Урок по алгебре и началам анализа на тему Показательные неравенства (10 класс)


Якушина Вера Васильевна,
учитель математики
МКОУ «Заринская СОШ» Омская область
Урок по теме «Показательные неравенства»,
Математика, 10 класс.
Цель: рассмотреть алгоритмы решения различных видов показательных неравенств; развивать у учащихся умение организации ими собственного учебного процесса.
Урок алгебры и начал анализа в 10 классе по теме «Показательные неравенства» разработан в технологии реализации компетентностного подхода в обучении ( технологии дидактических задач). Результат можно сделать гарантированным – при обучении ориентированном на действие. Учащиеся инициируют и организуют процесс своего учения. Действие начинается с информационной фазы, во время которой обучаемый получает задание. Затем планируется ход действий и выбирается одна из возможных альтернатив действия. Наконец, выполняется запланированное действие. Результат действия проверяется и весь цикл рефлексируется.
Ориентирование на действие как основа обучения.
Технология дидактических задач.
Ядром обучения в технологии дидактических задач становится понимание поставленного задания, добывание информации и планирование работы, выполнение деятельности, ее контроля и оценки. Важным является не только самостоятельное планирование учащимися собственной деятельности, проведение и контроля ее выполнения, но и организация ими собственного учебного процесса. Целью заданий не является выполнение работы как таковой. В центре обучения стоит усвоение базы знаний, необходимых для компетентного выполнения деятельности. Действие считается полным тогда, когда тот, кто действует, пройдет все фазы, включая достижение цели, сам.
1.Информация. Занятие начинается с постановки практического задания. Что будет выбрано исходным пунктом задания, зависит от знаний, которые нужно сообщить. Для выполнения задания необходима определенная информация. На начальном этапе педагог может сразу ее предложить.
2.Планирование. Обучаемые на основе изученной информации индивидуально определяют возможные пути решения задачи, выстраивая этапы деятельности.
3.Принятие решения. Определяется оптимальный путь решения задачи. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.
4.Выполнение. За планированием решения задачи следует воплощение запланированного в конкретные действия.
5. Контроль. Устанавливается достигнута ли цель задания.
6. Оценка. Оценке подлежит успешность деятельности: что ей содействовало, что мешало.

Выделяют два варианта технологии – задание и анализ.
Научиться – выполнение работы как таковой.
Познакомиться – вариант технологии (анализ).
Урок алгебры и начал анализа в 10 классе
(технология дидактических задач).
Тема урока: «Показательные неравенства».
Цель: Рассмотреть виды показательных неравенств и алгоритмы их решения.
Развивать у учащихся умение организации ими собственного учебного процесса.

Ход урока.
(на доске плакат – задание: Рассмотреть виды показательных неравенств и алгоритмы их решения).ИНФОРМАЦИЯ.
Устная работа y=ax, где a>0, a≠1График 0<a<1 a>1
D(x) xϵRxϵRE(y) y>0 y>0
Возрастание и убывание
Если x1<x2, то f(x1)>f(x2)
Если x1<x2, то f(x1)<f(x2)
ПЛАНИРОВАНИЕ.
Учитель: Ребята, давайте попробуем определить возможные пути выполнения задания.
Предполагаемые ответы: надо познакомиться с неравенствами; установить закономерность их подбора; проанализировать сходства и различия между ними; определить какие знания помогут нам при выполнении этого задания; нужны ли нам новые знания; рассуждать, анализировать, верить в свои силы.
ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ.
Возврат к пунктам планирования: не надо забывать про алгоритмы решения показательных уравнений ; про свойства возрастания и убывания функции.
ВЫПОЛНЕНИЕ. (самостоятельная работа учащихся в парах или группах).
Решить неравенство:
3x>9
13x-1≤193x2-4≥12x-1+2x+3>1753x+1-53x-3≤62452x+1+4*5x-1>0 (См. учебник, стр.82, задача 4)
25*0.042x>0.2x(3-x)Резерв! 0.330-x>0.3xКОНТРОЛЬ.
Учитель: Настала пора установить, достигнута ли цель? Выполнено задание или нет?
(отчет групп, на доске решают и объясняют решение неравенств)
Решить неравенства:
12x>144x<122236x2+x≤7193x+2+3x-1<283*9x+11*3x<4ОЦЕНКА.
Учитель: Ребята! Оцените выполнение задания! Выскажите мнение о нашем уроке!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель: Закрепить новые знания вам поможет учебник. §13, задачи 1 – 6.