склонять имена существительные во множественном числе, образовывать форму множественного числа в трудных случаях;
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка, а в случае затруднений обращаться к словарю;
- выполнять разбор имен существительных как части речи Познавательные:
- умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления;
- выделение свойства из системы функциональных свойств объекта;
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- отнесение объектов к известным понятиям;
- построение умозаключения;
- развитие творческого воображения;
- установление причинно-следственных связей;
- умение пользоваться словарями;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- перечисление свойств реального объекта на основании наблюдений за ним;
- умение выделять существенные признаки;
- умение использовать правила в предметно-практической деятельности.
Регулятивные:
- адекватное восприятие корректирующих знаний;
- умение самостоятельно принимать решения;
- соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- владение способами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные:
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих мыслей;
- умение выражать свои мысли, чувства в форме устных и письменных речевых высказываний;
- умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения;
- готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции;
- умение сотрудничать с другими учащимися при решении поставленной задачи.
Личностные:
- уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание родного языка;
- осознанное, уважительное отношение к культуре, языкам, ценностям народов мира;
- ответственное отношение к собственным поступкам;
- способность к мобилизации сил и энергии.
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.
Применять алгоритм определения падежа имени существительного.
Определять падеж у несклоняемых имён существительных. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи.
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.
Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.
Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.
Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.
Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.
индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.3-9
84. 2. Обучающее сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри». работа в парах,
самостоятельная работа
85. 3. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Безударные гласные.
Алгоритм определения падежа имён существительных. выборочный диктант,
графический диктант,
самостоятельная работа
У. с.10-11
86. 4. Упражнение в распознавании падежа имён существительных. словарный диктант,
самостоятельная работа
У. с.12
87. 5. Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.13-15
88. 6. Три склонения имён существительных. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.16-21
89. 7. Обучающее изложение по коллективно составленному плану «Своими руками». самостоятельная работа
90. 8. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. графический диктант,
самостоятельная работа
У. с.22-23
91. 9. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. выборочный диктант,
самостоятельная работа
У. с.24-27
92. 10. Контрольное списывание № 2. самостоятельная работа
93. 11. Работа над ошибками. Перенос слов. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.28-29
94. 12. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. индивидуальная работа,
работа в парах,
графический диктант
У. с.30-31
95. 13. Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. словарный диктант,
самостоятельная работа,
проверочная работа
У. с.31-32
96. 14. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.33-34
97. 15. Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.35-36
98. 16. Обучающее изложение повествовательного текста «Аистята». самостоятельная работа
99. 17. Работа над ошибками. Безударные гласные. Падежные окончания имён существительных в единственном числе. выборочный диктант,
работа в парах,
тест
У. с.37-40
100. 18. Склонение имён существительных во множественном числе. индивидуальная работа,
работа в группах,
самостоятельная работа
У. с.41-42
101. 19. Склонение имён существительных во множественном числе. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.43-44
102. 20. Склонение имён существительных во множественном числе. словарный диктант,
индивидуальная работа,
работа в парах
У. с.45-46
103. 21. Контрольная работа № 3. Тема: «Имя существительное». самостоятельная работа
104. 22. Работа над ошибками. Разделительные твердый и мягкий знаки. Обобщение знаний по теме «Имя существительное». индивидуальная работа,
проверочная работа
У. с.47-48
Имя прилагательное – 13 ч
105. 1. Активизация знаний по теме «Имя прилагательное». - научатся определять имена прилагательные в письменной и устной речи;
- определять род, число, падеж и правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множественном числе;
- образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов;
- выполнять разбор имени прилагательного как части речи Познавательные:
- смысловое чтение как осмысление цели чтения;
- оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных задач;
- включение творческих способностей в решение учебных задач;
- применение правил правописания;
- выполнение логических операций анализа и синтеза;
- сопоставление имеющихся с требуемыми для выполнения поставленной учебной задачи;
- умение в тексте находить места, где легко сделать ошибку;
- умение при необходимости пользовать справочной литературой;
- умение применять полученные знания при составлении письменного пересказа;
- отнесение объектов к известным понятиям;
- построение логической цепи рассуждений;
- соблюдение нормативных предписаний относительно способов применения средств и очередности выполнения операций при решении поставленной учебной задачи.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- контроль и оценивание собственных учебных действий, внесение соответствующих коррективов в их реализацию;
- владение способами самоконтроля и самооценки;
- соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание.
