Опыт работы на тему Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа
«Народная тряпичная кукла как средство приобщения дошкольников к традиционной культуре народа»
Опыт работы
Гончаровой Инны Анатольевны
Воспитателя МДОУ «Ясли - сад №303 г. Донецка»
Введение
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим ШафнерВ настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Необходимо стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Сегодня возрождается интерес к народному творчеству. Приобщение к нему детей является средством формирования у них патриотических чувств. Акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Актуальность
В современном мире, во время развития информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру своего народа, практически не посещают музеи, не проявляют должного внимания к истории своего края, не умеют различить народные промыслы.
На научно-теоретическом уровне актуальность опыта обусловлена важностью аспектов патриотического воспитания на основе народной педагогики. Ведь сила народной педагогики состоит в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального
самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально– педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие
знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие
развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т.д.);
развивать эстетический вкус и творчество детей;
воспитательные
воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
привлекать родителей воспитанников к участию в работе над данной проблемой.
О возрождении культурных традиций, в которых значительное место
занимает народная кукла, говорят исследования ученых Е. И Суховой, Н. Ю.
Зубенко. Ученые рассматривают традиции, как нормы и правила жизни людей, передающиеся от поколения к поколению и складывающиеся под влиянием нравственных принципов, и считают народные игры, русские народные сказки, песни, русскую народную куклу средствами духовно-нравственного воспитания детей. Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников.
Был изучен опыт работы других детских садов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с традиционной народной куклой, освещение данной технологии в методических пособиях.
В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги и родители, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.
Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.
Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.
Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!
Практические уроки рукоделия при изготовлении тряпичной народной куклы развивают мелкую моторику рук ребёнка, что, как доказано, способствует его общему развитию, развиваются глазомер, образное и пространственное мышление.
Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
Создание кукол - это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников.
Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка. На собственном опыте убедилась, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Технология опыта.
В начале учебного года был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задавались вопросы (Приложение 1), уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, я сделала следующие выводы:
86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол;
из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан;
67% детей не знают о народных праздниках и обрядах;
Народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру.
Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной культуре через изготовление тряпичных народных кукол, который построен на обучении детей изготовлению кукол по принципу от простого к сложному (Приложение 2).
.
Занятия строятся по определенному алгоритму:
1) формулировка цели работы - ознакомление с определённым видом кукол;
2) история возникновения данного вида куклы;
3) соотнесение куклы с обрядом в соответствии со временем года и его особенностями;
4) использование аутентичного материала в разных частях занятия в зависимости от темы: произведений художественной литературы и устного народного творчества, народные обрядовые игры, связанные с данным видом куклы и временем года, слушание народных песен;
5) Определение и показ последовательности работы;
Самостоятельная работа детей по изготовлению основы куклы;
Оформление куклы: создание костюма, аксессуаров;
Анализ работ, итог занятия (выставочная деятельность).
В работе с детьми использую различные формы и методы работы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников. Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.
Дети знакомятся с обычаями и традициями народа, с историей народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол, с народным костюмом.
Также в работе использую разные методы обучения детей:
словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения);
практические (роспись доски, изготовление тряпичной куклы, рисование кукол, одежды для них);
наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, и пр.)
В обучении детей по данной теме были использованы разные виды детской деятельности:
коммуникативная (беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы- обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т.д.; отгадывание загадок об осенних явлениях, зимних приметах; заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры); чтение художественной литературы (чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; заучивание колыбельных песен, колядок; использование кукольного театра);
двигательная (русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Кострома», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня - тонкопряха», «Зайцы и лиса»);продуктивная (мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка»); игровая (использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»);познавательно-исследовательская (наблюдения в природе).
Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников: знакомлю их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:
- консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»);
- привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;
- сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику».
- мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.
Результатом работы по данной теме, исходя из данных мониторинга на конец учебного года, явилось то, что у детей появились знания о народных традициях и праздниках, о предметах старины и их назначении, о труде взрослых в старину, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами.
