Воспитание национальной идентичности как основы формирования патриотической позиции обучающихся при организации внеклассной работы по истории России ( из опыта работы МОУ СШ № 86 г. Волгограда).

Воспитание национальной идентичности
как основы формирования патриотической позиции обучающихся
при организации внеклассной работы по истории России
( из опыта работы МОУ СШ № 86 г. Волгограда).
В национальной доктрине образования в Российской федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». В концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России образовательных стандартов второго поколения указывается главная особенность нашей страны, которая обозначена в Конституции Российской Федерации: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой». Актуальной проблемой настоящего времени является проблема сохранения гражданского мира и согласия в нашем обществе.
Патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, (как на уроках, так и во внеурочной деятельности) необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Учитель помогает современному школьнику осознать особенности межэтнического мира, признавать и уважать национальные и культурные различия, вести политику толерантности.
Хотелось бы обратить внимание на смысловое значение фундаментальных социальных и педагогических понятий:
- нация – государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих характеристик и общего самосознания; имеет два значения: а) в этнокультурном (национальности и народы), б) в гражданском (многонациональный народ Российской Федерации или «нация наций»)1смыслах.
- формирование национальной идентичности – формирование у личности представления о многонациональном народе России как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
Наша школа, как наше государство – многонациональная. В ней учатся русские и украинцы, армяне и грузины, афганцы и белорусы. И поэтому существует система по воспитанию национальной идентичности как основы формирования патриотической позиции обучающихся при организации внеклассной работы по истории России. Это и беседы, и просмотры фильмов с последующим обсуждением, изучение правовых документов, таких как «Конвенция о правах ребёнка»
___________________________________
1 с.7. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение»,2009.
Бонатова Елена Александровна, учитель истории выбрана на должность Уполномоченного по защите прав и интересов ребёнка, в сферу деятельности которого входит и защита обучающихся от национальной распри. Она утверждает, что за последние три года в школе на было случаев конфликтов обучающихся на национальной почве.
Для сплочения детей разных национальностей проводятся различные мероприятия. В декабре 2014г. состоялся брейн-ринг «Мы дети твои, Россия», который подготовили Малецкая Наталья Викторовна и Бонатова Елена Александровна для обучающихся классов основной школы. Целью этого мероприятия была правовая просвещенность обучающихся (работа с Конвенцией о защите прав ребёнка в тех статьях, которые посвящены вопросам национальной идентичности).
Понятие «национальная идентичность» было представлено на метапредметном уровне через правовой аспект, обществоведческий, исторический, культурный и даже спортивный.
На соревновательной ноте происходило интересное знакомство обучающихся с национальными культурами, с национальностями, о которых дети слышали впервые, такие как нгангасаны или орочи, со спортивными достижениями спортсменов различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации. Обучающиеся читали стихи на родных языках и плясали русский перепляс, обучали друг друга своему алфавиту, придя к выводу о том, что мы все разные и мы все «Дети России».
Мы - дети России
Мы- дети России.
Давайте же помнить об этом, друзья
Что может быть нашей России красивей?
Ведь это любимая наша земля!
Нас много народов, мы все не похожи,
Мы дома поём на своих языках
Орочи в Хабаровске, якуты в Сибири,
Татары в Поволжье, абхазцы в горах
Поют на своих языках о России, о важных и храбрых её временах
О том, что в единстве народов вся сила
Поёт и черкес и бурятский монах.
И каждый гордится, что он - россиянин:
Частичка великой культуры страны.
О том, что народы все – дети России
Мы помнить и знать и гордиться должны!
Стихотворение, автором которого является Малецкая Н.В. передаён настрой и обобщает мероприятие , в свою очередь является «переходным мостиком» к следующему этапу.
Участие обучающихся школы в конкурсе видеороликов «Волгоград – город многонациональный»,оказал огромное эмоциональное удовлетворение. Идеей было рассказать о том, как в школе комфортно живётся детям различных национальностей .
Работая над проектом «Мы дети твои, Волгоград», пришло и название фильма. Видеоролик был отмечен и вошёл в число финалистов. Чувству гордости за свою школу у ребят не было предела.
Таким образом, создание системного подхода в реализации национальной доктрины по формированию патриотической позиции, национальной идентичности, необходимо подходить осмысленно, не приуменьшая, всесторонне освещая многоконфессиональную и многонациональную особенность истории нашего государства. В то же время, эти вопросы необходимы для становления мировоззрения будущей личности, для социализации школьника.