Коммуникативные:
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных задач;
- умение сотрудничать с другими учащимися при решении поставленной задачи;
- выбор средств для успешного решения коммуникативной задачи
- признание права каждого человека на собственное мнение
- умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- владение письменной речью как видом речевой деятельности.
Личностные:
- осознание российской гражданской идентичности (чувство патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности);
- владение основами экологической культуры;
- знание языка, культуры своего народа;
- ответственное отношение к учению. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному.
Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.
Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов.
Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж.
Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.
индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.49-50
106. 2. Безударные окончания имён прилагательных. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.51-52
107. 3. Безударные окончания имён прилагательных. работа в группах,
работа в парах,
выборочный диктант
У. с.53-54
108. 4. Обучающее изложение с элементами описания «Бурундук». самостоятельная работа
109. 5. Работа над ошибками. Безударные гласные, перенос слов. Склонение имён прилагательных. индивидуальная работа,
работа в парах,
выборочный диктант
У. с.55-58
110. 6. Склонение имён прилагательных. самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.59
111. 7. Склонение имён прилагательных во множественном числе. самостоятельная работа,
тест
У. с.60-61
112. 8. Склонение имён прилагательных во множественном числе. самостоятельная работа,
выборочный диктант
У. с.62-63
113. 9. Склонение имён прилагательных во множественном числе. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.64-65
114. 10. Разбор имени прилагательного как части речи. индивидуальная работа,
предупредительный диктант
У. с.66-67
115. 11. Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.68-69
116. 12. Контрольная
работа № 4. Тема: «Имя прилагательное». самостоятельная работа
117. 13. Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корне слова. Имя прилагательное. индивидуальная работа
Местоимение – 7 ч
118. 1. Местоимение как часть речи. - научатся осознанно употреблять местоимения в речи, в частности заменять имена существительные личными местоимениями;
- раздельно писать местоимения с предлогами;
- определять число, лицо и падеж личных местоимений;
- склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе
Познавательные:
- отнесение объектов к известным понятиям;
- построение логической цепи рассуждений;
- умение пользоваться справочной литературой;
- выполнение универсальных логических операций анализа и синтеза;
- умение проводить анализ и устанавливать языковые явления с помощью схем;
- умение применять правила правописания.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- владение способами самоконтроля и самооценки;
- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
- умение самостоятельно принимать решения;
- контроль и оценивание собственных учебных действий.
Коммуникативные:
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- умение работать в группах и парах;
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- понимание возможности существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
- использование речевых средств для аргументации своей позиции;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владение письменной речью как видом речевой деятельности.
Личностные:
- ответственное отношение к учению;
- осознание важности учения и познания нового;
- владение основами экологической культуры. Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений.
Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.
самостоятельная работа,
графический диктант
У. с.70-72
119. 2. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа,
тест
У. с.73-74
120. 3. Склонение личных местоимений 3-го лица. самостоятельная работа,
выборочный диктант
У. с.75-76
121. 4. Изменение личных местоимений по падежам. индивидуальная работа,
работа в парах,
выборочный диктант
У. с.77
122. 5. Итоговая контрольная работа № 3. самостоятельная работа
123. 6. Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
124. 7. Обобщение знаний по теме «Местоимение». работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.78
Глагол – 22 ч
125. 1. Роль глаголов в языке. Прошедшее время глагола. - находить начальную форму глагола;
- личные окончания глаголов I и II спряжений;
- способы определения спряжения глаголов;
- глаголы – исключения;
- определять написание
–тся и –ться с помощью вопроса к глаголу;
- научатся точно употреблять глаголы в прямом и переносном значении в речи;
- распознавать лицо глаголов и правильно писать личные окончания настоящего и будущего времени;
- выполнять разбор глагола как части речи
Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- анализ объектов с целью выделения общих признаков;
- умение выделять существенные признаки орфограмм;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- умение при необходимости пользовать справочной литературой;
- общее речевое развитие;
- умение перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- умение выполнять логические сравнения, сопоставления;
- умение выделять орфограмму;
- выдвижение гипотез и их аргументирование;
- отнесение объектов к известным понятиям;
- умение использовать правила в предметно-практической деятельности.