Таким образом, использование народной тряпичной куклы на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно- образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций:
- в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков;
- изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»;
- занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат;
- в процессе работы над созданием куклы, у детей развивается моторика пальцев, закрепляются навыки работы с ножницами, нитками. В практической работе дети учатся употреблять в дело любые имеющиеся под рукой лоскуты; гармонично сочетать их по цвету, следить за правилами экономии материала; в работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, кусочков пряжи.
Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.
Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Я думаю, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить психическое здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.
Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
Список использованной литературы
«Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре» // Справочник старшего воспитателя. 2011. №4. С. 29 – 35.
Ельцова О. М., Круглова Н. А. «Приобщение дошкольников к истокам русской праздничной культуре»// Справочник старшего воспитателя. 2011. №5. С. 24 – 33.
Зимина З.И. «Текстильные обрядовые куклы». –Москва, Ладога-100. 2007.
«Истоки русской народной культуры в детском саду» / авт.-сост. И. Г. Гаврилова.Детство-пресс, 2008.
«Календарные и народные праздники в детском саду». Вып.2:Весна/авт.-сост.А.Лапшина.-Волгоград, 2002.
Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». –Акцидент, 1997
Котова И.Н. и Котова А.С. «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт-Петербург. Папитет-2008
Кривошеева Г.А. «Народные праздники в детском саду» //Методические рекомендации.- Ульяновск, 1995. С.47
Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2009.
«Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет»/ авт.-сост.В. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2012.
«Народная кукла как средство приобщения к родной культуре.» Аскарова А.// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 117 – 125.
«Народное искусство в воспитании детей». / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Шайдурова Н. В. Традиционная тряпичная кукла// Учебно-методичекое пособие.Детство-пресс», 2012.
Яковлева Н. Н. «Использование фольклора в развитии дошкольника.Детство-пресс, 2005
ИНТЕРНЕТ – САЙТЫ:
http://pomorland.narod.ru/ http://fyodors.narod.ru/ http://letopisi.ru http://www.kolamap.ru http://www.strana-naoborot.com/Приложение №1
Сравнительная диагностики исследования знаний по данной теме
Сентябрь
Май
Сентябрь Май
Таблица №1 «Изучение познавательных интересов детей» сентябрь
№ Фамилия ребенка Элементы старинной одежды Декоративные росписи Традиции и обряды Народный фольклор Виды тряпичных кукол
1. Марина Д. Н. Н. Н. Н. С.
2. Соня П. С. В. С. Н. С.
3. Вова К. С. С. С. Н. Н.
4. Радмила С. Н. Н. Н. Н. Н.
5. Женя Ц. Н. Н. Н. Н. Н.
6. Ярослав Б. С. С. С. Н. Н.
7. Саша П. Н. Н. Н. Н. Н.
8. Антон Н. Н. Н. Н. Н. Н.
9. Юлия К. Н. С. Н. Н. Н.
10 Максим Д, С. В. С. С. Н.
11 Егор Г. С. С. Н. Н. Н.
12 Маша Ш. С. С. С. С. Н.
13 Саша Х. Н. Н. Н. Н. Н.
14 Максим Ч. С. В. С. С. Н.
15 Лиза К. С. С. Н. С. Н.
16 Влад К. Н. Н. Н. Н. Н.
17 Юлия В. С. С. С. С. С.
18 Алина П. Н. С. Н. С. Н.
19 Тима К. Н. Н. Н. С. Н.
20 Никита С. Н. Н. Н. Н. Н.
21 Дима С. Н. Н. Н. Н. Н.
Высокий - 3 - - -
Средний 10 8 7 7 3
Низкий 11 10 14 14
Таблица №2 «Результативноть исследования знаний детей по данной проблеме» май
№ Фамилия ребенка Элементы старинной одежды Декоративные росписи Традиции и обряды Народный фольклор Виды тряпичных кукол
1. Марина Д. С. В. В. С. В.
2. Соня П. В. В. В. С. В.
3. Вова К. С. С. В. С. В.
4. Радмила С. С. С. С. С. Н.
5. Женя Ц. Н. С. С. Н. С.
6. Ярослав Б. С. С. В. С. В.
7. Саша П. С. С. С. Н. Н.
8. Антон Н. С. Н. С. Н. С.
9. Юлия К. Н. С. С. С. Н.
