Разработка рабочей программы по русскому языку в 1 классе УМК Перспектива
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Костенеевская средняя общеобразовательная школа» Елабужского муниципального района Республики Татарстан
« Рассмотрено» «Согласовано» « Утверждаю»
РуководительШ МО Заместитель директора Директор МБОУ
_____/_Тарабукина М.П поУВР МБОУ « Костенеевская средняя « Костенеевская средняя школа»
Протокол № от школа»
« » 2015г ________/ Вегера В.Н _________/Акаев П. Н.
« » 2015г Приказ №_ от
« » 2015год
Рабочая программа
по литературному чтению для 1 класса
Бузвой Галины Николаевны, учителя начальных классов
первой квалификационной категории.
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2015 г.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса составлена на основе Федерального Закона об образовании от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Татарстан «Об образовании» №68-ЗРТ от 22.07.2013 и в соответствии ФГОС НОО, на основе Примерной программы по литературному чтению начального общего образования, базисного учебного плана МБОУ «Костенеевская средняя школа» ЕМР РТ, федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях и авторской программы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская «Литературное чтение. 1 класс» . Москва «Просвещение» 2011 год.
Данная программа ориентирована на использование учебников : Л.Ф.Климанова, С.Г.Матвеева «Азбука» Москва «Просвещение» 2015г, прописи, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская в двух частях, «Литературное чтение. 1 класс» . Москва «Просвещение» 2011 год.
Цели обучения литературному чтению • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской
деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром
художественной литературы;
•обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, ,сознание, волю.
Основные задачи:— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
— обеспечивать развитие речи школьников и формировать «читательскую самостоятельность».
— работать с различными типами текстов;
— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися УУД на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ «Костенеевской средней общеобразовательной школы» ЕМР РТ. Она включает все темы, предусмотренные ФГОС основного общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий ).
Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Литературное чтение». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.
Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Виды речевой деятельности. Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчетливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа курса данного предмета рассчитана на 66 часов (из расчёта 2 часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание тем учебного курса
1.Обучение грамоте. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. «Давайте знакомиться!» «Мы — хорошие друзья». 10 Введение понятия «общение
«Общение без слов». «Жест и его значение, «Мы пришли в театр». «Кто разговаривает в сказках?». Мимика и её роль в общении. «Как найти дорогу». Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков).«Знаки на дорогах». «Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Вн.чт. «Произведения Н.Носова».
«Загадочное письмо». «Письмо в рисунках». «Слушаем звуки речи». «Различение звуков речи». Звуки гласные и согласные. «Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. «Ударение в слове». Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. записи слова «торт»
2. Чтение. Чтение вслух. 8
Постепенный переход от слогового к плав ному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
3. Работа с разными видами текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Элементы книги: содержание или оглавление.
Говорение (культура речевого общения)2часа
Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Тематическое планирование учебного материала
№ Тема Количество часов.
1 Обучение грамоте 46
2 Чтение. Чтение вслух. 10
3 Работа с разными видами текста. 8
4 Библиографическая культура 2
Итого 66
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению.
№ Тема урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты освоения материала Дата проведения
Предметные метапредметные Личностные план. факт.
К-коммуникативные
Р-регулятивные
П-познавательные Мир общения. Давайте знакомиться. (10ч)
1 «Давайте знакомиться!» «Мы — хорошие друзья». Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.
Знать правила гигиены чтения. Знать основные различия букв и звуков русского языка. Уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.
Осознание процесса, форм и способов общения Осмысление процесса, форм и способов общения. Осмысление общения как способа получения и передачи информации. Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Освоение способов общения.
Осознание восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения. 02.09 2 «Общение без слов». «Жест и его значение». Культура общения. Слова-названия конкретных предметов и слова обобщающего характера (юла — игрушка). 04.09 3 «Мы пришли в театр». «Кто разговаривает в сказках?». Мимика и её роль в общении. Устные рассказы по мотивам известных сказок. Наблюдение над жестами и мимикой героев сказок. Словесное рисование.