Регулятивные:
- соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;
- адекватное восприятие корректирующих указаний;
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- владение способами самоконтроля и самооценки;
- умение самостоятельно принимать решение;
- контроль и оценивание собственных учебных действий, внесение соответствующих коррективов в их реализацию;
- предвосхищение результата учебной деятельности.
Коммуникативные:
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение выражать свои чувства, мысли в форме устных и письменных речевых высказываний;
- умение сотрудничать с другими учащимися при решении поставленной задачи;
- оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных задач;
- адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
- личностная рефлексия;
- способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе;
- бережное отношение к языку;
- осознание своей этнической принадлежности, знание языка своего народа;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
- способность к мобилизации сил и энергии.
Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.
Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола.
индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.79-83
126. 2. Обучающее сочинение по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели». самостоятельная работа
127. 3. Работа над ошибками. Удвоенные согласные, перенос слов. Неопределённая форма глагола. индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.84-85
128. 4. Неопределённая форма глагола. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.86
129. 5. Спряжение глаголов в настоящем времени. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов.
Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа.
Различать способы определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями.
Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.
индивидуальная работа,
работа в парах
У. с.87-88
130. 6. Спряжение глаголов в будущем времени. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.89-90
131. 7. 2-ое лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
выборочный диктант
У. с.91-92
132. 8. I и II спряжения глаголов. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.93-94
133. 9. Способы определения спряжения глаголов. выборочный диктант,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.95-96
134. 10. Обучающее сочинение из личного опыта и по наблюдениям «Моя семья». самостоятельная работа
135. 11. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Парные гласные.
Способы определения спряжения глаголов. индивидуальная работа,
выборочный диктант
У. с.97
136. 12. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.98-99
137. 13. Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
графический диктант
У. с.100-102
138. 14. Правописание глаголов на - тся и
- ться. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
выборочный диктант
У. с.103
139. 15. Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану «Тополя». самостоятельная работа
140. 16. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Безударные гласные.
Правописание глаголов на - тся и
- ться. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
выборочный диктант
У. с.104
141. 17. Глаголы - исключения. Применять различные мнемонические приемы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов-исключений. работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.105-106
142. 18. Правописание безударных окончаний глаголов. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.107
143. 19. Разбор глагола как части речи. Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.
индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
тест
У. с.108
144. 20. Разбор глагола как части речи. работа в группах,
тест
145. 21. Контрольная
работа № 5. Тема: «Глагол». самостоятельная работа
146. 22. Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами.
Обобщение знаний по теме «Глагол». индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.109
Имя числительное – 4 ч
147. 1. Имя числительное. - рассмотрят общее значение имен числительных;
- научатся по вопросам сколько ? и который? различать количественные и порядковые имена числительные;
- разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные;
- осознанно употреблять числительные в речи, правильно сочетать их с именами существительными (простейшие случаи) Познавательные:
- умение выделять орфограмму;
- выдвижение гипотез и их аргументирование;
- умение выполнять логические сравнения, сопоставления.
Регулятивные:
- соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание;
- адекватное восприятие корректирующих указаний;
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- владение способами самоконтроля и самооценки.
Коммуникативные:
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- умение сотрудничать с другими учащимися при решении поставленной задачи;
- адекватное использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
- умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные:
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
- личностная рефлексия;
- способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе;
- способность к мобилизации сил и энергии. Объяснять различие функций имён числительных разных разрядов.
индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
У. с.110-111
148. 2. Имя числительное. работа в парах,
выборочный диктант
У. с.112
149. 3. Обучающее краткое изложение по коллективно составленному плану «Ростовская земля». самостоятельная работа
150. 4. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Безударные гласные.
Имя числительное. самостоятельная работа,
работа в парах,
тест
У. с.113
Наречие – 5 ч
151. 1. Наречие. - получат общее представление о наречии как неизменяемой части речи, отличительных признаках наречия от других частей речи;
- научатся находить наречия в речи по вопросам как? где? когда? куда? откуда?
- распространять предложения наречиями Познавательные:
- умение выделять орфограмму;
- умение выполнять логические сравнения, анализа, синтеза;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- отнесение объектов к известным понятиям;
- умение использовать правила в предметно-практической деятельности.
Регулятивные:
- определение цели учебной деятельностью с помощью учителя;
- владение способами самоконтроля и самооценки;
- определение правильности системы учебных действий;
- предвосхищение результата учебной деятельности.
- адекватное восприятие корректирующих указаний.
Коммуникативные:
- выбор средств для успешного решения коммуникативной задачи;
- умение сотрудничать с другими учащимися при решении поставленной задачи;
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Личностные:
- ответственное отношение к учению;
- личностная рефлексия;
- способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе;
- способность к мобилизации сил и энергии.
Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость).
Распространять предложения наречиями.
индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.114
152. 2. Наречие. самостоятельная работа
У. с.115
153. 3. Наречие. самостоятельная работа,
тест
У. с.116
154. 4. Контрольная
работа № 5. Тема: «Имя числительное, наречие». самостоятельная работа
155. 5. Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами.
индивидуальная работа
РАЗДЕЛ 5 «Повторение» – 15 ч
156. 1. Повторение. Слово. - обобщат и систематизируют полученные знания;
- научатся применять полученные знания;
- определять границы понятия «усвоил – не усвоил» Познавательные:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;
- построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- свободная ориентация в текстах художественного стиля и их восприятие;
- умение выделять орфограмму;
- умение адекватно, подробно передавать содержание текста;
- применять полученные знания при составлении письменного пересказа;
- построение логической цепи рассуждений, доказательств;
- отнесение объектов к известным понятиям;
- умение применять поученные знания при составлении письменного пересказа;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выполнение заданий по аналогии.
Регулятивные:
- определение правильности системы учебных действий;
- владение способами самоконтроля и самооценки;
- работа по плану и при необходимости исправление ошибок с помощью учителя
- умение самостоятельно принимать решения;
- предвосхищение результата учебной деятельности;
- соотнесение результата своей деятельности с целью и его оценивание.
Коммуникативные:
- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий;
- умение аргументировать свою точку зрения;
- владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей;
- владение письменной речью как видом речевой деятельности.
Личностные:
- осознание своей этнической принадлежности, знание языка своего народа;
- владение основами экологической культуры;
- усвоение гуманистических, общечеловеческих ценностей;
- способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе;
- способность к мобилизации сил и энергии;
- понимание основ нравственных чувств и нравственного поведения. Оценивать свои успехи в учебной деятельности.
Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.
Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.
Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий.
индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
распределительный диктант
У. с.117-118
157. 2. Повторение. Слово. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.119-120
158. 3. Сочинение с элементами рассуждения «Мой любимый герой». самостоятельная работа
159. 4. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Безударные гласные и парные согласные.
Повторение. Части речи. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.121
160. 5. Повторение. Части речи. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.122
161. 6. Повторение. Части речи. выборочный диктант,
самостоятельная работа,
тест
У. с.123
162. 7. Итоговая контрольная работа № 4. самостоятельная работа
163. 8. Работа над ошибками. Слова с непроверяемыми и проверяемыми орфограммами. индивидуальная работа,
самостоятельная работа,
выборочное списывание
164. 9. Повторение. Части речи. индивидуальная работа,
самостоятельная работа
У. с.124-125
165. 10. Повторение. Части речи. самостоятельная работа,
работа в парах
У. с.126
166. 11. Повторение. Правила правописания. индивидуальная работа,
работа в парах
У. с.127
167. 12. Контрольное изложение по В.Осеевой «Кто хозяин?» № 2. самостоятельная работа
168. 13. Работа над ошибками. Развитие связной речи. Безударные гласные и парные согласные. фронтальная работа,
работа в группе,
самостоятельная работа
169. 14. Повторение. Правила правописания. индивидуальная работа,
работа в парах,
самостоятельная работа
170. 15. Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». работа в группе