10 Максим Д, В. В. В. В. С.
11 Егор Г. С. В. С. Н. С.
12 Маша Ш. С. С. С. С. С.
13 Саша Х. С. С. С. С. С.
14 Максим Ч. В. В. В. В. В.
15 Лиза К. С. С. В. В. В.
16 Влад К. С. С. Н. Н. С.
17 Юлия В. В. В. В. В. В.
18 Алина П. С. С. С. В. В.
19 Тима К. С. С. С. С. С.
20 Никита С. Н. Н. Н. С. С.
21 Дима С. С. С. Н. Н. С.
Высокий 4 6 8 5 8
Средний 14 13 10 10 10 Низкий 3 2 3 6 3
Приложени № 2
Проект
«Народная тряпичная кукла»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Народная тряпичная кукла».
Вид проекта: творческий
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель:
Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к истории и культуре русского народа через ознакомление с народной игрушкой.
Исследовать влияние народной куклы на развитие ребенка.
Сблизить детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.
Задачи:
1.Познакомить детей с различными видами народной тряпичной куклы, историей их возникновения , традициями изготовления и применения , с их использованием в современном мире.
2.Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями.
3.Воспитать интерес и бережное отношение к народной кукле , уважительное отношение к истории и культуре своего народа, а также чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
4.Создать условия для творческого самовыражения детей, совершенствовать творческие способности, внимание, мышление, память и речь детей.
5.Развить мелкую моторику детей, обогатить сенсорную и тактильную сферы их деятельности.
6.Уовершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.
7.Повысить педагогическую компетентность родителей по развитию у детей интереса к истории и культуре русского народа через активные формы работы.
Образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие;
2. Познавательное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Речевое развитие;
5. Физическое развитие
Длительность: Долгосрочный
Сроки проекта
Начало проекта: сентябрь 2015г.
Окончание проекта: май 2016г.
Результаты проекта
Дошкольники:
проявляют интерес к народной культуре, традициям русского народа, обрядам и праздникам;
знают названия традиционных тряпичных кукол, их назначение;
умеют изготавливать самостоятельно и при помощи взрослого некоторые народные куклы;
Автор Проекта – Гончарова Инна Анатольевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. В жизни наших детей преобладает дешевая, яркая, не всегда безопасная китайская игрушка. Наблюдая за играми детей с традиционными куклами – видно, что девочки относятся к куклам бережно, носят на руках, гладят, говорят ласковым голосом, им хочется приласкать куклу, одеть, накормить, уложить в кроватку и т.д. Во время игр с куклой Барби дети же вели себя совсем по-другому: бегали, громко кричали, копировали жизнь и поведение взрослой девушки.
Дети подсознательно тянутся к природе, к житейской мудрости предков, их спокойствию и опыту. Поэтому мне кажется, что нужно знакомить детей с народным творчеством своего народа, его самобытностью. И это можно реализовать через куклу.
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом.
Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку.
Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У дошкольников:
расширятся представления о русских народных куклах, промыслах, традициях, праздниках и обрядах, о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;
повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.
Предполагаемые результаты для воспитателей
появится тесный контакт с родителями воспитанников
повысится статус группы
пополнится предметно — развивающая среда
разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей
родители станут активными помощниками в жизни группы
отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными..ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Предложить сравнить куклы из пластмассы и ткани и выделить существенные отличия.
Просмотреть с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы
Найти и прочитать детям отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах.
Расспросить родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. Собрать и письменно оформить воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства.
Изучить основные виды русских народных тряпичных кукол
Просмотреть видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы
Провести консультацию для родителей на тему работы над проектом (темы консультаций «Альтернатива Барби», «Мужская игрушка?»)
Подготовительный этап
Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
Разработка плана по реализации проекта.
Основной этап
Работа с детьми:
Беседа «Мои любимые игры и игрушки»
Беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Как выглядели куклы раньше», «Зачем нашим предкам нужны были куклы?», «Почему у народной куклы нет лица», «Чем играли наши бабушки».
Занятия-эксперименты «Какие знаете виды тканей?», «Из какого материала легче сделать куклу?».