Вн.чт. «Авторские сказки». 09.09 4 Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения «Как найти дорогу». Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков). Знать основные различия букв и звуков русского языка. Уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове. Осознание процесса, форм и способов общения Формирование конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством общения. Освоение способов общения. Осознание восприятия человека человеком (в частности, осознание себя и окружающих) в процессе вербального и невербального общения. 11.09 5 Различение звука и буквы: буква как знак звука. «Знаки на дорогах». Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (звучание и значение). Классификация слов по цвету, форме, принадлежности.
Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).
Индивидуальная работа: обведение знаков, придумывание новых знаков.
Самостоятельная работа: письмо элементов письменных букв
Выполнение звукового анализа слов, заполнение схемы. Чтение слов по следам анализа.
Упражнения в написании письменных элементов строчных и заглавных букв
Регулятивные: контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.
проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со взрослыми, сверстниками 16.09 6 Различение звука и буквы: буква как знак звука. «Путешествие по цветочному городу». Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков.
Вн.чт. «Произведения Н.Носова». 18.09 7 Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
«Загадочное письмо». «Письмо в рисунках». Закрепление представлений о слове. Составление из слов предложений, их запись с помощью рисунков (пиктограмм). Различать букв и звуков русского языка. Уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове. 23.09 8 «Слушаем звуки речи». «Различение звуков речи». Звуки гласные и согласные. Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных [ ] и согласных [ ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове. Знать основные различия букв и звуков русского языка. Уметь вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность. Уметь делить слова на слоги, ставить ударение в словах. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове.
25.09 9 Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
«Звучание слова и его значение». Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов. Познакомятся с ударением в слове, его значением. Научатся определять место ударения в слове, правильно
произносить слово, ставить в нём ударение, писать элементы письменных букв, проводить звуковой анализ слов, заполнять схемы, читать по следам анализа
Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 30.09 10 Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. «Ударение в слове». Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение. «Чтение» акрофонической записи слова «торт». 02.10 Пропись №2. «Мой алфавит». 11 «Страна АБВГДейка». Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам.
Вн.чт. К.Чуковский. «Айболит». Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове.
Осмысление понятий: «слово», «знак», «знак-символ». Осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости). Использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.
Освоение способов использования знаков. Осознание важности использования знаков-символов при взаимодействии с окружающим миром. 07.10 12 Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний». Коллективная игра «Загадки слов». Заполнение звуковых схем. Анализ графической формы букв у, У, сравнение. Печатание букв на основе образца Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 09.10 13 Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Научатся выделять звук [и] в речи, различать звук и букву, обозначать эти звуки буквами Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: формирование логических действий: анализа, сравнения; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания.
используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 14.10 14 Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Звуки [м] — [м`]. Буква М. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.
Вн.чт. «Стихи А.Барто». Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове. читать по схемам, отгадывать ребусы, анализировать, 16.10 15 Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Звуки [с] — [с`], буква Сс. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух у детей и умение слышать последовательность звуков в слове.
Научатся выделять звуки, обозначать
звуки буквами, проводить звуковой анализ слов, Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания.
проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 21.10 16 Плавное слоговое чтение.
Звуки [н] — [н`], буква Н. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами». Научатся выделять звуки, обозначать звуки буквами, проводить звуковой анализ Регулятивные: формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 23.10 17 Плавное слоговое чтение.
Звуки [л] — [л`], буква Л. Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений. Научатся выделять звуки, обозначать звуки буквами, проводить звуковой анализ слов используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 28.10 18 Плавное слоговое чтение.
Звуки [т] — [т`], буква Тт. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов.
Вн.чт. «Произведения о животных». Научатся выделять звуки, обозначать звуки буквами, проводить звуковой анализ слов 30.10 19 Плавное слоговое чтение Звуки [к] — [к`], буква Кк.. Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове. Научатся проводить звуковой анализ слов 11.11 20 Плавное слоговое чтение .Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв. Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы р, Р, в, В,п,П читать и записывать слоги, слова и предложения с изученными буквами проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 13.11 21 Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Звуки [п] — [п`], буква Пп. 18.11 22 Плавное слоговое чтение.
Звуки [г] — [г`], буква Г. Чтение текстов слогами и словами.
Вн.чт. «Скороговорки». объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, отличать имена собственные Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: формирование логических действий: анализа, сравнения; установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв.
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.
используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 20.11 23 Плавное слоговое чтение.
Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных. Чтение текста. Пересказ. Знать согласные и гласные звуки и буквы. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове. проводить звуковой анализ слов, читать и записывать слова и предложения с данными буквами, объяснять лексическое значение слова, выделять ударный слог, читать тексты, выделять имена собст-
венные проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 25.11 24 Буквы Е, Ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се. 27.11 25 Звуки [б] — [б`], буква Бб. Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п].
Вн.чт. А.Толстой. «Буратино». Плавное слоговое чтение. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать и записывать слова и предложения, объяснять Регулятивные: контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: формирование логических действий: анализа, сравнения; рефлексия спосо бов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 02.12 26 Плавное слоговое чтение.
Звуки [з] — [з`], буква Зз. Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] — [с]. Чтение слов и предложений. 04.12 27 Повторение изученного. Деление слов на слоги. Ударение. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения. Освоение понятия «слог», способом его образования, способом деления слов на слоги и постановки ударения. Регулятивные:
Осмысление слоговой структуры слова.
Познавательные: Использование интонации для постановки смыслового ударения во фразе. Коммуникативные: Освоение способов деления слов на слоги и способов постановки ударения.
Осознание значимости правильного произношения слов.
09.12 28 Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т].
Вн.чт. «Русские народные сказки». Знать согласные и гласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений. проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 11.12 29 Звук [ж], буква Ж. Закрепление изученных букв. Чтение предложений. 16.12 30 Буква Я в начале слова и после гласных. Чтение и пересказ текста. Разыгрывание диалогов. Знать йотированные гласные, обозначающие два звука, согласные и гласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, списывать Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, осуществлять самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений.
Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать собственное мнение. Обладают мотивационно-основоучебнодеятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 18.12 31 Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного. Упражнение в чтении слогов ра-ря, на-ня и др.
Вн.чт. «Произведения Л.Толстого». 23.12 32 Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Игра в слова. Повторение изученных букв. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Уметь составлять по картинке и серии картинок текст. Развивать речевые высказывания детей на уроке, прививать привычку следить за своей речью, наблюдательность. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, списывать Регулятивные: контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные: усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 25.12 33 Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Звуки [х] — [х`], буква Хх. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений. Знать согласные и гласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Регулятивные: формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: формирование логических
действий: анализа, сравнения; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, проявлять согласованность усилий по достижению общей цели, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 13.01 34 Мягкий знак — показатель мягкости согласных. Чтение слов с «ь». Чтение в парах. Знать согласные и гласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, списывать, работать в парах выделять ударный слог, читать тексты, озаглавливать текст, списывать, работать в парах обладают мотивационной основой учебной деятельности 15.01 35 Звук[й], буква Йй. Чтение слов с новой буквой. Выразительное чтение текста.
Вн.чт. К.Чуковский «Мойдодыр». 20.01 36 Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Повторение изученных букв. Знать алфавит: правильное название букв, знание их последовательности.
Повторять изученные буквы.
Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, списывать Регулятивные: контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные: усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками. Осознание значимости правильного произношения слов.
22.01 37 Буква Ю в начале слова и после гласных. Чтение слов и предложений. Знать йотированные гласные, обозначающие два звука, согласные и гласные звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные. Знать способы обозначения твёрдости и мягкости согласных. Уметь читать слоги и слова с изученными буквами. Уметь читать отдельные слова как орфографические, так и орфоэпические. Уметь пересказывать сказку или небольшой рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста. Уметь отвечать на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Научатся проводить звуковой анализ слов читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу; контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные: установление причинно-следственных связей; усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели.
Коммуникативные: уметь строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы. проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 27.01 38 Обучение грамоте.
Буква Ю после согласных. Чтение слов: лук — люк, круг — крюк. 29.01 39 Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Узелки на память. Выбери песенку. Чтение текста целыми словами без пропусков и искажений.
Вн.чт. «Устное народное творчество». Знать буквы и звуки русского языка. Знать фамилии изученных писателей и поэтов. Уметь устно составить 3-5 предложений на определённую тему. Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль и выражать её своими словами. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове.
Научатся проводить звуковой анализ слов, писать буквы, читать и объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, озаглавливать текст, списывать, работать в парах Регулятивные: осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, обосно вывать и доказывать собственное мнение. проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству; 03.02 40 Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.Детям на потеху. Выразительное чтение диалогов. 05.02 41 Звук [ш], буква Шш. Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений. Знать буквы Шш и звуки русского языка, которые они обозначают. Знать фамилии изученных писателей и поэтов. Уметь устно составить 3-5 предложений на определённую тему. Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль и выражать её своими словами. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове.
Научатся проводить звуковой анализ слов, читать и записывать слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, озаглавливать текст, работать в парах. Регулятивные: формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: усвоение правил строения слова и предложения, графических форм букв; развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.
Проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству 10.02 42 Звук [ч`], буква Чч. Чтение слов и предложений. С новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами. Знать буквы которые обозначают всегда мягкий согласный звук. Знать фамилии изученных писателей и поэтов. Уметь устно составить 3-5 предложений на определённую тему. Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль и выражать её своими словами. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове.
12.02 43 Звук [щ`]. Буква Щщ. Упражнение в темповом чтении слов и предложений. Культура общения.
Вн.чт. «Стихи С.Михалкова». 24.02 44 Звук [ц], буква Цц. Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог. 26.02 45 Сравнение звуков [в] — [ф]. Упражнения по «Читалочке». Знать буквы и звуки русского языка. Знать фамилии изученных писателей и поэтов. Уметь устно составить 3-5 предложений на определённую тему. Понимать содержание прочитанного произведения, определять главную мысль и выражать её своими словами. Развивать фонематический слух и умение слышать последовательность звуков в слове.
02.03 46 Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Разделительные ь и ъ. Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др. Повторение. Чтение текстов. Работа в паре: «Моя первая энциклопедия».
Вн.чт. «Моя первая энциклопедия». Научатся проводить звуковой анализ слов, читать и слова и предложения, объяснять лексическое значение слов, выделять ударный слог, читать тексты, озаглавливать текст. Регулятивные: контролировать свою деятельность; адекватно понимать оценку взрослого и сверстников; формировать целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
Познавательные: развитие знаково-символических действий: моделирования и преобразования модели; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно-соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей, Используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 04.03 Тематическое планирование по литературному чтению (продолжение)
№ Тема урока Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты Дата проведения
Предметные Метопредметные Личностные план. факт
«Люблю всё живое»
Многие виды животных, растений погибают от равнодушного отношения людей.
Они занесены в красную книгу.5ч.
1. Постепенный переход от слогового к плав ному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.
С.Маршак. «Новому читателю». (В.Лунин «Никого не обижай», Благинина, Токмакова) Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Узнать книги и стихи С.Я. Маршака. Научиться читать стихи Маршака, разыгрывать сказку. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; со вершенствование уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
09.03 2 Постепенный переход от слогового к плав ному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.
Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.
«Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами).Токмакова, Бианки, Пивоварова, Михалков.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Узнать избранные произведения Михалкова. Научиться выделять главную мысль произведения, анализировать поступки героев. Осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
11.03 3.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…».
2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина.
1. «Наш театр». Сказка К.Чуковского «Айболит». (Слова автора и действующих лиц.)
2.Вн.чт. Книги К.Чуковского. . Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Научиться читать на диапазоне всех изученных букв. Узнать творчество русского поэта А.С. Пушкина. Регулятивные -планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.
Познавательные - ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные - вести устный диалог. осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
16.03 «Радуга-дуга»
Произведения малых фольклорных жанров: песенки, пословицы, загадки, считалочки.
2ч.
4. Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту).
1.Диалог Ани и Вани.
2. Загадки. Пословицы, п Песенки народов разных стран.
2. «Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.)
3.Считалочки.оговорки. Называть элементы книги ( обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?»..
Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Научиться отличать
Малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки.
Без пословицы речь не молвится.
«Секрет» загадок
Песенки русского народа, народов России (удмуртская народная песенка «Дождик»), народов разных стран.
Песенки-потешки.
Считалки.
Способ чтения: чтение целыми словами
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение принципом разгадывания загадок; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем соблюдают правила культуры речевого общения; оценивают эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия пословиц
18.03 5. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав.
2. Самостоятельное чтение. «Рифма Матушки Гусыни» - сборник английских народных песенок и шуток.
3. «Наш театр». «Перчатки». Английская народная песенка. Называть элементы книги ( обложка, иллюстрации, фамилия автора, название произведения). Участвовать в обсуждении проблемной ситуации «Как бы жили мы без книг?». Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Научиться читать на диапазоне всех изученных букв.
Книги-сборники народных загадок, пословиц, поговорок.
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение техникой чтения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем
воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем. осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
30.03 «Здравствуй, сказка!»
Сказка, сказка о животных, сказочный герой, персонажи.4ч.
6 Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
1. Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку».
2. Г.Юдин. «Почему «А» первая». Буквы как сказочные герои.
3. «Читалочка-обучалочка». Самостоятельное чтение. И.Гамазкова. «Живая азбука».
4. Т.Коти. «Катя и ... «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк».
Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору).
Вн.чт. Народные сказки.
2. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям.
3. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят». Сравнение содержания народной сказки и сказки С.Маршака». Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведениях С.Маршака.
Научиться отличать:
Народные и литературные сказки.
Художественные и научно-познавательные произведения.
«Лиса и заяц», «Лисица»
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адек-
ватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
01.04 7. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
1. «Лиса, заяц и петух». Русская народная сказка.
2. Л.Пантелеев. «Две 1. «Шутки-минутки».
2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок.
3. Семейное чтение. Татарская народная сказка «Три дочери».
4. Сравнение сказок: «Два лентяя» и «Заяц и черепаха».
5. Пословицы. (Лень – трудолюбие, честность – обман, доброта – злость, внимание к людям.)лягушки». Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в русских народных сказках. 06.04 8.
9. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
1.»Маленькие и большие секреты страны Литературии». Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). Фамилия и имя автора-создателя сказки.
2. «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.) Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в русских народных сказках. Научиться выделять:
Нравственно-этические понятия (дружба, друзья, обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность).
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе, стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника
08.04
13.04 10. Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту)..
1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.
2. В.Лунин. «Никого не обижай».
3. Е.Благинина. «Котёнок».
И.Токмакова. «Лягушки».
(Звукоподражательные слова.) Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. (представлять) устно картины, изображённые в произведениях Е.Благининой и И.Токмаковой. 15.04 11. 1. И.Токмакова. «Разговор синицы и дятла».
В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.)
2. «Читалочка-обучалочка».
Вн.чт. Произведения В.Бианки. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. (представлять) устно картины, изображённые в произведениях В.Бианки и И.Токмаковой. Узнать особенности произведений В.В. Бианки. Научиться читать рассказы Бианки, И.Токмаковой. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища; контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; проявляют положительное отношение к домашним животным; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со сверстниками; обладают мотивационной основой учебной деятельности
20.04 12
13. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
1. И.Пивоварова. «Всех угостила».
2. С.Михалков. «Зяблик». (Проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших ме1. Н.Сладков. «Без слов».
2. «Шутки – минутки».) Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. (представлять) устно картины, изображённые в произведениях И.Пивоваровой, С.Михалкова и Н.Сладкова.. 22.04
27.04 14. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».
Произведения о животных.
«Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».
С.Маршак. «В зоопарке».
Б.Житков. «Вечер» (по выбору).
2. «Шутки – минутки».
Ю.Тувим. Стихотворения о животных. Загадки о животных.
Развивать осознанность и выразительность чтения вслух на материале небольших текстов и стихотворений.
Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. (представлять) устно картины, изображённые в произведениях Л.Толстого, С.Маршака, Б.Житкова и Ю.Тувима. Узнать творчество Л.Н. Толстого, его рассказы. Научиться читать короткие рассказы. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; овладение приемами понимания прочитанного.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем проявляют положительное отношение к домашним животным; проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству со сверстниками; обладают мотивационной основой учебной деятельности
29.04 «Хорошие соседи, счастливые друзья»
Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; понятие дружбы, взаимопомощи, заботы и поддержки.
3ч.
15. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
1. С.Михалков. «Песенка друзей».
2. Песня из кинофильма «По секрету всему свету» «Когда мои друзья со мной».
3. Пословицы.
4. А.Барто. «Сонечка». Развивать осознанность и выразительность чтения вслух на материале небольших текстов и стихотворений.
Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. (представлять) устно картины, изображённые в произведенияхС.Михалкова и А.Барто. Узнать избранные произведения Михалкова. Научиться выделять главную мысль произведения, анализировать поступки героев. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной за даче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать
со сверстниками. осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
04.05 16
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
1.Е.Пермяк. «Самое страшное».
(Понятия «доброта», «сила», «обида».)
2.Чтение по выбору. В.Осеева. «Хорошее».
Э.Шим. «Брат и младшая сестра».
3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору.
Вн.чт. Произведения о дружбе. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл.
Обсуждать иллюстрации книги. 06.05 17. Выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно познавательному, художественному тексту).
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина.
2. «Наш театр». М.Пляцковский. «Солнышко на память».
3. Комбинированное чтение стихотворения Ю.Мориц «Это – да! . «Маленькие и большие секреты страны Литературии». Сопоставление: рассказ – сказка.
2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.)Это – нет!».
Комплексная проверочная работа. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: книга, читатель, писатель. Сравнивать слова с противоположным значением: трудолюбие- леность, честность – ложь, доброта – злость, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.
Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Научиться выделять главную мысль произведения, анализировать поступки героев. Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. оОознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
11.05 «Край родной, навек любимый»
Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: весна, лето, осень, зима; стихи, рифма.3ч.
18
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
1. П.Воронько. «Лучше нет родного края»
2. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март». Красота русского края.
3. Чтение стихов по выбору.
С.Есенин. «Черёмуха».
С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».
И.Суриков. «Лето».
Н.Греков. «Летом».
4. «Читалочка-обучалочка».
Вн.чт. Стихи русских поэтов. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Придумывать свои записи с помощью различных рисунков. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Научиться учить стихотворения и выразительно читать:
П. Воронько «Лучше нет родного края».
Столица.
А. Плещеев «Весна».
Города России.
С. Есенин «Чере муха»; стихотворения
С. Дрожжина,
И. Сурикова,
Н. Грекова
Стихотворения А. Пушкина,
А. Плещеева
о зиме. Сравнение.
Пелена.
Текст «Четыре сестры».
Стихотворный
и прозаический тексты Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного; составление устных рассказов; постановка и решение проблем – самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия согласно поставленной задаче; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками.
проявляют положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения
13.05 19. Книга как особый вид искусства. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;
А.Плещеев. «Миновало лето…».
2. И.Суриков. «Зима».
3. «Четыре сестры». Сказка.
4. Сравнение текстов: А.Майков. «Ласточка»; Н.Сладков. «Первая ласточка». Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведениях А.С.Пушкина, А.Майкова,Н.Сладкова и А.Плещеева.
18.05 20 Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…».
2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?».
3. А.Митяев. «За что люблю маму.
4. Семейное чтение. Л.Толстой. «Мальчик и отец».
5. В.Берестов. «Стихи для папы».
6. Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»; К.Ушинский. «Лекарство».
1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».
Произведения о Родине.
2. Самостоятельное чтение.
Е Пермяк. «Первая рыбка». Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Рассказывать о своих любимых книгах (называть автора, название, тему, основные события). Рассказывать о возникновении письменности. Описывать (представлять) устно картины, изображённые в произведениях В.Берестова, К.Ушинского и Л.Толстого.
Научиться учить стихотворения и тексты выразительно читать
Литературные произведения с элементами фантазии
Р.Сеф Совершенно непонятно. В. Маяковский Тучкины штучки. В.Викторов Поэт нашёл в себе слова…Ю.Мориц Сто фантазий. И. Пивоварова Я палочкой волшебной. Г. Цыферов Про меня и про цыплёнка.
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; совершенствование уровня читательской компетентности; овладение приемами понимания прочитанного.
Коммуникативные: уметь: формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать действия; адекватно воспринимать оценку учителя или товарища.
выражают посредством слова отношение к окружающему; обладают мотивационной основой учебной деятельности; используют адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности 20.05 Перечень учебно-методического обеспечения
Учебник: Климанова Л. Р., С.Г.Макеева «Азбука»: 1 класс.в 2 частях - М.: Просвещение, 2011. (Рекомендовано Министерством образования РФ)
Контрольные тексты для проверки техники чтения: 1-4 кл./ Т.В.Игнатьева – Тула: ООО «Издательство «Родничок»»; М.: ООО «Издательство АСТ», 2002:
.Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2001.
Школьный словарик Пословицы, поговорки и крылатые выражения начальная школа / Сост. Н.Ю.Васильева. - М.:ВАКО, 2009
Занимательное азбуковедение: Книга для учителя / сост. В.В.Волина. – М.: Просвещение.
Портреты детских писателей: ХIХ в. «Издательство Гном и Д», 2008.
Портреты детских писателей: ХХ в. «Издательство Гном и Д», 2008.
Сказки «Аленький цветочек», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», на аудиокассетах
Современная мультимедиа – энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006
Сказки Шарля Перро ( Кот в сапогах, Синяя борода, Хрустальный мост,Чубчик Рикки, Сын короля Франции и красавица, Спящая красавица, Красная шапочка, Ослиная шкура, Волшебство, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Зеленая змея) – диск МР3
Сказки (Незнайка путешественник, Приключения Незнайки, Волк и семеро козлят, Волшебное яблоко, Голубой щенок, Зайка и лиска, Лиса и волк, страшный зверь, царевна лягушка и др.) – диск МР3.
Предметные планируемые результаты по литературному чтению
Учащиеся 1 класса научатся Учащиеся 1 класса получат возможность научиться Выпускник научится Выпускник получит возможность научиться
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Слушать сказки, стихотворения, рассказы в исполнении мастеров художественного слова;
Заучивать наизусть небольшие стихотворные произведения;
Обмениваться впечатлениями от прочитанного;
Читать в темпе не менее 30-40 слов в минуту, сознательно и правильно;
Отвечать на вопросы по содержанию текста;
Находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание ребёнка;
Пересказывать знакомые сказки;
Воспроизводить содержание небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
Сосредотачиваться на чтении текста;
Слушать собеседника; громко, чётко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
Делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
Грамматически правильно, эмоционально и содержательно строить высказывания;
Доброжелательно и внимательно относит к собеседнику – сверстнику и взрослому;
Читать слова более сложной слоговой структуры; соотносить содержание произведения;
Понимать значения слов и выражений исходя из контекста. Соблюдать интонацию различных типов предложения;
Наблюдать за языком художественного произведения; доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение. Осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
Осознанно воспринимать
( при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов;
Выявлять их специфику (художественный, научно - популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно - популярному, художественному тексту;
Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос;
Вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета;
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения, работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
Читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
Ориентироваться в построении научно - популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
Использовать простейшие приёмы анализа различных видов текста: устанавливать причинно - следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
Использовать различные формы интерпретации содержания текста: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык;
Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно - популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа ( полного или выборочного);
Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
Ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
Самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой
Воспринимать художественную литературу как вид искусства;
Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
Осознанно выбирать виды чтения
( ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
Определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
Доказывать и подтверждать фактами
( из текста) собственное суждение;
На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи ( повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание- характеристика героя); писать отзыв о прочитанной книге;
Работать с тематическим каталогом;
Работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Воспроизводить диалоговые сцены из прочитанных произведений
Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом;
Сравнивать сказки разных авторов с одним и тем же сюжетом.
Различать сказку, рассказ и стихотворение Придумывать свой вариант развития сюжета сказки;
Передавать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
Сравнивать художественные тексты с произведениями художников и музыкантов. Читать по ролям литературное произведение; использовать различные способы работы с деформированным текстом
( устанавливать причинно- следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);
Создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Творчески пересказывать текст ( от лица героя, от автора), дополнять текст;
Создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
Работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
Способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Знать наизусть 3-4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
Знать автора и заглавие 3-4 прочитанных книг;
Знать имена и фамилии 3-4 писателей, произведения которых читали в классе;
Высказывать собственное мнение о прочитанном, эмоционально откликаться на прочитанное;
Внимательно относиться к авторскому слову в художественном тексте. Наблюдать за языком художественного произведения;
Находить слова, помогающие ярко и точно изображать природу;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы) Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два - три существенных признака;
Отличать прозаический текст от поэтического;
Распознавать особенности построения фольклорных форм ( сказки, загадки, пословицы) Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности ( сравнение, олицетворение, метафора);
Определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста)