Рабочая программа по ИЗО, УМК Школа 2100 (2 класс)
I. Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результатами освоения программы по изобразительному искусству к концу 2 класса.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства;
- видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства и т.д.);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы, участвовать в коллективных работах на эти темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям гравюры;
- построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
- различных приёмов работы акварельными красками;
- работы гуашевыми красками
- углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства: живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись); графика (иллюстрация); народные промыслы (городецкая роспись) - изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея)
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; - самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы; - ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и Античности; - выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов; - реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания;
Оценка достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:
в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности;
в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):
— оценка личностного прогресса в форме портфеля достижений;
— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);
— психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Оценка предметных результатов
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфеля достижений (или другой формы, принятой в образовательном учреждении).
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
Текущая аттестация - устный опрос;
- тесты;
- доклад;
- творческая работа;
- посещение уроков по программам наблюдения;
- диагностическая работа
Итоговая аттестация - творческие задания
Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
В образовательном учреждении проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.
Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме Портфеля достижений. Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Анализ достижений учащихся включает:
— текущую успеваемость обучающихся;
— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;
— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;
— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – Портфеля достижений.
Формами представления образовательных результатов являются:
табель успеваемости по предметам;
тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся;
устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
Портфель достижений (или иная форма);
результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.
Используются следующие формы оценки:
Пятибалльная система – 2-4 классы. Накопительная система оценки – Портфель достижений
II. Содержание учебного предмета
Занятие 1 (1 час). Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 час). Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.
Занятия 3–4 (2 часа). Продолжение изучения техники аппликации на примере работ А. Матисса. Понятие о силуэте. Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Аппликация «Бабочка». Коллективная работа «Цветочный луг».
Занятия 5–6 (2 часа). Музей и картинная галерея. Изучение истории Третьяковской галереи. Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний. Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии.
Занятия 7–9 (3 часа). Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных. Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике. Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова
Занятия 10–11 (2 часа). Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике. Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры. Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).
Занятие 12 (1 час). Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.
Занятия 13–14 (2 часа). Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради. Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Занятия 15–16 (2 часа). Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисование предметов простым карандашом с натуры. Башкирская посуда.
Занятия 17–18 (2 часа). Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного. Выполнение композиции «Мой пушистый друг». Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг»
Занятия 19–21 (3 часа). Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, композиция). Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Башкирский орнамент. Коллективное панно «Лоскутное одеяло».
Занятия 22–23 (2 часа). Народные промыслы России. Городецкая роспись. Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради. Выполнение задания «Расписная тарелка».
Занятия 24–26 (2–3 часа). Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Проекты «Праздничная открытка к 8 марта»
Занятие 27 (1 час). Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Натюрморт.
Занятие 28 (1 час). Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий. Рисуем пейзаж «Моя малая Родина».
Занятия 29–31 (2 часа). Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа. Коллективная работа «Египетские письмена».
Занятия 32–33 (2 часа). Колорит – душа живописи. Бытовая живопись. Юрты башкир.
Занятия 34 (1 час). Коллективная работа «Мой город».
В содержание включён материал, реализующий в образовательном процессе этнокультурные особенности Республики Башкортостан.
III. Тематическое планирование.
№ урока Тема урока Дата проведения Примечания
план факт 1 Инструктаж по ТБ. Виды изобразительной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись,
03.09 2 Рисуем цветными
карандашами.
Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов 10.09 3 Аппликация
«Бабочка» 17.09 4 Аппликация. Коллективное панно «Цветочный луг» 24.09 5 Музей искусств. Третьяковская галерея.
01.10 6 Обрамление картины. Изготовление рамки. 08.10 7 Изучаем работу
мастера.
Иллюстрация.
Композиция иллюстрации.
15.10 8 Иллюстрация.
Эскиз
к композиции. 22.10 9 Иллюстрация.
Развиваем наблюдательность: наброски. 29.10 10 Гравюра. Фактура.
Из истории гравюры. 12.11 11 Гравюра. Фактура.
Из истории гравюры. 19.11 12 Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. 26.11 13 Рисунок. Штриховка. 03.12 14 Рисунок. Штриховка. Элементы башкирского узора. 10.12 15 Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. 17.12 16 Башкирская посуда. 24.12 17 Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. 31.1218 Инструктаж по ТБ. Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца 14.01 19 Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца 21.01 20 Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?
Башкирский орнамент. 28.0104.02 21 Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? 11.02. 22 Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? 18.02 23 Проекты
« Праздничная открытка » 04.03 24 Проекты «Праздничная открытка» к 8 марта 11.03 25 Народные промыслы России. Городецкая роспись. 18.03 26 Народные промыслы России. Городецкая роспись. 25.03 27 Весенние впечатления. Твоя мастерская:
работаем акварелью, рисуем пейзаж. 01.04 28 Весенние впечатления. Твоя мастерская:
работаем акварелью, рисуем пейзаж «Моя малая родина». 08.04 29 Весенние впечатления. Твоя мастерская:
работаем акварелью, рисуем пейзаж. 22.04 30 Колорит – душа живописи. 29.04 31 Бытовая живопись.
Юрта башкир. 06.05 32 Искусство Древнего Египта.
Древнеегипетский рельеф 13.05 33 Искусство Древнего Египта.
Древнеегипетский рельеф 20.05 34 Коллективная работа «Мой город» 27.05