Дидактические игры: «Угадай на ощупь, что внутри?», «Одень куклу», «Народные промыслы», «Дорисуй орнамент».
Знакомство с историей кукол «Крупеничка»; «Кубышка – травница»; «Пеленашка»; «Мартинички», «Подорожница», «Кувадка», «Параскева»
Чтение художественной литературы: «М.А.Пожарова «Тряпичная кукла», И.Рюмина «Куклы наших бабушек»
Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»; «Куклы в русских народных играх и обрядах»
Продуктивная деятельность детей :рисование «Куклы бабушек», «Украсим кукле фартучек»;изготовление кукол «Пеленашка»; «Кувадка».
Подвижные игры: «Карусель», «Ручеек», « Гори-гори ясно», «Кострома».
Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).
Работа с родителями:
Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»; «Мудрые игрушки наших предков»; «Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.).
Мастер – класс «Изготовление куклы «Кувадки».
Презентация кукол, изготовленных совместно с детьми.
Заключительный этап
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Формирование у дошкольников интереса к истории и культуре русского народа с применением традиционной русской куклы – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога. Рукотворная народная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию, став живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
В процессе ознакомления детей с историей традиционной русской куклы учитываются следующие принципы:
принцип доступности изучаемого материала;
принцип историзма, который реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания;
принцип «единства эмоций, действия, интеллекта» - предполагает, что все знания, которые ребёнок получает, должны быть пропущены им через сердце, руки и голову. В этой триаде эмоции стоят на первом месте, т.к. всё, что пропущено человеком через душу, в ней и остаётся. Порой что-то забывается, стираются из памяти какие-то факты, события, а вот чувства, испытанные в детстве, остаются с человеком надолго, порой на всю жизнь;
принцип интегративности – подразумевает, что ознакомление дошкольника с историей и культурой русского народа может быть стержнем, вокруг которого интегрируются различные виды детской деятельности, различные отрасли знания.
Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» дополнит и расширит систему по гражданско-патриотическому воспитанию, сделав акцент на формирование интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной славянской куклы.
Реализация проекта «НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА» осуществляется в соответствии с перспективно-тематическим планированием в непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности по образовательным областям: социализация, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, труд. Содержание проекта базируется на:
русском народном фольклоре: сказках, пословицах, поговорках, закличках, потешках, народных мелодиях и песнях, введении русских народных игр и кукол в жизнь детей.
Перспективный план работы по приобщению дошкольников к традиционной культуре посредством традиционных народных кукол построен на календаре народных праздников и народном календаре изготовления тряпичных народных кукол. Обучение детей изготовлению кукол происходит от простого к сложному В течение первого полугодия воспитанники знакомятся с народными календарными праздниками и традициями, образцами народных кукол; учатся обследовать материалы, работать с тканью и изготавливать совместно с воспитателями и родителями несложные русские народные куклы. В течение второго года у детей расширяются представления о народных куклах, их связи с народным годовым календарём. Воспитанники научатся различать игровые, обрядовые и обереговые куклы и изготавливать некоторые их них самостоятельно.
План
работы по приобщению детей к народной культуре
Народные праздники и календарь изготовления кукол Неделя Темы по проекту
Народные игрушки сентябрь
(2 неделя)
«Как жили люди на Руси. Что мы знаем о куклах?» Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.
Беседы об истории возникновения тряпичной куклы .Рассматривание кукол из различных материалов: глиняная, соломенная, деревянная. Рисование своей любимой игрушки.
Рассказ о народных праздниках и приметах.
Беседа о русских мастерах, создающих предметы декоративно-прикладного искусства .
Кукла Крупеничка. сентябрь
(4 неделя) «История народной куклы. Кукла Крупеничка»
Цель: Познакомить детей с традиционной народной куклой Крупеничкой .Рассказ о назначении кукол: игровые, обереговые, обрядовые.
Знакомство с куклой Крупеничкой, её назначением и особенностями.
Просмотр видеофильма "Русские тряпичные куклы".
Чтение стихотворения М.А. Пожарова “Тряпичная кукла”.
Просмотр альбома «Народные промыслы на Руси»
Праздник Покров.
октябрь
«Осенние народные праздники и традиции. Покров»
Цель: Знакомить детей с народным календарём и осенними праздниками.
Беседы об осенних традициях и обрядах русского народа, выращивании льна на Руси...Обследование игрушек, определение материалов, из которых они изготовлены
Рассказ о кукле Десятиручке.
Заучивание пословиц о семье.
Обучение детей народной игре-хороводу «Шел король по лесу»
Кукла Неразлучники
октябрь
«Обрядовые куклы. Кукла Неразлучники»
Цель: Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.
Беседа о свадебных обрядах на Руси.
Рассматривание образцов кукол.
Обследование способа изготовления и материалов.
Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
Художественное творчество "Украшение для куклы".
Русская народная игра –хоровод «Шёл король по лесу».
Кукла Кувадканоябрь
«Обрядовые куклы. Кукла Кувадка»
Цель: Учить понимать логические связи между куклой и традицией. Познакомить с обрядом КувадыРассматривание образцов кукол.
Обследование способа изготовления и материалов.
Совместное поэтапное изготовление куклы КувадкиЗаучивание колыбельной песни:"Люли-люли,люленьки"
Зимние праздники декабрь
(2 неделя«Зимние забавы. Игровые куклы».
Цель:. Познакомить игровой куклой «Зайчик на пальчик».
Рассказы о жизни , занятиях и играх детей на Руси.
Беседа об игровых куклах.
Обследование способа изготовления и материалов.
Слушание народных мелодий в записи и на музыкальных занятиях. Слушание колыбельных.
Совместное изготовление куклы "Зайчик на пальчик".
Знакомство с хороводной игрой «Зайцы и лиса».
Рождество.
Коляда. январь
«Куклы Коляда и ангелочек» .
Цель: расширить представлений о народном празднике Коляда через знакомство с обрядовыми куклами Коляда иангелочек.
Беседа об обрядовых куклах Коляда и ангелок.
Рассматривание иллюстраций по теме «Ярмарка».
Дидактические игры и упражнения «Народные промыслы».
Разучивание колядок, слушание народных мелодий.
Масленица. февраль
Обереговая кукла Масленица.
Цель: познакомить с обереговыми куклами. Кукла Масленица- разновидности и назначение .
Беседа о куклах- оберегах, о назначении куклы Масленица.
Дидактические игры и упражнения: «Найди пару».
Обучение хороводной игре"Гори-гори ясно".
Слушание народных мелодий в записи
Изготовление совместно с детьми куклы - оберега Масленица.
Веснянка. Куклы
Мартинички. март
«Куклы Мартинички»
Цель: Познакомить с народным обрядом «Закликания весны». Изготовление обрядовых кукол Мартиничек.
Беседа о народном обряде «Закликания весны» и обрядовых куклах. Название и назначение куклы Мартинички.
Рассматривание иллюстраций по теме «Весна».
Слушание народных мелодий «Коробейники», «Калинка».
Дидактические игры и упражнения: «Узнай элемент узора», «Найди пару», «Народные промыслы», «Закончи узор»
Кукла БерегиняАпрель
«Кукла Берегиня»Цель: Дать понятие об обереговой кукле Берегине и способе её изготовления.
Беседа о куклах-оберегах .Чтение сказки «Василиса Прекрасная».
Показ способа изготовления куклы - столбушкиПоэтапное изготовление куклы Берегини совместно с детьми.
Обучение детей использованию альбома - пособия по изготовлению народной тряпичной куклы.
Кукла «Пасха»
Апрель
«Кукла «Пасха»
Цель: Продолжать знакомить с народными традициями и народными куклами.
Беседа «Как отмечают праздник Пасхи».
Раскрашивание яиц «Писанки»
Знакомство с пасхальной куклой, изготовление куклы.
май
«Обережье» (итоговое игровое занятие)
Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.
Рассказы детей о куклах- оберегах.
Экскурсия по мини-музею «Народной куклы»
( экскурсоводы – дети).
В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:
Изучается история традиционной русской народной куклы и ее виды.
Осваивается технология выполнения тряпичных кукол, изготовлены образцы кукол.
проведен мастер-класс по изготовлению оберега - куклы «Кувадки» с родителями.
оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги»